С С Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Авторы программы: Зарецкая И.И., Сологуб В.А., Симонова М.Н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Анализ анкетирования родителей, педагогов и обучающихся «Степень заинтересованности родителей учебной деятельностью учащихся»
Advertisements

Технология педагогического общения с родителями. Способы выхода из конфликтных ситуаций в работе с семьей автор старший воспитатель МБДОУ «Детский сад.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Этика - философская наука, объектом изучения которой является мораль. В этике можно выделить два рода проблем: * вопросы о том, как должен поступать человек;
«Педагогическое мероприятие с родителями» демонстрирует практический опыт взаимодействия с родителями. Форма проведения – родительское собрание.
Д ОКЛАД ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ З АКУРДАЕВОЙ Н.А. По теме: Духовно – нравственный компонент как неотъемлемая часть педагогической деятельности.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Статья по теме: Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
АДАПТАЦИЯ ПЯТИКЛАССНИКОВ К НОВЫМ УСЛОВИЯМ УЧЕБЫ..
Развитие творческого потенциала личности на уроках истории.
РОЛЬ САМООЦЕНКИ В ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ ПОДРОСТКА. « Самооценка человека-это его самоощущения, отношение к себе»
Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.
г. в МКОУ «С(К)ОШ VIII вида прошло родительское собрание на тему: «Роль семейного психологического климата в воспитании детей »
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Мотивация обучения – основное условие успешности обучения.
Ценностные ориентации старшеклассников Психолого-педагогическое исследование развития ценностных ориентаций старшеклассников сош 5 г. Искитим.
Классный руководитель 10 класса: Валиахметов Т.Ш..
1 способности и умения в организации общения; 2 психологические знания 3 свойства самой личности (характер, темперамент) 4 психические состояния, проявляющиеся.
Первое условие школьного успеха пятиклассника – безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Транксрипт:

С С Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования МО РФ Авторы программы: Зарецкая И.И., Сологуб В.А., Симонова М.Н.

Как стать педагогом-гуманистом, востребованным сегодня детьми и обществом? Чем овладеть, чтобы добиться взаимопонимания и взаимодоверия с воспитанниками, их родителями, с коллегами? 2

Профессиональная культура педагога-гуманиста не ограничивается его компетентностью в определенной области знаний и методической культурой В условиях модернизации образования педагог - не только транслятор знаний, он становится организатором развивающего, воспитывающего образовательного пространства, а это немыслимо без культуры педагогического общения главное орудие педагогической деятельности 3

Вспомните, что чаще всего тревожит Вас? невозможно наладить контакт с учащимися непонятна внутренняя психологическая позиция воспитанника сложности организации диалога на занятиях неумение гибко реагировать на спонтанно возникающие нестандартные ситуации несовпадение установок, интересов, потребностей конфликты с родителями 4

В современных условиях отхода от авторитарной педагогики коммуникативная культура становится социально и лично значима Социальная значимость в том, что учитель и руководитель, владеющие ею, способны создавать благоприятную психологическую атмосферу во взаимоотношениях между всеми субъектами образовательного процесса и утверждать ведущие принципы модернизации образования: гуманизации, гуманитаризации и демократизации Личная значимость в том, что педагог, владеющий коммуникативной культурой, обретает уверенность в себе, получает удовлетворение от общения с воспитанникам, испытывает чувство комфортности в избранной сфере деятельности Мы не всегда задумываемся о психологических закономерностях общения, о значимости коммуникативной культуры Мы не всегда задумываемся о психологических закономерностях общения, о значимости коммуникативной культуры 5

Основная причина этого - направленность учебного процесса ВУЗа на подготовку по избранной специальности ( учителя математики, химии, литературы...), и предметная специализация заслоняет подготовку к реальному педагогическому общению, т.е. к развитию коммуникативного потенциала Такой подход не отвечает современным задачам развития профессиональной культуры педагога, так как формирует, по словам Л.М.Митиной, модель "адаптивного поведения" в профессии Потребность в развитии коммуникативной культуры тем более значима, поскольку в процессе профессиональной подготовки будущего педагога на это не обращалось должного внимания 6

от других, отрицательно влияющих на культуру общения и самоощущения в коммуникативной деятельности, можно избавиться Коммуникативный потенциал личности – это интегративная характеристика человека, включающая как неизменные особенности психического склада, заложенного генетически (темперамент, тип нервной деятельности, степень экстра- или интровертированности), так и качества личности, поддающиеся воспитанию и развитию: Коммуникативный потенциал личности – это интегративная характеристика человека, включающая как неизменные особенности психического склада, заложенного генетически (темперамент, тип нервной деятельности, степень экстра- или интровертированности), так и качества личности, поддающиеся воспитанию и развитию: одни в процессе самовоспитания можно довести до желаемого уровня 7

