А. Зудин Политическое лидерство и элиты: новый этап III Международная социологическая конференция «Продолжая Грушина» III Международная социологическая.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основы функционирования политической системы Лекция 2. Власть как центральный элемент политики.
Advertisements

Институциональные аспекты политики Возникновение и необходимость существования социально-политических институтов. Специфика содержания и функции. Ванюшина.
Леонтьевские чтения: VII ежегодная конференция Экономическая теория и история Реформы в России глазами бизнеса: что изменилось за семь лет? Санкт-Петербург,
1 Открытое заседание рабочей группы по совершенствованию квалификационных требований к претендентам на замещение должностей государственной гражданской.
Проблемы государственных финансов в контексте экономической и административной реформы И.Н.Баранов Государственные и муниципальные финансы 2007.
Российская политика и кризис И.М.Бунин доктор политических наук Президент фонда «Центр политических технологий»
Политика Власть, ее происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти Классовая концепция Элитарная концепция Структурно-организационная.
Политика Деятельность социальных групп и индивидов в осознании и представлении своих противоречивых коллективных интересов, выработке обязательных для.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Исполнительная власть и государственное управление.
А. И. ТУРЧИНОВ Государственная служба России : состояние и проблемы развития Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте.
Государство в политической системе общества Тема 4 Лекция.
Сравнительный анализ политических режимов. Тема 3 Лекция.
Выполнила Щербакова Е. С. 301 ЭВ. Чтобы правило работало, необходима система, поддерживающая его исполнение, например, санкций за его нарушение. Эффективное.
Государственная гражданская служба как система: содержание, характеристики элементов и подсистем ПОДГОТОВИЛА СТУДЕНТКА 3 КУРСА ГРУППЫ 3104 КУГОТОВА ФАТИМАТ.
Задачи: cоздание единого европейского пространства в области ПОО, oбеспечение прозрачности квалификаций (за счет введения Европейского резюме, Приложения.
Институциональная среда инвестиционной деятельности российских банков диссертация Залетного Алексея Алексеевича на соискание ученой степени кандидата экономических.
Государственная программа Республики Коми «Развитие системы государственного и муниципального управления» на годы (основные положения государственной.
О.Малинова Идеологическое измерение нового путинского срока: идеи и практики III Международная социологическая конференция «Продолжая Грушина» Москва,
Разработка системы признания сертификатов, полученных выпускниками образовательных учреждений профессионального образования и другими категориями граждан.
Транксрипт:

А. Зудин Политическое лидерство и элиты: новый этап III Международная социологическая конференция «Продолжая Грушина» III Международная социологическая конференция «Продолжая Грушина» Москва, 28 февраля 2013 Москва, 28 февраля 2013

Лидер и элиты в системе доминирования Лидер в системе с доминирующим игроком: две модели Лидер в системе с доминирующим игроком: две модели 1: опора на элиты, элиты – безальтернативный посредник в отношениях лидера и общества 1: опора на элиты, элиты – безальтернативный посредник в отношениях лидера и общества 2: опоры на элиты + опора на общество; лидер имеет независимые каналы связи с массовыми категориями избирателей («общество») 2: опоры на элиты + опора на общество; лидер имеет независимые каналы связи с массовыми категориями избирателей («общество») Прямая связь с обществом наделяет лидера: Прямая связь с обществом наделяет лидера: Возможностью «инфорсмента» - дисциплинировать элиты, принуждать к исполнению существующих правил игры Возможностью «инфорсмента» - дисциплинировать элиты, принуждать к исполнению существующих правил игры Трансформационным потенциалом – возможностью менять правила игры Трансформационным потенциалом – возможностью менять правила игры С 2000 года в России утвердился вариант 2 С 2000 года в России утвердился вариант 2 Две политических опоры лидера: Две политических опоры лидера: доминантная партия + доминантная партия + прямые (плебисцитарные) связи с «большинством» прямые (плебисцитарные) связи с «большинством» Совмещение двух функций Совмещение двух функций Арбитраж и поддержание равновесия Арбитраж и поддержание равновесия Трансформационная Трансформационная В отношениях между лидером и элитами всегда присутствовала третья сторона – массовые категории избирателей («общество») В отношениях между лидером и элитами всегда присутствовала третья сторона – массовые категории избирателей («общество») На каждом этапе лидер в разной степени совмещал выполнение арбитражной и трансформационной функции На каждом этапе лидер в разной степени совмещал выполнение арбитражной и трансформационной функции

Развитие российских элит: три периода 2000-х В 2000 – 2013 гг. развитие элит прошло три этапа. На каждом – в разных пропорциях два типа перемен В 2000 – 2013 гг. развитие элит прошло три этапа. На каждом – в разных пропорциях два типа перемен Кадровые: обновление персонального состава Кадровые: обновление персонального состава Институциональные: принуждение к исполнению существующих правил игры или изменение этих правил меняет поведение Институциональные: принуждение к исполнению существующих правил игры или изменение этих правил меняет поведение : преобладание институциональных изменений при высокой кадровой преемственности: «старые» элиты начинают вести себя по-новому : преобладание институциональных изменений при высокой кадровой преемственности: «старые» элиты начинают вести себя по-новому -олигархи и губернаторы принимают и приспосабливаются к «вертикали власти» -олигархи и губернаторы принимают и приспосабливаются к «вертикали власти» : начало больших кадровых перемен: : начало больших кадровых перемен: -масштабное обновление губернаторского корпуса -масштабное обновление губернаторского корпуса Многое говорит о том, что после выборов 2012 г. в отношениях лидера и российских элит наступил новый этап. Многое говорит о том, что после выборов 2012 г. в отношениях лидера и российских элит наступил новый этап.

