СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ. НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ Упражнение 1. Устраните ошибки, связанные с отступлением от норм управления 1. Ответ по заявлению был получен.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Группа 1 I.Рассказать о способах подчинительной связи. Объяснить, как их отличить друг от друга. II.Рассказать об особенностях назывных предложений. Привести.
Advertisements

УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ. Деепричастный оборот не может употребляться: В предложении, где действия, выраженные сказуемым и деепричастием, относятся.
«Выполняем домашние задания». Дать детям радость труда, радость успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости, собственного достоинства – это.
Однородные члены предложения как средство выразительности речи.
27 января 2009 года Тема родительского собрания: «ВЫБОР ПРОФИЛЯ».
Анкета для родителей "Моя роль в подготовке ребенка к труду и выбору профессии" Подготовила Н.А. Кузнецова.
Синтаксические нормы. Озаглавьте колонки. Скучать по вас грустить по нас оплатить проезд благодаря подсказке вопреки ожиданию согласно приказу заведующий.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ осложненного предложения Словарная работа 4 Синтаксические нормы - это нормы построения словосочетаний, простых и сложных предложений.
П РИГЛАШЕНИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Уважаемые (ФИО родителей ученика). Ваш ребёнок стал учеником 3 класса. С какими трудностями он может столкнуться на своем.
«Моя мама – учитель» Проект выполнила: ученица 4 класса Кострубина Екатерина.
Синонимика простых предложений с обособленными определениями с придаточными определительными Урок русского языка в 11 классе Учитель Майорова Любовь Петровна.
Юрицина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 1 г.Новочеркасска.
Предлог Тема урока: Правописание предлогов Содержание урока 1. Производные и непроизводные предлоги 2. Правописание производных предлогов: что надо знать.
Традиции и обычаи. Речевые образцы Принятоположено Встречать гостей хлебом-солью В честь кого-чего Оценка кому-чему Иметь большое воспитательное значение.
Синтаксические нормы- правильное построение словосочетаний и предложений Синтаксические ошибки составляют самую большую группу среди грамматических. Из.
Урок 21 1 один один Один юноша часто жаловался на свою бедность. Только одна девушка не умеет произносить звук Р. Мать купила одни стенные часы. У каждого.
На выставке, которая открылась в Москве, показано немало картин, которые свидетельствуют о творческом росте молодых художников. На открывшейся в Москве.
Каждый человек, должен работать - это знают даже малыши. Работать мы учимся где-то лет с двух, если не раньше - сначала это самообслуживание, чтоб облегчить.
Приключение «Зеленого кошелька». Будем знакомы, Я «Зеленый кошелек» От Эко проблемы нашей планеты, В стороне стоять не смог В детский сад прийти к ребятам.
Я и моя счастливая, дружная семья
Транксрипт:

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ

НОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Упражнение 1. Устраните ошибки, связанные с отступлением от норм управления 1. Ответ по заявлению был получен немедленно. 2. Движение на трассе было прервано благодаря снежным заносам. 3. Работы на пришкольном участке проводились согласно указаний учителя. 4. Вы должны будете отчитаться о проделанной работе.

5. Вернулся с командировки наш главный специалист. 6. Учитель дал нам подробное разъяснение о допущенных ошибках. 7. Вследствие предстоящего отъезда необходимо собрать вещи. 8. Данные факты говорят за невозможность эффективного использования всех ресурсов. 9. Благодаря стараний родителей сын получил прекрасное образование.

10. Артист был удостоен высокой наградой. 11. Лектор оперировал с точными фактами. 12. Оценка В.Г. Белинского романа «Евгений Онегин» была чрезвычайно высока. 13. Наряду с разведением кур следует обратить внимание на гусей и индюков. 14. Эта черта особенно ему характерна.

Упражнение 2. Выберите из скобок верный вариант – 1. Беспокоиться (о детях – за детей). – 2. Упрекать (во лжи – за ложь). – 3. Удивляюсь (его словам – его словами). – 4. Превосходство (над – перед) ними. – 5. Уверенность (в правоту – в правоте).

