Культура взаимодействия учителя и родителей.. Актуальность проблемы Фрагменты стенограммы круглого стола. Этот разговор проходил в одном институте повышения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Формы работы с родителями как средство повышения качества образования учитель начальных классов высшей квалификационной категории Хребтова Татьяна Владимировна.
Advertisements

Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи Работу выполнила учитель начальных классов МООШ 2 Паршакова Татьяна.
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
«Педагогическое мероприятие с родителями» демонстрирует практический опыт взаимодействия с родителями. Форма проведения – родительское собрание.
Рекомендации по работе с родителями. Зам.директора по ВР Чигирева О.В. МОУ СОШ 8.
Школа и семья как партнёры в воспитании детей. Семья и школа – это трудовые коллективы, моральная опора, основа для всестороннего развития личности ребенка,
Информационная Воспитательно- развивающая Формирующая Охранно- оздоровительная Контролирующая Бытовая.
Внедрение инновационных педагогических технологий в воспитательную работу Зам. директора по УВР Ширяева Г.В.
Семинар – практикум Первомайский район Составитель: Мансурова В.А.
Родительское собрание как средство взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребенка.
формирование ученического коллектива привлечение родителей к активному участию в жизни класса.
Традиционные и нетрадиционные Морозова Ольга Робертовна.
Работа классного руководителя с родителями. Суть взаимодействия семьи и школы заключается в заинтересованности обеих сторон в изучении личности ребенка,
Как подготовить и провести « классное » классное родительское собрание.
Педсовет 22 января 2009 год. изучение семейной атмосферы, окружающей ученика, его взаимоотношений с членами семьи; психолого-педагогическое просвещение.
LOGO Школа молодого классного руководителя. Урок 5 Тема: Организация работы с родителями учащихся Цели и задачи взаимодействия классного руководителя.
формирование ученического коллектива привлечение родителей к активному участию в жизни класса.
Выстраивание эффективного коммуникативного взаимодействия с родителями трудного ребенка.
«Ты должен хорошо учиться!» «Ты должен думать о будущем!» «Ты должен уважать старших!» «Ты должен слушаться учителей и родителей!»
Транксрипт:

Культура взаимодействия учителя и родителей.

Актуальность проблемы Фрагменты стенограммы круглого стола. Этот разговор проходил в одном институте повышения квалификации. На семинар собрались учителя, классные руководители, управленцы из разных городов России. Им были предложены конкретные вопросы, на которые каждый дал свои ответы. Никто друг с другом не спорил; каждый имел возможность высказать свою точку зрения, не опасаясь анализа и критики со стороны коллег. Фрагменты стенограммы круглого стола. Этот разговор проходил в одном институте повышения квалификации. На семинар собрались учителя, классные руководители, управленцы из разных городов России. Им были предложены конкретные вопросы, на которые каждый дал свои ответы. Никто друг с другом не спорил; каждый имел возможность высказать свою точку зрения, не опасаясь анализа и критики со стороны коллег.

Актуальность проблемы Я считаю, что учителя часто манипулируют родителями. Родители же совершенно не знают своих юридических прав. Если нарушаются права ребенка, учитель все равно находит поддержку у администрации школы, а ребенок со своими родителями ее не имеет вовсе. Родители приходят в школу и чувствуют себя там как кролики перед удавом. А за пределами школы начинают возмущаться, выплескивать эмоции, хотя изо всех сил сдерживают себя в беседе с учителями, с администрацией школы. Если не возникнет человеческого контакта, взаимопонимания между учителями и родителями, ничего не получится. Обычно родителей вызывают в школу, только чтобы потребовать от них влияния на ребенка или еще чего-нибудь морального или материального. Никто и не думает разговаривать с ними на равных. Учитель химии. г. Мирный Я считаю, что учителя часто манипулируют родителями. Родители же совершенно не знают своих юридических прав. Если нарушаются права ребенка, учитель все равно находит поддержку у администрации школы, а ребенок со своими родителями ее не имеет вовсе. Родители приходят в школу и чувствуют себя там как кролики перед удавом. А за пределами школы начинают возмущаться, выплескивать эмоции, хотя изо всех сил сдерживают себя в беседе с учителями, с администрацией школы. Если не возникнет человеческого контакта, взаимопонимания между учителями и родителями, ничего не получится. Обычно родителей вызывают в школу, только чтобы потребовать от них влияния на ребенка или еще чего-нибудь морального или материального. Никто и не думает разговаривать с ними на равных. Учитель химии. г. Мирный

