Тема:Правовое обеспечение государственного прогнозирования в Российской Федерации Федеральный уровень Региональный / субфедеральный уровень Районный /

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Реализация на территории Волгоградской области Федерального закона от ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»
Advertisements

Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Основы организации бюджетного процесса. Цель урока: понятие бюджетного процесса, рассмотреть основы организации бюджетного процесса в РФ.
1 Бюджет и бюджетный процесс. Доступ к информации.
Вопросы формирования долгосрочных целевых программ и общие подходы формирования программной классификации расходов бюджета Республики Башкортостан МИНИСТЕРСТВО.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ 2007 год Расходы местных бюджетов. Расходные обязательства муниципальных образований.
Тема 9. Бюджетная система. БС основана на принципах: единства бюджетной системы Российской Федерации; единства бюджетной системы Российской Федерации;
Бюджет города – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления.
Тема 5. Бюджетный процесс в Российской Федерации 1.Понятие бюджетного процесса и его принципы 2. Стадия составления проекта бюджета 3. Стадия рассмотрения.
О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принцип прозрачности (открытости) Принцип единства.
Подготовлен на основании проекта бюджета Целинского сельского поселения Целинского района на 2016 год.
Администрация города Челябинска КОМИТЕТ ФИНАНСОВ БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ.
Тема 4. Бюджетное право и бюджетное устройство Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного и местного бюджетов 2. Бюджетное право и его.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
Проект постановления Правительства Астраханской области «О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»
«Основное содержание приказов Министерства регионального развития Российской Федерации 99, 100 и их применение при подготовке инвестиционных программ на.
Взаимодействие в процессе формирования бюджета Астана год.
Бюджет и бюджетное право
О проекте закона РФ «О государственном стратегическом планировании» Министерство экономики Республики Бурятия 17 февраля «План - это помощник рынка.
Транксрипт:

Тема:Правовое обеспечение государственного прогнозирования в Российской Федерации Федеральный уровень Региональный / субфедеральный уровень Районный / местное самоуправление Поселковый / местное самоуправление

Роль и место прогнозирования в государственном управлении Концепция Государства - как общественного договора Государство - форма общественного согласия Государство - инструмент решения общественных задач

Предмет общественно- государственного договора ГосударствоОбщество Внешняя защита и внутренний порядок Социальное регулирование Финансирование Исполнение государственных повинностей

Реализация общественно- государственного договора ГосударствоОбщество Реализация власти (расходование средств – бюджетный процесс) Наделение властью (избирательная кампания)

Прогнозирование в управлении Мониторинг (учет) Анализ Прогнозирование Планирование - программирование Реализация планов программ (организация, координация и т.д.) Бюджетирование Прогнозирование

Федеральное законодательство о прогнозировании Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации". Данный закон был принят Государственной Думой 23 июня 1995 года.

Структура закона (статьи) Основные понятия, используемые в законе Система государственных прогнозов социально- экономического развития РФ. Государственное прогнозирование социально- экономического развития РФ на долгосрочную перспективу Государственное прогнозирование и программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу Государственное прогнозирование и планирование социально-экономического развития РФ на краткосрочную перспективу Заключительные положения

Основные понятия Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации Концепция социально-экономического развития Российской Федерации Программа социально-экономического развития Российской Федерации

Государственное прогнозирование Система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования. Его результаты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства.

Концепция Система представлений о стратегических целях и приоритетах социально- экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей

Программа Комплексная система целевых ориентиров социально- экономического развития Российской Федерации и планируемых государством эффективных путей и средств достижения указанных ориентиров

Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития обеспечивается федеральным Правительством, на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы, в нескольких вариантах, по РФ, по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам с выделением прогноза развития государственного сектора экономики,

Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов, основываясь на системе демографических, экологических, научно-технических, внешнеэкономических, социальных, а также отраслевых, региональных и других прогнозов отдельных общественно значимых сфер деятельности.

Разработка государственных прогнозов социально-экономического развития Государственные прогнозы включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно- технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.

Прогноз на долгосрочную перспективу Разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период. Является основой концепция на долгосрочную перспективу, в которой конкретизируются варианты социально- экономического развития, определяются возможные цели социально-экономического развития, пути и средства достижения указанных целей. Совместно с концепцией используется при разработке прогнозов и программ на среднесрочную перспективу.

Прогноз на среднесрочную перспективу Разрабатывается на период от трех до пяти лет, ежегодно корректируется. Является основанием разработки программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу.

Программа на среднесрочную перспективу оценка итогов за предыдущий период и характеристика состояния экономики; концепция программы социально-экономического развития на среднесрочную перспективу; макроэкономическая политика; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; аграрная политика; экологическая политика; социальная политика; региональная экономическая политика; внешнеэкономическая политика.

Прогноз на краткосрочную перспективу Разрабатывается ежегодно. Устанавливаются взаимосвязи краткосрочного прогнозирования и бюджетного процесса в части состава и содержания документов, которые представляются одновременно с проектом бюджета на предстоящий год, скорректированы Бюджетным кодексом.

