по предмету: « Педагогические программные средства » для студентов специальности 050501.65 – Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Информационно – коммуникационные технологии – (ИКТ) в деятельности преподавателя школы.
Advertisements

Компьютеризация образования относится к числу крупномасштабных инноваций, пришедших в российскую школу в последние десятилетия. В настоящее время принято.
Целью данного проекта является - рассмотреть возможность различных программ для создания ЦОР. Для достижения поставленной цели в работе решены следующие.
Тема самообразования: «Формирование информационной культуры через создание и использование электронных учебных пособий»
ИТ в самостоятельной и научной деятельности студентов и преподавателей. Организация учебного процесса с помощью современных технических средств. В построении.
Использование возможностей ИКТ на уроках в начальной школе.
Разработка электронного учебника в программной среде Macromedia Flash.
Проведение уроков английского языка с применением ИКТ г. Рязань, 2007.
Основы информатизации общего среднего образования Проблемыинформатизации.
«Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии и экологии».
Использование мультимедиа на уроках математики при изучении положительных и отрицательных чисел Маркова Зинаида Гавриловна учитель математики « МОУ СОШ.
Вебинар «Андрагогический подход в дополнительном профессиональном образовании», 14 мая 2014 г. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛЫХ.
Развитие информационных технологий предоставило новую, уникальную возможность проведения занятий - внедрение дистанционной формы обучения. Она, во-первых,
«Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся» Учитель биологии шл 27 г.Астана Матковская Т.Б.
Мастер – класс « Технология программированного обучения» Василий Савельевич Новиков, кандидат юридических наук, доцент, академик Международной академии.
Использование дистанционных образовательных технологий для профессионального обучения государственных служащих.
Презентация курса по выбору «Технологии визуализации данных» Кафедра Информатики и МОИ Факультет Математики, физики и информатики.
LOGO Школа педагогического мастерства Рекомендации по методическому обеспечение аудиторных занятий.
Презентация к уроку по теме: Мультимедиа технологии в образовании
Внедрение информационно- коммуникационных технологий в образовательный процесс Межшкольный методический центр Г.Гаврилов-Ям Павлова Е.В., методист ММЦ.
Транксрипт:

по предмету: « Педагогические программные средства » для студентов специальности – Профессиональное обучение (информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии) Разработал доцент кафедры «Прикладная информатика» к.п.н., доцент Попова Марина Викторовна

1. Автоматизированные обучающие системы (АОС) 2. Принципы построения АОС 3. Режимы работы АОС

Автоматизированные обучающие системы (АОС) - это программные средства профессиональной подготовки обучаемых, состоящие из одного или нескольких автоматизированных учебных курсов (АУК) и набора специализированных локальных тренажеров, позволяющих осуществлять формирование профессиональных навыков и умений. АОС - одно из наиболее эффективных средств интенсификации обучения при повышении квалификации специалистов. АОС позволяют в оригинальной методической форме выработать у обучаемых необходимые навыки и умения, а так же закрепить лекционный материал.

Принципы построения Автоматизированные обучающие системы бывают нескольких типов: информационные, справочные, контролирующие, обучающие, комбинированные. Некоторые АОС предназначены для работы с т.н. «отдельными элементами обучения» (они способствуют усвоению отдельных тем, текстов, проч.); другие представляют собой автоматизированные учебные курсы (АУК). Все чаще и чаще Вы можете встретить «электронные издания учебного назначения» (т.е. электронные учебники, являющиеся по существу огромными обучающими программами). Одни АОС «способны» контролировать знания учащихся, другие содержат в себе элементы «учебного тренажа», третьи помогают овладению новым учебным материалом, четвертые предназначены для того, чтобы стимулировать интерес учащихся к изучаемому предмету.

При построении АОС принято учитывать как достоинства, так и недостатки компьютеров, на которых они будут использоваться. Достоинства: возможности использования игровых элементов в процессе обучения; возможности по организации «диалога» учащегося и ЭВМ; демонстрационные возможности, наглядность; предметностъ, красочность представления учебного материалам, др. К недостаткам многих компьютеров можно отнести малую емкость экрана дисплея, его избыточную или недостаточную яркость, специфичность программного обеспечения, проч.

Эффективность АОС во многом зависит от их содержательней стороны. Конкретно: от логической стройности, непротиворечивости, однозначности, доступности, точности, простоты изложения, валидности исходной информации; от наличия иллюстративно- графического материала (портреты известных ученых, графики, диаграммы, гистограммы, таблицы, схемы, проч.) и справочного материала («компьютерные энциклопедии, тезаурусы, информационные и библиографические обзоры, фото-видео-звуковые «архивы»), др. Создавая АОС, нужно помнить о трех обстоятельствах: - человеческий мозг способен перерабатывать в ограниченный промежуток времени ограниченный объем полезной информации; - в большинстве отечественных вузов работа в компьютерном классе лимитирована по времени; - «общение» студента-гуманитария с компьютером требует от первого повышенного психического напряжения.

