РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКИХ РЕГУЛЯТОРОВ В БОРЬБЕ С ВЫЗОВАМИ БУДУЮЩИХ РЫНКОВ ЭНЕРГИИ Jorge Vasconcelos NEWES, New Energy Solutions Международная конференция «Регулирование.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор законодательства Орган по регулированию электроэнергии и газа Италии (AEEG) : обзор.
Advertisements

TITRE Агентство по взаимодействию регуляторов в области энергетики Объединение трансграничных сетей: роль регуляторов Мин Жу Содействующий национальный.
Институционные аспекты законодательства в рамках Третьего энергетического пакета Регулирование и либерализация энергетических рынков: Опыт России и Третий.
Значимость диалога между МЭА и Россией Рабочая встреча, совместно организованная МЭА и ФСТ России МЭА, Париж, мая 2010 Гн Нобуо Танака, Исполнительный.
Перестройка энергетики и необходимые решения органов госрегулирования Яркин Евгений Валентинович, д.э.н., проф., заслуженный экономист РФ.
Политика Польши в области энергоэффективности и ВИЭ.
Когда сети становятся умными Клаес Ритофт Старший вице-президент АББ IV Всемирный Форум по регулированию энергетики Афины, Греция 18 – 21октября, 2009.
1 Ужасно, Плохо и Хорошо– альтернативный взгляд на либерализацию электроэнергии с позиции крупного промышленного потребителя Марк Греннинг – Главный Советник.
Последние тренды в регулировании энергетики Рабочая встреча в формате МЭА – ФСТ России по вопросам сценариев развития мировых энергетических рынков Париж,
Мировая энергетика Институт энергетической стратегии Генеральный директор Проф., д. т. н. В. В. Бушуев Международная энергетическая неделя Москва,
Глобализация и устойчивое развитие ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ Новая энергетическая стратегия ЕС: вызов или возможность для России? А.И. ГРОМОВ Заместитель.
E.ON – взгляд на сотрудничество ЕС - СНГ Брюссель, Theme Date Группа E.ON занимает ключевые позиции на энергетическом рынке России «E.ON Россия»
Изменения глобальных энергетических рынков и требования к России как к участнику этих рынков Институт энергетической стратегии Генеральный директор Проф.,
О подходах к определению целевых показателей сокращения выбросов парниковых газов в ЦБП России М.А.Юлкин Москва, Минэкономразвития России, 14 октября 2014.
Работу выполнил Павел Горшков Группа Основные цели Всеобщая конкурентоспособность; Сближение законодательства государств-членов в целях обеспечения.
Развитие электроэнергетической инфраструктуры Европейского союза: регуляторные аспекты В.П. Сорокин Член Общественного совета ФСТ России Семинар ФСТ России.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Отраслевые направления адвокатирования конкуренции в России Казань, 2009 Анатолий Голомолзин Заместитель руководителя.
Тематическая область и межотраслевые стратегии – изменение климата Семинар для членов ГЭФ в расширенном составе 11–13 октября 2011 года Ташкент, Узбекистан.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
© OECD/IEA Перспективы энергетического сектора в странах ОЭСР 28 мая 2010г. Круглый стол: Федеральная служба по тарифам (ФСТ России) Ян Кроншоу,
Транксрипт:

РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКИХ РЕГУЛЯТОРОВ В БОРЬБЕ С ВЫЗОВАМИ БУДУЮЩИХ РЫНКОВ ЭНЕРГИИ Jorge Vasconcelos NEWES, New Energy Solutions Международная конференция «Регулирование и либерализация энергетических рынков: опыт России и Третий энергетический пакет ЕС», г. Брюссель, Бельгия, 4 октября 2010 г.