Для руководителя образовательного учреждения, учителя, воспитателя наиболее значимы такие показатели коммуникативного потенциала, как эмпатия самоуважение терпимость чувство юмора оптимизм способность влиять на других умение слушать коммуникативный контроль 8

Шкала самоуважения ВОПРОСЫ 1.Я чувствую, что я достойный человек, по крайней мере, не менее других 2.Я часто склонен чувствовать себя неудачником 3.Мне кажется, что у меня есть ряд ценных, хороших качеств 4.Я способен кое-что делать не хуже, чем другие 5.Мне кажется, что мне нечем особенно гордиться 6.Я к себе хорошо отношусь, в целом удовлетворен собой 7.Мне бы хотелось больше уважать себя 8.Иногда я ясно чувствую свою бесполезность и беспомощность 9.Иногда мне кажется, что я во всем нехорош 9

«Шкала самоуважения» разработана американским психологом Розенбергом для выявления глобального отношения к себе. Чем ниже показатель, тем больше тревожность. Неуверенность, даже депрессивные проявления. Чем выше показатель, тем больше активность и свобода общения, стремление к лидерству, уверенность в себе, тем больше чувство межличностной безопасности Теперь подсчитайте баллы и цените, каков уровень Вашего самоуважения, которое в современных условиях немаловажно для уверенности в своих возможностях и стремлении к самосовершенствованию Ответы на прямые вопросы (1,3,4,6): Полностью согласен – балл 4 согласен 3 Не согласен 2 Абсолютно не согласен 4 Ответы на прямые вопросы (1,3,4,6): Полностью согласен – балл 4 согласен 3 Не согласен 2 Абсолютно не согласен 4 Ответы на прямые вопросы (2,5,7,8,9,10): Полностью согласен – балл 1 согласен 2 Не согласен 3 Абсолютно не согласен 4 Ответы на прямые вопросы (2,5,7,8,9,10): Полностью согласен – балл 1 согласен 2 Не согласен 3 Абсолютно не согласен 4 10

Педагогический процесс - открытая система, подчиняющаяся законам синергетики: в нем соседствуют порядок и хаос Возникают конфликты, нестандартные педагогические ситуации Нередко сказывается на характере взаимоотношений разный уровень требований, несогласованность действий учителя и классного руководителя, учителей и родителей Все это беспокоит, осложняет жизнь коллектива, становится причиной дискомфорта, неудовлетворенности 11

"Познав самого себя, никто не останется тем, кто он есть". Эти слова Томаса Манна отражают стремление человека к совершенству, а для профессионального роста педагога, развития коммуникативной культуры важна установка, осознание потребности в саморазвитии. Развитие коммуникативного потенциала всего педагогического коллектива как условие продуктивности образовательного процесса предполагает решение ряда взаимосвязанных задач: усвоение этических норм управленческой деятельности администрацией образовательного учреждения; внимание к проблеме коммуникативной культуры во внутришкольной системе повышения квалификации мотивация членов коллектива к адекватной самооценке и развитию уровня культуры педагогического общения саморазвитие каждым педагогом своего коммуникативного потенциала; тренинг коммуникативного контроля на основе трансактного анализа 12

Тогда одним из решений может стать принятие программы развития коммуникативной культуры педагогического коллектива, в которой и отразятся обозначенные выше задачи Может быть, стоит обсудить подобные явления в свободной дискуссии, в беседе с психологом школы или посвятить проблеме педагогического общения специальный педсовет? Может быть, стоит обсудить подобные явления в свободной дискуссии, в беседе с психологом школы или посвятить проблеме педагогического общения специальный педсовет? 13

Решением педагогического совета или общего собрания коллектива может стать следующее: Решением педагогического совета или общего собрания коллектива может стать следующее: проведение цикла лекций по психологии общения организация серии тренингов по развитию коммуникативной культуры проведение педагогических консилиумов с целью обмена опытом продуктивного взаимодействия учителей, работающих в одном классе проведение психологической службой оценки тревожности учащихся;их предпочтения к определенным характеристикам учителя,воспитателя на заседаниях методических объединений (предметных кафедр) планировать анализ публикаций по проблемам профессиональной культуры педагога в программе педагогического всеобуча отразить проблему взаимоотношений в семье, развития продуктивного взаимодействия ученического, педагогического и родительского коллективов в программе педагогического всеобуча отразить проблему взаимоотношений в семье, развития продуктивного взаимодействия ученического, педагогического и родительского коллективов 14

