Лекция 3. Бюджетно-финансовая политика государства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
Advertisements

Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА 1.Бюджет и его функции 2.Бюджетная система и её структура 3.Доходы бюджета 4.Расходы бюджета 5.Дефицит бюджета 6.Резервные фонды в структуре.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
1 2 Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в годах, млрд. рублей.
Подготовили: Раева Ажара Суеркулова Элиза Кырманчиева Айпери.
А. Н. Дерюгин Обеспечение вертикальной сбалансированности при межбюджетном регулировании Нижний Новгород 24 августа 2004 г.
Тема работы: «Бюджетная система Российской Федерации»
Бюджетная система. Бюджет – форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения функций и задач государства.
Выполнили: Бильтаева Ферида Филатова Оксана Москва 2014.
Бюджет и бюджетное право
Межрегиональный научно-практический семинар «Бюджетная реформа и развитие межбюджетных отношений на региональном и муниципальном уровнях» 30 сентября –
1 ТЕМА 9 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ ОСНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СПК ПС ОМС.
Выполнила студ ФЭУТ 4-2 Шустрова Кира. Введение. При планировании финансового обеспечения городского хозяйства приоритет отдается социальным критериям.
Лекция 7 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
Муниципальное образование «Великопольское сельское поселение»
Понятие, сущность и принципы бюджетной системы.. Государственный бюджет – система определенных денежно- распределительных отношений, регламентируемых.
Тема 9. Бюджетная система. БС основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; единства бюджетной системы Российской Федерации;
Минфин России О мерах, направленных на реализацию Указа Президента Российской Федерации от в части повышения бюджетной обеспеченности местных.
Транксрипт:

Лекция 3. Бюджетно-финансовая политика государства.

Вопросы: 1.Содержание и нормативно-правовая база бюджетно – финансовой системы. 1.Содержание и нормативно-правовая база бюджетно – финансовой системы. 2. Основные цели и инструменты бюджетно – финансовой политики. 2. Основные цели и инструменты бюджетно – финансовой политики. 3.Проблемы и основные направления бюджетно – финансовой политики в РФ на годы. 3.Проблемы и основные направления бюджетно – финансовой политики в РФ на годы. 4. Государственный долг и управление им. 4. Государственный долг и управление им. 5. Межбюджетные отношения в федеративном государстве. 5. Межбюджетные отношения в федеративном государстве. 6. Налоговая политика РФ на современном этапе. 6. Налоговая политика РФ на современном этапе.

Финансовая система: система форм и методов образования, распределения и использования денежных средств государства и предприятий. система форм и методов образования, распределения и использования денежных средств государства и предприятий. Вся система финансов России в целом состоит из двух укрупненных подсистем: Вся система финансов России в целом состоит из двух укрупненных подсистем: 1) государственных и муниципальных финансов; 1) государственных и муниципальных финансов; 2) финансов хозяйствующих субъектов. 2) финансов хозяйствующих субъектов.

1. Государственные и муниципальные финансы: бюджетная система состоит: бюджетная система состоит: из федерального бюджета; из федерального бюджета; бюджетов национально-государственных и административно территориальных образований; бюджетов национально-государственных и административно территориальных образований; бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов); бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов); внебюджетные фонды; внебюджетные фонды; государственный кредит. государственный кредит.

Финансы хозяйствующих субъектов: коммерческие предприятия и организации; коммерческие предприятия и организации; финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты); финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, страховые организации и другие финансовые институты); некоммерческие организации. некоммерческие организации.

Функции бюджетной системы: Фискальная – создание финансовой базы функционирования государства; Фискальная – создание финансовой базы функционирования государства; Функция экономического регулирования – использование государственных расходов для проведения экономической политики; Функция экономического регулирования – использование государственных расходов для проведения экономической политики; Социальная - использование госбюджета для перераспределения национального дохода. Социальная - использование госбюджета для перераспределения национального дохода.

Финансовая политика: Система мер государственного воздействия на финансовую систему с целью повышения ее устойчивости и сбалансированности; Система мер государственного воздействия на финансовую систему с целью повышения ее устойчивости и сбалансированности; Бюджетная политика: Бюджетная политика: Составная часть финансовой политики, направленная на манипулирование доходами и расходами государства; Составная часть финансовой политики, направленная на манипулирование доходами и расходами государства; управление государственным долгом и государственными активами; управление государственным долгом и государственными активами; бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами. бюджетный федерализм и систему управления государственными финансами.