Прогноз на краткосрочную перспективу Порядок разработки прогноза и концепции на долгосрочную перспективу, прогноза и программы на среднесрочную перспективу определяется Правительством Российской Федерации. Сами они, а также итоги социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий год подлежат опубликованию.

Кроме того, первое послание Президента к Федеральному Собранию, должно содержать специальный раздел, посвященный концепции социально-экономического развития на среднесрочную перспективу. В нем характеризуется состояние экономики, формулируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты политики государства, направления реализации указанных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне, приводятся важнейшие целевые макроэкономические показатели на среднесрочную перспективу.

Программа на среднесрочную перспективу; итоги развития за предыдущий год представляются Правительством в Совет Федерации и Государственную Думу. Ежегодное послание Президента к Федеральному Собранию, содержит специальный раздел, посвященный анализу выполнения программы на среднесрочную перспективу и уточнению указанной программы с выделением задач на предстоящий год. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации обеспечивают ежемесячный мониторинг состояния экономики и публикуют информационно-статистические данные о социально-экономическом положении.

Прогнозирование в управлении Мониторинг (учет) Анализ Прогнозирование Планирование - программирование Реализация планов программ (организация, координация и т.д.) Бюджетирование (Бюджетный процесс)

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа, 23, 28, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 1 июля, 12 октября, 19, 22, 26, 27 декабря 2005 г., 3 января, 2 февраля, 16 октября, 3 ноября, 4, 19, 30 декабря 2006 г., 20, 26 апреля, 24 июля, 2, 8 ноября, 1, 6 декабря 2007 г.) Принят Государственной Думой 17 июля 1998 года Одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года

Бюджетный кодекс устанавливает общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетный кодекс состоит: Общие положения (ст.1-9) Бюджетная система (ст ) Бюджетный процесс (ст ) Ответственность за нарушения бюджетного законодательства (ст ) Заключительные положения (ст.307).

Бюджетные правоотношения - отношения, возникающие в процессе: формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов; осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.

Структура бюджетной системы Бюджеты: федеральный и государственных внебюджетных фондов; субъектов Федерации и территориальных государственных внебюджетных фондов; местные, в том числе: муниципальных районов, городских округов, внутригородских муниципальных образований Москвы и Санкт-Петербурга; городских и сельских поселений.

Бюджетная классификация включает классификации: доходов бюджетов; расходов; источников финансирования дефицитов; операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления)

Принципы бюджетной системы единства бюджетной системы; разграничения доходов и расходов между уровнями; самостоятельности бюджетов; равенства бюджетных прав субъектов Федерации, муниципальных образований; полноты отражения доходов и расходов; сбалансированности бюджета; результативности и эффективности использования бюджетных средств (было - эффективности и экономности) ; общего (совокупного) покрытия расходов; прозрачности (открытости) (было – гласности) ; достоверности бюджета; адресности и целевого характера; подведомственности; единства кассы.

Участники бюджетного процесса Президент; органы законодательной власти; органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы); органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; государственные внебюджетные фонды; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. бюджетные, автономные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов

Схема рассмотрения федерального бюджета Бюджетное послание Президента (не позднее марта) Составление проекта бюджета осуществляется Правительством (за 10 месяцев до начала года). Правительство вносит в Государственную Думу проект бюджета (до 27 августа) Государственная Дума рассматривает проект бюджета в первом чтении в течение 30 дней Государственная Дума рассматривает во втором чтении законопроект в течение 35 дней Государственная Дума рассматривает во третьем чтении законопроект в течение 15 дней Совет Федерации рассматривает законопроект в течение 14 дней

Проект бюджета основывается на: Бюджетном послании Президента; прогнозе социально-экономического развития на очередной финансовый год; основных направлениях бюджетной и налоговой политики; сводном финансовом балансе; долгосрочных и ведомственных целевых программах; адресных инвестиционных программах

Прогноз социально-экономического развития Разрабатывается на основе данных социально-экономического развития за последний отчетный период, прогноза развития до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год. Изменение прогноза в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета влечет изменение основных характеристик проекта бюджета.

Долгосрочные целевые программы 1. Разрабатываются органом исполнительной власти, органом местного самоуправления и подлежат утверждению соответствующим законодательным (представительным) органом, представительным органом местного самоуправления. 2. Формирование перечня программ осуществляется органом исполнительной власти, местного самоуправления в соответствии с прогнозом социально- экономического развития и определяемыми на основе этих прогнозов приоритетами. В редакции, действующей до 1 января 2009 года!!!

Долгосрочная целевая программ должна содержать: технико-экономическое обоснование; прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов; наименование заказчика программы; сведения о распределении объемов и источников финансирования по годам; другие документы и материалы. Заказчиком программы может быть орган государственной власти или местного самоуправления. В редакции, действующей до 1 января 2009 года!!!