РОЛЬ ЕВРОПЕЙСКИХ РЕГУЛЯТОРОВ В БОРЬБЕ С ВЫЗОВАМИ БУДУЮЩИХ РЫНКОВ ЭНЕРГИИ 1.ВВЕДЕНИЕ 2.ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ 3.ВЫЗОВЫ БУДУЮЩИХ РЫНКОВ ЭНЕРГИИ 4.РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ: ПРОВЕРКА В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ 5.ВЫВОДЫ

ВВЕДЕНИЕ

20 ФЕВРАЛЯ 2010 ГОДА РЕДАКЦИОННАЯ СТАТЬЯ Революция мобилизировалась К середине 2010 года количество людей на планете составит 6,8 миллиардов. Согласно оценкам ООН, количество пользователей мобильных телефонов также дойдёт до отметки в 5 миллиардов. Это шокирующие цифры. Что ещё более удивительно, и одновременно безнадежно, так это тот объём изменений, который отражают эти цифры.

На 100 жителей Десятилетний рост показателей информационно- коммуникационных технологий обусловлен развитием технологий мобильной связи Пользователи мобильных телефонов Пользователи интернета Фиксированный телефонные линии Пользователи широкополосной сети мобильной связи Фиксированная широкополосная сеть К концу 2009 количество пользователей по всему миру, по оценкам, достигнет 4,6 триллиона Источник: Международный союз электросвязи Всемирные коммуникации/ База данных показателей ИКТ * Прогнозы

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ РАЙОННОЕ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ НЕФТЬ ТРАНСПОРТ ОТХОДЫ... CO 2 ИНФОРМАЦИЯ

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ

3 КОНЦЕПЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЕДИНОВРЕМЕННО: ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НЕЗАВИСИМОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИЙ РЫНОК ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

ОТ ВЕРТИКАЛЬНЫХ К ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ МОНОПОЛИЯМ Первый энергетический пакет 2003 Второй энергетический пакет 2009 Третий энергетический пакет ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО РЫНКА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

ГЕНЕРАЦИЯПЕРЕДАЧА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ / ПОСТАВКА ГЕНЕРАЦИЯПЕРЕДАЧА РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТАВКА ОТ ВЕРТИКАЛЬНЫХ К ГОРИЗОНТАЛЬНЫМ МОНОПОЛИЯМ

THE TIMES 23 НОЯБРЯ 2005 Также как Ленин хотел построить социализм в отдельно взятой стране, в Великобритании стремились построить рынок электроэнергии с ослабленным государственным регулированием в отдельно взятом европейском государстве. Эти амбиции были менее тщеславны, но проку от них было ничуть не больше. Мечты Великобритании о защищенном рынке с идеальными ценами за мегаватт в час угасли так же быстро, как молекулы углеводорода испаряются из истощенного бассейна Северного моря. Начиная с момента перенасыщения рынка газом в середине 1990-х, мы превратились в маргинальную молекулу-тирана.

* * Мощность гласности

ВЫЗОВЫ БУДУЮЩИХ РЫНКОВ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

ЭФФЕКТ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ/КЛИМАТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Принимая во внимание, что производство и потребление энергии являются основными источниками выбросов парниковых газов, необходим комплексный подход к климатической и энергетической политике. Интеграция должна быть достигнута на взаимовыгодной основе. ЕС, МАРТ 2007

МТНЭ* МТНЭ МТНЭ 61$/баррель 100$/баррель ПОТРЕБЛЕНИЕ ПЕРВИЧНОЙ ЭНЕРГИИ В ЕС Рабочий документ персонала Комиссии ЕС направленный вместе с Сообщением Комиссии в Европейский парламент, Совет ЕС, Европейский экономический и социальный комитет, а также в Комитет регионов – Второй стратегический энергетический обзор «Энергетическая безопасность ЕС и план совместных мероприятий. Текущая и будущая позиция ЕС Спрос – Ресурсы – Инвестиции» COM (2008) * Миллионов тонн нефтяного эквивалента