Выборы 2012: новая политическая реальность Победа в один тур (март 2012) Победа в один тур (март 2012) Начало комплексной политической реформы (с начала 2012 г.) Начало комплексной политической реформы (с начала 2012 г.) Актуализация президентской программы, по факту рассчитанной на два президентских срока (Майские указы, декабрьское Послание 2012) Актуализация президентской программы, по факту рассчитанной на два президентских срока (Майские указы, декабрьское Послание 2012) Готовность В. Путина выставить свою кандидатуру и на второй срок (апрель 2012) Готовность В. Путина выставить свою кандидатуру и на второй срок (апрель 2012) Высокие оценки Путина-лидера в общественном мнении (весь период) Высокие оценки Путина-лидера в общественном мнении (весь период) Высокий уровень поддержки политических инициатив Путина (май 2012 – февраль 2013) Высокий уровень поддержки политических инициатив Путина (май 2012 – февраль 2013) Увеличение доли тех, кто готов поддержать кандидатуру Путина на новых президентских выборах (декабрь 2012) Увеличение доли тех, кто готов поддержать кандидатуру Путина на новых президентских выборах (декабрь 2012) Итог: воссоздание системы с доминантным игроком: новая версия Итог: воссоздание системы с доминантным игроком: новая версия

Новая ситуация в верхах Воссоздание системы с доминантным игроком меняет ситуацию в верхах Воссоздание системы с доминантным игроком меняет ситуацию в верхах Как? Подробно об этом, судя по всему будет сказано в выступлении Евгения Минченко Как? Подробно об этом, судя по всему будет сказано в выступлении Евгения Минченко Здесь ограничимся несколькими тезисами Здесь ограничимся несколькими тезисами Главная перемена: невозможность возврата к тандему или его подобию Главная перемена: невозможность возврата к тандему или его подобию Тандем означает две примерно равновеликие фигуры, или по крайней мере, существование «первого» и «второго» номеров при значительной дистанции от всех остальных Тандем означает две примерно равновеликие фигуры, или по крайней мере, существование «первого» и «второго» номеров при значительной дистанции от всех остальных «второй номер» во власти автоматически превращается в кандидата в преемники с самого начала нового президентского срока «второй номер» во власти автоматически превращается в кандидата в преемники с самого начала нового президентского срока Но преемник актуален и уместен только в конце президентского срока Но преемник актуален и уместен только в конце президентского срока В начале правления «преемник» объективно ослабляет вновь избранного президента В начале правления «преемник» объективно ослабляет вновь избранного президента Назначения, перестановки и передвижения в верхах (Рогозин, Шойгу, Васильев, Нарышкин), а также активное давление на окружение премьера со стороны соперников перераспределили «весовые» категории участников коалиции: «второй номер» исчез, а вместе с ним – и кандидат в преемники Назначения, перестановки и передвижения в верхах (Рогозин, Шойгу, Васильев, Нарышкин), а также активное давление на окружение премьера со стороны соперников перераспределили «весовые» категории участников коалиции: «второй номер» исчез, а вместе с ним – и кандидат в преемники можно говорить о «третьем», «четвертом», «пятом», соперничестве за эти места, но «второго» больше нет. Есть только «первый номер» - и все остальные участники коалиции в верхах можно говорить о «третьем», «четвертом», «пятом», соперничестве за эти места, но «второго» больше нет. Есть только «первый номер» - и все остальные участники коалиции в верхах Консолидация коалиции в верхах происходит на новой основе: вокруг единого центра в лице сильного президента-лидера Консолидация коалиции в верхах происходит на новой основе: вокруг единого центра в лице сильного президента-лидера

Новая ситуация в отношениях лидера с элитами Воссоздание системы в доминантным игроком меняет ситуацию во взаимоотношениях лидера с элитами Воссоздание системы в доминантным игроком меняет ситуацию во взаимоотношениях лидера с элитами Создается условия для решения серьезных проблем, возникших в ходе 20-летнего развития российских элит Создается условия для решения серьезных проблем, возникших в ходе 20-летнего развития российских элит С 2012 года важным направлением нового политического курса становится политика «национализации элит» С 2012 года важным направлением нового политического курса становится политика «национализации элит» В основе этой политики – квалификация состояния российских элит в качестве источника серьезных политических рисков, препятствия для экономического, социального и политического развития В основе этой политики – квалификация состояния российских элит в качестве источника серьезных политических рисков, препятствия для экономического, социального и политического развития Политика «национализации элит» - попытка решить эти проблемы, убрать препятствия, снизить риски Политика «национализации элит» - попытка решить эти проблемы, убрать препятствия, снизить риски Что это за проблемы? Что это за проблемы?