Возможно мотивировать педагогов к саморазвитию коммуникативного потенциала в процессе тренинга общения, который проведет психолог Поводом для подобного обсуждения может быть конкретный конфликт, обеспокоивший всех А можно поручить психологу провести диагностику тревожности учащихся, и обсуждение итогов диагностики, нередко неожиданных для учителей и классных руководителей, заставит задуматься над взаимоотношениями между субъектами образовательного процесса тест 15

Самовоспитание - это настойчивая работа над собой, продиктованная своими же интересами и потребностями В.А.Сухомлинский говорил, что человек дорожит только тем, во что он вложил частицу своей души, своего сердца. Создать самого себя - это творчество, достойное уважения Характерна мысль Вольфганга Гете: "Умный человек не тот, кто много знает, а тот, кто знает самого себя" Вы знаете свои преимущества. В результате самонаблюдения видите трудности и проблемы в своем общении с другими 16

ОтветВопросы, на них отвечаете «да» или «нет» 1.Читаете ли Вы за едой, находясь за столом не один? 2.Всегда ли Вы достаточно разборчиво пишите? 3.Переговариваетесь ли Вы с соседом во время киносеанса? 4.Не хлопаете дверью, выходя из помещения? 5.Стараетесь ли не шуметь, когда люди вокруг занимаются? 6.Считаете ли Вы обязательным не опаздывать на свидание? 7.Заглядываете ли Вы через плечо соседа в его газету? 8.Уедете ли в лифте, зная, что следом идет возможный попутчик? 9.Оставляете ли Вы дверь подъезда распахнутой, если она была закрыта? 10.Стараетесь ли Вы изловчиться и обойти очередь? 11.Приходите ли Вы к друзьям без предупреждения? 12.Станете ли спорить за место у стола, когда все уже расселись? Не трудно ли с Вами общаться? 17

Итак, во второй колонке против номеров вопросов отметьте точкой те вопросы, на которые Вы ответили в соответствии с ключом: Ключ -ответ «да» предполагается на вопросы 2,4,5,6 ответ «нет» на вопросы 1,3,7,8,9,10,11,12. А теперь подсчитайте очки: каждая точка- это очко. Если Вы набрали 10 очков, это значит, что Вы весьма воспитанный человек, никогда не ведете себя бесцеремонно, умеете считаться с окружающими. От 4 до 8 очков- Вы любите вести себя свободно, но не хотели бы не задевать ничьих интересов. Менее 4 очков - Вы действительно бесцеремонны, не умеете учитывать обстановку, состояние окружающих. Поработайте над собой. Тренируйтесь в использовании трансактного анализа для оценки хода и результатов общения, привыкайте контролировать себя. Итак, во второй колонке против номеров вопросов отметьте точкой те вопросы, на которые Вы ответили в соответствии с ключом: Ключ -ответ «да» предполагается на вопросы 2,4,5,6 ответ «нет» на вопросы 1,3,7,8,9,10,11,12. А теперь подсчитайте очки: каждая точка- это очко. Если Вы набрали 10 очков, это значит, что Вы весьма воспитанный человек, никогда не ведете себя бесцеремонно, умеете считаться с окружающими. От 4 до 8 очков- Вы любите вести себя свободно, но не хотели бы не задевать ничьих интересов. Менее 4 очков - Вы действительно бесцеремонны, не умеете учитывать обстановку, состояние окружающих. Поработайте над собой. Тренируйтесь в использовании трансактного анализа для оценки хода и результатов общения, привыкайте контролировать себя. Проверили себя с помощью некоторых тестов. Теперь стоит задуматься о плане саморазвития Проверили себя с помощью некоторых тестов. Теперь стоит задуматься о плане саморазвития 18

Известный психолог,В.Леви, автор книги "Искусство быть другим" предлагает такую последовательность выработки плана работы над собой Составьте целевую шкалу ( Зебру Б) Составьте целевую шкалу ( Зебру Б) Белый списокЧерный список Мои достоинстваМои недостатки Цель - проблемаЦель - идеал От чего избавиться, что уменьшить Что развить, обрести Составьте оценочную шкалу (Зебру А) 19