6. Оплатить (покупку – за покупку). – 7. Тревожиться (о родных – за родных). Беспристрастный (своими суждениями – в своих суждениях). 8. Беспристрастный (своими суждениями – в своих суждениях). Бесполезные (для нас – нам) советы. 9. Бесполезные (для нас – нам) советы. Бравировать (грубостью – грубость). 10. Бравировать (грубостью – грубость). Главенствовать (над – перед) членами семьи. 11. Главенствовать (над – перед) членами семьи.

Гордиться (сыном – за сына). 12. Гордиться (сыном – за сына). Дискутировать или дискуссировать (вопрос о путях развития науки – о роли личности в истории). 13. Дискутировать или дискуссировать (вопрос о путях развития науки – о роли личности в истории). Жажда (славы – к славе). 14. Жажда (славы – к славе). Иммунитет (к оспе – против оспы). 15. Иммунитет (к оспе – против оспы). Командующий (армией – армии). 16. Командующий (армией – армии). 17. Прицепиться (за сани – к саням).

НОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ ПОДЛЕЖАЩЕГО И СКАЗУЕМОГО

УПРАЖНЕНИЕ 1 Допишите недостающие буквы, согласуя подлежащее со сказуемым. На этой неделе прошл... немало спортивных событий. 1. На этой неделе прошл... немало спортивных событий. Двадцать два прожектора был... одновременно включен... на стадионе. 2. Двадцать два прожектора был... одновременно включен... на стадионе. На стоянке такси стоял... в ожидании пассажиров три машины. 3. На стоянке такси стоял... в ожидании пассажиров три машины. В этом году в городе построен дом. 4. В этом году в городе построен дом.

Сколько учеников окончил... с медалями вашу школу за последние 10 лет? 5. Сколько учеников окончил... с медалями вашу школу за последние 10 лет? Большинство людей, встретившихся мне здесь, был... полураздет Большинство людей, встретившихся мне здесь, был... полураздет... Большая часть моих привычек и вкусов не нравил...сь ему. 7. Большая часть моих привычек и вкусов не нравил...сь ему. Мне нрав...тся его спокойствие и ровная речь. 8. Мне нрав...тся его спокойствие и ровная речь. Клычков с Чапаевым разъехал...с... по флангам. 9. Клычков с Чапаевым разъехал...с... по флангам.

Граф Ростов в конце января с Наташей и Соней приехал... в Москву. 10. Граф Ростов в конце января с Наташей и Соней приехал... в Москву. 11. Кто из сотрудниц нашего отдела ездил… в санаторий? 12. В шахматный кружок записал (-лось /- лись) только семь человек. 13. Никто, даже лучшие спринтеры, не мог… улучшить результат. 14. Никто из девушек, даже Зоя, не наш(-ёлся / лась) что сказать.

Рассказ или повесть регулярно (печатается печатаются) в каждом номере ежемесячного журнала. 1. Рассказ или повесть регулярно (печатается печатаются) в каждом номере ежемесячного журнала. Володя с Сережей (собирается собираются) поступить в один и тот же университет. 2. Володя с Сережей (собирается собираются) поступить в один и тот же университет. (Послышался послышались) шум и смех в соседнем кабинете. 3. (Послышался послышались) шум и смех в соседнем кабинете. УПРАЖНЕНИЕ 1 Раскройте скобки, выбрав подходящий вариант согласования подлежащего со сказуемым.

По прогнозам синоптиков (ожидается ожидаются) не то снег, не то дождь. 4. По прогнозам синоптиков (ожидается ожидаются) не то снег, не то дождь. 5. Его спокойствие и простота (удивила удивили) Оленина. 6. Брат с сестрой (возвращался возвращались) порознь. 7. Брат с сестренкой (уехал уехали) в деревню. 8. Все двадцать одна страница (перепечатана – перепечатаны).

9. Сколько еще сказок и воспоминаний (осталось остались) в ее памяти? 10. За коляской (бежали бежало) четыре пса. 11. Восемь самолетов полка попарно (взлетело взлетели). 12. Более двухсот человек (находилось находились) на пристани. 13. И тот и другой (способен, способны) на это.

НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ РЯДОВ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ

Упражнение 1. Исправьте предложения, объяснив ошибки Ленский поэт, хорошо воспитанный юноша, грамотный. 1. Ленский поэт, хорошо воспитанный юноша, грамотный. Его первая встреча с дубом, вид самого дуба, его голые, высохшие ветви являются как бы продолжением мыслей самого Андрея. 2. Его первая встреча с дубом, вид самого дуба, его голые, высохшие ветви являются как бы продолжением мыслей самого Андрея. Русский народ не только умеет трудиться, а весело проводить досуг. 3. Русский народ не только умеет трудиться, а весело проводить досуг.

Он понимает, любит и наслаждается только деньгами. 4. Он понимает, любит и наслаждается только деньгами. Сам двор был загрязнен и поломан. 5. Сам двор был загрязнен и поломан. Непосильным трудом и голодовкой мучили пленных. 6. Непосильным трудом и голодовкой мучили пленных. Барон вынужден жить в подвале, полном клопов и моральной нечистоты. 7. Барон вынужден жить в подвале, полном клопов и моральной нечистоты. 8. Мы приняли на себя обязательства: 1) снижение себестоимости; 2) улучшить качество продукции.

Упражнение 2. Исправьте ошибки в предложениях Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском. 1. Летом ученики нашего класса не только побывали в Новгороде и Пскове, но и в Михайловском. «Записки охотника» интересны тем, что в этом произведении не только фигурируют представители поместного дворянства, но и крепостные крестьяне. 2. «Записки охотника» интересны тем, что в этом произведении не только фигурируют представители поместного дворянства, но и крепостные крестьяне. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов. 3. Дополнительный материал я не только брал из учебной литературы, но и из газет и журналов.

Для правильного письма не столько важно знание формулировки правил, сколько умение его применять. 4. Для правильного письма не столько важно знание формулировки правил, сколько умение его применять. В теплые дни много молодежи можно увидеть повсюду: на улицах, площадях, скверах. 5. В теплые дни много молодежи можно увидеть повсюду: на улицах, площадях, скверах. Сведений о Дубровском не было и на второй, и на третий день. 6. Сведений о Дубровском не было и на второй, и на третий день. При подготовке к контрольной работе мы использовали как грамматические справочники, учебники, конспекты, а также и словари. 7. При подготовке к контрольной работе мы использовали как грамматические справочники, учебники, конспекты, а также и словари.

Упражнение 3. Исправьте ошибки в предложениях Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать, быть полезным людям. 1. Он мечтал о поездке в Москву, учиться, работать, быть полезным людям. Она молода, умна, красивая. 2. Она молода, умна, красивая. В своём сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги. 3. В своём сочинении я хотела рассказать о великих людях и чему учат их подвиги. Если весной войти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц. 4. Если весной войти в глубь леса, то можно услышать, как лопаются почки и радостное чириканье птиц. Недорослями называли молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни. 5. Недорослями называли молодых людей, не получивших образования и которые стремились к праздной жизни.

Упражнение 4. Исправьте ошибки в предложениях В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих. 1. В отрядах Пугачева было много башкир, татар, чувашей и уральских рабочих. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов. 2. За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов. Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши. 3. Помещики, капиталисты и самодержавие жили в роскоши. Наш преподаватель организовал и руководит кружком любителей родного языка. 4. Наш преподаватель организовал и руководит кружком любителей родного языка.

В конференции принимали участие учёные из разных стран: Франция, Германия, Бельгия, Канада, Китай. 5. В конференции принимали участие учёные из разных стран: Франция, Германия, Бельгия, Канада, Китай. В нашем отделе можно купить канцелярские товары, карандаши и бумагу. 6. В нашем отделе можно купить канцелярские товары, карандаши и бумагу. Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья. 7. Принимаются заказы на пошив мужского, дамского и военного платья. В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и другие официальные документы. 8. В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Толстой использовал семейные архивы, мемуары, литературные источники и другие официальные документы.