Прогнозирование в управлении Мониторинг (учет) Анализ Прогнозирование Планирование - программирование Реализация планов программ (организация, координация и т.д.) Бюджетирование Планирование - программирование

Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" реформирование бюджетного процесса а) реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета; б) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств; в) совершенствование среднесрочного финансового планирования; г) совершенствование и расширение сферы применения программно- целевых методов бюджетного планирования; д) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета

Совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования (основное – направление) формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов

Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" устанавливает общие правовые и экономические принципы и порядок формирования, размещения и исполнения на контрактной (договорной) основе заказов на закупку и поставку товаров, работ, услуг (далее - продукция) для федеральных государственных нужд предприятиями, организациями и учреждениями независимо от форм собственности, расположенными на территории Российской Федерации

Федеральные государственные нужды потребности Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация.

Отношения, возникающие в связи с закупками и поставками сельскохозяйственной продукции и продовольствия для федеральных государственных нужд регулируются специальным законом от 2 декабря 1994 г. 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд"

Основные принципы разработки и реализации федеральных целевых программ Разработка организуется федеральными органами исполнительной власти. Порядок разработки/реализации определяется Правительством. При этом предусматривается: решение приоритетных социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других важнейших задач; согласование ресурсов для эффективного использования; комплексность и экономическая безопасность; согласованность федеральных и региональных задач; достижение требуемого результата в установленные сроки.

Государственный заказчик Федеральный орган исполнительной власти, федеральное казенное предприятие или государственное учреждение. Заказы на выполнение федеральных целевых программ, закупку и поставку продукции для обеспечения федеральных государственных нужд размещаются на предприятиях, в организациях и учреждениях (поставщиках) посредством заключения государственных контрактов. Вправе делегировать часть своих функций предприятиям, организациям, учреждениям.

Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. 594 "О реализации Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд"

федеральные целевые программы увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно- конструкторских, производственных, социально - экономических, организационно - хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития

Целевые программы и подпрограммы Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Этапы работы с программами 1. Разработка проекта концепции целевой программы; 2.Принятие решения о разработке проекта целевой программы правительством и утверждение концепции целевой программы; 3.Разработка проекта целевой программы; 4.Согласование проекта целевой программы; 5.Экспертиза проекта целевой программы, в том числе независимыми экспертами; 6.Рассмотрение проекта целевой программы на заседании правительства; 7.Доработка целевой программы в соответствии с замечаниями правительства российской федерации; 8.Утверждение целевой программы правительством.

Структура программы характеристика проблемы; основные цели и задачи с указанием сроков и этапов реализации, целевых индикаторов; перечень программных мероприятий; обоснование ресурсного обеспечения; механизм реализации, включающий в себя механизм управления и механизм взаимодействия государственных заказчиков; оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239 "Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ". определяет порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышение результативности расходов федерального бюджета

Виды ведомственных целевых программ а) утверждаемая - утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования; б) аналитическая - выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ на примере Ленинградской области

Нормативно-правовое обеспечение Постановление губернатора от 8 апреля 2003 г. N 56-пг "О порядке работы отраслевых органов исполнительной власти по анализу и прогнозированию социально-экономического развития территории" Распоряжение губернатора от 19 апреля 2001 г. N 175-рг "О разработке прогнозов социально-экономического развития на 2002 год и на период до 2004 года" Закон Ленинградской области от 18 мая 2006 г. N 22-оз "О стратегическом планировании социально-экономического развития" Закон Ленинградской области от 19 февраля 1999 года 23- оз «О региональных целевых программах» Постановление Правительства от 11 июля 2003 года 149 «О порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией региональных целевых программ» Распоряжение Правительства от 3 сентября 1996 г. N 894/17-р "Об утверждении Положения о руководителе региональной целевой программы"

Нормативно-правовое обеспечение Распоряжение губернатора от рг «О порядке работы структурных подразделений Правительства с федеральными целевыми программами». Постановление Правительства от 29 июня 2006 года 204 «Об утверждении положения о разработке перспективного финансового плана и проекта областного закона об областном бюджете на очередной финансовый год в условиях внедрения бюджетирования, ориентированного на результат». Постановление Правительства от 29 июня 2006 года 205 «О бюджетных услугах, стандартах результативности предоставления бюджетных услуг, методах их использования для планирования, исполнения и оценки эффективности деятельности субъектов бюджетного планирования». Постановление Правительства от 29 июня 2006 г. N 206 "О Порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ" Постановление Правительства от 22 августа 2002 г. 147 «Об организации мониторинга социально-экономического развития»

Постановление губернатора от 8 апреля 2003 г. N 56-пг "О порядке работы отраслевых органов исполнительной власти по анализу и прогнозированию социально-экономического развития территории" Краткосрочные и перспективные прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в объемах и в сроки, которые определяются нормативными актами Правительства Российской Федерации и Правительства Ленинградской области, а также с учетом сценарных условий функционирования экономики России и в соответствии с методическими рекомендациями Минэкономразвития России

Основные разделы Порядок разработки и краткосрочного прогноза Порядок разработки перспективных прогнозов Анализ итогов социально- экономического развития Ленинградской области