Цели финансово- бюджетной политики: финансовая устойчивость, которая проявляется в: финансовая устойчивость, которая проявляется в: макроэкономической сбалансированности; макроэкономической сбалансированности; сбалансированности бюджета; сбалансированности бюджета; отсутствии государственного долга; отсутствии государственного долга; твердой национальной валюте; твердой национальной валюте; в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества.

Цели финансово- бюджетной политики: обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти; обеспечение полного и устойчивого выполнения финансовых обязательств на всех уровнях власти; развитие стимулирующих элементов бюджетной политики; развитие стимулирующих элементов бюджетной политики; значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику; значительное уменьшение долговой нагрузки на экономику; создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионам; создание эффективной системы межбюджетных отношений на основе четкого разграничения расходов между уровнями бюджетной системы, повышения степени автономности налоговых полномочий и прозрачных процедур распределения финансовой поддержки регионам;

Цели финансово- бюджетной политики: оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решение ключевых социально-экономических задач; оценка эффективности бюджетных расходов, концентрация ресурсов федерального бюджета на решение ключевых социально-экономических задач; урегулирование кредиторской задолженности государства; урегулирование кредиторской задолженности государства; завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов; завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов;

база и Нормативно-правовая эволюция межбюджетных отношений: 1. В 1991г. Были приняты законы «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и «Об основах налоговой системы г. Конституция РФ гг. – системная реформа межбюджетных отношений: введение единых нормативов отчислений от федеральных налогов в бюджеты регионов; создание Фонда финансовой поддержки регионов; расширение налоговых полномочий регионов; подписание договоров с регионами г. принят ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (Ю.В.Корчагин. Современная экономика России. Ростов-на-Дону. «Феникс» С )

Продолжение слайда В 1998 г. была принята, а в гг. реализована Концепция реформирования межбюджетных отношений: -Переход на новую методологию распределения трансфертов регионам, направленную на выравнивание бюджетной обеспеченности и создание стимулов для ответственной бюджетной политики; -Создан федеральный Фонд компенсации с целью предоставления субвенций и субсидий для выполнения федеральных законов; -Повышена унификация межбюджетных отношений; -Реализована централизация доходов в федеральный бюджет.

Продолжение слайда 5.Программа развития бюджетного федерализма на гг.: -Четкое разграничение налоговых полномочий и закрепление доходных источников за бюджетами разных уровней; -Формирование объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов; -Повышение качества управления общественными финансами.

Продолжение 6. Принят новый вариант ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ«131 от г. (введен в действие с 2006 г): восстановлены права поселений и районов городов иметь собственные бюджеты; введены определения поселения и городского округа; введены единые принципы формирования доходов местных бюджетов. введены единые принципы формирования доходов местных бюджетов.

7. В мае 2004 г. была принята «Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в гг.»: переход на западную технологию – бюджетирования, ориентированного на результат; новые бюджетные расходы необходимо ежегодно доказывать в правительственной комиссии по результативности бюджетных расходов; новые бюджетные расходы необходимо ежегодно доказывать в правительственной комиссии по результативности бюджетных расходов; изменена бюджетная классификация в части бюджетных расходов; изменена бюджетная классификация в части бюджетных расходов; введен реестр расходных обязательств и новые стандарты отчетности. (Ю.В.Корчагин. Современная экономика России. Ростов-на-Дону. «Феникс» С )

Бюджетная политика РФ в 2006 – 2009 гг апреля 2006 г. одобрена «Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ в годах.» Формируется в условиях финансовой и экономической стабильности.

1. Бюджетный кодекс РФ регламентирует следующие принципы организации бюджетной системы РФ: единства; единства; разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы; разграничения доходов и расходов по уровням бюджетной системы; самостоятельности бюджетов; самостоятельности бюджетов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов; сбалансированности бюджета; сбалансированности бюджета; эффективности и экономности использования бюджетных средств; эффективности и экономности использования бюджетных средств; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов; гласности; гласности; достоверности бюджета; достоверности бюджета; адресности и целевого характера бюджетных средств. адресности и целевого характера бюджетных средств.