Оценка элит: подход Хигли-Бертона Воспользуемся аппаратом политической социологии, точнее, подходом, разработанным группой авторов во главе с Джоном Хигли и Майклом Бертоном. Воспользуемся аппаратом политической социологии, точнее, подходом, разработанным группой авторов во главе с Джоном Хигли и Майклом Бертоном. Выделены два ключевых показателя, объясняющие основные характеристики объектов, – дифференциация и интеграция. Выделены два ключевых показателя, объясняющие основные характеристики объектов, – дифференциация и интеграция. Показатель «дифференциация» описывает функциональную специализацию между различными отрядами элит, которые профессионализируются на выполнении соответствующих функций. Показатель «дифференциация» описывает функциональную специализацию между различными отрядами элит, которые профессионализируются на выполнении соответствующих функций. Показатель «интеграция» представлен двумя разновидностями. Показатель «интеграция» представлен двумя разновидностями. «Структурная» интеграция характеризует относительную инклюзивность (открытость для проникновения) сетей коммуникации и влияния для отдельных фигур, групп и фракций элиты. «Структурная» интеграция характеризует относительную инклюзивность (открытость для проникновения) сетей коммуникации и влияния для отдельных фигур, групп и фракций элиты. «Идеологическая» (или нормативно-ценностная) интеграция обозначает степень согласия в отношении формальных и неформальных правил политического поведения, а также легитимности политических институтов [Higley J., Hoffmann-Lange U., Kadushin C., Gwen Moore G. May, 1991; Burton M., Gunther R., Higley J., 1992; Higley J., Moore G., 2001]. «Идеологическая» (или нормативно-ценностная) интеграция обозначает степень согласия в отношении формальных и неформальных правил политического поведения, а также легитимности политических институтов [Higley J., Hoffmann-Lange U., Kadushin C., Gwen Moore G. May, 1991; Burton M., Gunther R., Higley J., 1992; Higley J., Moore G., 2001]. Позже Вильгельм Берклин уточнил показатель интеграции. Он предложил: Позже Вильгельм Берклин уточнил показатель интеграции. Он предложил: проводить различие между «горизонтальной» интеграцией, описывающей характер взаимоотношений между различными отрядами элит, и «вертикальной» интеграцией, характеризующей связи каждого из отрядов элит с более широкими (массовыми) сообществами, которые они в той или иной степени представляют (Bürklin, Wilhelm (1997). проводить различие между «горизонтальной» интеграцией, описывающей характер взаимоотношений между различными отрядами элит, и «вертикальной» интеграцией, характеризующей связи каждого из отрядов элит с более широкими (массовыми) сообществами, которые они в той или иной степени представляют (Bürklin, Wilhelm (1997).

Российские элиты: два диагноза Применение подхода Дж. Хигли к изучению становления элит в России в ходе трансформации позволило прийти к следующим выводам. Применение подхода Дж. Хигли к изучению становления элит в России в ходе трансформации позволило прийти к следующим выводам. На смену «идеократической» элите, отличавшейся сочетанием высокой интеграции и низкой дифференциации, приходят «фрагментированные» элиты с измененной конфигурацией свойств – низкая интеграция и низкая дифференциация. [J. Higley, O. Bayulgen, J. George, 2003; Steen A., 2002; Steen A., 2003]. На смену «идеократической» элите, отличавшейся сочетанием высокой интеграции и низкой дифференциации, приходят «фрагментированные» элиты с измененной конфигурацией свойств – низкая интеграция и низкая дифференциация. [J. Higley, O. Bayulgen, J. George, 2003; Steen A., 2002; Steen A., 2003]. Модель «фрагментированной» элиты хорошо описывает состояние российских элит. Важно: снижение интеграции при выходе из государственного социализма не обязательно влечет за собой усиление дифференциации. Модель «фрагментированной» элиты хорошо описывает состояние российских элит. Важно: снижение интеграции при выходе из государственного социализма не обязательно влечет за собой усиление дифференциации. Фрагментация слабодифференцированных элит при слабых институтах побуждает эти элиты к экспансии на территорию «соседей». Результат: сращивание, симбиоз, различные «гибриды» из административных элит, элит бизнеса и партийно-политических элит. Пропорции меняются, но уже два десятилетия базовое состояние российских элит остается неизменным. Фрагментация слабодифференцированных элит при слабых институтах побуждает эти элиты к экспансии на территорию «соседей». Результат: сращивание, симбиоз, различные «гибриды» из административных элит, элит бизнеса и партийно-политических элит. Пропорции меняются, но уже два десятилетия базовое состояние российских элит остается неизменным. Применение другого подхода Норта-Уоллиса-Вайнгаста в рамках концепции социальных порядков «ограниченного доступа» и «открытого доступа» (ПОД и ПСД) дает схожие результаты. Властные элиты образуют «господствующую коалицию», которая во многом замещает слабое государство. Отношения с другими группами элит строятся на патронажно-клиентельной основе. Реального разделения государственных и частных организаций не произошло, те и другие отличает персоналистский характер. Институты не развиты, ПОД неустойчив, повышенная уязвимость для внутренних и внешних рисков. Применение другого подхода Норта-Уоллиса-Вайнгаста в рамках концепции социальных порядков «ограниченного доступа» и «открытого доступа» (ПОД и ПСД) дает схожие результаты. Властные элиты образуют «господствующую коалицию», которая во многом замещает слабое государство. Отношения с другими группами элит строятся на патронажно-клиентельной основе. Реального разделения государственных и частных организаций не произошло, те и другие отличает персоналистский характер. Институты не развиты, ПОД неустойчив, повышенная уязвимость для внутренних и внешних рисков.