Перечень разделов (показателей) прогнозов I. Разработка краткосрочных и перспективных прогнозов социально-экономического развития Ленинградской области Краткосрочные и перспективные прогнозы социально-экономического развития Ленинградской области (далее - прогнозы) разрабатываются в объемах и в сроки, которые определяются нормативными актами Правительства Российской Федерации и Правительства Ленинградской области, а также с учетом сценарных условий функционирования экономики России и в соответствии с методическими рекомендациями Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. 1. Порядок разработки и краткосрочного прогноза 1.1. Разработка предварительного варианта прогноза осуществляется в следующем порядке: Комитет по экономике и инвестициям: а) на основании нормативно-правовых актов Правительства Российской Федерации и в соответствии с материалами, полученными из Минэкономразвития России, готовит распоряжение Губернатора Ленинградской области о разработке прогноза и обеспечивает отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области, которые являются разработчиками прогноза социально-экономического развития отраслей (направлений), а также экономические службы муниципальных образований необходимыми методическими материалами и формами; б) совместно с Комитетом государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - Петербургкомстат) уточняет базовые данные по показателям, необходимым для разработки прогноза, и доводит их до сведения отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области Отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области в соответствии со сроками, определенными распоряжением Губернатора Ленинградской области: а) осуществляют комплексный анализ состояния дел в отраслях (организациях), определяют основные тенденции их развития; б) на основе результатов комплексного анализа с учетом действующих нормативных актов Российской Федерации и сценарных условий функционирования экономики разрабатывают прогнозы развития отраслей (направлений) хозяйства Ленинградской области, с необходимыми обоснованиями и расчетами (пояснительная записка); в) отражают показатели по разделу "Инвестиции" исходя из оценки финансовых ресурсов и плановых показателей в рамках федеральных и региональных программ, а также потребность в государственных инвестициях с распределением по конкретным стройкам и объектам; г) в установленные сроки представляют в комитет по экономике и инвестициям прогноз закрепленных за ними разделов (показателей) согласно перечню (приложение 2 к постановлению), оформленный в соответствии с установленными требованиями и подписанный руководителем комитета Комитет по экономике и инвестициям: а) контролирует качество и полноту представляемых отраслевыми органами исполнительной власти Ленинградской области материалов прогноза, осуществляет их доработку в соответствии с общими требованиями; б) производит расчет показателей и балансов прогноза согласно перечню (приложение 2 к постановлению); в) осуществляет свод материалов прогноза, формирует полный пакет документов и представляет его в Минэкономразвития России в установленные сроки по электронной почте и в печатном виде Формирование основных показателей прогноза для разработки бюджетных проектировок. Комитет по экономике и инвестициям в соответствии с планом-графиком подготовки проекта областного бюджета представляет в комитет финансов для расчета доходной базы бюджета Ленинградской области вариант основных показателей прогноза социально-экономического развития области с пояснительной запиской Разработка уточненного варианта прогноза осуществляется в следующем порядке: Комитет по экономике и инвестициям: а) разрабатывает типовую форму прогноза социально-экономического развития муниципального образования и форму по проекту плана предприятия (организации) на прогнозируемый период и до 1 августа текущего года обеспечивает формами и методическими материалами экономические службы муниципальных образований; б) осуществляет методическое руководство Комитет по экономике и инвестициям для разработки уточненного варианта прогноза обеспечивает в установленные сроки: а) отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области, ответственные за разработку прогноза социально-экономического развития отраслей (направлений), уточненными методическими материалами, полученными из Минэкономразвития России, и прогнозными оценками и намерениями предприятий и организаций по формированию производственных программ на прогнозируемый период по мере их поступления; б) экономические службы муниципальных образований уточненными методическими материалами Минэкономразвития России Отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области на основе анализа сложившейся ситуации, рекомендаций Минэкономразвития России, прогнозных оценок и намерений предприятий и организаций по формированию их производственных программ на прогнозируемый период уточняют закрепленные за ними разделы (показатели) прогноза и направляют материалы в комитет по экономике и инвестициям. Порядок оформления и передачи материалов аналогичен порядку, установленному при разработке предварительного варианта прогноза Комитет по экономике и инвестициям: а) контролирует качество и полноту представляемых отраслевыми органами исполнительной власти Ленинградской области материалов прогноза, осуществляет их доработку в соответствии с общими требованиями; б) уточняет показатели и балансы прогноза согласно перечню (приложение 2 к постановлению); в) осуществляет свод материалов уточненного прогноза, формирует полный пакет документов и представляет его в Минэкономразвития России в установленные сроки по электронной почте и в печатном виде; г) представляет в комитет финансов уточненный вариант прогноза социально-экономического развития Ленинградской области с пояснительной запиской. 2. Порядок разработки перспективных прогнозов 2.1. К перспективным прогнозам социально-экономического развития относятся прогнозы на среднесрочную перспективу, разрабатываемые на срок от трех до пяти лет, и прогнозы на долгосрочную перспективу сроком на 10-летний период Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу корректируется ежегодно одновременно с краткосрочным прогнозом. Порядок разработки (взаимодействие и функции отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области) соответствует порядку, установленному для разработки краткосрочных прогнозов (предварительный и уточненный варианты) Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу корректируется не реже одного раза в пять лет с учетом реальных тенденций и данных краткосрочного и среднесрочного прогнозов. II. Анализ итогов социально-экономического развития Ленинградской области Анализ социально-экономического развития Ленинградской области осуществляется ежемесячно, за полугодие и по итогам года в объемах и в сроки, которые определяются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Губернатором Ленинградской области, а также другими вышестоящими организациями. 1. Ежемесячный анализ социально-экономического развития Ленинградской области 1.1. Комитет по экономике и инвестициям на основе оперативной статистической информации Петербургкомстата осуществляет: а) до 20 числа месяца, следующего за отчетным, мониторинг социально-экономического развития Ленинградской области - для представления в Минэкономразвития России; б) до 26 числа месяца, следующего за отчетным, комплексный анализ социально-экономического развития Ленинградской области - для представления Губернатору и в Правительство Ленинградской области, а также Главному федеральному инспектору по Ленинградской области. 2. Анализ социально-экономического развития Ленинградской области за первое полугодие и по итогам года по полному кругу показателей Отраслевые органы исполнительной власти Ленинградской области: На основе статистических данных и мониторинга состояния основных предприятий осуществляют комплексный анализ развития курируемых отраслей и направлений экономики Представляют не позднее 5 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, в комитет по экономике и инвестициям аналитические материалы, в которых должны быть отражены: а) темпы роста (снижения) производства в отраслях экономики по сравнению с соответствующим периодом прошлого года с указанием причин, повлекших эти изменения; б) положительные тенденции и проблемы развития отраслей с конкретными примерами и обоснованиями, а также с указанием основных факторов и причин; в) финансовое состояние отраслей и отдельных предприятий (организаций); для отраслей социальной сферы - финансовое обеспечение за счет всех источников финансирования, эффективность расходования средств; г) инвестиционная деятельность основных предприятий (организаций) курируемых отраслей и направлений; д) ход реформирования отраслей; для отраслей социальной сферы - изменение сети учреждений, обеспеченности, внедрение новых форм улучшения качества обслуживания населения и т.д.; е) реализация мероприятий по федеральным и региональным программам; ж) осуществление выплат заработной платы, пенсий, пособий по безработице и детских пособий; з) предложения по нормализации положения в отраслях, на отдельных предприятиях (в организациях) - с указанием обоснованных мер, необходимых для принятия на уровне Правительства Ленинградской области и федеральном уровне Комитет по экономике и инвестициям: а) осуществляет анализ макроэкономических параметров социально-экономического развития Ленинградской области; б) обобщает материалы отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области по анализу состояния отраслей (направлений) и до 26 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, представляет их Губернатору и в Правительство Ленинградской области, а также Главному федеральному инспектору по Ленинградской области. 3. Итоги социально-экономического развития Ленинградской области за истекший год рассматриваются на заседании Правительства Ленинградской области не позднее 31 марта следующего года. 4. Комитет по экономике и инвестициям по требованию Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Губернатора Ленинградской области и других вышестоящих органов может организовать запрос необходимой информации по анализу и прогнозированию социально-экономической ситуации от отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области.

