© Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа 2» © Кожевникова О.В., Булка М.В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Краткий комментарий к заданию. ФИПИ: «Задание В7 с кратким ответом относится к заданиям повышенного уровня трудности и ориентировано на проверку умений.
Advertisements

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 21 села Архиповского Будённовского района» Ставропольского края Работа.
Литературный салон «Белая скатерть» Руководитель Патрушева Ф. С., учитель русского языка и литературы школы 119 г. Санкт-Петербург.
Д.С.Лихачев Письмо третье Письма о добром и прекрас ном.
Что такое текст? Какие признаки текста вам известны? Что значит говорить и писать на тему? Как связываются предложения в тексте?
Урок - практикум «Функциональные стили речи» Готовимся к ЕГЭ.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест А 22. Автор: Голактионова Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы.
Языковые способы и средства организации текста. Способы связи предложений в тексте Цепная связь Параллельная связь.
Когда-то очень маленьких Нас в школу привели, Белели наши бантики, Букетики цвели. И пальчики неловкие Писать Вы научили, И что такое Родина Мы с Вами.
Мы часто говорим друг другу: желаю тебе всего доброго. Это не просто выражение вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь.
Подготовила учитель русского языка и литературы Иванченко Н.В.
Было это в одной восточной стране. Люди, живущие в ней, были несчастны, потому что они забыли все наказы и всё, чему их учили в древности мудрые люди.
Понимание текста : тема, проблема, идея, авторская позиция По книге: Алексеева Е.П. Русский язык в таблицах и схемах. Интенсивный курс подготовки к ЕГЭ/
Передо мной лежит чистый лист бумаги, на котором пока обозначена пока только тема «Женщина с ребёнком на руках». Перечитываю её и отчётливо осознаю, что.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Средства связи. Заполните таблицу. Средства связи Лексические Морфологические Синтаксические синоним синтаксический параллелизм частицы неполное предложение.
Средства связи предложений в тексте(В7). 1.Укажите средство связи между предложениями в тексте: 2. (1) Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр ЕГЭ А6 – А 11 Суслова М. В., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 45 г. Белгорода»
Сергеев Николай Михайлович, МБОУ «СОШ 8», 1 А класс Руководитель: Сергеева Венера Викторовна.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 1 «Родничок»» города Дагестанские Огни г. Дагестанские Огни 2019 г.
Транксрипт:

© Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа 2» © Кожевникова О.В., Булка М.В. учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа 2» В7 ТРЕНАЖЁР Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Сертолово – 2012г.

1.Учебный тренажёр содержит задания формата вопроса В7 ЕГЭ по русскому языку. 2. Каждое задание имеет несколько вариантов ответа. Нужно выбрать один правильный, нажав при этом на кружок рядом с выбранным вариантом ответа. 3. Если ответ верный, справа появится «плюс». 4. Если ответ неверный, справа появится «минус». 5. Переход к следующему заданию осуществляется по кнопке внизу. ИНСТРУКЦИЯ ПО РАБОТЕ С ТРЕНАЖЕРОМ

Задание В7 с кратким ответом относится к заданиям повышенного уровня трудности. Оно ориентировано на проверку умений и навыков анализировать текст с точки зрения важнейшей его характеристики – связности. Основу связности составляет «коммуникативная преемственность» предложений: каждое следующее предложение строится на базе предыдущего или предыдущих, вбирая в себя ту или иную их часть. Вспомним, что нарушение формы, то есть отсутствие связности предложений, может привести к обессмысливанию текста. Краткий комментарий по теме

Теория 1 Основные средства связи предложений в тексте слова-заместители: местоимения (девушка - она), наречия (в лесу - там), синонимы или антонимы, в том числе текстовые (быстро - стремительно, близко – далеко), имя собственное - имя нарица- тельное (офицер - Соболевский); лексические повторы:...рядом стоял дед. Дед был очень старый; грамматические формы слова: Вижу ель. К ели прислонился… однокоренные слова: Ночь тиха. Тихая грусть кругом; соответствие видо-временных глагольных форм: Пашка попил из бачка. Еще раз перечитал расписание; синтаксический параллелизм:...что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь... Чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь; противопоставление: Хотел было двинуться дальше. Но не мог; вопросно-ответная форма (Какие это слова? Их много…); союзы, союзные слова (Он молод. Я тоже); порядок слов в предложениях (прямой, обратный); слова-организаторы логических связей: вот почему, из этого следует; вводные слова, организующие порядок высказывания: итак, наконец, в заключение разговора.