Перелом в общественном восприятии Политика «национализации элит» на старте столкнулась с проблемой общественного восприятия: в ней видели только борьбу с коррупцией, которую в свою очередь, воспринимали как очередную кампанию. Политика «национализации элит» на старте столкнулась с проблемой общественного восприятия: в ней видели только борьбу с коррупцией, которую в свою очередь, воспринимали как очередную кампанию. Только две драматических ситуации на рубеже гг., при всей их несхожести, похоже, ломают психологическую инерцию: «история Сердюкова» и «история Пехтина+» Только две драматических ситуации на рубеже гг., при всей их несхожести, похоже, ломают психологическую инерцию: «история Сердюкова» и «история Пехтина+» Новая психологическая ситуация: Новая психологическая ситуация: Борьба с коррупцией – не кампания, а политика, т.е. часть новых правил игры. Борьба с коррупцией – не кампания, а политика, т.е. часть новых правил игры. «Национализация элит» выходит «из тени» «антикоррупционной политики». Становится ясно, что это самостоятельное направление нового политического курса, которое включает в себя антикоррупционную политику как составную часть «Национализация элит» выходит «из тени» «антикоррупционной политики». Становится ясно, что это самостоятельное направление нового политического курса, которое включает в себя антикоррупционную политику как составную часть Сдвиг в общественном восприятии позволяет начать серьезный разговор о «национализации элит» Сдвиг в общественном восприятии позволяет начать серьезный разговор о «национализации элит»

Инструментарий Изменение угла зрения на предмет позволяет увидеть: Изменение угла зрения на предмет позволяет увидеть: «национализация элит» - не «экспромпт» «национализация элит» - не «экспромпт» Новое направление политического курса отличает высокий уровень подготовленности: Новое направление политического курса отличает высокий уровень подготовленности: опирается на инструментарий, который создавался в течение нескольких лет опирается на инструментарий, который создавался в течение нескольких лет Какие инструменты? Какие инструменты? Национальный план по борьбе с коррупцией 2010 г. Национальный план по борьбе с коррупцией 2010 г. федеральный закон «О противодействии коррупции» федеральный закон «О противодействии коррупции» кодекс служебного поведения госслужащих кодекс служебного поведения госслужащих Закон о введении ротации на государственной службе Закон о введении ротации на государственной службе Большая политическая реформа, начавшаяся в 2012 году Большая политическая реформа, начавшаяся в 2012 году Законы, запрещающие чиновникам и депутатам счета в иностранных банках и собственность за границей Законы, запрещающие чиновникам и депутатам счета в иностранных банках и собственность за границей Пакет мер по «деофшоризации» российского бизнеса (разрабатывается) Пакет мер по «деофшоризации» российского бизнеса (разрабатывается)

Главные источники политических рисков Можно выделить четыре главных источника политических рисков, порожденных состоянием российских элит: Можно выделить четыре главных источника политических рисков, порожденных состоянием российских элит: 1.Геополитические риски 1.Геополитические риски 2. Низкая общественная легитимность 2. Низкая общественная легитимность 3. Нарушение политического равновесия в элитах 3. Нарушение политического равновесия в элитах 4. Низкая продуктивность 4. Низкая продуктивность

Геополитические риски Ограниченность социальных, политических и экономических связей со своей страной Ограниченность социальных, политических и экономических связей со своей страной примитивность мотивов и целей (ориентация на неограниченное личное обогащение, безусловный приоритет карьерных интересов) примитивность мотивов и целей (ориентация на неограниченное личное обогащение, безусловный приоритет карьерных интересов) Утилитарное и потребительское отношение к стране проживания Утилитарное и потребительское отношение к стране проживания обширные внешние связи и интересы по своей силе в ряде случаев сопоставимы или превышают те, которые возникают в России обширные внешние связи и интересы по своей силе в ряде случаев сопоставимы или превышают те, которые возникают в России отсутствие уважения и позитивной оценки общества и государства, где они живут и действуют отсутствие уважения и позитивной оценки общества и государства, где они живут и действуют низкий уровень психологической идентификации со страной низкий уровень психологической идентификации со страной Главный риск: общая «неукорененность» порождает пониженную лояльность в условиях геополитического соперничества с внешним миром, прежде всего, со странами Запада

