1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ «ТЮНИНГ» ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО Е.В.ГУГИНА,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТАНАВЛИВАЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ННГУ В.П. Гергель, О.А.Кузенков.
Advertisements

ФГОС III поколения ФГОС III поколения Основная образовательная программа.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Практика в структуре ООП ВПО РЕКОМЕНДУЕМЫЕ СТРУКТУРЫ ОСНОВНЫХ ПРОГРАММНЫХ ДОКУМЕНТОВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ООП ВПО: Приложение 10.Программа учебной практики.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) © Г.Н. Варковецкая, канд. пед. наук, ИПО РАО, 2008.
О бразовательные стандарты Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Е.В. Гугина, О.А. Кузенков.
О методическом обеспечении стандартов III поколения – ФГОС ВПО Гагулина Наталья Львовна начальник центра качества и НО УП.
Направление «Информатика и вычислительная техника» Бакалавр по направлению подготовки Информатика и вычислительная техника науки должен решать следующие.
Новый формат рабочих программ дисциплин Л.Е. Егорова Пленум Совета УМО вузов России по образованию в области энергетики и электротехники, Москва
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОЧЕГО УЧЕБНОГО ПЛАНА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ВПО Зам. начальника Методического управления Рогалева Е.Н.
Самостоятельная деятельность обучающихся - форма организации учебной, познавательной деятельности без непосредственного участия преподавателя, но по его.
Информационные технологии в автоматизации планировании учебного процесса вуза Проектирование компетентностно- ориентированных рабочих программ учебных.
1 Формирование основных образовательных программ по направлению «Менеджмент» Кабанова Татьяна Александровна кандидат хим. наук, доцент Государственный.
АУ ЧР НПО «Профессиональное училище 16» ФГОС третьего поколения.
Информационное сообщение о проекте модернизации бакалавриата в области техники и технологии Заместитель начальника методического управления Высшей школы.
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБНОВЛЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА.
Сорокин Александр Николаевич Научно-технический потенциал Сибири: проблемы и перспективы модернизации Рабочая программа Регионоведение России, профиль.
УМКД, рабочая программа дисциплины и ФОС. - Основная профессиональная образовательная программа высшего профессионального образования (ООП ВПО) – совокупность.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФГОС ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Консультация для преподавателей Муниципальное образовательное учреждение высшего профессионального образования Южно-Уральский профессиональный.
Транксрипт:

1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ «ТЮНИНГ» ПРИ РАЗРАБОТКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ НИЖЕГОРОДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.И.ЛОБАЧЕВСКОГО Е.В.ГУГИНА, О.А.КУЗЕНКОВ

2 РАЗРАБОТКА СУОС В ННГУ 2010 – Фундаментальная информатика и информационные технологии (бакалавр) 2011 – Фундаментальная информатика и информационные технологии (магистр) - Прикладная информатика (бакалавр) - Туризм (бакалавр) 2012 – Прикладная информатика (магистр) - Электроника и наноэлектроника (бакалавр) - Нанотехнология и микросистемная техника (бакалавр) - Социальная работа (бакалавр)

33 НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ СУОС В ННГУ СУОС ННГУ Потребности рынка труда региона Возможности материально- технической базы Возможности кадрового потенциала ННГУ СУОС

4 ИПФ РАН ИФМ РАН ИМХ РАН ИХВВ РАН ФГУП «НИИ измерительных систем им. Ю.Е. Седакова»; Всероссийский НИИ экспериментальной физики (Саров); ФГУП «Опытное конструкторское бюро машиностроений им. И.И.Африкантова»; ФГУП Научно-производственное предприятие «Полет»; НИИ прикладной математики и кибернетики при ННГУ; Волго-Вятский центр новых информационных технологий. Международные и отечественные IT корпорации Intel Microsoft Teleca (Telma) IBM Т-платформы Предприятия малого и среднего бизнеса, осуществляющие разработку и использование систем информационных технологий и их программного обеспечения, продуктов и сервисов информационной инфраструктуры

5 - высокопроизводительный вычислительный кластер в составе Суперкомпьютерного центра, обладающий вычислительной мощностью 3 триллиона операций в секунду;высокопроизводительный вычислительный кластерСуперкомпьютерного центра лаборатория «Информационные технологии» (ИТЛаб) - класс машинной графики, класс высокопроизводительных вычислений, оборудование виртуальной реальности и стерео-видео-графики; лаборатория «Информационные технологии»

6 Цель собственного стандарта состоит в создании в ННГУ конкурентоспособной системы высшего образования в области прикладной информатики, способной оказать существенное влияние на инновационное развитие, исходя из стратегических интересов Нижегородского региона с учетом перспективных международных тенденций и культурно- образовательных традиций России.