Лучшие АОС никогда не бывают «насыщены» сложными формулами, схемами, др. Работа с ними не требует много времени, а текст нередко «разбавляется» шутками, забавными фразами, смешными рисунками. Чтобы Вы лучше могли представить «устройство» наиболее удачно сделанных АОС, мы с Вами теперь более подробно рассмотрим некоторые из них.

Режимы работы АОС работают в двух режимах: ОБУЧЕНИЕ и ЭКЗАМЕН. Режим ОБУЧЕНИЕ состоит из ряда независимо функционирующих тем обучения. Каждая тема включает в себя цветные наглядные рисунки и схемы с элементами мультипликации, текстовый теоретический материал, контрольные вопросы и учебно-тренировочные задачи. Все темы обучения работают в следующих режимах: ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ, включающего опрос обучаемого по данной теме и теоретическое обучение с помощью текстовой информации; ТРЕНИРОВКИ, обеспечивающий демонстрацию работы отдельных систем;

КОНТРОЛЯ, в котором обучаемый самостоятельно выбирает порядок действий по выполнению задачи; ПОДСКАЗКИ (при контроле знаний) с указанием на очередное правильное действие при решении задачи; ФИКСАЦИИ ОШИБОК, позволяющий накапливать допущенные обучаемым ошибки при входном контроле и решении задач, входящих в тему обучения, а также выводить их на печать с указанием имени обучаемого, названий выполненных задач, количества ошибок и подсказок. Режим ЭКЗАМЕН включает в себя контрольные вопросы. После ответа на предлагаемые контрольные вопросы печатается ПРОТОКОЛ ЭКЗАМЕНА с указанием даты, имени экзаменуемого, количества вопросов и неправильных ответов.

Начавшееся в нашей стране с начала 80-х годов внедрение в средней школе новых информационных технологий (НИТ) - обучение при помощи педагогических программных средств (ППС) - дало более чем скромные результаты. Среди многих известных причин этого (финансовые, технические, организационные, методические трудности) отметим одну: психологическое неприятие учителями компьютерных методов обучения, особенно высококвалифицированными, творчески работающими. У них для этого есть основания: налицо большое количество плохих ППС, не отвечающих главным психолого- педагогическим принципам обучения (ПППО), неудачно реализующих основные этапы процесса усвоения знаний; как правило, отсутствует методическое сопровождение ППС; оказываются непомерно большими затраты времени и сил на освоение компьютеров, изучение ППС, поддержку соответствующей инфраструктуры; при использовании даже хороших ППС нивелируется роль учителя в учебно- воспитательном процессе, исчезает творческий характер его труда; отсутствует система поощрения педагогов-новаторов, осваивающих НИТ.

Изменить отрицательное отношение большинства педагогов к внедрению НИТ может использование автоматизированных обучающих систем (АОС). Оценивать АОС необходимо со следующих позиций: какими бы ни были методы обучения, неизменными остаются основные этапы процесса обучения (предъявление нового учебного материала, ознакомление с новыми способами действий; усвоение новых знаний, закрепление умений и навыков; контроль и самоконтроль усвоенных знаний, умений и навыков), основные ПППО (научность содержания учебного материала, дифференцированный подход, индивидуализация, мотивация, познавательная активность учащихся, принципы систематичности и последовательности, доступности и наглядности обучения). Особенно следует озаботиться созданием условий для запоминания учебного материала, организацией разветвленного и адекватного диалога, требующего развитого механизма анализа конструируемых ответов учащихся, созданием эффективного механизма контроля и оценки усвоенных знаний. Наличие таких свойств АОС даст возможность педагогу реализовывать свои собственные методические приемы, свой творческий стиль работы.

Использование автоматизированных обучающих систем (АОС) - верный способ получить выигрыш во времени обучения студента некоторой дисциплине. Применение распределенной АОС, терминалы которой соединены локальной или глобальной сетью, позволит разрешить проблему узкого места, возникающую при обучении студента в учебном заведении. Наиболее ощутимые преимущества при организации учебного процесса с применением распределенной АОС заключаются в распараллеливании процесса обучения и отсутствии строгого по времени расписания занятий. Системы должна брать на себя как можно больше рутинных функций, не требующих (или почти не требующих) вмешательства в реальном времени со стороны специалистов изучаемой области. К таким функциям относятся, например: ответ на типичные (часто задаваемые) вопросы, проверка правильности решения стандартной (типичной) задачи, объяснение типичных ошибок при решении задач.

Таким образом, в АОС в числе прочего включены черты экспертной системы, инструментального средства и системы демонстрации учебной информации. Одним из наиболее значимых компонентов является подсистема практических занятий. В ее составе: инструментальное средство (графический редактор), сборник задач с базой знаний, позволяющей проводить проверку правильности решения некоторой типичной задачи с элементами объяснения претензий к процессу или результату решения. Этот компонент, по своей природе - мини-экспертная диагностическая система.