Дефицит общественной легитимности Слабость «вертикальной интеграции» Слабость «вертикальной интеграции» наши элиты сами себя назначили, обходятся взаимным признанием, совсем по А. Райкину: «я тебя уважаю, ты меня уважаешь, мы с тобою – уважаемые люди» наши элиты сами себя назначили, обходятся взаимным признанием, совсем по А. Райкину: «я тебя уважаю, ты меня уважаешь, мы с тобою – уважаемые люди» Исследования ВЦИОМа, ФОМа, Левада-центра постоянно фиксируют низкие показатели доверия применительно к каждому из отрядов российских элит, которые контрастно сочетаются с высокими показателями власти/влияния Исследования ВЦИОМа, ФОМа, Левада-центра постоянно фиксируют низкие показатели доверия применительно к каждому из отрядов российских элит, которые контрастно сочетаются с высокими показателями власти/влияния Свидетельство Валерия Федорова, руководителя ВЦИОМ: в российском общественном мнении два слова вызывают наибольшую аллергию: «революция» и «элиты» Свидетельство Валерия Федорова, руководителя ВЦИОМ: в российском общественном мнении два слова вызывают наибольшую аллергию: «революция» и «элиты» Политические риски: Политические риски: ослабляет институты, в которых элиты занимают ключевые позиции ослабляет институты, в которых элиты занимают ключевые позиции частично переносится на лидера: «репутационный налог» на лидера частично переносится на лидера: «репутационный налог» на лидера Главный риск: делегитимация институтов через делегитимацию элит. Главный риск: делегитимация институтов через делегитимацию элит. Сложился сильный и устойчивый общественный запрос на новые «правила игры» для элит Сложился сильный и устойчивый общественный запрос на новые «правила игры» для элит

Нарушение политического равновесия в элитах Консолидация политического режима в гг. создала неравновесную ситуацию в российских элитах и в отношениях элит с обществом Консолидация политического режима в гг. создала неравновесную ситуацию в российских элитах и в отношениях элит с обществом Главными бенефициарами политической консолидации в этот период стали федеральная административная элита и политическая элита, представленная Единой Россией Главными бенефициарами политической консолидации в этот период стали федеральная административная элита и политическая элита, представленная Единой Россией Федеральная административная элита заняла первое место в иерархии элит по престижу, возможностям и влиянию Федеральная административная элита заняла первое место в иерархии элит по престижу, возможностям и влиянию Единая Россия превратилась в безальтернативную партия для всех системных элит Единая Россия превратилась в безальтернативную партия для всех системных элит Возникли новые политические риски Возникли новые политические риски давление административной элиты на бизнес (коррупция, рейдерство + …) давление административной элиты на бизнес (коррупция, рейдерство + …) перспектива окончательного поглощения политической элиты своими соседями – административной элитой и бизнесом (бюрократизация и коммерциализация) перспектива окончательного поглощения политической элиты своими соседями – административной элитой и бизнесом (бюрократизация и коммерциализация) увеличилась политическая и психологическая дистанция всех категорий элиты от общества, усилилась их социальная изоляция увеличилась политическая и психологическая дистанция всех категорий элиты от общества, усилилась их социальная изоляция

Низкая продуктивность «Продуктивность» – способность элит выполнять профильные функции «Продуктивность» – способность элит выполнять профильные функции Низкий уровень реальной функциональной дифференциации + низкий уровень вертикальной интеграции Низкий уровень реальной функциональной дифференциации + низкий уровень вертикальной интеграции Создают благоприятные условия для сращивания представителей различных категорий элиты на персональной, семейной и групповой основе Создают благоприятные условия для сращивания представителей различных категорий элиты на персональной, семейной и групповой основе Возникают замкнутые кадровые группы («кланы»), которые работают сами на себя Возникают замкнутые кадровые группы («кланы»), которые работают сами на себя Элиты становятся самодостаточными Элиты становятся самодостаточными Снижается эффективность государственных, частных и политических организаций, в которые такие элиты занимают ведущие позиции Снижается эффективность государственных, частных и политических организаций, в которые такие элиты занимают ведущие позиции Снижается способность накапливать компетенцию Снижается способность накапливать компетенцию В отношениях между такими элитами и обществом усиливается отчуждение В отношениях между такими элитами и обществом усиливается отчуждение Политические риски: Политические риски: -снижение эффективности институтов -снижение эффективности институтов -потеря управляемости институтами -потеря управляемости институтами -благоприятные условия для несистемных сил -благоприятные условия для несистемных сил -перспектива системной политической дестабилизации -перспектива системной политической дестабилизации

«Национализации элит»: ожидаемые эффекты 1. Профессионализация: сосредоточение на профильном виде деятельности. Завершение функциональной специализации 1. Профессионализация: сосредоточение на профильном виде деятельности. Завершение функциональной специализации 2. Горизонтальная интеграция на новой основе: повышение взаимной совместимости 2. Горизонтальная интеграция на новой основе: повышение взаимной совместимости 3. Вертикальная интеграция: обретение общественной легитимности 3. Вертикальная интеграция: обретение общественной легитимности 4. Кадровое обновление 4. Кадровое обновление