Сформировать привычку коммуникативного контроля помогает овладение методикой трансактного анализа Автор методики - американский психотерапевт Эрик Берн, который путем длительных наблюдений пришел к выводу, что в нашем подсознании как бы сосуществуют три состояния: РОДИТЕЛЬ, ДИТЯ, ВЗРОСЛЫЙ Автор методики - американский психотерапевт Эрик Берн, который путем длительных наблюдений пришел к выводу, что в нашем подсознании как бы сосуществуют три состояния: РОДИТЕЛЬ, ДИТЯ, ВЗРОСЛЫЙ Но для того, чтобы вести самоанализ развития коммуникативного потенциала, важно привыкнуть контролировать себя в процессе общения 20

Можно увидеть физические признаки состояния Родителя: он хмурит брови, поджимает губы, изображает на лице ужас, грозит пальцем… Есть у него и характерные слова: запомни раз и навсегда, только попробуй, не смей, сколько раз можно повторять и т.п. независимый, авторитарный, безапелляционный, предупреждающий, запрещающий, берущий ответственность на себя Родитель учит жизни, предостерегает, но сковывает инициативу, самостоятельность человека 21

рассудительный сомневающийся он меньше утверждает, больше задает вопросы он умеет считаться с ситуацией способен встать на позицию собеседника, проявить эмпатию распределить ответственность между собой и другими рассудительный сомневающийся он меньше утверждает, больше задает вопросы он умеет считаться с ситуацией способен встать на позицию собеседника, проявить эмпатию распределить ответственность между собой и другими 22

Дитя - это состояние, в котором человек любого возраста может оказаться в любой момент. Дитя - это проявление упрямства, любознательности, способности в обычном увидеть необычное, т.е. проявить творческую доминанту, это чувство восторга, обиды, страха непредсказуемое эмоционально лабильное любознательное любопытное фантазирующее удивляющееся восхищающееся обижающееся Как видите, это состояние проявляется эмоциями 23

Трансактный анализ поэтому можно трактовать как "разбор ходов", т.е. определение тех состояний, которые проявляются в высказываниях, репликах партнеров по общению Сам термин "трансактный" происходит от латинского слова, обозначающего - сделка, обмен Наше общение можно уподобить шахматной игре: один посылает ход, другой делает ответный ход 24

Вместо не всегда продуктивного традиционного разбора конфликта, предложите самим учащимся провести разбор ходов, им этот нестандартный прием будет интересен и снимет напряжение, возникающее из-за взаимных упреков. Используя упражнения по анализу того, что уже произошло, Вы постепенно привыкните следить за собой в процессе реального общения и при необходимости корректировать свою позицию Методику трансактного анализа полезно рекомендовать подросткам, старшеклассникам, оказавшимся в конфликтной ситуации 25

В данном случае речь идет о некоторых общих рекомендациях, основанных на психологических закономерностях коммуникативной деятельности Рецепты, рекомендации по поводу того, как вести себя в той или иной ситуации, можно найти в многочисленных пособиях по этикету Одна из потребностей, которой определяется стремление к общению - быть оцененным, признанным, понятым. Поэтому важно проявлять уважение к партнеру по общению, дать возможность собеседнику почувствовать свою значимость. С этим связан первый секрет продуктивного общения: не начинать разговор со своих проблем; никогда не критиковать, не похвалив перед этим за что-нибудь 26

НЕ ГОВОРИТЕСПРОСИТЕ Мы это уже пробовалиЧто это нам дало? У меня нет времениКому это можно поручить? Это слишком дорогоВыгодно ли это нам? У нас для этого нет денегГде можно найти ресурсы? Другой секрет: не спешите сказать "нет" Если Вы сопоставите эти варианты, то увидите, что целесообразнее занимать не жесткую позицию Родителя ( высказывания слева), а рассудительную позицию Взрослого ( вопросы справа) Если Вы сопоставите эти варианты, то увидите, что целесообразнее занимать не жесткую позицию Родителя ( высказывания слева), а рассудительную позицию Взрослого ( вопросы справа) Это не значит, что всегда следует находиться в позиции Взрослого. Все зависит от ситуации: иногда нужна твердость Родителя, а иной раз целесообразнее отреагировать с юмором, эмоционально с позиции Дитя. 27

