Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе Из опыта работы Анищенко Людмилы Сергеевны, классного руководителя 8 класса, МОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО КЛИМАТА В ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Составитель С.В.Неделина.
Advertisements

МОУ Голицынская СОШ 1 Коллектив. Групповая сплоченность и методы ее создания Педагог-психолог Педагог-психолог Трипуть М.В. Голицыно, 2009.
Терентьева Алевтина Васильевна Классный руководитель 6 «б» класса Терентьева Алевтина Васильевна Классный руководитель 6 «б» класса Муниципальное общеобразовательное.
Здравствуйте! Здравствуйте! Я – Я – Шушарина Шушарина Ольга Ольга Леонидовна Леонидовна.
Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
Қ АЗА Қ Ұ ЛТТЫ Қ АГРАРЛЫ Қ УНИВЕРСИТЕТI Конфликты в организациях Орында ғ ан: Қ арлыбай ұ лы С Балы қ шаруашылы ғ ы маманды ғ ынын 1 курс магистранты.
Тема педагогического совета Педагогическое взаимодействие- важнейшее условие эффективности образовательного процесса.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Чуварлейская средняя общеобразовательная школа» Алатырский район, Чувашская Республика.
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
«Я среди других людей» программа по психологии для 7-8 классов.
ФИО автора: Пикалова Лиана Александровна Место работы: МОАУ «СОШ 69» г. Оренбург Должность автора: учитель иностранных языков.
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
Программа развития коллектива класса «Я и другие Я» Разработала Степанова Л.П., классный руководитель 9 класса МОУ «Тюмеревская СОШ»
«Игровая деятельность – эмоционально- привлекательная форма творческой самореализации ребенка» Л. Пак Составители: старший воспитатель Шибеко Ю.А. воспитатель.
«Воспитание –это педагогическое управление процессом развития личности.» Х.И. Лийметс.
Семинар классных руководителей Тема: «Педагогическое общение как особый вид творчества»
Личностно- ориентированный подход в обучении на уроках истории и обществознания.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Схема анализа воспитательной работы класса. МОУ Сладковская СОШ Руководитель МО классных руководителей Степкина Н.М.
Транксрипт:

Формирование благоприятного социально-психологического климата в классе Из опыта работы Анищенко Людмилы Сергеевны, классного руководителя 8 класса, МОУ «Южно-Подольская СОШ»

Климатические зоны СПК 1. Социальный климат - насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов. 2. Моральный климат - какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми 3. Психологический климат - те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом.

Благоприятный социально- психологический климат: 1. Преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; 2. Справедливое и уважительное отношение ко всем его членам; 3. Высоко ценят ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие; 4. Члены класса активны, добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности; 5. Успехи или неудачи вызывают сопереживание; 6. Взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Неблагоприятный социально- психологический климат: 1. Преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; 2. Отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях; 3. Ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почёте; 4. Члены коллектива инертны, пассивны; 5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива; 6. Возникают конфликтующие между собой группировки; 7. В трудных случаях класс не способен объединиться.

Психолого-педагогические приемы, для изучения и формирования социально-психологического климата в классе, направлены на: определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе; коррекцию формальной и неформальной структуры класса; определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы; применение игр, направленных на сплочение коллектива; определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения; изучение индивидуальных особенностей школьников; развитие коммуникативных навыков; определение влияния личности педагогов и классного руководителя; социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе.

Условия, определяющие эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе 1. Личностные качества педагогов; 2. Профессиональные качества педагогов; 3. Ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников.

Наиболее эффективные способы формирования и поддержания социально-психологического климата в классе 1. Ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, поощрять активность, инициативу; 2. Находить общие интересы; 3. Формировать традиции класса; 4. Создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий; 5. Поощрять к открытости, доброжелательности, не навязывать друг другу свое мнение, приходить к общему, компромиссному решению; 6. Создавать условия для повышения комфортности самочувствия, сохранять стабильно - положительные отношения между учителями и учащимися; 7. Развивать коммуникативную культуру; 8. Развивать эмпатийные способности членов группы.

Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально- психологического климата в классе

Занятие 1 ПЛАНЕТА НАШЕГО КЛАССА Задачи: Практиковать через личностные контакты умение пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим. Дать возможность детям почувствовать своё формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.