1. Демографические показатели 2. Основные общеэкономические показатели 3. Промышленность 4. Сельское хозяйство 5. Транспорт 6. Малое предпринимательство 7. Инвестиции 8. Финансы 9. Труд 10. Денежные доходы и расходы населения 11. Потребительский рынок 12. Развитие отраслей социальной сферы 13. Охрана окружающей среды 14. Внешнеэкономическая деятельность 15. Производство важнейших видов продукции в натуральном выражении 16. Государственный сектор развития экономики 17. Муниципальный сектор развития экономики

Закон «О стратегическом планировании социально- экономического развития Ленинградской области» Принят 18 мая 2006 года 22- оз Устанавливает: Распределение власти и распределение средств Связь государственного управления, местного самоуправления и населения при принятии решений по развитию территории Связь социально-экономического планирования с избирательной системой и бюджетным планированием Связь внутри элементов системы социально-экономического планирования Связь социально-экономического планирования и уровня жизни населения

Понятия стратегическое планирование - деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения по формированию эффективной долгосрочной социально-экономической политики, направленной на повышение интегрального показателя уровня жизни населения; прогноз социально-экономического развития - документ, содержащий перечень и описание возможных тенденций и сценариев развития экономики и социальной сферы; концепция (стратегический план) - документ, устанавливающий приоритетные цели и задачи деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления по решению проблем экономики и социальной сферы;

Понятия программа - документ, устанавливающий целевые показатели уровня и качества жизни населения, которые должны быть достигнуты в результате деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, и способы их достижения; целевая программа муниципального образования - утвержденный нормативным правовым актом представительных органов местного самоуправления комплекс обоснованных и согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное достижение основных целей и решение приоритетных задач социально-экономического развития муниципального образования.