НОРМЫ СОГЛАСОВАНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ

Упражнение 1. Определите, какой вариант окончания является нормативным 1. На столе лежали четыре толсты... книги. 2. Два крайни... окна в первом этаже были затемнены. 3. Пришлось ждать добры... два часа. 4. Реставрированн... музей и картинная галерея вновь открыты для посетителей.

5. Выполняйте работу с прежн... вниманием и старанием. 6. Газетный киоск находится на ближайш... улице или площади. 7. Загоревш... и окрепш... брат и сестра вернулись из деревни. 8. Мать с гордостью говорила об успехах сво... сына и дочери. 9. Проводился конкурс на решение шахматн... этюда и задачи.

10. Ему был... хорошо знаком... токарное и слесарное дел На конкурсе юных скрипачей дипломы первой и второй степен... получили мои сыновья. 12. Теперь она прекрасно владеет язык... немецк... и французск Я еще не думал о том, куда мне поступать: в технический или гуманитарный вуз...

Упражнение 2. Мотивируйте выбор окончания в приложениях географических названиях 1. Некоторое время он жил около города Варшав Упорные бои шли на реке Днепр Родом он был из города Советск... Гаван Линия железной дороги проходит в непосредственной близости от озера Байкал...

5. Наша экспедиция подошла к полуострову Таймыр В пустыне Каракум... нелегко найти растительность. 7. Мы разбили палаточный городок у реки Птич Много рыбачьих баркасов было в порту Находк Уральский университет находится в городе Екатеринбург Альпинисты остановились у горы Казбек...

НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ

Упражнение 1. Прокомментируйте ошибки в употреблении причастных оборотов и отредактируйте предложения. 1. Проработавшие всю жизнь учителя в школе, без сомнения, должны получать льготную пенсию. 2. Морские волны, энергично накатывавшиеся на берег и которые издавали волнующий шум, оказывали на нас магическое воздействие. 3. Прочитанная лекция для студентов о новых достижениях в медицине вызвала большой интерес.

4. Живущие родственники в Сибири, приехав в Москву, остановились у нас. 5. В бедственном положении находились жители соседних селений, отрезанные наводнением от внешнего мира и которые спасались на крышах домов. 6. Мы травы и цветы раскладывали в книгах сорванные утром. 7. Лесная лужайка понравилась мне насыщенная холодной росой.

Упражнение 2. Исправьте ошибки, связанные с употреблением деепричастного оборота Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость. 1. Глядя на эту ветку сирени, мне вспомнилась моя молодость. Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду. 2. Слушая музыку Моцарта, нас не покидает ощущение причастности к чуду. Едва научившись ходить, у него возникла потребность рисовать. 3. Едва научившись ходить, у него возникла потребность рисовать. Думая о ней, мне становится грустно. 4. Думая о ней, мне становится грустно.

На катке всегда весело и интересно, хотя, накатавшись, болят ноги. 5. На катке всегда весело и интересно, хотя, накатавшись, болят ноги. 6. Приехав домой, мне стало значительно лучше. 7. Войдя в воду, у меня все тело покрылось мурашками. 8. Живя в монастыре, Мцыри преследовали мечты о свободе. 9. Взобравшись на крышу, Павке хорошо был виден сад Лещинских.

10. Жизнь должна изображаться в книгах такой, как она есть, не приукрашивая ее. 11. Увидев Марину в новом платье, у него дух захватило. 12. Услышав его голос, сердце у меня забилось чаще. 13. Проходя по дачному поселку, на меня пахнуло свежестью жасмина.

Тесты для самопроверки Укажите предложения с грамматическими ошибками Проезжая лесом, у меня разболелась голова Редактируя рукопись, нужно учитывать авторский стиль Дворец пионеров закрыли на ремонт, опасаясь, что рухнет потолок Убежав из дома, ребенок был найден родителями.

Тесты для самопроверки

Отметьте предложения с синтаксическими ошибками 1. Несколько птиц пролетели над домом. 2. Три дома на вечер зовут. 3. Большая часть домов в этом районе каменная. 4. Несколько пуль провизжало над моей головой.