«Национализация элит»: механизмы Совокупность ограничений и стимулов Совокупность ограничений и стимулов создает активную среду, которая будет: создает активную среду, которая будет: модифицировать мотивы и цели участников модифицировать мотивы и цели участников оживлять «спящие» нормы, оживлять «спящие» нормы, превращать ритуальные механизмы в реально работающие превращать ритуальные механизмы в реально работающие порождать новые практики порождать новые практики

Профессионализация Изменение критериев отбора в каждом из отрядов элит: проверка мотивации на серьезность, адекватность Изменение критериев отбора в каждом из отрядов элит: проверка мотивации на серьезность, адекватность Укоренение в профильных видах деятельности и организациях (ведомствах, партиях, фирмах) Укоренение в профильных видах деятельности и организациях (ведомствах, партиях, фирмах) Расширение горизонта планирования Расширение горизонта планирования Изменение кадрового состава: увеличение удельного веса ориентированных на профессиональную карьеру в своей области – среди высших чиновников, политиков, бизнесменов Изменение кадрового состава: увеличение удельного веса ориентированных на профессиональную карьеру в своей области – среди высших чиновников, политиков, бизнесменов Завершение функциональной дифференциации + создание благоприятных условий для накопления компетенции Завершение функциональной дифференциации + создание благоприятных условий для накопления компетенции Пример. В губернаторском корпусе профессионализация может проявиться в растущем приоритете хозяйственной деятельности: обеспечение и поддержание благоприятного инвестиционного климата + Пример. В губернаторском корпусе профессионализация может проявиться в растущем приоритете хозяйственной деятельности: обеспечение и поддержание благоприятного инвестиционного климата + Механизмы инфорсмента: формальные + неформальные (конкурентная ситуация) Механизмы инфорсмента: формальные + неформальные (конкурентная ситуация)

Горизонтальная интеграция на новой основе Ограничения возможности установления отношений сотрудничества и координации на персоналисткой и клановой основе и в «теневых» формах (сговор, круговая порука) Ограничения возможности установления отношений сотрудничества и координации на персоналисткой и клановой основе и в «теневых» формах (сговор, круговая порука) Ожидаемые эффекты Ожидаемые эффекты Расширение возможностей для сотрудничества и координации на институциональной основе и в рамках «реляционных контрактов» Расширение возможностей для сотрудничества и координации на институциональной основе и в рамках «реляционных контрактов» Новое пространство для переговоров, соглашений, совместных действий «поверх» идеологических и политических границ в межэлитных взаимодействиях Новое пространство для переговоров, соглашений, совместных действий «поверх» идеологических и политических границ в межэлитных взаимодействиях Расширение системы общих представлений, включая «кодекс добросовестной конкуренции» Расширение системы общих представлений, включая «кодекс добросовестной конкуренции» Расширение межэлитных консультаций и подотчетности Расширение межэлитных консультаций и подотчетности Новые практики + процедуры + институты Новые практики + процедуры + институты Закрепление «нишевого» статуса за оппозиционными партиями, соблюдающими правила игры: голоса на выборах, кооптация во власть представителей оппозиции, опыт смешанного» правления в регионах Закрепление «нишевого» статуса за оппозиционными партиями, соблюдающими правила игры: голоса на выборах, кооптация во власть представителей оппозиции, опыт смешанного» правления в регионах активизация кадрового обмена между центром и регионами в системе исполнительной власти активизация кадрового обмена между центром и регионами в системе исполнительной власти Расширение сотрудничества административной элиты и элиты бизнеса: общественные советы при федеральных министерствах и ведомствах + процедура ОРВ + деятельность АСИ + институт бизнес- омбудсмена Расширение сотрудничества административной элиты и элиты бизнеса: общественные советы при федеральных министерствах и ведомствах + процедура ОРВ + деятельность АСИ + институт бизнес- омбудсмена усиление подотчетности административной элиты перед депутатским корпусом: оживление пока ритуальных процедур: отчетности правительства перед Госдумой (поправка к Конституции 2009 г.) и губернаторов – перед ЗакСами усиление подотчетности административной элиты перед депутатским корпусом: оживление пока ритуальных процедур: отчетности правительства перед Госдумой (поправка к Конституции 2009 г.) и губернаторов – перед ЗакСами Процедура ОРВ: контроль организованного бизнеса за регулятивной функцией Процедура ОРВ: контроль организованного бизнеса за регулятивной функцией Особо. Распространение практики «реляционных» соглашений в отношениях между административной и партийно-политической элитами, с одной стороны, и бизнес-элитой – с другой. ОНФ как большое реляционное соглашение Особо. Распространение практики «реляционных» соглашений в отношениях между административной и партийно-политической элитами, с одной стороны, и бизнес-элитой – с другой. ОНФ как большое реляционное соглашение Особо: Использование преимущественно правовых механизмов для дисциплинирования элит, а также перспектива введения административных судов создает возможность для статусного подъема «судейской корпорации». Арбитражные возможности судей для регулирования конфликтов в межэлитных взаимодействиях Особо: Использование преимущественно правовых механизмов для дисциплинирования элит, а также перспектива введения административных судов создает возможность для статусного подъема «судейской корпорации». Арбитражные возможности судей для регулирования конфликтов в межэлитных взаимодействиях