Актуальность проблемы Необходимо направлять внимание не на «заманивание» родителей в школу, а на то, чтобы развивать у них осознанное отношение к своим родительским обязанностям. Не школа и педагоги должны просить родителей прийти к ним, а родители – предлагать свою помощь и поддержку. Для этого необходимо воспитывать и образовывать родителей. А также помнить, что сегодняшние ученики тоже скоро станут мамами и папами. Значит, важно не воспитать у них негативного отношения к школе, развивать в них знания и навыки, необходимые родителям. Мы учим наших детей математике или физике, но, к сожалению, не учим их быть хорошими родителями. замдиректора по воспитательной работе, Свердловская обл., г. Артемовский

Актуальность проблемы Я думаю, что проблема работы с родителями в первую очередь связана с особенностями региона, в котором находится школа. Основная проблема, которая существует сегодня – это разное мировоззрение детей и их родителей. Взрослые будто заражены вирусом материализма. А у детей мировоззрение духовное. Они чистые, не приемлют лжи, мечтают о будущем счастье. Родители часто этого не понимают, они говорят о том, что дети должны учиться сегодня, чтобы потом зарабатывать деньги. Иначе, мол, ты не выживешь в нашем мире. А дети, наоборот, не могут понять, почему для них деньги должны стать центром мироздания. специалист комитета образования, г. Ростов-на-Дону Я думаю, что проблема работы с родителями в первую очередь связана с особенностями региона, в котором находится школа. Основная проблема, которая существует сегодня – это разное мировоззрение детей и их родителей. Взрослые будто заражены вирусом материализма. А у детей мировоззрение духовное. Они чистые, не приемлют лжи, мечтают о будущем счастье. Родители часто этого не понимают, они говорят о том, что дети должны учиться сегодня, чтобы потом зарабатывать деньги. Иначе, мол, ты не выживешь в нашем мире. А дети, наоборот, не могут понять, почему для них деньги должны стать центром мироздания. специалист комитета образования, г. Ростов-на-Дону

Актуальность темы Ни в коем случае нельзя навязывать родителям свое мнение о ребенке. Можно лишь спросить совета у родителя. Если тот некомпетентен, педагог должен построить разговор таким образом, чтобы родитель сам принял решение, а слова учителя его лишь к этому подтолкнули. Ребенок и родители взаимосвязаны настолько, что сказать: «Ваш ребенок плохой», – это значит полностью провалить разговор. психолог, Московская обл., Нарофоминский район

Проблема: Культура взаимодействия учителя и родителей.

Какие бы задачи общество не ставило перед школой, без помощи родителей, их глубокой заинтересованности, их педагогических и психологических знаний процесс воспитания и обучения не даст необходимых результатов. Следует отметить, что успешность (либо неуспешность) педагогического взаимодействия школы и семьи во многом определяется правильно избранной позицией педагога, стилем и тоном его отношений. В связи с этим рассмотрим некоторые правила и советы: 1. Не стремитесь отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения). 2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему. 3. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично). 4.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга. 1. Не стремитесь отстоять собственную позицию (основная задача – совместная деятельность, а не отстаивание своей точки зрения). 2. Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика. Выразите уверенность, что совместные усилия решат проблему. 3. Не верьте генетике (её влияние огромно, но не безгранично). 4.Мы вместе против проблемы, а не друг против друга.