Как следствие гибкости и открытости АОС, возникает задача обучения АОС, привнесением в базу знаний новых критериев и правил. Как следствие этого, был создан помощник (интерфейс преподавателя), с помощью которого можно представить существующее решение (шаблон) в виде совокупности отношений определенного вида и выбрать из них те, которые важны для определения правильности решения задачи. Автоматизированный учебный курс (АУК) - это программное средство профессиональной подготовки обучаемого, реализующее предъявление обучаемому графического и текстового материала нормативно- технической документации конкретного учебного курса и обеспечивающее контроль качества подготовки обучаемых.

Существует огромное количество тренажеров которые используются в АОС. Тренажеры отличаются как по виду так и по масштабу. Тренажеры могут выполнять как одну так и множество функций, состоящих из одного или комплекса элементов, обучающих одного или одновременно нескольких человек (группу). Тренажер - техническое средство профессиональной подготовки человека, предназначенное для формирования и совершенствования у обучаемых профессиональных навыков и умений, необходимых им для обучения в какой-либо сфере деятельности. В качестве примера вида тренажеров можно привести локальные тренажеры:

Участковый тренажер - это специализированный тренажер, в составе которого моделируется отдельная технологическая система (функционально- технологический узел, техническое средство или группа средств и пр.), и с высокой степенью подобия воспроизводятся соответствующие участки реальных рабочих мест обучаемых. Специализированный тренажер - это тренажер для персонала конкретных категорий специальностей, предназначенный для подготовки к выполнению деятельности по этим категориям. Таким образом, АОС предназначена для обучения специалистов по определенным, отдельным темам (разделам). При этом наиболее эффективной является следующая организация работы обучаемого с АОС:

В начале, производится изучение и проработка учебно-методического материала, принимаемого к АОС (тексты лекций, пояснения к вопросам и т.д.), а также "Руководства по эксплуатации АОС". Это делается обучаемым самостоятельно под руководством преподавателя. Однако не исключается организация чтения лекций по темам (включенным в АОС) для всей группы обучаемых. Возможно чтение лекций по некоторым наиболее значимым, сложным темам с проработкой остального материала каждым обучаемым самостоятельно; затем выполняется непосредственная работа обучаемого с АОС под контролем преподавателя, который выбирает темы для изучения и их порядок.

Необходимо отметить, что если преподавателю известно, по каким темам (разделам) имеются АОС, то эти АОС обязательно должны включаться в план подготовки специалиста либо для полного самостоятельного изучения этих тем, либо для закрепления учебного материала (после чтения лекций), а также для контроля уровня усвоения знаний. Кроме того, надо иметь в виду, что АОС не может полностью заменить преподавателя, а является активным средством обучения по определенным темам (разделам) учебного курса (программы). Эффективность АОС обеспечивается включением у обучаемого как слуховой, так и зрительной памяти, тем более, что все АОС выполнены в цвете, красочно, со звуковыми сигналами. В настоящее время в автоматизированных обучающих системах решаются различные задачи:

Задачи для поверки уровня знаний учащихся до и после обучения, их индивидуальных способностей, склонностей и мотиваций. Для таких проверок обычно используют соответствующие системы (батареи) психологических тестов и экзаменационных вопросов. К этой же группе относятся задачи проверки показателей работоспособности учащихся, что осуществляется путем регистрации таких психофизиологических показателей, как скорость реакции, уровень внимания и т.д. Техническое обеспечение автоматизированных обучающих систем основано на локальных компьютерных сетях, включающих автоматизированные рабочие места (АРМ) учащихся, преподавателя и линии связи между ними. Рабочее место учащегося, кроме монитора (дисплея) и клавиатуры, может содержать принтер, такие элементы мультимедиа, как динамики, синтезаторы звуков, текстовые и графические редакторы. Цель этих всех технических и программных средств состоит в обеспечении учащихся средствами решения, справочным материалом и средствами регистрации ответов.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» до 2020 года. Информационное общество к 2020 г. Осин А. В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы // Попова М.В. Взаимодействие информационных и педагогических технологий в формировании информационной культуры студентов: монография.– Невинномысск: НГГТИ, – 160 с. Попова М.В. Информационные, коммуникационные технологии: Учебник / М.В. Попова, А.В. Сапожников, В.И. Сапожников – М.: РПА «АПР», – 296 с. Попова М.В. Использование инфокоммуникационных технологий в учебном процессе в условиях информатизации образования. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы развития научно-технического прогресса в АПК», Ч.2. – Ставрополь: Изд-во СтГАУ, – 80 с. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО, – 88 с. Список используемых источников:

Благодарю за внимание!