Направления финансово- бюджетной политики на г : 1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета; 1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности бюджета; 2. Удлинение горизонта бюджетного планирования; 2. Удлинение горизонта бюджетного планирования; 3. Переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений; 3. Переход на современные принципы осуществления государственных капитальных вложений; 4. превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования. 4. превращение федерального бюджета в эффективный инструмент макроэкономического регулирования.

Меры для достижения целей бюджетной политики: 1. Закрепление доходных и разграничение расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы на долгосрочной основе; 1. Закрепление доходных и разграничение расходных полномочий за каждым уровнем бюджетной системы на долгосрочной основе; 2. Формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования; 2. Формирование бюджетов всех уровней в рамках среднесрочного планирования; 3. Выработка критериев эффективности бюджетной системы и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры; 3. Выработка критериев эффективности бюджетной системы и подготовка на этой основе предложений по оптимизации их структуры; 4. Перевод региональных и муниципальных бюджетов на казначейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальных бюджетов; 4. Перевод региональных и муниципальных бюджетов на казначейское исполнение и реформирование системы исполнения муниципальных бюджетов; 5. Отмена законодательных решений, которые не могут быть выполнены из-за ограниченных финансов; 5. Отмена законодательных решений, которые не могут быть выполнены из-за ограниченных финансов; 6. Оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из условия выполнения ими государственных функций. 6. Оптимизация сети бюджетных учреждений исходя из условия выполнения ими государственных функций. 7. Усиление контроля за расходованием средств. 7. Усиление контроля за расходованием средств.

ИНСТРУМЕНТЫ МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ДОТАЦИЯ – ( от лат.dotatio - дар, пожертвование) – 1. Пособие, которое выплачивается гражданам и организациям государством для покрытия убытков или иных целей. 2. Денежная сумма, которую выделяют из госбюджета тем предприятиям, которые производят социально значимые товары для покрытия убытков; 3. Сумма, выделяемая на безвозвратной основе из бюджета вышестоящего территориального уровня в бюджеты нижестоящего уровня,если имеет место недостаточность собственных доходов. Осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе. И не имеет целевого назначения. ДОТАЦИЯ – ( от лат.dotatio - дар, пожертвование) – 1. Пособие, которое выплачивается гражданам и организациям государством для покрытия убытков или иных целей. 2. Денежная сумма, которую выделяют из госбюджета тем предприятиям, которые производят социально значимые товары для покрытия убытков; 3. Сумма, выделяемая на безвозвратной основе из бюджета вышестоящего территориального уровня в бюджеты нижестоящего уровня,если имеет место недостаточность собственных доходов. Осуществляется на безвозмездной и безвозвратной основе. И не имеет целевого назначения.

СУБСИДИЯ : сумма, которую выделяют из определенного фонда или вышестоящего бюджета на определенные цели и выдается одноразово. Например, субсидии из фонда софинансирования социальных расходов направлены на поддержку приоритетных социально значимых расходов территориалтьных бюджетов (социальная защита ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий; выплаты детских пособий, адресных жидищных субсидий населению). СУБСИДИЯ осуществляется как бюджетам, так и организациям из бюджета или фондов. сумма, которую выделяют из определенного фонда или вышестоящего бюджета на определенные цели и выдается одноразово. Например, субсидии из фонда софинансирования социальных расходов направлены на поддержку приоритетных социально значимых расходов территориалтьных бюджетов (социальная защита ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий; выплаты детских пособий, адресных жидищных субсидий населению). СУБСИДИЯ осуществляется как бюджетам, так и организациям из бюджета или фондов.

СУБВЕНЦИЯ : это форма денежной помощи местным бюджетам из государственного бюджета, которая предназначена для опредленной цели. Если зафиксировано нецелевое использование средст, то они возвращаются в тот бюджет, из которого были получены. [1] это форма денежной помощи местным бюджетам из государственного бюджета, которая предназначена для опредленной цели. Если зафиксировано нецелевое использование средст, то они возвращаются в тот бюджет, из которого были получены. [1][1] [1] Большая экономическая энциклопедия. М. Эксмо с [1] Большая экономическая энциклопедия. М. Эксмо с [1]

КОМПЕНСАЦИЯ : - выплата. производимая для возмещения расходов ; выплачивается в заранее устанавливаемом размере для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти. - выплата. производимая для возмещения расходов ; выплачивается в заранее устанавливаемом размере для возмещения выпадающих доходов и покрытия дополнительных расходов, вызванных решениями органов власти.