Почему родители именно тех учащихся, по поводу которых особенно важно поговорить с родителями, не любят ходить на родительские собрания? Потому что часто мы пренебрегаем этим секретом Почему родители именно тех учащихся, по поводу которых особенно важно поговорить с родителями, не любят ходить на родительские собрания? Потому что часто мы пренебрегаем этим секретом Представьте себе. Вы хотите обратить внимание родителей на недостаточное прилежание ученика. Представьте себе. Вы хотите обратить внимание родителей на недостаточное прилежание ученика. Если вы начнете с упреков, своего неудовольствия тем, как занимается воспитанник, вряд ли Вам удастся достичь взаимопонимания Попробуйте начать с того, как прекрасно рисует воспитанник, с какой выдумкой оформил сочинение о своей родословной. Очевидно, это ему интересно! Как бы нам вместе вызвать интерес к учебной деятельности? В чем мы можем ему помочь? Попробуйте начать с того, как прекрасно рисует воспитанник, с какой выдумкой оформил сочинение о своей родословной. Очевидно, это ему интересно! Как бы нам вместе вызвать интерес к учебной деятельности? В чем мы можем ему помочь? Это уже другая логика общения: Вы проявили эмпатию, отметили то, что было приятно родителям, проявили к ним уважение. И можете ждать такого же ответного уважения и благодарности за внимание Это уже другая логика общения: Вы проявили эмпатию, отметили то, что было приятно родителям, проявили к ним уважение. И можете ждать такого же ответного уважения и благодарности за внимание 28

Третий секрет: избегайте повелительного наклонения Например, вместо : "Уберите книги со стола!" скажите : "Вы не забыли убрать книги со стола?", "Можно попросить вас убрать книги со стола?" Чувствуете, как по-разному звучит? Потренируйтесь в способности, обращаясь к ученикам, коллегам, домашним, свою просьбу выражать, запрещая себе использовать повелительное наклонение 29

Смысл этого правила в том, что Вы становитесь инициатором и "дирижером" хода общения Кроме того использование секрета Сократа позволяет вовремя заметить просчет в логике общения и своевременно откорректировать его продолжение Секрет Сократа - он состоит в умении интересующую Вас проблему разделить на ряд последовательно задаваемых вопросов, предполагающих положительный ответ 30

Значение невербального общения Надо помнить, что общаемся мы не только с помощью слов, но и невербально Невербальные знаки бывают двух видов Надо помнить, что общаемся мы не только с помощью слов, но и невербально Невербальные знаки бывают двух видов 31 или, напротив, начинаете намеренно тихо говорить. Во втором случае удается скорее привлечь внимание. Вот что значит - владеть своим голосом, используя возможности невербалики Одни обязательно сопровождают нашу речь; громкость, сила, тембр нашей речи, логические ударения, интонация Проанализируйте разницу реакции, когда Вы в шумном классе говорите, повышая голос ( как часто бывает)

Вторая группа невербальных знаков дополняет нашу речь: мимика, жесты, наклон головы, направление взгляда, телодвижения и позы. О некоторых невербальных знаках педагогу стоит задуматься Попробуйте по-разному обратиться с просьбой убрать сумку или пакет с прохода между партами в одном случае с жестом указующего перста, В первом случае можете встретить агрессивную реакцию,потому что жест выражает приказание. В третьем - выражает просьбу, и реакция будет спокойной.. в другом - ладонью вниз, в третьем - ладонью вверх, 32

Закладывание рук за спину с захватом запястья Жест, выражающий уверенность и превосходство или волнение Закладывание рук за спину с захватом запястья Жест, выражающий уверенность и превосходство или волнение 33 Закрытость

34 «Ничего нет в мире драгоценней уз, соединяющих человека с человеком» Антуан де Сент-Экзюпери

О закономерностях невербалики стоит помнить в связи с так называемой ведущей модальностью личности, т.е. с преобладающим видом памяти Лабораторная работа по физике, химии или практическое занятие на уроке технологии. С чего он начинается? С вводного инструктажа учителя. А потом одни приступают к работе, а другие задают массу вопросов Лабораторная работа по физике, химии или практическое занятие на уроке технологии. С чего он начинается? С вводного инструктажа учителя. А потом одни приступают к работе, а другие задают массу вопросов Учитель раздражен: "Опять не слушали! Сколько раз говорить: не отвлекайтесь, пока я объясняю!" Не понимает этот педагог, что дело не в недисциплинированности o Если у ученика ведущая аудиальная модальность, ему достаточно устного инструктажа o Если же преобладает визуальная модальность, необходима инструкционная карта или план выполнения лабораторной работы o Для тех, у кого преобладает кинестетическая модальность, и этого недостаточно: нужен эталон, образец, необходим показ! 35

Поэтому, если Вы задаете вопрос, а ученик устремляет взгляд вверх ( в потолок смотрит) не спешите делать вывод, что он не знает ответа. Возможно, он старается вспомнить текст учебника (зрительно воспроизводит страницу) При аудиальной - вниз При визуальной модальности взгляд направлен вверх, вверх влево, верх вправо Одним из показателей ведущей модальности может служит направление взгляда 36