Беседа с родителями учащихся будет успешна, если: - удалось избежать противостояния и конфронтации; - удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений; - удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку; - обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы. И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика. - удалось избежать противостояния и конфронтации; - удержались сами и удержали родителей от взаимных упрёков и обвинений; - удачно сформулировали проблему воспитания, и родители приняли вашу формулировку; - обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся проблемы. И здесь роль педагога в просвещении родителей, установлении их контакта со школой особенно велика.

Организация и структура проведения родительского собрания. Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание. Любое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Каждое собрание структурируются в соответствии со следующей повесткой дня: Информация о жизни школы, класса, достижениях детей за прошедший период (только положительная информация ). Полезная информация специалистов (врачей, психологов, социологов, работников правоохранительных органов). Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период. Планирование участия родителей в делах класса на следующий период. В заключение классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться для индивидуальной беседы тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления. Наиболее распространённой и эффективной формой взаимодействия с родителями учащихся является родительское собрание. Любое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей. Встреча должна начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию и стараются его придерживаться. Каждое собрание структурируются в соответствии со следующей повесткой дня: Информация о жизни школы, класса, достижениях детей за прошедший период (только положительная информация ). Полезная информация специалистов (врачей, психологов, социологов, работников правоохранительных органов). Информация о работе родителей с учащимися за прошедший период. Планирование участия родителей в делах класса на следующий период. В заключение классный руководитель благодарит родителей за участие, совместную работу. Просит задержаться для индивидуальной беседы тех родителей, у детей которых есть проблемы в обучении, поведении, чтобы выяснить причины и выработать совместное решение о возможных путях их преодоления.

Формы и содержание педагогического просвещения родителей определяются кругом их проблем, уровнем сознания и культуры, компетенцией педагога и психолога. Формы и методы взаимодействия

Университет педагогических знаний это форма психолого- педагогического просвещения родителей. Он вооружает их необходимыми знаниями, основами педагогической культуры, знакомит с актуальными вопросами воспитания с учетом возраста и запросов родителей, способствует установлению контактов родителей с общественностью, семьи со школой, а также взаимодействию родителей и учителей в воспитательной работе. В нашей школе по такому принципу строит свою работу ШРМ – школа родительского мастерства. Формы и методы взаимодействия

Лекция это форма психолого-педагогического просвещения, раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Лучший лектор сам учитель-воспитатель, знающий интересы детей, умеющий проводить анализ воспитательных явлений, ситуаций. Поэтому в лекции следует вскрывать причины явлений, условия их протекания, механизм поведения ребенка, закономерности развития его психики, правила семейного воспитания. При подготовке лекции следует учитывать ее структуру, логику, можно составить план с указанием основных идей, мыслей, фактов и цифр. Одно из необходимых условий лекций опора на опыт семейного воспитания. Метод общения во время лекции непринужденный разговор, задушевная беседа, диалог заинтересованных единомышленников. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей. Формы и методы взаимодействия

Конференция форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно- практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности. Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции. Формы и методы взаимодействия

Практикум это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций, своеобразная тренировка педагогического мышления родителей- воспитателей. В ходе педагогического практикума учитель предлагает найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может сложиться во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы и т. д., объяснить свою позицию в той или иной предполагаемой или реально возникшей ситуации.

Формы и методы взаимодействия Открытые уроки обычно организуются с целью ознакомления родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Наиболее часто открытые уроки практикуются в начальной школе. Необходимо хотя бы один- два раза в полугодие давать возможность родителям присутствовать на открытом уроке. Это позволит избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе. День открытых уроков проводится в удобное для родителей время, чаще всего в субботу. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. День завершается коллективным анализом: отмечаются достижения, наиболее интересные формы урока, результаты познавательной деятельности, ставятся проблемы, намечаются перспективы.