Вертикальная интеграция: повышение общественной легитимности Новые стимулы: Новые стимулы: Конкуренция Конкуренция Публичность: повышенная открытость для общества: «публичный чиновник» как новая модель Публичность: повышенная открытость для общества: «публичный чиновник» как новая модель Новые институты для взаимодействия с профильными сообществами, массовыми категориями граждан и общественным мнением: опросы, общественные советы, внешняя оценка, праймариз, интернет-петиции + Новые институты для взаимодействия с профильными сообществами, массовыми категориями граждан и общественным мнением: опросы, общественные советы, внешняя оценка, праймариз, интернет-петиции + Ожидаемые эффекты: Ожидаемые эффекты: Повышение значимости массовой поддержки/одобрения, а также общественного мнения как ресурсов Повышение значимости массовой поддержки/одобрения, а также общественного мнения как ресурсов Самоограничение как результат внешнего контроля Самоограничение как результат внешнего контроля Общественное признание и общественная репутация как ценности Общественное признание и общественная репутация как ценности

Кадровое обновление Комплексная смена правил игры объективно ограничивает возможность реальной адаптации для наличного состава элит. Элиты, которые приобрели политический опыт и профильные навыки в предшествующие два десятилетия, будут уходить; Комплексная смена правил игры объективно ограничивает возможность реальной адаптации для наличного состава элит. Элиты, которые приобрели политический опыт и профильные навыки в предшествующие два десятилетия, будут уходить; Политиков к кадровому обновлению дополнительно будет подталкивать изменение партийной системы Политиков к кадровому обновлению дополнительно будет подталкивать изменение партийной системы Накопление эффектов профессионализации, горизонтальной и вертикальной интеграции создает высокий потенциал кадрового обновления в среднесрочный период Накопление эффектов профессионализации, горизонтальной и вертикальной интеграции создает высокий потенциал кадрового обновления в среднесрочный период

«Системные» эффекты - 1 В случае успеха, «национализация элит» может привести к принципиальным изменениям, но совсем не тем, о которых больше всего говорят сейчас В случае успеха, «национализация элит» может привести к принципиальным изменениям, но совсем не тем, о которых больше всего говорят сейчас НЕ «наследственная аристократия» НЕ «наследственная аристократия» НЕ триумф «православно-чекистской мафии» НЕ триумф «православно-чекистской мафии» НО: Российская разновидность современной («консенсусной») модели элит – «элиты развития» НО: Российская разновидность современной («консенсусной») модели элит – «элиты развития»

«Системные» эффекты - 2 Выход из системы с доминирующим игроком: переход к режиму «сообщество элит» Выход из системы с доминирующим игроком: переход к режиму «сообщество элит» Создание условий для российской модели «государства развития», важным условием которого выступает «элита развития» [Evans P., 1989; 2010; Weiss L., 1998; Leftwich A. 1995] Создание условий для российской модели «государства развития», важным условием которого выступает «элита развития» [Evans P., 1989; 2010; Weiss L., 1998; Leftwich A. 1995] Если эти гипотезы верны, тогда миссия лидера: трансформация своей политической силы в систему устойчивых и взаимосвязанных политических институтов Если эти гипотезы верны, тогда миссия лидера: трансформация своей политической силы в систему устойчивых и взаимосвязанных политических институтов

Оценка перспектив Описаны только тенденции и возможные эффекты Описаны только тенденции и возможные эффекты «Национализация элит» - политика с открытым финалом: успех не гарантирован «Национализация элит» - политика с открытым финалом: успех не гарантирован Условия успеха: Условия успеха: системность и последовательность системность и последовательность проведение в стимулирующем, а не административно-силовом режиме проведение в стимулирующем, а не административно-силовом режиме отказ от форсирования, предоставление элитам возможности осваивать новые правила игры (продуктивная адаптация) отказ от форсирования, предоставление элитам возможности осваивать новые правила игры (продуктивная адаптация) перенесение центра тяжести с ограничений на новые возможности перенесение центра тяжести с ограничений на новые возможности

Литература Higley J., Hoffmann-Lange U., Kadushin C., Moore G. Elite Integration in Stable Democracies: A Reconsideration. - European Sociological Review, Vol. 7, No. 1, (May, 1991), pp ; Higley J., Hoffmann-Lange U., Kadushin C., Moore G. Elite Integration in Stable Democracies: A Reconsideration. - European Sociological Review, Vol. 7, No. 1, (May, 1991), pp ; Burton M., Gunther R., Higley J. (1992), Introduction, in: John Highley and Richard Gunther (eds.), Elites and Democratic Consolidation in Latin America and Southern Europe (Cambridge: Cambridge University Press), 1-37; Burton M., Gunther R., Higley J. (1992), Introduction, in: John Highley and Richard Gunther (eds.), Elites and Democratic Consolidation in Latin America and Southern Europe (Cambridge: Cambridge University Press), 1-37; Higley J., Moore G. Political Elite Studies at the Year Introduction. 2001). Higley J., Moore G. Political Elite Studies at the Year Introduction. 2001). Higley J., Bayulgen O., George J. Political Elite Integration and Differentiation in Russia. – В книге: Anton Steen, Vladimir Gel'man, eds. Elites and Democratic Development in Russia (Chapter 2.) (См. также: Higley J., Bayulgen O., George J. Political Elite Integration and Differentiation in Russia. – В книге: Anton Steen, Vladimir Gel'man, eds. Elites and Democratic Development in Russia (Chapter 2.) (См. также: Steen A. The Post-Communist Transformation. Elite Orientations and the Emerging Russian State. – Perspectives on European Politics and Society, Volume 3, Number 1, 2002; Steen A. The Post-Communist Transformation. Elite Orientations and the Emerging Russian State. – Perspectives on European Politics and Society, Volume 3, Number 1, 2002; Steen A. Political Elites and the New Russia. The power basis of Yeltsins and Putins regimes. Routledge, Steen A. Political Elites and the New Russia. The power basis of Yeltsins and Putins regimes. Routledge, 2003.