Предикаты (слова)«тяжело», «легко», «мягко», «уютно», «неуютно», «попробуй» и т.п. «послушайте», «слушаю», «понятно», «непонятно», «логично», нелогично», и т.п. (слова, выражающие слуховое восприятие) «видите ли», «повидимому», «смотрите как» «перспективно», «светло», «ярко» «посмотрите» и др. ( т.е. слова, выражающие видимые ощущения) КинестетическаяАудиальнаяВизуальная Виды модальности Показатели 37

Жесты ниже поясаЖесты на уровне пояса Жесты на уровне лица Уровень жестов с понижениемровныйс повышением тона к концу высказывания Интонация замедленныйразмеренныйускоренный Темп речи 7,8 сектора4,6,9, сектора (4 – конструирование) 1,2,3,5 сектора* (1 – зрительное конструирование) Зрительные сигналы Сектора глаза человека КинестетическаяАудиальнаяВизуальная Виды модальности Показатели 38

Невербальные знаки могут быть конгруэнтными и не конгруэнтными, т.е. не совпадающими с высказыванием Вы наблюдали, что делает ребенок, если говорит неправду? Закрывает рот руками. Правое полушарие руководит этим знаком, как бы предупреждая ложную мысль, формирующуюся в левом полушарии Вы наблюдали, что делает ребенок, если говорит неправду? Закрывает рот руками. Правое полушарие руководит этим знаком, как бы предупреждая ложную мысль, формирующуюся в левом полушарии 39 Этот жест в трансформированном виде сохраняется и у взрослого

Если рука тянется к очертаниям губ,кончику носа, бровям, насторожитесь: возможно, ваш собеседник неискренен в своем высказывании Анализ дополнительной информации, которую дают невербальные знаки, можно было бы продолжить. Если Вас заинтересовала эта тема, советуем прочитать книгу А.Пиза "Язык телодвижений", Нижний Новгород, 1992г. Это своеобразная энциклопедия невербалики. 40

Резервы создания здорового нравственно- психологического климата в коллективе образовательного учреждения Не исключено, что вы всеми силами стараетесь овладеть культурой педагогического общения, но рядом с вами могут быть коллеги, пренебрегающие нормами этики педагогического общения Самовоспитание коммуникативной культуры каждым учителем в отдельности еще не решает проблему повышения коммуникативной культуры всего педагогического коллектива 41

В одном коллективе оказываются люди с различными установками, неодинаковым стилем общения с детьми и коллегами, поэтому важно выявить резервы становления такого стиля взаимоотношений, который обеспечит комфортность всех благодаря взаимоуважению и взаимной поддержке 42

Но это внешние факторы, определяющие жизнь образовательного учреждения. Есть и внутренние резервы обеспечения коммуникативной культуры коллектива Естественно, на становление нравственно- психологического климата в коллективе влияют и экономические, и социальные факторы, определяющие условия жизни в регионе. Трудно говорить о благоприятном климате, если учителю задерживают зарплату, если не хватает необходимого учебного оборудования, неукомплектован педагогический коллектив. 43

не только директор образовательного учреждения, а все его субъекты, выступающие в роли руководителей, организаторов: Первый и непременный резерв - этика руководителя заместители директора воспитательной научно-методической социальной работе классные руководители организаторы внеурочной деятельности. по учебной причем имеется в виду 44

обучать, способствовать передаче ценного опыта, вовремя поддерживать инициативу обучать, способствовать передаче ценного опыта, вовремя поддерживать инициативу Контрольная функция - не только и не столько в критике недостатков, сколько в своевременной помощи, поддержке прогрессивных начинаний Педагогическая функция любого руководителя – 45

Отступление от правил продуктивной коммуникативной деятельности становится причиной дискомфорта, а то и конфликтов 1. Недостаточный учет индивидуальных особенностей подчиненных: темперамента, интересов, склонностей 2. Директивным методом дается поручение, и это может вызвать протест 3. Бестактность, которую может допустить руководитель, находясь в состоянии раздражения 4. Неверное отношение к критике Проанализируем типичные ситуации, чтобы выявить ошибки в межличностном общении: Этика руководителя - одно из условий гуманных отношений в коллективе 46