Укажите предложения без синтаксических ошибок 1. Прочитав это письмо, мне стало даже смешно. 2. Взяв ее под руку, они пошли вместе. 3. Посылая тебе это сообщение, жду срочного ответа. 4. Достав из кармана спички, мой собеседник зажег свечу.

Найдите предложения без синтаксических ошибок 1. Они вдвоем несли большой поднос с тарелками, ложками, хлебом. 2. Первых два года от них не было известий. 3. Голова закружилась и опять потеряла сознание. 4. И только мне нужно было заплатить за билеты.

Определите, в каких предложениях нарушено согласование подлежащего и сказуемого 1. Ряд столов стояли посередине аудитории. 2. Двадцать две тетради, проверенные учителем, лежало на столе. 3. На совещание прибыли 51 делегат. 4. Пять учеников подошли к столу учителя.

Укажите предложения с синтаксическими и логическими ошибками 1. В своих заметках автор детально описывает о путешествии на Кавказ. 2. Необходимо оплатить все расходы. 3. Я не пришел на экзамен благодаря болезни. 4. Вследствие предстоящей проверки необходимо привести в порядок документацию.

Найдите предложения с синтаксическими ошибками 1. Используя этот крем, кожа ваша станет нежнее. 2. Занимаясь в секции, у мальчика оставалось мало времени. 3. Покидая место отдыха, не забудьте потушить костёр и убрать мусор. 4. Согласившись с предложением, молодой человек был принят на работу.

Найдите предложения с синтаксическими ошибками 1. У реки возвышались два пятиэтажных дома. 2. Мы смогли не только наладить контакт с местными жителями, а также убедить их в необходимости принятия выгодного для нас решения. 3. Поданные заявления позже указанного срока комиссией не будут рассматриваться. 4. На этой неделе в кинотеатре вы можете посмотреть две новые комедии.

Найдите предложения с синтаксическими ошибками 1. Состоялась беседа с инженером с большим производственным опытом. 2. На этом предприятии создана комиссия для решения задачи подъёма уровня заработной платы. 3. Ввиду недостатка продовольствия решено было сократить путь. 4. Многие из коренных лесорубов поняли и смирились с переменами в своём быту.

Найдите синтаксические ошибки и прокомментируйте их 1. Кроме вырученных от продаж денег, нам помогли шефы. 2. Фабрика помогает и поддерживает не только своих сотрудников, но и принимает активное участие в благотворительности. 3. Вместо бандероли, мне пришлось договариваться о денежном переводе. 4. Поселившись в деревне, настало время, чтобы мечты наконец сбылись.

НОРМЫ ПОСТРОЕНИЯ СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Упражнение 1. Найдите ошибки в построении сложных предложений 1. Посетители выставки подолгу задерживаются у тех картин молодых художников, которые показывают радость повседневного труда. 2. Единственное, на чём хотелось бы заострить ваше внимание, это на посещении детьми учебных занятий. 3. Я не могу вспомнить, что был ли он на занятиях в четверг.

4. В школах активно обсуждаются вопросы улучшения качества образования и есть ли возможность увеличить количество часов по профильному образованию. 5. Мы стараемся следовать рекомендациям, однако тем не менее бывают случаи, когда целесообразным является отклонение от регламентов. 6. Мы обратились за помощью в фирму, чья репутация является безупречной.

7. Новая книга, казалось, что будет иметь большой успех. 8. Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу. 9. Было выражено пожелание, чтобы контакты, установившиеся между двумя странами, получили бы своё дальнейшее развитие. 10. Автор сгоряча сказал рецензенту, что как же вы можете не замечать того нового, что есть в книге.

11. На комбинате много сотрудников, которые хорошо показали себя в труде, который может стать примером для молодёжи. 12. Мы поинтересовались, что хорошим ли был фильм. 13. Если бы мы вовремя заметили бы приближение шторма, нам не пришлось бы сейчас подсчитывать убытки. 14. Комиссия порекомендовала заведующему, чтобы впредь не случались бы подобные инциденты, улучшить систему контроля.