7 Компетенции СУОС ФГОС Рекомендации TUNING Европейская рамка ИТК- компетенций Computer Carriculer 2005 CC-2005 Стандарт АПКИТ

8 ОК-9 знать основы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, основные меры по ликвидации их последствий, способность к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности ОК-15 владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий ПК-3 способность разрабатывать и реализовывать процессы жизненного цикла информационных систем, программного обеспечения, сервисов систем информационных технологий, а также методы и механизмы оценки и анализа функционирования средств и систем информационных технологий; способность разработки проектной и программной документации, удовлетворяющей нормативным требованиям ПК-29 способность разрабатывать, оценивать и реализовывать процессы жизненного цикла информационных систем, программного обеспечения, сервисов систем и информационных технологий, а также реализовывать методы и механизмы оценки и анализа функционирования средств и систем информационных технологий; способность разработки проектной и программной документации, удовлетворяющей нормативным требованиям

9 ПК-2 способность профессионально решать задачи производственной и технологической деятельности с учетом современных достижений науки и техники, включая: разработку алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования; разработку математических, информационных и имитационных моделей по тематике выполняемых исследований; создание информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных; разработку тестов и средств тестирования систем и средств на соответствие стандартам и исходным требованиям; разработку эргономичных человеко- машинных интерфейсов (в соответствии с профилизацией) ПК-28 способность решать задачи производственной и технологической деятельности на высоком профессиональном уровне, включая: разработку алгоритмических и программных решений в области системного и прикладного программирования; разработку математических, информационных и имитационных моделей по тематике выполняемых опытно-конструкторских работ и проектов; создание информационных ресурсов глобальных сетей, образовательного контента, прикладных баз данных; разработку эргономичных человеко-машинных интерфейсов (в соответствии с профилизацией)

10 Первоначальный список Предметная группа Окончательный список ПреподавателиРаботодатели СтудентыВыпускники Общие компетенции (общекультурные) 16 Специальные 30 (профессиональные) Количество опрошенных – более 3,5 тысяч 12 ведущих вузов России

11 SPECIFIC Competences ACADEMICS / I T C ratings

12 Specific competencesSPECIFIC Competences ACADEMICS / I T C ratings

13 Specific competencesSPECIFIC Competences EMPLOYERS / I T C ratings

14 Specific competencesSPECIFIC Competences EMPLOYERS / I T C ratings

15 При определении характеристики профессиональной деятельности используется подход, рекомендованный в Аналитической записке А.А.Шехонина «Необходимо минимизировать число компетенций, т.к. многочисленные ряды компетенций затрудняют их диагностику посредством результатов образования и увеличивают риск несбалансированности «содержания образования – оценивания» компетенций/результатов» с точки зрения важности последних и уровней их освоения». В целом реализуется подход обобщения и укрупнения общих определений и требований и в то же время расширение и глубокая детализация их с учетом конкретных условий применения стандарта. Список компетенций свертывается в обобщающие группы. В каждой группе собрано четыре - пять детализирующих компетенций.

16 Выпускник должен обладать общекультурными компетенциями (ОК), такими как: Умение абстрактно мыслить, умение применять методы анализа и синтеза; (ОК1) Умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; (ОК2) Знание и понимание предметной области и профессиональной деятельности (ОК3) Владение одним из иностранных языков для делового общения и работы с технической документацией; (ОК4) Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы; (ОК5) Способность повышать свой интеллектуальный, культурный, нравственный и профессиональный уровень (ОК6) ФГОС – 10 ОК Общекультурные компетенции

17 Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): Способность понимать, применять и развивать математические знания, основные законы естествознания и базовые принципы информационных технологий (ПК1) Способность анализировать предметную область (ПК2) Способность проектировать информационные системы (ПК3) Способность разрабатывать информационные системы (ПК4) Способность развертывать, интегрировать, вводить в эксплуатацию и обслуживать информационные системы и их элементы (ПК5) Способность управлять ИТ - проектами (ПК6) Способность производить оценку, вырабатывать и реализовывать критерии качества, надежности и эффективности информационной системы; (ПК7) Способность разрабатывать и внедрять стратегию по управлению информационной безопасностью (ПК8); Способность в составе научно-исследовательского и производственного коллектива решать задачи профессиональной деятельности; (ПК9) Способность понимать и применять в практической деятельности профессиональные стандарты, спецификации, правила и рекомендации в области информационных технологий (ПК10) Способность организовывать ИТ - обучение, (включая средства электронного обучения) (ПК11) ФГОС -25 ПК