Проанализируем типичные ситуации, чтобы выявить ошибки в межличностном общении: Нередко опытный, талантливый учитель теряется, если ему поручают выступление на конференции, обобщение опыта в методической статье. Деликатная просьба, поддержка первых начинаний помогает преодолеть неуверенность. Зато какое удовлетворение испытывает учитель, держа в руках журнал со своей статьей или воспринимая благодарность участников конференции! 2. Директивным методом дается поручение, и это может вызвать протест Одному сотруднику достаточно высказать идею, он подхватит ее и предложит путь реализации. Другие инертны, не уверены в своих возможностях. Необходимо начать с оценки их положительных качеств, мотивировать к принятию идеи. 1. Недостаточный учет индивидуальных особенностей подчиненных: темперамента, интересов, склонностей 47

Это может выразиться в восприятии критики не как средства перестройки позиции педагога, повышения эффективности его деятельности, а как способа выражения негативного отношения к нему. Вспомните правило: не начинать с критики, сначала похвалить. Неверно может восприниматься и критика в свой адрес. Нетерпимость критического настроя сотрудников, представление о правильности только своей позиции ставит руководителя в ложную ситуацию. Конечно, критика должна быть доброжелательной, и тогда она воспринимается как резерв к совершенствования 4. Неверное отношение к критике Из-за каких-либо внешних влияний руководитель оказался в состоянии раздражения, и не смог сдержать себя. Поэтому выдержка, коммуникативный контроль становится обязательным условием преодоления нежелательных ситуаций. 3. Бестактность, которую может допустить руководитель, находясь в состоянии раздражения (Продолжение) 48

Второй резерв - этика взаимоотношений между сотрудниками П.Л.Капица утверждал: без чувства, что его ценят, ему доверяют, его работой интересуются, любой творческий работник ( к ним он относит и учителя) интенсивно и смело работать не может. Работа учителя нелегкая. Сегодня не материальное благополучие и не престиж профессии привлекает специалиста к этой деятельности. Только преданность делу, увлеченность профессией и любовь к детям - вот что держит учителя в школе, помогает преодолевать трудности и стрессовые ситуации. 49

чтобы каждый чувствовал возможность удовлетворения своих индивидуальных потребностей: И напротив, отсутствие признания, неудачи во взаимоотношениях демотивируют специалиста Удовлетворение этих потребностей стимулирует каждого В этих условиях внимание и уважение коллег и руководства особенно необходимы для того, 50 в самореализации своего опыта в достижении успеха в признании своей роли в проявлении самостоятельности и творчества

Открытое обсуждение острых проблем, дискуссии, приемы неформального общения (дружеские встречи, литературные, музыкальные гостиные, экскурсии и т.п.) создают условия доверительного отношения друг к другу, взаимопонимания Иной раз требуется специальная работа коллектива в целом или членов методических объединений по обеспечению этого уровня совместимости 51 Достижение взаимодоверия и терпимости к несовпадающим позициям становится залогом воспитания и у школьников установок толерантного поведения, готовности к диалогу

Третий резерв - внимание к проблеме коммуникативной культуры в системе повышения квалификации Мы уже обратили внимание на данный фактор, когда говорили о способах мотивации педагогов к саморазвитию коммуникативной культуры Теперь предлагаем Вам примерное содержание спецкурса "Коммуникативная культура педагога", который может быть включен целиком или отдельными фрагментами во внутришкольный план методической работы Спецкурс Коммуникативная культура педагога 52

Цель спецкурса - развитие коммуникативной культуры педагогического коллектива повышение психологической компетентности педагогов; стимулирование саморазвития коммуникативного потенциала; оказание консультативной помощи в преодолении трудностей общения с учениками, их родителями, коллегами; подготовка педагогов к использованию диалоговых, полилоговых форм учебной деятельности, освоение интерактивных методов обучения; содействие формированию благоприятного морально- психологического климата в коллективе. повышение психологической компетентности педагогов; стимулирование саморазвития коммуникативного потенциала; оказание консультативной помощи в преодолении трудностей общения с учениками, их родителями, коллегами; подготовка педагогов к использованию диалоговых, полилоговых форм учебной деятельности, освоение интерактивных методов обучения; содействие формированию благоприятного морально- психологического климата в коллективе. Основные задачи: 53

Коммуникативная культура как показатель профессионального мастерства педагога Психологические закономерности общения Коммуникативный потенциал личности Методы развития коммуникативного потенциала Основы трансактного анализа как средство развития коммуникативного контроля Секреты продуктивного общения Тренинг продуктивного общения на основе анализа проблемных ситуаций Обмен опытом или мастер-класс по реализации интерактивных методов обучения 54