61$/баррель 100$/баррель Commission staff working document accompanying the Communication from the Commission to the European Parliament, the Council, the European Economic and Social Committee and the Committee of the Regions Second Strategic Energy Review An EU energy security and solidarity action plan. Europe's current and future energy position Demand – resources - investments COM(2008) ИМПОРТ ЭНЕРГОРЕСУРСОВ ЕС МТНЭ МТНЭ 962 МТНЭ Рабочий документ персонала Комиссии ЕС направленный вместе с Сообщением Комиссии в Европейский парламент, Совет ЕС, Европейский экономический и социальный комитет, а также в Комитет регионов – Второй стратегический энергетический обзор «Энергетическая безопасность ЕС и план совместных мероприятий. Текущая и будущая позиция ЕС Спрос – Ресурсы – Инвестиции» COM (2008) 744

СПРОС НА ЭНЕРГИЮ, ПОДАВАЕМУЮ КОНЕЧНОМУ ПОТРЕБИТЕЛЮ В ЕС Спрос на энергию поданную конечному потребителю (МТНЭ), объём полной выработки электростанцией (ТВт/ч) и индекс токсичности для ЕС Базовый сценарий при цене 61$ за баррель Базовый сценарий при цене 100$ за баррель Сценарий новой энергетической политики при цене 61$ за баррель Сценарий новой энергетической политики при цене 100$ за баррель Спрос на энергию поданную конечному потребителю по секторам (МТНЭ) Промышленный Коммунальный Обслуживающий Транспортный 1, , , , , Спрос на энергию поданную конечному потребителю по типу топлива (МТНЭ) Нефть Газ Твёрдые примеси Электроэнергия Тепло (электростанция комбинированного типа и теплоцентраль) Другие 1, , , , , Объём полной выработки электростанцией по типу топлива (ТВт/ч) Атомная энергия ВИЭ Ископаемые виды топлива 3, ,790 4, ,389 4, ,201 3, ,086 1,506 3, ,094 1,489 Таблица 2: Спрос на энергию поданную конечному потребителю (МТНЭ), объём полной выработки электростанцией (ТВт/ч) и индекс токсичности для ЕС-27

ВОЗОБНАВЛЯЕМАЯ ЭНЕРГИЯ: ОТ МИФОВ К РЕАЛЬНОСТИ

Новая установленная мощность и мощность выведенная из эксплуатации в ЕС в 2009 (МВт). Итого 25,963 МВт Новая мощность Мощность выведенная из эксплуатации Ветер Природный Солнечная Уголь Ископаемые Биомасса Отходы Ядерная Крупные газ энергия виды топлива энергия ГЭС

Остальные страны мира Китай Индия США Европа Совокупная установленная мощность MD Рисунок 1: Совокупная установленная мощность от энергии ветра, показатели за период с 1990 по 2009 годы. Источник данных: Глобальный Совет по Ветроэнергетике, Всемирная Ассоциация по Ветроэнергетике (1,2,3)

Показатели за 2009 год Испания Остальные страны Европы США Остальные страны мира Германия Япония Годовой объём энергии от фотовольтаических установок МВт Рисунок 4: Годовой объём энергии от фотовольтаических установок, показатели за период с 2000 по 2009 год (Источник данных: Европейская Фотовольтаическая Промышленная Ассоциация (9), Eurobserver (10) и собственные исследования)

РЕГУЛИРОВАНИЕ СПРОСА НЕЭЛАСТИЧНЫЙ СПРОС (СПРОС СЛАБО РЕАГИРУЮЩИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ И ПОНИЖЕНИЕ ЦЕНЫ) ПИК СПРОСА ЦЕНА НА ОПТОВОМ РЫНКЕ мВт РАЗЛИЧНЫЕ ЦЕНЫ СООТВЕТСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ ГЕНЕРАЦИИ ЦЕНА БЕЗ УЧЁТА РЕГУЛИРОВАНИЯ СПРОСА ЦЕНА С УЧЁТОМ РЕГУЛИРОВАНИЯ СПРОСА СПРОС ПОВЫШАЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЫНКА

Greenspan признаёт ошибку в регулировании Я сделал ошибку, предположив, что собственные интересы организаций, в частности банков и других, будут сосредоточены на защите своих акционеров и сохранении равенства между фирмами. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ: ПРОВЕРКА В РЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЕВРОПЕ – ОТ НУЛЯ К ACER ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА УСТАНОВЛЕНИЕ ТАРИФОВ В СЕТИ ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭНЕРГЕТИКИ

РЕГУЛИРОВАНИЕ В ЕВРОПЕ – ОТ НУЛЯ К ACER ПОТРЕБИТЕЛИ АКЦИОНЕРЫ

НАКОПЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ЭНЕРГИИ: 100 кВт/ч/транспортное средство БУДУЮЩЕЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: ИМЕРЯЕМОСТЬ И УПРАВЛЯЕМОСТЬ

ГРЯДУЩИЕ ВЫЗОВЫ ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ УМНЫЕ СЕТИ В ЕВРОПЕ? ПОДДЕРЖКА ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО (ОПТОВОГО) РЫНКА СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ РОЗНИЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ ВОЗМОЖНОСТЬ УЧАСТИЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ ПОВЫШЕНИЕ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ (20% 2020) ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ ВИЭ НА РЫНОК (20% 2020) ВОЗМОЖНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ УСЛУГ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СЕТЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УЧЁТА ДЕЛАЕТ ДОСТУПНЫМ ЦЕЛЫЙ РЯД ИНФОРМАЦИИ, КОТОРАЯ ПОЗВОЛЯЕТ : УЧАСТНИКАМ РЫНКА (ПОТРЕБИТЕЛЯМ И АКЦИОНЕРАМ) ИЗМЕНЯТЬ ИХ ДОГОВОРНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ, ТАКИМ ОБРАЗОМ ПЕРЕСТРАИВАЯ ОПТОВЫЙ И РОЗНИЧНЫЙ РЫНКИ, А ТАКЖЕ РЫНОК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ; СИСТЕМНЫМ И СЕТЕВЫМ ОПЕРАТОРАМ ПОВЫСИТЬ ВООБЩЕМ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ И КАЧЕСТВО ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ; ОРГАНАМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НАИЛУЧШЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ. ГРЯДУЩИЕ ВЫЗОВЫ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ СУЩЕСТВ УЮЩАЯ СИСТЕМА ИНТЕЛЛЕК ТУАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОЧЕМУ НЕОБХОДИМО ПЕРЕСТРОИТЬ ЭНЕРГЕТИЧЕСКУЮ СИСТЕМУ? 1)ЧТОБЫ СПРАВИТЬСЯ СО СТРУКТУРНЫМИ ИЗМЕНЕНИЯМИ 2)ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ МАКСИМАЛЬНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ОТ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ЧАСТНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СЕТИ ТПРИБОРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УЧЁТА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО УЧЁТА ПОТРЕБИТЕЛИ ИСПОЛЬЗУЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНТЕЛЛЕКУТАЛЬНОГО УЧЁТА Интеллектуальная политика Современная сеть электроэнергии будет являться для США примером мудрых инвестиций

ЗАТРАТЫВЫГОДЫ ПОТРЕБИТЕЛЬПОСТАВЩИКОПЕРАТОР СЕТИ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС ПРИБОРЫ УЧЁТА И СКОММУНИКАЦИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС МОДИФИКАЦИЯ МАКСИМУМ

ЦЕНА РЫНОЧН АЯ ИНТЕГРА ЦИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВН ОСТЬ виэ CO2 БЕЗОПА СНОСТЬ ПОСТАВ ОК ИНВЕСТИРОВА НИЕ КАЧЕСТВО УСЛУГ ЭФФЕКТ ИВНОСТ Ь РЫНКА ПОТРЕБИТЕЛИ И АКЦИОНЕРЫ ИНВЕСТОРЫ И АКЦИОНЕРЫ

НОВАЯ ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ СТАРАЯ ФОРМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ПОТРЕБНОСТЯМИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ РЕГУЛИРОВАНИЕ 2020 ВЫВОДЫ