Осень, глубокая осень. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса. На столе лежит книга. Она знакома мне с детства. Вы правы. А я, как ни прикидываю, редко какому слову найду объяснение. Вот липы и кончились. Я прошёл мимо белого дома с террасой и мезонином Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.

Обогнув небо, луна стояла над горою и ясным зеленоватым светом заливала Железноводск. Тень моя шла впереди меня, длинная, бледная и косая. Мне показалось, что я забылся только на мгновение. Но, очевидно, прошло довольно много времени. Удивительное обыкновение было у Малинина. Чем больше души вкладывал он в какие-нибудь слова, тем угрюмее и неприветливее говорил он их. Тогда деревья в лесу сливались в одну зелёную массу. Теперь каждое является само собой Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения.

(1) Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью: подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (2) Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (3) Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы, но есть и очень большие минусы. (4) Их не всегда замечают. (Из статьи) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. (1) (2) (3) (4)

(1) Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице. (2) Он посмотрел на нас и вдруг сказал: (3) – Спасибо за подарок! (4) – Положи книгу на место и не трогай чужого! – выйдя из оцепенения, прорычал я. (По В. Дроганову) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи личного местоимения. (1) (2) (3) (4)

Предложения в тексте могут объединяться с помощью нескольких, сочетанных средств связи, например: личного местоимения и форм слова (Высшее, чего может достичь человек, - это мудрость. Ей полагалось бы стать школьным предметом, мудрости надо учить.); личного местоимения, союза и грамматической формы слова (Ко мне подошёл соседский парнишка. И я с радостью поздоровался с ним.); личного местоимения, однокоренных слов и антонимов (Благородный человек погибнет в окружении конкуренции? Нет, он победит, поскольку благородство зиждется на силе духа.) Теория 2 Сочетание различных средств связи предложений в тексте

А я хорошо знала Елену Николаевну. При советской власти её выжили из элитной школы. Как любила учительница своих учеников. И они отплатили ей взаимностью. Я долго плакала, когда закончила читать. И это были просветлённые, благодарные слёзы. Есть такое знаменитое изречение: «Терпение красиво». Её терпение было красиво Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и двух личных местоимений.

Земля обладает различными физическими полями. Однако нам прежде всего заметно её гравитационное поле. Но остались ученики Елены Николаевны, много учеников. И они помнят её уроки, её мысли, её доброту. Стая гусей какое-то мгновение неподвижно висела в воздухе. Затем они начали быстро снижаться. Молодые великаны-сосны устремлены в голубое небо. И от этого ещё шире кажутся просторы золотой нивы Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, личного и притяжательного местоимений.

(1)3везды еще только начали выцветать. (2)Сам воздух казался подсвеченным и стеклянистым. (3)Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противопо- ложном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла. (4)3а следующим поворотом это тепло обволокло беглеца, и чёрная бабочка опустилась, танцуя, на каменистую осыпь. (По В. Набокову) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и грамматических форм слова. (1) (2) (3) (4)

(1) Ещё в полдень с кленов стали сыпаться листья. (2)Стоило ветру шевельнуть плечом, как они целыми стаями летели в долину, катились по крыше и по бревенчатым стенам избы. (3)Листья садились в травы и на дорогу. (4)Этот поток усыпал всю тропинку до колодца. (По Ю. Куранову) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и текстовых синонимов. (1) (2) (3) (4)

(1)Девушка, сняв с головы платок, прощалась с журавлями, пролетавшими над холмом. (2)Она растянула платок над головой, и ветер хотел превратить его в птицу. (3)Платок поверил ветру и рвался в небо. (4)Я испугался, что девушка поверит платку, отпустит его, и тот упадет, обескрылев; но она долго ещё держала платок над головой, прощаясь с журавлями, растворившимися в серой облачности неба. (По Ю. Куранову) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи двух личных местоимений, лексического повтора и грамматических форм слова. (1) (2) (3) (4)

(1)Муза робка, сущность её нежна, голос её нежен, её легко спугнуть шумом. 2) А шум – дерзкий парень! 3)Ничего не знает этот грубиян о таинственной изначальной мелодии, которая поднимается из колодца души, иногда вопрошая, иногда взывая, иногда вздыхая. (4)Он вытесняет эту мелодию из земной жизни и земной музыки. (По И. Ильину) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи контекстных синонимов и указательного местоимения. (1) (2) (3) (4)

(1) У нас нет культуры ценить другого человека, мы все хотим, чтобы он был такой, как я, чтобы мне легче было с ним разговаривать. (2) Но ведь прекрасно – он будет такой, как я, и мне будет легко с ним разговаривать, но зачем мне с ним разговаривать, если он такой, как я? (3) Он мне не нужен. (4) Минимальная разница, какую природа дала людям, - это разница пола. ( По Ю. Лотману) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза, личного местоимения, лексических повторов и форм слова. (1) (2) (3) (4)