В зависимости от конкретных потребностей педагогического коллектива тематика может быть дополнена, изменена обобщающий семинар, дискуссионный клуб, зачет в форме самоанализа своих достижений по итогам изучения курса обобщающий семинар, дискуссионный клуб, зачет в форме самоанализа своих достижений по итогам изучения курса Итоговое занятие целесообразно провести как 55

Предлагаем примерные вопросы для самоанализа освоения этики педагогического общения 1. Какие практические умения Вы приобрели? 2. Было ли для Вас что-либо принципиально новое, неожиданное в содержании занятий? 3. Сумели ли воспользоваться полученными знаниями в педагогической практике? Приведите примеры. 4. Что удалось изменить или Вы предполагаете изменить в своем коммуникативном потенциале? 1. Какие практические умения Вы приобрели? 2. Было ли для Вас что-либо принципиально новое, неожиданное в содержании занятий? 3. Сумели ли воспользоваться полученными знаниями в педагогической практике? Приведите примеры. 4. Что удалось изменить или Вы предполагаете изменить в своем коммуникативном потенциале? 5. Легче ли стало общаться с детьми и взрослыми? 6. Что Вам показалось трудным усвоить? Почему? 7. С чем вы не можете согласиться из предложенных рекомендаций? 8. Что бы Вы предложили изменить, дополнить в содержании спецкурса и в методике проведения практических занятий? 5. Легче ли стало общаться с детьми и взрослыми? 6. Что Вам показалось трудным усвоить? Почему? 7. С чем вы не можете согласиться из предложенных рекомендаций? 8. Что бы Вы предложили изменить, дополнить в содержании спецкурса и в методике проведения практических занятий? 56

1. Ваш воспитанник непочтительно отозвался о матери. Ваша реакция? 2. Навстречу идет старшеклассник и не здоровается с Вами. Как вы поступите? 3. В учительской двое Ваших коллег обсуждают внешний вид нового учителя. Как вы к этому отнесетесь? 4. Во время урока один из учеников с лукавой улыбкой указывает на допущенную Вами ошибку на доске. Ваша реакция? Приведем примеры педагогических ситуаций для анализа Подобные ситуации можно предложить привести самим слушателям. Кроме того, они публикуются на страницах журнала "Классный руководитель". 57

Рекомендации организаторам курсов по развитию коммуникативной культуры: Значительное место в проведении занятий следует отвести тренингам продуктивного общения на основе анализа конкретных ситуаций, самооценки коммуникативного потенциала, свободному обмену мнениями по проблемным вопросам Значительное место в проведении занятий следует отвести тренингам продуктивного общения на основе анализа конкретных ситуаций, самооценки коммуникативного потенциала, свободному обмену мнениями по проблемным вопросам В предлагаемом ниже списке литературы звездочкой отмечены источники, в которых содержится методический материал для проведения практических занятий: тесты, тренинги и т.п. Основой определения содержания занятий может служить данный информационный материал 58

1. Ананьев В.Г. О проблемах современного человекознания, М., Наука, Андреева Г.М. Социальная психология, М., МГУ, Зарецкая И.И. Этика педагогического общения/ серия статей// ж. Школа и производство, 2001, Зарецкая И.И. Коммуникативная культура педагога и руководителя/ Приложение к ж. Директор школы, М., Сентябрь, 2002, 4 - * 5. Зарецкая И.И., Чернер С.Л. Деловой этикет, М., Вигма, * 6. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: книга для учителя, М., Просвещение,

7. Козлов Н. Как относиться к себе и людям Практическая психология на каждый день. М., Педагогика, * 8. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., Прогресс, Леви В. Искусство быть другим, СПб, Питер, Пиз А. Язык телодвижений. Нижний Новгород, * 11. Харрис А. Томас, Я хороший, ты хороший. М.. Соль, * 12. Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса, М., Просвещение,

« Каждый строит свой собственный мир, но при этом следует учитывать, что и другие строят его.Свои права легче отстаивать перед другими, когда хорошо знаешь свои обязанности. Вы счастливы, когда Вас понимают. Не забывайте, что и другие имеют право на это. Тот, кто обладает внутренней свободой, вправе делиться ею с окружающими.» Своеобразным заключением обсуждения вопросов коммуникативной культуры могут быть рекомендации, данные в книге Барбель и Хайнц Швальбе «Личность, карьера, успех» Своеобразным заключением обсуждения вопросов коммуникативной культуры могут быть рекомендации, данные в книге Барбель и Хайнц Швальбе «Личность, карьера, успех» 61

Выход 62