Бюджетная ссуда : сумма денежных средств, выделяемых из бюджета одного уровня в другой на возвратной основе. (Оформляется соглашением). сумма денежных средств, выделяемых из бюджета одного уровня в другой на возвратной основе. (Оформляется соглашением).

ТРАНСФЕРТ : В бюджетной сфере используются в основном социальные трансферты – денежные или натуральные выплаты, получаемые населением из государственных и муниципальных бюджетов, внебюджетных социальных фондов и общестывенных организаций: пенсии,стипендии, пособия по социальному страхованию.[1] В бюджетной сфере используются в основном социальные трансферты – денежные или натуральные выплаты, получаемые населением из государственных и муниципальных бюджетов, внебюджетных социальных фондов и общестывенных организаций: пенсии,стипендии, пособия по социальному страхованию.[1][1] [1] Большая экономическая энциклопедия. М. Эксмо с.681. [1] Большая экономическая энциклопедия. М. Эксмо с.681. [1]

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ : ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ И НАПРАВЛЕНИЯ ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ : «Коренной порок бюджетной политики последних лет состоит в том, что это была политика перевода природных активов в финансовые. …должна реализовываться политика перевода природных активов материальные.» «Коренной порок бюджетной политики последних лет состоит в том, что это была политика перевода природных активов в финансовые. …должна реализовываться политика перевода природных активов материальные.»

2. Отсутствие сбалансированности бюджета: Несбалансированными остаются бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований. Практически происходит перенесение дефицита на муниципальный и региональный уровень. Несбалансированными остаются бюджеты субъектов федерации и муниципальных образований. Практически происходит перенесение дефицита на муниципальный и региональный уровень.

3. Необходимо обеспечить прозрачность в отношении таких институтов как Стабилизационный (Резервный) фонда, Фонд национального благосостояния и золотовалютные резервы Банка России. «Фондирование» бюджета приводит к его меньшей прозрачности. Необходимо обеспечить прозрачность в отношении таких институтов как Стабилизационный (Резервный) фонда, Фонд национального благосостояния и золотовалютные резервы Банка России. «Фондирование» бюджета приводит к его меньшей прозрачности.

4. Учитывая зависимость бюджета от мировых цен на нефть, улучшить качество прогнозирования мировой ценовой конъюнктуры. В 2007 г нефтегазовые доходы составили около 40% доходов федерального бюджета. При составлении бюджета до 2010 г базовая цена за нефть была взята из расчета 5о долл. за баррель( реально составила в среднем 75 долл. США за баррель). Следовательно. Показатели бюджета на гг. – нереалистичны. Учитывая зависимость бюджета от мировых цен на нефть, улучшить качество прогнозирования мировой ценовой конъюнктуры. В 2007 г нефтегазовые доходы составили около 40% доходов федерального бюджета. При составлении бюджета до 2010 г базовая цена за нефть была взята из расчета 5о долл. за баррель( реально составила в среднем 75 долл. США за баррель). Следовательно. Показатели бюджета на гг. – нереалистичны.

5. Должно быть прекращено превращение внебюджетных фондов в бюджетные. Доходы фондов: Пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования (ФОМС) в значительной мере формируются за счет средств федерального бюджета. Должно быть прекращено превращение внебюджетных фондов в бюджетные. Доходы фондов: Пенсионного, социального страхования, обязательного медицинского страхования (ФОМС) в значительной мере формируются за счет средств федерального бюджета.

6. В политике расходов обеспечить реальный приоритет расходам социального характера. О приоритетности судят по изменению долей в бюджетных расходах. А в федеральном бюджете на 2009 г намечено сокращение расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт с 3,8% в 2007 г. до 3,7% в 2009 г.; на образование – с 5,1% до 4,8% соответственно. В политике расходов обеспечить реальный приоритет расходам социального характера. О приоритетности судят по изменению долей в бюджетных расходах. А в федеральном бюджете на 2009 г намечено сокращение расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт с 3,8% в 2007 г. до 3,7% в 2009 г.; на образование – с 5,1% до 4,8% соответственно.