П СИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА Кафедра психологии ККИДППО Рыженко С. К.
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
П РИЗНАКИ ОДАРЕННОСТИ В ООБРАЖЕНИЕ РИСУЕТ, РАЗУМ СРАВНИВАЕТ, ВКУС ОТБИРАЕТ, ТАЛАНТ ИСПОЛНЯЕТ. Г АСТОН Л ЕВИС Инструментальный аспект поведения Наличие специфических стратегий деятельности. Своеобразный индивидуальный стиль деятельности Высокая структурированность знаний Особый тип обучаемости Мотивационный аспект поведения Повышенная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям Повышенная познавательная потребность Предпочтение противоречивой и неопределенной информации Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели
В ИДЫ ОДАРЕННОСТИ В СЯКИЙ ЧЕЛОВЕК ХОРОШ, ДА НЕ ДЛЯ ВСЯКИХ ДЕЛ. Х УАН М АНУЭЛЬ По виду деятельности: практическая, теоретическая, художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. По степени сформированности: актуальная и потенциальная. По форме проявления: явная и скрытая. По широте проявления: общая и специальная. По особенностям возрастного развития: ранняя и поздняя.
В ЫЯВЛЕНИЕ ОДАРЕННОСТИ С ПОСОБНОСТЬ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ЗАРАНЕЕ, НО ОНА ДОЛЖНА СТАТЬ УМЕНИЕМ. И ОГАНН В ОЛЬФГАНГ Г ЕТЕ Наблюдение Проведение психодиагностического исследования Психодиагностические тренинги Экспертное оценивание продуктов творческой деятельности Проведение пробных уроков по специальным программам, включение детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия Организация интеллектуальных и предметных олимпиад, конференций, спортивных соревнований, творческих конкурсов, фестивалей, смотров и т.п.
Л ИЧНОСТЬ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА Б ЫВАЮТ ЛЮДИ, ЧЬИ ТАЛАНТЫ НИКОГДА БЫ НЕ ОБНАРУЖИЛИСЬ, НЕ БУДЬ У НИХ ЕЩЕ И НЕДОСТАТКОВ. Л ЮК ДЕ К ЛАПЬЕ В ОВЕНАРГ Дисгармоничное развитие Своя система ценностей Перфекционизм Завышенная или неустойчивая самооценка Внутренний локус контроля Повышенная впечатлительность Независимость
П РОБЛЕМЫ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА Т АЛАНТ - КАК ПОРОДИСТЫЙ КОНЬ, НЕОБХОДИМО НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ ИМ, А ЕСЛИ ДЕРГАТЬ ПОВОДА ВО ВСЕ СТОРОНЫ, КОНЬ ПРЕВРАТИТЬСЯ В КЛЯЧУ... М АКСИМ Г ОРЬКИЙ Проблемы саморегуляции Проблемы общения Проблемы физического развития При направленности только на усвоение знаний - проблема со способностью к творчеству Проблема профессиональной ориентации
М ЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С ПОСОБНЫМ ЗАВИДУЮТ, ТАЛАНТЛИВЫМ ВРЕДЯТ, ГЕНИАЛЬНЫМ - МСТЯТ. Н ИККОЛО П АГАНИНИ Семья: детоцентричность, часто – единственный ребенок Сверстники: часто популярность или отвержение Педагоги: расположенность к детям с повышенными учебными способностями, к позитивным лидерам. Конфликт, неприятие ребенка с ярким индивидуализмом, повышенной критичностью мышления.
С ТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ Ускорение Углубление Обогащение Проблематизация
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ Б ОЛЬШОЙ ТАЛАНТ ТРЕБУЕТ БОЛЬШОГО ТРУДОЛЮБИЯ. П ЕТР Ч АЙКОВСКИЙ Индивидуальный план Дистанционное обучение Тьютор Факультативные занятия в малых группах Исследовательские секции и творческие объединения
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ВОИ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ УЗНАТЬ, ТОЛЬКО ПОПЫТАВШИСЬ ПРИЛОЖИТЬ ИХ. Л УЦИЙ А ННЕЙ ( СЫН ) С ЕНЕКА 1) обучение индивидуальное или в малых группах по программам творческого развития в определенной области; 2) работа по исследовательским и творческим проектам в режиме наставничества (в качестве наставника выступают, как правило, ученый, деятель науки или культуры, специалист высокого класса); 3) очно-заочные школы; 4) каникулярные сборы, лагеря, мастер-классы, творческие лаборатории; 5) система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад; 6) детские научно-практические конференции и семинары.
В ОБУЧЕНИИ НЕОБХОДИМО : изучать широкие (глобальные) темы и проблемы междисциплинарный подход на основе интеграции тем и проблем, относящихся к различным областям знания изучение проблем открытого типа учитывать интересы одаренного ребенка поддерживать и развивать самостоятельность в обучении обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса с точки зрения содержания, форм и методов обучения использовать разнообразные источники и способы получения информации обучать детей оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев, формировать у них навыки публичного обсуждения и отстаивания своих идей и результатов художественного творчества, способствовать развитию самопознания, а также пониманию индивидуальных особенностей других людей обеспечить психологическую поддержку с учетом индивидуального своеобразия личности каждого одаренного ребенка.
В ЫБОР ЭФФЕКТИВНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Форма обученияПсихологические риски Групповые формы обученияНизкая социальная компетентность, конфликтность, застенчивость, тревожность, несформированность коммуникативных навыков, низкая потребность в общении Индивидуальная форма обучения, тьюторство Повышенная потребность во внимании окружающих (демонстративность), выраженное стремление к превосходству, психологическая несовместимость с наставником Дистанционное обучениеПовышенная потребность в общении, потребность в поощрении, интимно- личностном общении, ведущая аудиальная и кинестетическая репрезентативная система, неусидчивость
Ч ЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮЩИЙ ВРОЖДЕННЫМ ТАЛАНТОМ, ИСПЫТЫВАЕТ ВЕЛИЧАЙШЕЕ СЧАСТЬЕ ТОГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТ ЭТОТ ТАЛАНТ. И ОГАНН В ОЛЬФГАНГ Г ЕТЕ Спасибо за внимание!