Содержание стратегического планирования 1. Стратегическое планирование включает в себя прогнозирование и анализ развития социально- экономических процессов и проблем, выбор приоритетных целей и задач, а также формирование механизмов их достижения на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды. 2. Стратегическое планирование осуществляется применительно ко всей территории Ленинградской области и отдельным муниципальным образованиям органами государственной власти Ленинградской области, органами местного самоуправления.

Назначение прогноза развития 1. Прогноз развития разрабатывается в целях оценки уровня и качества жизни населения, включая уровень бедности, и имеющегося потенциала в демографической, геополитической, природно-климатической, культурной, финансовой и промышленной сферах. 2. Прогноз развития используется для подготовки концепции развития и программы развития, а также для подготовки проектов бюджетов.

Состав и структура прогноза развития должен содержать перечень, описание и анализ возможных тенденций и сценариев развития экономики и социальной сферы. количественные показатели и характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения. перечень, описание и анализ наиболее значимых тенденций социально-экономического развития на ближайшие 10 лет, возможные изменения этих тенденций в ближайшие пять лет и очередном финансовом году. разрабатывается с учетом вероятностного воздействия внутренних и внешних политических, социальных, экономических и экологических факторов, формируется по области в целом, а также по видам экономической деятельности и муниципальным районам (городскому округу).

Порядок и периодичность разработки прогнозов Прогноз развития Ленинградской области на среднесрочную (пять лет) и долгосрочную (10 лет) перспективы разрабатывается один раз в пять лет и корректируется ежегодно с учетом итогов социально-экономического развития за прошедший год. Прогноз развития на краткосрочную перспективу (один год) разрабатывается и используется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства.

Назначение концепции развития Концепция формируется для законодательного закрепления приоритетных целей и задач деятельности органов государственной власти по решению проблем социального и экономического развития, определенных в прогнозе. Концепция способствует консолидации государственных, общественных и частных усилий и инициатив по развитию области и обеспечению преемственности государственной политики. Концепция составляется на основе прогноза с учетом основных направлений и приоритетов развития Российской Федерации.

Состав и структура концепции Концепция разрабатывается на десятилетний период и состоит из двух частей: первая часть определяет приоритетные цели и задачи органов государственной власти на десятилетний период, вторая часть устанавливает приоритетные цели и задачи органов государственной власти на ближайшие пять лет. Все тематические разделы концепции структурируются по области в целом и территориям отдельных муниципальных образований.

Разделы концепции 1) демографическая ситуация и трудовые ресурсы; 2) социальная сфера (подразделы: здравоохранение, образование, социальная защита населения, молодежная политика, культура, развитие науки); 3) экологическая ситуация;4) охрана правопорядка и безопасность; 5) обеспеченность населения жильем и жилищное строительство; 6) зарплата, доходы, расходы и сбережения населения; 7) цены и тарифы; 8) жилищно-коммунальное хозяйство и инфраструктура; 9) промышленность;10) транспорт; 11) связь и средства массовой информации; 12) малый и средний бизнес;13) инвестиции; 14) сельское хозяйство, рыболовство, рыбоводство, садоводство и огородничество; 15) природные ресурсы (подразделы: земля, лес, водные ресурсы, полезные ископаемые); 16) доходы областного бюджета и местных бюджетов; 17) муниципальный долг и государственный долг области; 18) государственный сектор экономики; 19) депрессивные территории.

Порядок и периодичность разработки и утверждения концепций утверждается областным законом. разработанная Правительством, представляется на утверждение Законодательного собрания не реже чем один раз в пять лет до рассмотрения проекта областного бюджета на очередной финансовый год. вносится в Законодательное собрание Губернатором после рассмотрения ее Правительством. Проект до опубликования должен пройти независимую экспертизу. вместе с заключением независимой экспертизы должен быть опубликован в средствах массовой информации для общественного обсуждения не менее чем за месяц до внесения этого проекта в Законодательное собрание. Губернатор обязан в течение шести месяцев со дня вступления в должность внести в Законодательное собрание предложения по сохранению или корректировке концепции.

Назначение программы Программа разрабатывается на основании концепции и принимается для законодательного закрепления целевых показателей уровня и качества жизни населения, которые должны быть достигнуты в результате деятельности органов государственной власти. Программа является основой для подготовки проектов областного бюджета, региональных целевых программ, документов территориального планирования, мероприятий федеральных программ и инвестиционного проектирования.

Порядок и периодичность разработки и утверждения программы Программа разрабатывается на пятилетний период и утверждается областным законом. Проект программы разрабатывается в порядке, установленном Правительством, и вносится Губернатором на рассмотрение Законодательного собрания не позднее трех месяцев со дня утверждения концепции развития.

Порядок и периодичность разработки и утверждения программы Программа корректируется ежегодно. Проект областного закона о внесении изменений и дополнений в программу должен быть внесен Губернатором в Законодательное собрание до 1 мая текущего года.