Формы и методы взаимодействия Педагогическая дискуссия (диспут) одна из наиболее интересных форм повышения педагогической культуры. Отличительная особенность диспута заключается в том, что он позволяет вовлечь всех присутствующих в обсуждение поставленных проблем, способствует выработке умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на приобретенные навыки и накопленный опыт. Успех диспута во многом зависит от его подготовки. Примерно за месяц участники должны познакомиться с темой будущего диспута, основными вопросами, литературой. Самая ответственная часть диспута ведение спора. Многое определяет здесь поведение ведущего (им может быть педагог или кто-то из родителей). Необходимо заранее установить регламент, выслушивать все выступления, предлагать, аргументировать свою позицию, в конце диспута подвести итоги, сделать выводы. Главный принцип диспута уважение к позиции и мнению любого участника. Темой диспута может служить любая спорная проблема семейного и школьного воспитания, например: «Частная школа за и против», «Выбор профессии чье это дело?».

Формы и методы взаимодействия Ролевые игры форма коллективной творческой деятельности по изучению уровня сформированности педагогических умений участников. Примерными темами ролевых игр с родителями могут быть следующие: «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др. Методика ролевой игры предусматривает определение темы, состава участников, распределение ролей между ними, предварительное обсуждение возможных позиций и вариантов поведения участников игры. При этом важно проиграть несколько вариантов (положительных и отрицательных) поведения участников игры и путем совместного обсуждения выбрать оптимальный для данной ситуации способ действий.

Формы и методы взаимодействия Индивидуальные тематические консультации Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Родительский лекторий, "Университет педагогических знаний" и др. - способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и образовательного учреждения к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.

Формы и методы взаимодействия Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей. Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций. Презентации позитивного опыта семейного воспитания в средствах массовой информации способствуют использованию воспитательного потенциала благополучных семей.

Формы и методы взаимодействия Вечера вопросов и ответов проводятся после опроса родителей и выяснения перечня проблем, которые возникают в воспитании детей и во взаимоотношениях с ними. Для ответа на вопросы родителей приглашаются специалисты (психологи, юристы, врачи и др.) На такие встречи, как правило, приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители первоклассников, папы мальчиков-подростков, мамы старшеклассниц, старшекурсниц). Диспут, дискуссия - обмен мнениями по проблемам воспитания, это одна из интересных для родителей форм повышения уровня педагогической культуры, позволяющая включить их в обсуждение актуальных проблем, способствующая формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирующая активное педагогическое мышление.

Формы и методы взаимодействия Встречи с администрацией образовательного учреждения, педагогами, работающими в данном коллективе детей, молодежи целесообразно проводить ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного коллективного поиска возможно составление программы действий, перспективного плана совместной работы. Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия педагогов и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета, который может быть выбран на весь учебный год. Родительский актив - это опора педагогов, при умелом взаимодействии они совместно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации общественно-значимых дел, решению проблем жизни коллектива. Родительский клуб - интересная форма работы с родителями, про- водится в форме встреч и требует специальной подготовки. Цель клуба - заинтересовать родителей в обсуждении вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий - добровольность и взаимная заинтересованность.

Итоги работы Как общаться с родителями ваших учеников? 1.Общаясь с родителями, обращайтесь с ними по имени и отчеству. 2.Стремитесь к тому, чтобы ваше общение с родителями было на «равных», т.е. без высокомерия, но и без заискивания. 3.Беседуя с родителями, изучайте их индивидуальные особенности, цели, методы, традиции семейного воспитания. 4.В зависимости от ситуации варьируйте стиль общения с родителями от официального до доверительного. 5.Переход к доверительному общению с родителями лучше всего начинать с фраз типа: «Я хотел бы с вами посоветоваться…», «Я хотел бы согласовать с вами наши действия…», «Мне нужна ваша помощь…»

Итоги работы В заключении хочется подчеркнуть: Способность к общению профессиональное качество учителя. Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. И в данном случае неважно, кто именно выступает в качестве собеседника школьник или его родители, коллега по работе или член семьи самого учителя. Во всех этих ситуациях ему надо вести себя психологически грамотно. Не отталкивайте, а привлекайте к сотрудничеству. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом навстречу сотрудничеству. Развивайте в себе стремление к равной позиции с родителями. Объединить усилия педагога и членов семьи школьника можно только при взаимном и равно уважительном признании ими позиционного равенства друг друга. Первый шаг в этом направлении должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции, показывает его профессионализм.

