ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ГОУ ДПО «ИПКСПО» САНКТ – ПЕТЕРБУРГ 2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1.4 Основные понятия, закономерности компетентностного подхода и его связь с образовательными технологиями ( компетенции и результаты образования). Борисова.
Advertisements

Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
Основные федеральные тренды Институциональный характер изменений в образовании Деньги в обмен на обязательства и на эффективность Формульное финансирование.
Презентация по педагогике на тему: Научные основы управления педагогическими системами. Выполнила: ст. гр. П5-07 Капёнкина О.Е. Волгоград 2009.
Реализация системно-деятельностного подхода как основа определения требований к результатам образования в рамках ФГОС Хохлов Н.П. учитель физической культуры.
Кафедра ПСИХОЛОГИИ им. А.Ц.ПУНИ представляет дисциплину по выбору для профилей подготовки: Физкультурно-оздоровительные технологии Спортивно-оздоровительный.
ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ ЧАС В РАМКАХ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА ПАРК СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ.
Основы современных технологий обучения иностранным языкам ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ. ВИДЫ ТЕХНОЛОГИЙ.
Содержание и структура модуля «Технологии проектирования профессионально ориентированного обучения в медицинском вузе» Лопанова Елена Валентиновна, Омская.
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И. К. Посохина С. М. Щудло Новый сибирский институт Д. А. Растворов МОУ ДОВ.
Формирование базовых компетентностей обучающихся – одна из ключевых задач модели школьного образования.
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
СИСТЕМНО- ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ПОСТРОЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА Учитель иностранного языка МБОУ – СОШ 1 г. Аркадака Терехова М. М.
«В ногу со временем: изучаем ФГОС ДО» «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования РФ. Развивающая предметно-пространственная среда.» Выполнила:
Комплект методических пособий «Компетентностный подход в обучении: формы и методы работы», «Формирование читательской компетентности современного школьника»
МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»
«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей.
Современные образовательные технологии 3. 3 "как учить результативно?" «чему учить?" «зачем учить?» «как учить?"
ИНФОРМАЦИОННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ГОУ ДПО «ИПКСПО» САНКТ – ПЕТЕРБУРГ 2011

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧИХ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН, МОДУЛЕЙ, ПРАКТИК И ВСЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Объектами технологизации в образовательной деятельности должны выступать: цели, содержание, организационные способы восприятия, переработки и представления информации, формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, процедуры их личностно- профессионального поведения, самоуправления и творческого развития

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Продуктами технологизации образовательного процесса (с точки зрения обучающегося) могут выступать личностные социально – и профессионально значимые алгоритмы и стереотипы поведения, мерой целесообразности эффективности которых служит успешность и конкурентоспособность выпускников образовательных учреждений

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Естественные границы технологизации, за которыми она превращается во зло, определяются и детерминируются социокультурными ценностями, принятыми в обществе, конкретном учебном заведении и разделяемыми каждым преподавателем

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Признаками технологичности образовательного процесса являются: детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов – целей; системное применение психолого-педагогических и технических средств представления, восприятия, переработки учебной и социо – культурной информации; системное использование обратной связи с целью корректировки и оценки эффективности образовательного процесса; гарантированность достигаемых результатов; воспроизводимость процесса вне зависимости от мастерства педагога; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий.

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Проектирование образовательного процесса любого типа, как уже отмечалось, – одно из наиболее трудоемких и одновременно ответственных видов деятельности педагога. В этом контексте преподаватель рассматривается не только как специалист в предметной области, но и прежде всего как педагог-менеджер и режиссер, как лицо, несущее личную духовную ответственность перед обучаемыми и самим собой.

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Что означает технологизация учебного процесса для преподавателя, проектирующего этот процесс? Что должно изменяться в нем самом и стиле его работы?

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Последствие 1. Бездумное обучение в смысле обучения без включения всего интеллектуального потенциала человека должно просто исчезнуть, значит преподаватель должен не только научиться думать самостоятельно, но и уметь организовывать мыслительную деятельность студентов. А это требует дополнительной его подготовки

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Последствие 2. Обучение, построенное только или преимущественно на передаче информации, должно быть заменено или существенно дополнено обучением деятельностью и в деятельности, ориентированной как на настоящее, так и на будущее. Меняется статус преподавателя: передатчик информации превращается в менеджера учебного процесса.

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Последствие 3. Меняется содержание образования: не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации. При этом в качестве содержания образования выступает и социокультурный контекст, в котором осуществляется жизнедеятельность человека. Важно отметить, что преподаватель, не имеющий собственного практического профессионального опыта вряд ли сможет качественно организовывать и учебную деятельность по освоению профессии.