Литература (продолжение) Evans P. Predatory, Developmental and other Apparatuses: A Comparative Political Economy Perspective on the Third World State, Sociological Forum, 4, 4 (Fall 1989), pp ; Evans P. Predatory, Developmental and other Apparatuses: A Comparative Political Economy Perspective on the Third World State, Sociological Forum, 4, 4 (Fall 1989), pp ; Evans P. B. Constructing the 21st century developmental state - potentialities and pitfalls // In: Edigheji O., ed. Constructing a Democratic Developmental State in South Africa. Cape Town, 2010, pp Evans P. B. Constructing the 21st century developmental state - potentialities and pitfalls // In: Edigheji O., ed. Constructing a Democratic Developmental State in South Africa. Cape Town, 2010, pp Weiss L. The Myth of the Powerless State: Governing the Economy in a Global Era, London: Polity Press Weiss L. The Myth of the Powerless State: Governing the Economy in a Global Era, London: Polity Press Leftwich A. Bringing politics back in. Towards a model of the developmental state. - The Journal of Development Studies, 1995, 31:3, Leftwich A. Bringing politics back in. Towards a model of the developmental state. - The Journal of Development Studies, 1995, 31:3, Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки (480 стр.); Норт Д., Уоллис Д., Вайнгаст Б. Насилие и социальные порядки (480 стр.); Норт Д. и др. В тени насилия. Уроки для обществ с ограниченным доступом к политической и экономической активности Норт Д. и др. В тени насилия. Уроки для обществ с ограниченным доступом к политической и экономической активности. 2012

Авторские публикации по теме Российские элиты при В. Путине. – В сб.: Властные элиты современной России в процессе политической трансформации. Отв. ред. В.Г.Игнатов и др. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004, стр Российские элиты при В. Путине. – В сб.: Властные элиты современной России в процессе политической трансформации. Отв. ред. В.Г.Игнатов и др. Ростов н/Д: Изд-во СКАГС, 2004, стр Российская элита на рубеже поколений. – «Россия: вчера, сегодня, завтра. С точки зрения экспертов». М. ЦПТ – Ассоциация менеджеров, 2007, с. 82 – 94 Российская элита на рубеже поколений. – «Россия: вчера, сегодня, завтра. С точки зрения экспертов». М. ЦПТ – Ассоциация менеджеров, 2007, с. 82 – 94 Распределение источников влияния на принятие властных решений. – «Оценка состояния и перспектив политической системы России». Ежегодный доклад ИнОП. Март Глава 9. (15стр.) Электронный адрес: Распределение источников влияния на принятие властных решений. – «Оценка состояния и перспектив политической системы России». Ежегодный доклад ИнОП. Март Глава 9. (15стр.) Электронный адрес: Трансформация политического режима в России: к «сообществу элит»? Статья 1. Изменившийся маршрут в поисках адекватных подходов. – «Общественные науки и современность» г., с. 71 – 86 Трансформация политического режима в России: к «сообществу элит»? Статья 1. Изменившийся маршрут в поисках адекватных подходов. – «Общественные науки и современность» г., с. 71 – 86 Трансформация политического режима в России: к «сообществу элит»? Статья 2. «Третий переход» и перспективы разрыва с моноцентризмом. – «Общественные науки и современность» г., с. 63 – 80 Трансформация политического режима в России: к «сообществу элит»? Статья 2. «Третий переход» и перспективы разрыва с моноцентризмом. – «Общественные науки и современность» г., с. 63 – 80 Рокировка вместо второго срока: почему? и что дальше? – Доклад на семинаре «Полития» 27 октября 2011 (0,4 п.л.). Электронный адрес: Рокировка вместо второго срока: почему? и что дальше? – Доклад на семинаре «Полития» 27 октября 2011 (0,4 п.л.). Электронный адрес: Бизнес и государство в России: опыт применения подхода Норта-Уоллиса-Вайнгаста. - «Общественные науки и современность» - 2-3, 2013 г. (В печати) Бизнес и государство в России: опыт применения подхода Норта-Уоллиса-Вайнгаста. - «Общественные науки и современность» - 2-3, 2013 г. (В печати)

Спасибо!