Итоги работы Правильное построение диалога с педагогическим работником школы. Рекомендации для родителей. Если Вы услышали от Вашего ребенка или родителей его одноклассников о каких-либо действиях и распоряжениях педагогических работников, нарушающих, по Вашему мнению, права ребенка, следует, прежде всего, собрать необходимую информацию. Ведь вполне может быть, что Ваш ребенок чего-то не понял, перепутал. Заранее сообщить учителю о своём намерении обсудить интересующий Вас вопрос. Договориться о встрече в удобное для учителя время. Ни в коем случае не начинать разговор с учителем в присутствии ребёнка или одноклассников. Разговор с учителем должен происходить один на один. Не вести разговор на повышенных тонах. надо помнить, что учителя в большинстве своем – вменяемые люди. Они могут ошибаться, но они готовы исправлять свои ошибки. Наладить контакт с учителем, вместе обсуждать с ним ситуацию и пытаться найти из нее выход – это способствует решению проблемы без привлечения каких-то третьих лиц. Если родитель решит, что учитель его не понимает, он всегда может обратиться к администрации – завучу, психологу. Уже на этом уровне обычно проблема решается. Если Вы считаете, что вопрос не исчерпан, запишитесь на приём к директору. Школа не заинтересована в том, чтобы конфликты выходили за ее стены, тем более, когда в этом и нет надобности. Правильное построение диалога с педагогическим работником школы. Рекомендации для родителей. Если Вы услышали от Вашего ребенка или родителей его одноклассников о каких-либо действиях и распоряжениях педагогических работников, нарушающих, по Вашему мнению, права ребенка, следует, прежде всего, собрать необходимую информацию. Ведь вполне может быть, что Ваш ребенок чего-то не понял, перепутал. Заранее сообщить учителю о своём намерении обсудить интересующий Вас вопрос. Договориться о встрече в удобное для учителя время. Ни в коем случае не начинать разговор с учителем в присутствии ребёнка или одноклассников. Разговор с учителем должен происходить один на один. Не вести разговор на повышенных тонах. надо помнить, что учителя в большинстве своем – вменяемые люди. Они могут ошибаться, но они готовы исправлять свои ошибки. Наладить контакт с учителем, вместе обсуждать с ним ситуацию и пытаться найти из нее выход – это способствует решению проблемы без привлечения каких-то третьих лиц. Если родитель решит, что учитель его не понимает, он всегда может обратиться к администрации – завучу, психологу. Уже на этом уровне обычно проблема решается. Если Вы считаете, что вопрос не исчерпан, запишитесь на приём к директору. Школа не заинтересована в том, чтобы конфликты выходили за ее стены, тем более, когда в этом и нет надобности.

Вообще, все проблемы, по возможности, надо решать миром иначе пострадавшими окажутся все: в первую очередь ребенок, которому такая шумиха не принесёт ничего, кроме моральных страданий; мама, которая страдала потому, что страдал ее ребенок; учительница, в профессиональной пригодности которой усомнились; администрация школы, от которой потребовала ответа районная администрация; одноклассники, преподавать которым расстроенная учительница с прежним качеством во время проверок не могла. Вообще, все проблемы, по возможности, надо решать миром иначе пострадавшими окажутся все: в первую очередь ребенок, которому такая шумиха не принесёт ничего, кроме моральных страданий; мама, которая страдала потому, что страдал ее ребенок; учительница, в профессиональной пригодности которой усомнились; администрация школы, от которой потребовала ответа районная администрация; одноклассники, преподавать которым расстроенная учительница с прежним качеством во время проверок не могла. Итоги работы

Если и есть что-то в мире стоящее и не имеющее цены - так это дети. Остальное частности. Будем жить ради них и любить их и не предавать их, и любоваться ими. Мир детей - благородный и отзывчивый – к нему идём всю жизнь.