18 способность понимать сущность информации и её значение для современного общества, знать способы оценки количества информации и особенности их применения к количественной оценке разных видов информации (ПК1.1); способность понимать содержательную сторону информационных процессов, знать способы передачи, приёма, обработки, анализа и хранения информации (ПК1.2); детальное знание базовых и специальных алгоритмов (ПК1.3); способность разработки алгоритмических решений в области системного и прикладного программирования, исследования математических, информационных и имитационных моделей по тематике выполняемых работ (ПК1.4); понимание концепций и способность использовать в профессиональной деятельности основные законы математических, специальных и естественнонаучных дисциплин (ПК1.5); способность развивать и реализовывать новые конкурентоспособные идеи в области ИКТ (ПК1.6).

19 Уровни сформированности (3) Индикаторы – качественные признаки компетенции (3-4) Дескрипторы – количественные показатели степени проявления индикаторов (5)

20 Уровни Инди-каторыДескр.1Дескр.2Дескр.3Дескр.4Дескр.5 1Уровень технической грамотности Уровень низшего исполнительского звена. 2 Уровень понимания концепций и способности их использования Уровень менеджера среднего звена. 3 Уровень углубленного детального владения (уровень эксперта). Уровень менеджера высшего звена.

21 Дескри птор ы Качественное описаниеКоличестве нная оценка 1Данный уровень компетенции полностью не освоен. Полное отсутствие владения материалом; 0 – 20% 2Степень освоения данного уровня компетенции недостаточна для достижения основных целей обучения; допускаются значительные ошибки. 20 – 50 % 3Минимальная допустимая степень освоения данного уровня компетенции, необходимая для достижения основных целей обучения. Могут допускаться ошибки, не имеющие решающего значения для освоения данного уровня. владение минимальным материалом, необходимым по данному предмету, с рядом ошибок, способность решения основных задач. 50 – 70 % 4Данный уровень компетенции в целом освоен. Достаточное владение основным материалом с некоторыми погрешностями, способность решения широкого круга стандартных задач 70 – 90 % 5Уровень компетенции освоен полностью. Освоение осуществлено выше обязательных требований, демонстрируются качества, связанные с проявлением данного уровня компетенции в широком диапазоне. Проявляется связь со сфоримрованностью других компетенций. Свободное владение основным и дополнительным материалом без ошибок и погрешностей. Умение решать дополнительные задачи повышенной сложности. 90 – 100%

22 Индикаторы Способность к анализу систем и ситуаций; Способность использовать процедуры логического вывода; Способность к синтезу модели и решения проблемной ситуации. Уровни освоения компетенции Использование элементарных логических процедур для понимания конкретной системы или ситуации Владение техническими средствами поддержки анализа и синтеза Использование логического анализа реальной ситуации или случая, чтобы найти оптимальное решение и генерировать новые идеи.

23 Дескрипторы Не выделяет главные сос- тавные части и определя- ющие факто- ры конкрет- ной системы или ситуа- ции Ошибается в выделении главных сос- тавных час- тей и опреде- ляющих фак- торов кон- кретной сис- темы или си- туации Корректно выделяет все опреде- ляющие фак- торы и сос- тавные части конкретной системы или ситуации Классифици рует главные факторы и составные части кон- кретной сис- темы или си- туации по степени зна- чимости Сопоставля- ет анализ конкретной системы с анализом аналогичных систем, ис- пользует предыдущий опыт для анализа кон- кретной сис- темы

24 Система оценок В СУОС вводится система оценок текущей и промежуточной успеваемости в соответствии с опытом ННГУ и уровнем сформированности компетенций. «Превосходно» - свободное владение основным и дополнительным материалом без ошибок и погрешностей, способность решения нестандартных задач; освоение всех компетенций в части, относящейся к данной дисциплине, осуществлено комплексно, выше обязательных требований. «Отлично» – свободное владение основным материалом без ошибок и погрешностей; все компетенции в части, относящейся к данной дисциплине, освоены полностью на высоком уровне; «Очень хорошо» – достаточное владение основным материалом с незначительными погрешностями, способность решения стандартных задач; уровень сформированности компетенций в части, относящейся к данной дисциплине – достаточный для достижения целей обучения;