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Последствие 4. Изменяются формы взаимодействия обучающих и обучаемых, а также обучаемых между собой. Поскольку деятельность является содержанием обучения, требуются новые формы его организационного освоения. На смену традиционным приходят формы активного, инновационного обучения: игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, разновидности дискуссий, тренинги, самостоятельная и исследовательская работа

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Последствие 5. Изменение целей, содержания и форм обучения оказывает существенное влияние и на характер общения преподавателя и обучаемого, на атмосферу их взаимодействия. Партнерство, равенство личностей в выборе, поступках, ответственности, положительный эмоциональный фон – все это становится перманентной доминантой отношений

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Не случайным представляется появление нового направления в менеджменте, которое возникло во второй половине 80-х годов – управление технологическими ресурсами или технологического менеджмента. Управление технологическими ресурсами включает три функции – оптимизацию, обогащение и защиту технологического потенциала, для выполнения которых необходимо опираться на три вспомогательных инструмента – инвентаризацию технологического достояния, его оценку и постоянное наблюдение за внешней средой

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Технологичность образовательного процесса рассматривается и как один из показателей качества и оценки деятельности образовательного учреждения и образования в целом, обеспечивающих его экономическую эффективность и гуманистическую направленность. В этом контексте она выступает и как норма проектирования образовательного процесса

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Технологический подход к образованию предполагает наличие обобщающих данных о существующих психолого-педагогических концепциях и теориях организации образовательного процесса, а также банка конкретных образовательных технологий, систематизированных и описанных в форме, удобной для практического использования управленцами в образовании и педагогами всех уровней образовательной системы. Частичному решению именно этой задачи посвящены следующие разделы данной работы, в которых предлагается определенный подход к проблеме технологизации образовательного процесса.

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В качестве методологических ориентиров технологизации образовательного процесса, реализуемой уже на этапе проектирования рабочих программ учебных дисциплин, модулей, практик в составе ООП, выступают: маркетинг как инструмент отражения социально- экономического контекста жизнедеятельности людей, изучения потребностей;

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА культура как системообразующий фактор, отражающий духовный контекст жизнедеятельности общества и конкретных людей

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА личностная ориентация как выражение гуманистической направленности и доминирующей системы ценностей в образовании, обществе и государстве

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА модульность как принцип структурирования содержания образования и конкретной учебной информации

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА активное обучение как организационного инварианта взаимодействия субъектов образовательного процесса

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА профессиональный контекст как способ задания целей профессионального развития

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Образовательные технологии – это процесс и результат создания(проектирования) адекватной потребностям и возможностям личности, системы социализации, личностного и профессионального развития человека в образовательном учреждении, состоящий из специальным образом сконструированных под заданную цель методологических, дидактических, психологических, интеллектуальных, информационных и практических действий, операций, приемов, шагов участников образовательного процесса, гарантирующих достижение поставленных образовательных целей и свободу их сознательного выбора

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Общепризнанной классификации образовательных технологий в российской педагогике нет, поэтому на основе анализа существующих в науке и практике подходов и собственной концепции предлагается вариант классификации образовательных технологий различного уровня, удобный, на наш взгляд, для использования в практической деятельности преподавателей и управленцев

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА методологические образовательные технологии (на уровне педагогических теорий, концепций, подходов), выступающие в качестве интегральных моделей

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА стратегические образовательные технологии (на уровне организационной формы взаимодействия), ориентированные, как правило, на один параметр образовательного процесса и выступающие как способ достижения стратегических целей

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА - тактические образовательные технологии (на уровне методики, формы и/или метода обучения, приема), являющиеся конкретным способом достижения тактических целей образования в рамках определенной стратегической технологии

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Доминирование на уровне методологической технологии какого-либо конкретного подхода определяется типом учебного заведения (техническое, гуманитарное, педагогическое), целями и содержанием подготовки профессионалов определенных специальностей, приверженностью руководителей и преподавателей к отдельным педагогическим концепциям

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Беседа форма организации занятия, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития. В зависимости от чередования направлений информационных потоков во времени, различается несколько разновидностей беседы: с параллельным контролем, с предконтролем, с постконтролем и другие

ГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Лекция форма организации занятия, в которой укрупненная дидактическая единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития

ГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА. Педагогическая техника используемые в рамках данной модели обучения средства и приемы в их взаимодействии. Практикум форма организации занятия, в которой весь класс делится на группы (возможны варианты с гомогенными и с гетерогенными группами), группы получают задания на определенное время, по истечении которого отчитываются о результатах, а затем задания циклически меняются от группы к группе.

ГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Рассказ форма организации занятия, в которой ограниченная дидактическая единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития. Семинар форма организации занятия, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интраактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития. Система задач совокупность заданий к блоку занятий по изучаемой теме, удовлетворяющая требованиям:

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В рамках образовательной парадигмы технологии соединяются в систему – цели, задачи, структурированный учебный материал, методы обучения, способы усвоения содержания, отработки учений с формами организации учебно-познавательной деятельности, способами контроля, самодиагностики и коррекции усвоения.

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В качестве нормативной основы выступают ФГОС третьего поколения. Для учреждений профессионального образования задаваемые во ФГОСах показатели, с одной стороны, служат определенными точками отсчета для формирования своего авторитета и имиджа, а с другой, – задают своего рода меру свободы, позволяющую гибко реагировать на региональные запросы и конъюнктуру рынка труда

ФГОС – ТЕХНОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Остается только научиться этой свободой рационально распорядиться!!!