(1)Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? (2)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. (3)Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. (4)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (По Д.С. Лихачёву) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи вопросно-ответной формы и лексического повтора. (1) (2) (3) (4)

(1) В материальном мире большое не уместишь в малом. (2) В сфере же духовных ценностей не так: в малом может уместиться гораздо большее, а если в большом попытаться уместить малое, то большое просто перестанет существовать. (3) Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всём в самом, казалось бы, незначительном. (4) Надо быть честным в незаметном и случайном: тогда только будешь честным и в выполнении своего большого долга. (По Д.С. Лихачёву) Какое из предложений связано с предыдущим с помощью текстовых антонимов, частицы, лексического повтора и грамматических форм? (1) (2) (3) (4)

(1) Большая цель добра начинается с малого с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает всё более широкий круг вопросов. (2) Это как круги на воде. (3) Но круги на воде, расширяясь, становятся всё слабее. (4) Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся всё выше, а человек, их центр, мудрее. (По Д.С. Лихачёву) Какое из предложений связано с предыдущим с помощью противопоставления, текстовых синонимов и частицы ? 10. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью противопоставления, текстовых синонимов и частицы ? (1) (2) (3) (4)

(1) В жизни есть какой-то уровень счастья, от которого мы ведём отсчёт, как ведём отсчёт высоты от уровня моря; точка отсчёта. (2) Так вот, задача каждого человека и в крупном и в малом повышать этот уровень счастья, повышать в жизни. (3) И своё личное счастье тоже не остаётся вне этих забот. (4) Но главным образом окружающих, тех, кто ближе к вам, чей уровень счастья можно повысить просто, легко, без забот. (По Д.С. Лихачёву) Какое из предложений связано с предыдущим с помощью вводного словосочетания, организующего порядок высказывания, и лексических повторов ? (1) (2) (3) (4)

(1)Книги без собеседника мертвы. (2) Они могут молчать многие годы, но когда при- ходит собеседник – они оживают. (3) У них особая судьба. (4) В отличие от вещей они умеют печалиться и радоваться, потому что, кроме ума и догадливости, в них ещё вложены страсти. (5) Ещё нас не было на свете, а в книгах уже жили страсти, которые охватили нас, когда мы появились на свет. (6) Мы размышляли о своём бытии, а в книгах уже давно были проложены тропы наших размышлений. (По Л. Лиходееву) 12. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексических повторов, грамматических форм слова и притяжательного местоимения (1) (2) (3) + (5) - - (4) (6)

(1)Достоинство это своего рода талант, данный человеку Богом. (2)Его невозмож- но купить, найти, получить в подарок, выиграть в лотерею. (3)Оно либо есть либо его нет. (4)Человек, «предрасполо- женный» к достоинству, предрасположен к нему, видимо, генетически, и никак не иначе. (5)Потому что иного и бьёт жизнь, и корёжит, но он на всё идет ради сохране- ния собственного достоинства. (6)А друго- му и богатство в руки, и возможности, и воспитание он всё равно упорно остается мразью. (По Ю. Золотарёву) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и контекстных синонимов. (1) (2) (3) + (6) - - (4) (5)

((1)Ни богатство, ни признание сами по себе не стоят ничего, если в основе человека не лежит его достоинство. (2)Только достойным людям живется непросто. (3)Но рядом с ними окружающим, как правило, комфортно. (4)А порой приходится сталкиваться с некой противоположностью человеческого достоинства. (5) И тогда думаешь: «Господи! Чего ж ты, человече, столь низко пал? Почему не дорожишь своим предназначением?». (6) Вот эти-то мысли в последнее время чаще всего и приходят мне в голову. (По Ю. Золотарёву) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательной частицы и указательного местоимения. (1) (2) (3) + (6) - - (4) (5)

(1)Литература даёт вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. (2)Она делает человека интеллигентным, развивает в нём не только чувство красоты, но и понимание жизни. (3)Но это даётся вам только тогда, когда вы читаете с удоволь- ствием. (4)Если первый раз прочли произведение невнимательно, читайте ещё раз, в третий раз. (5) Вот почему у человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях. (6)Бескорыстному чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (По Д.С. Лихачёву) 15. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи грамматических форм слова и слов-организаторов логических связей (1) (2) (3) + (5) - - (4) (6)