Контроль за выполнением программы Контроль за выполнением программы в процессе ее реализации осуществляется Законодательным собранием. По итогам выполнения программы Губернатор ежегодно представляет в Законодательное собрание промежуточный отчет одновременно с краткосрочным прогнозом. По итогам выполнения программы Губернатор представляет в Законодательное собрание окончательный отчет одновременно с проектом программы на следующий период.

Соотношение концепции развития, программы развития и иных нормативных правовых актов В областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год, региональных целевых программах и иных нормативных правовых актах не могут быть установлены приоритетные цели и(или) задачи деятельности органов государственной власти по решению проблем социально- экономического развития, которые не предусмотрены в программе.

Соотношение концепции развития, программы развития и иных нормативных правовых актов Областной закон об областном бюджете на очередной финансовый год, региональные целевые программы, документы территориального планирования и нормативные правовые акты, предусматривающие капитальные расходы областного бюджета, должны составляться с учетом достижения целевых показателей уровня качества жизни населения, установленных в программе.

Порядок информирования населения о содержании стратегических документов Стратегические документы, а также все изменения и дополнения в них подлежат официальному опубликованию в полном объеме в официальных изданиях органов государственной власти и размещению на официальном сайте Администрации в сети Интернет.

Назначение прогнозов, концепций и программ развития муниципальных образований Прогнозы, концепции и программы муниципальных образований являются формой территориального стратегического планирования. обеспечивают согласованность мероприятий, проводимых и планируемых на территории отдельного муниципального образования. составляются с учетом основных направлений и приоритетов развития. Наличие прогноза, концепции и программы развития муниципального образования является дополнительным условием предоставления межбюджетных трансфертов из областного бюджета местному бюджету. В отсутствие прогноза, концепции или программы развития муниципального образования финансовый орган области вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов из областного бюджета местному бюджету, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Порядок формирования прогнозов, концепций и программ развития муниципальных образований Прогнозы муниципального образования могут разрабатываться и утверждаться местной администрацией. Краткосрочный прогноз (на один год) разрабатывается ежегодно и является основой для составления проекта местного бюджета. Долгосрочные прогнозы разрабатываются на 10 лет раз в пять лет и корректируются ежегодно одновременно с подведением итогов социально- экономического развития за прошедший год. Концепции и программы муниципального образования могут разрабатываться местными администрациями и утверждаются представительными органами. Концепция разрабатывается на 10 лет. Программа разрабатывается на пять лет.

Федеральные ведомственные программы Региональные ведомственные программы СТРУКТУРА СТРАТЕГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ

Закон Ленинградской области от 19 февраля 1999 г. N 23-оз "О региональных целевых программах Ленинградской области" (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 26 января 1999 года) (с изменениями от 23 октября 2001 г., 21 февраля 2006 г.) определяет основные требования к порядку разработки и реализации региональных (областных) целевых программ Ленинградской области и основы взаимоотношений их участников

Понятия Региональная целевая программа - утвержденный Законодательным собранием комплекс обоснованных и согласованных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение приоритетных социально-экономических задач, имеющих общеобластное значение. Участники программы - заказчик программы, его представитель, а также организации и граждане, взявшие на себя обязательство оказывать финансовую и иную помощь в разработке и реализации программы, исполнители (разработчики, подрядчики и поставщики) программы. Эффективность программы - соотношение затрат, связанных с реализацией программы, и ее результатов, включая бюджетную, социальную и экономическую эффективность.

Понятия Бюджетная эффективность программы - изменения финансовых поступлений в бюджеты всех уровней вследствие реализации программы. Социальная эффективность программы - изменения в уровне доходов, состоянии здоровья и продолжительности жизни, в уровне рождаемости и смертности, в уровне образования, в уровне безработицы и иных составляющих уровня и качества жизни населения, являющихся непосредственным следствием реализации программы и имеющих количественные оценки. Экономическая эффективность программы - совокупные изменения финансового положения всех участников программы, наступившие вследствие ее реализации.

Организационно-методическая база Программы разрабатываются на основе концепций и комплексных программ социально-экономического развития области с учетом федеральных программ и предложений органов местного самоуправления. В описание программы включаются: формулировка и описание цели программы, обоснование ее приоритетности и необходимости применения программно- целевого метода для ее решения, сроки и этапы ее реализации;

Финансирование программ Финансирование программ осуществляется в соответствии с законодательством, а также договорами в рамках программ. Финансирование программ за счет средств областного бюджета осуществляется в соответствии с областным законом об областном бюджете. К финансированию программ могут привлекаться на договорной основе средства федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, бюджетов других субъектов Российской Федерации, а также юридических лиц и физических лиц.

Финансирование программ Все расходы областного бюджета, не связанные с обслуживанием и погашением долга, ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий и эпидемий, обеспечением полномочий, передаваемых на муниципальный уровень, финансовой помощью бюджетам муниципальных образований, проведением выборов и референдумов, компенсацией доп.расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти и приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов муниципальных образований, а также с обеспечением функционирования органов власти и бюджетных учреждений, осуществляются при их включении в состав программ. Финансирование программ за счет средств бюджета муниципального образования должно быть подтверждено договорами или соглашениями.