I этап. СОЗДАНИЕ МАТЕРИКОВ Упражнение «Аплодисменты по кругу» Черты характера на начальную букву Материки «Планеты моего класса»: материк общения, материк учения, материк интересов, материк развлечений, материк мечты

РЕЗУЛЬТАТЫ материк общения – лес Секретов, горы Любопытства, озеро Любви, река Анекдотов материк учения – пустыня Геометрии, воды Литературы, равнина Математики, горы Физкультуры, лес Хороших оценок материк интересов – озеро Конфет, река Спорта, гора Плотников, болота Рисования, котлован Сочинений, вулкан Задач, пустыня Учения материк развлечений – река Плавания, река Чтения, гора Велосипеда, поле Футбола, вулкан Хоккея материк мечты – равнина Мороженого, пустыня Радости, озеро Друзей

«Планета моего класса» Игра «Палец вверх»

II этап. «ЧТО Я ЧУВСТВУЮ» РЕЗУЛЬТАТЫ Море Спокойствия, море Радости, океан Доверия, море Счастья, океан Уважения, океан Любви, море Симпатии. Острова РЕЗУЛЬТАТЫ Учение, занятие спортом, игра в баскетбол, умения в примерах, сочинять стихи. Я хорошо играю в лапту. Играть в хоккей. Рисовать. Делать поделки.

III этап. «Я, И МЫ, И ВСЕ КТО РЯДОМ» «Оживим нашу планету!» РЕЗУЛЬТАТЫ материк общения – пустой материк учения – Ангелина материк интересов – пустой материк развлечений – Катя, Виталя, Степан, Виктор, Александр материк мечты – Настя, Нина, Люба, Лиза

«Наша планета и её спутники» РЕЗУЛЬТАТЫ (Нет взрослых!) Катя. Нина, Геля, Настя, Катя. Люба, Нина, Лена. Мама, мой самый лучший друг Иван. 7 класс и девочки из 6. Люба, Геля. Виталя, Степан, Артём, Лёха, Ромыч, Колян, Саня. Саша, Виталя. Виталя, Саша, Руся, Колян, Миха, Восян. Витя, Стёпа, Виталя, Руся, Миха, Коля, Максим.

«Планета моего класса»

Занятие 2 ИГРА «Калейдоскоп» РЕЗУЛЬТАТЫ Александр – необычный, люблю играть в хоккей. Стёпа – азартный, активный, люблю хоккей. Виталя – нормальный, хоккей. Игорь – активный, спорт. Ангелина – упрямая, супер, увлекаюсь рисованием. Люба – активная, весёлая, отзывчивая, самостоятельная, преданная, радостная. Кристина – азартная, аккуратная, активная, любопытная, звонкоголосая, заботливая, быстрая. Нина – активная, весёлая, отзывчивая, самостоятельная, преданная, радостная. Виктор – внимательный, люблю футбол. Настя – активная, радость жизни, настойчивость, аккуратность, развлечение. Лиза – отзывчивая, самостоятельная, преданная. Катя – необычная, весёлая, эмоциональная, выдумщица, обожаю футбол. Ростик – (среднее, плохое, хочу домой)

Занятие 3 Я И МОИ ДРУЗЬЯ Литературный пересказ Упражнение «Комплемент» Упражнение «Корабль» Упражнение «Зеркало и обезьяна» Обсуждение рассказа Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек» Обсуждение поговорки: Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть».

Занятие 4 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КВН Цель: развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться со взглядами других, чувствовать группу и отдельных её участников.

РазминкаЖили-были 1. Упражнение «Поздороваемся» 2. Упражнении «Бег сороконожки» 3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ КЛАССА 4. ДОБРОЕ ПОЖЕЛАНИЕ 5. СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО Забор Дерево Новость Поляна Река Народ

РИСУЕМ ЧУВСТВА Любовь Гнев Восхищение Печаль Удовольствие Ненависть

Вывод Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).

Используемая литература 1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ 3. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, Е.П.Картушина, Т.В.Романенко. Психологический комфорт в школе: как его достичь. Издательство «Учитель», Волгоград, Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами - М.: "Издательство АСТ", "Ермак", Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006.