25 Система оценок «Хорошо» – владение основным материалом с рядом заметных погрешностей; компетенции в части, относящейся к данной дисциплине, в целом освоены; «Удовлетворительно» – владение минимальным материалом, необходимым по данному предмету, с рядом ошибок, способность решения основных задач; уровень сформированности компетенций в части, относящейся к данной дисциплине – минимально необходимый для достижения основных целей обучения; «Неудовлетворительно» – владение материалом недостаточно, необходима дополнительная подготовка; уровень сформированности компетенций в части, относящейся к данной дисциплине – недостаточный для достижения основных целей обучения; «Плохо» – полное отсутствие владения материалом; соответствующие компетенции в части, относящейся к данной дисциплине, не освоены.

26 Модуль - это относительно самостоятельная часть образовательной программы, отвечающая за формирование определенной компетенции или группы родственных компетенций, включающая в себя логически завершенную часть учебного материала, целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающие достижение поставленных целей. Модуль может содержать часть учебной дисциплины, одну или несколько родственных дисциплин или частей таких дисциплин.

27 Аудиторн. р-та 1 з.е.т. Аудиторн. р-та 1 з.е.т. СРС 1 з.е.т. СРС (Конторль СРС) 1 з.е.т. Рубежная атт-я (экзамен/ зачет) 1 з.е.т. 54 ак.ч/нед. – общая нагрузка, 32 ак.ч/нед – ауд. нагрузка 3/5 общего времени 18 недель в семестре: 2 ак.ч./нед. = 1 з.е.т. 4 дня в сессию по 9 ак.ч. = 1 з.е.т. В семестре 5-6 модулей (с учетом физкультуры и практики) Модуль = 1 учебный день/нед. Модуль – 5 з.е.т.

28 День/ВремяПонедельникВторникСредаЧетвергПятницаСуббота Практика 1МА ГуревичТГЯП Мееров Практика 2ОС Линев Практика 1МА ГуревичТГЯП Мееров Практика 2ОС Линев Практика 1МА ГринесТИМА Гуревич Практика 2ГА Яценко Практика 1ДМ Сорочан МSO Кузенкова МА Гуревич / МА Гринес Практика 2ГА Яценко Практика 1ДМ Сорочан Прогр. Баркалов МА ГринесПрактика 2ГА Яценко Первый курс Второй курс

29 Предусматривается возможность реализации учебной практики в виде компьютерной практики Учебная практика может проводиться в виде компьютерной практики по основным курсам базовой и вариативной части профессионального цикла. Учебная практика проводится в лабораториях вуза по отдельному расписанию, согласованному с расписанием учебных занятий теоретического обучения при непосредственном участии и руководстве преподавателя, отвечающего за проведение практики.

30 Определяются формы внеаудиторной работы студентов, закрепляется требование обязательного контроля ее со стороны преподавателя Внеаудиторная работа обучающихся может быть реализована в следующих формах: выполнение домашних заданий по дисциплине, выполнение курсовых работ по дисциплине, составление обзора литературы по определенной тематике, подготовка реферата и доклада, подготовка к промежуточному и итоговому контролю знаний, участие в научно-исследовательских проектах, в работе научных семинаров и конференций.

31 Внеаудиторная работа обучающихся должна контролироваться преподавателем или научным руководителем. Контроль может осуществляться как во время аудиторных занятий, так и во время внеаудиторной работы, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.

32 Закрепляется возможность реализации на иностранных языках как программ отдельных дисциплин, так и основной образовательной программы. Реализация ООП бакалавриата (или какой- либо ее части) может осуществляться на иностранном языке. Соответствующие рабочие программы и методические материалы разрабатываются на русском языке и (или) на языке обучения и утверждаются в порядке, установленном в вузе.

33 Определяются пути совершенствования социально- воспитательного компонента учебного процесса Вуз способствует совершенствованию социально- воспитательного компонента учебного процесса посредством: развития студенческого самоуправления; обеспечения студентов со стороны преподавательского состава кураторами групп (на младших курсах) и индивидуальным научным руководством (начиная с третьего курса); обеспечения возможности критического оценивания студентами содержания, организации и качества учебного процесса в целом и в рамках работы отдельных преподавателей; обеспечения возможности участия обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.

34 Thanks for your attention