Структура документов стратегического планирования в Санкт-Петербурге Устав Санкт-Петербурга (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 г.) (с изменениями от 28 февраля 1998 г., 11 сентября 2000 г., 23 февраля, 22 июня 2001 г., 6 июня 2002 г., 24 июня, 10 октября, 30 декабря 2003 г., 22 октября 2004 г., 2, 7 июня, 12 июля 2005 г., 20 ноября 2006 г.) Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 марта 2004 г. N 402 "Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в сфере государственного планирования Санкт-Петербурга" (с изменениями от 26 апреля 2005 г., 24 мая 2006 г.) Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 19 апреля 2005 г. N 474 "О Программе социально-экономического развития Санкт- Петербурга на годы" (с изменениями от 31 октября 2005 г., 29 августа, 28 сентября 2006 г.) Закон Санкт-Петербурга от 15 ноября 2005 г. N "О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на годы" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 26 октября 2005 года) Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 17 января 2006 г. N 1-рп "О Плане мероприятий на годы по реализации Закона Санкт-Петербурга "О Программе социально-экономического развития Санкт-Петербурга на годы" (с изменениями от 29 августа 2006 г.) Закон Санкт-Петербурга от 6 ноября 1997 г. N "О целевых программах Санкт-Петербурга" (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга октября 1997 года) (с изменениями от 5 февраля 1999 г., 25 апреля 2003 г.)

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 16 марта 2004 года 402 система государственного планирования – это комплекс правовых актов, направленных на эффективное управление социально-экономическим развитием на долго-, средне- и краткосрочный периоды включает: Концепцию социально-экономического развития, Стратегический план, Программу социально-экономического развития, перспективный финансовый план, ежегодное послание Губернатора Законодательному Собранию, бюджет на очередной финансовый год.

Главная цель На период с 2005 по 2008 год главной целью социально- экономического развития Санкт-Петербурга является рост благосостояния жителей Санкт-Петербурга при условии обеспечения в соответствии со стандартами проживания в Санкт- Петербурге: Перечень стандартов проживания в Санкт-Петербурге на годы, утвержденный постановлением Правительства Санкт- Петербурга от 29 августа 2006 г. N 1051 качества жизни населения Санкт-Петербурга; доступности ресурсов для населения Санкт-Петербурга, государства и экономики Санкт-Петербурга и эффективного их использования; эффективности, доступности и качества услуг для населения Санкт-Петербурга, государства и экономики Санкт-Петербурга. В качестве показателя, характеризующего благосостояние жителей Санкт-Петербурга, принимается отношение месячных среднедушевых денежных доходов к величине прожиточного минимума в среднем на душу населения1:1:

Задачи Сокращение масштабов бедности Обеспечение высоких доходов жителей Санкт- Петербурга Повышение качества городской среды Санкт- Петербурга Обеспечение роста и повышение конкурентоспособности экономики Санкт-Петербурга Увеличение доходов консолидированного бюджета Санкт-Петербурга Забота о человеке, укрепление института семьи, поддержка материнства и детства Формирование благоприятного предпринимательского климата

Индикаторы Доля населения со среднедушевыми доходами в семье ниже прожиточного минимума, % Индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), единиц Децильный коэффициент дифференциации доходов, разы Среднедушевые денежные доходы, тыс.руб. в месяц Выполнение нормативов стандартов проживания в Санкт-Петербурге (доля нормативов стандартов проживания в Санкт-Петербурге, для которых выполняются гарантируемые значения), % Валовой региональный продукт Санкт-Петербурга на душу населения Санкт-Петербурга, тыс.руб. на человека в год

Индикаторы Доходы консолидированного бюджета Санкт- Петербурга, млрд.руб. Доходы консолидированного бюджета Санкт- Петербурга в расчете на 1 жителя Санкт-Петербурга, тыс.руб. в год Ожидаемая продолжительность жизни, лет Соотношение числа зарегистрированных за год браков и разводов, раз Число родившихся на 1000 жителей Санкт-Петербурга в год, человек Инвестиции в основной капитал на 1 жителя Санкт- Петербурга в год, тыс. руб. на человека в год Отношение объема инвестиций за год к стоимости основных фондов отраслей экономики Санкт- Петербурга по полной учетной балансовой стоимости на конец года, %

Концепция социально- экономического развития Санкт- Петербурга Стратегический план Санкт-Петербурга Программа социально- экономического развития Перспективн ый финансовый план Ежегодное послание Губернатора ЗакCу Нормативы стандартов качества Целевые программы, АПКВ. Предполагаемая структура бюджета Политика доходов и расходов Минимальные нормативы бюджетной обеспеченности стандартов качества Политики: стандарты, пространственное решение, инфраструктура, ресурсы Реестр государственных функций Генеральный план развития СПб Цели и приоритеты социально- экономического развития Цели и задачи Правительства СПб Корректировка Программы СЭР и Стратегического плана Приоритеты, структура бюджета Нормативы бюджетной обеспеченности Лимиты целевых программ, АПКВ, и пр.