(1) Каждая беседа пожилого человека с молодыми оборачивается поучением. (2) Положение всегда было таким и, вероятно, всегда таким и останется. (3) Постараюсь быть кратким и сказать лишь о самом для себя главном как оно мне представляется, поделиться опытом прожитой жизни. (4) Для своих бесед с читателем я избрал форму писем. (5) Это, конечно, условная форма. (6) В читателях моих писем я представляю себе друзей: письма к друзьям позволяют мне писать просто. ( По Д.С.Лихачёву) 16. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и грамматических форм (1) (2) (3) + (5) - - (4) (6)

(1)Веками люди искали ценности в своём существовании. (2)И со времен своей ди- кости наверняка ценили доблесть и стой- кость в сородичах. (3)Так появились у людей вожаки, затем атаманы, а со време- нем и короли. (4)Увы, люди всегда разде- лялись на носителей высокого статуса с одной стороны, на подлецов и интрига-нов с другой, и на середнячков: обыч-ных, с невеликими запросами только для себя. (5)Так было, так есть и долгое время еще будет, и новые поколения продолжа-ют делиться на указанные три разряда их понуждает к тому жизнь. (6)Но прежде чем примкнуть к одному из указанных разрядов, многие проходят сложный цикл самоопределения. (По Ю. Золотарёву) Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи союза и форм слова. (1) (2) (3) + (6) - - (4) (5)

(1) Подлинные друзья приобретаются в молодости. (2) Я помню, что и у моей матери настоящими друзьями остались только её подруги по гимназии. (3) У отца друзья были его сокурсники по институту. (4) И сколько я ни наблюдал, открытость к дружбе постепенно снижается с возрастом. (5) Молодость это время сближения. (6) И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости. (По Д.С. Лихачёву) Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза и указательного местоимения? (1) (2) (3) + (6) - - (4) (5)

(1)Я убеждён, что русская литература, русская культура поддержали нас в войну. (2)А Седьмая симфония Шостаковича – она же помогла выстоять Ленинграду! (3)Рус- ская литература – это, помимо прочего, противоядие пошлости и нравственному уродству. (4)Нельзя, чтобы преподавание литературы превращалось в «информа- цию». (5)Ведь смысл преподавания не в том, чтобы научить так же гениально писать, как Пушкин, или в свободное от серьезных дел время получать удоволь- ствие от стилистических красот. (6)Уроки литературы прежде всего должны приобщать к высокой культуре, к системе нравственных ценностей. (По В. Непомнящему) 19. Среди предложений найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи частицы и грамматических форм (1) (2) (3) + (5) - - (4) (6)

(1)Ребенок любит свою мать и своего отца, братьев и сестер, свою семью, свой дом. (2) Постепенно расширяясь, его привязан- ности распространяются на школу, село, город, всю свою страну, а это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека. (3) Надо быть патриотом, а не националистом. (4) Нет необходимости ненавидеть каждую чужую семью, потому что любишь свою. (5) Нет необходимости ненавидеть другие народы, потому что ты патриот. (6) Между патриотизмом и национализмом глубокое различие. (По Д.С. Лихачёву) 20. Какое из предложений связано с предыдущим с помощью синтаксического параллелизма и лексического повтора? (1) (2) (3) + (5) - - (4) (6)

(1)Вот, например, в общество человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет – это и есть творчество. (2) Творчество оно беспрерывно. (3) Так что жизнь это и есть вечное созидание. (4) Человек рождается и оставляет по себе память. (5) Какую он оставит по себе память? (6) Об этом нужно заботиться уже не только с определённого возраста, но, я думаю, с самого начала, так как человек может уйти в любой момент и в любой миг. (По Д.С. Лихачёву) Какое из предложений связано с предыдущим с помощью подчинительного союза и текстовых синонимов ? (1) (2) (3) + (6) - - (4) (5)

(1) Природа Восточно-Европейской равни- ны кроткая, без высоких гор, с покатыми холмами. (2) И с какою тщательностью гладил человек холмы, спуски и подъёмы! (3) Здесь опыт пахаря созда- вал эстетику параллельных линий, иду- щих в унисон с природой. (4) Пахарь ук- ладывал борозду к борозде как причё- сывал, как укладывал волосок к волос-ку. (5) Так кладётся в избе бревно к брев-ну, в изгороди жердь к жерди, а сами избы выстраиваются в ритмичный ряд над рекой или вдоль дороги как стадо, вышедшее на водопой. (6) Поэтому отно- шения природы и человека это отно- шения двух культур. (По Д.С. Лихачёву) Какое из предложений связано с предыдущим с помощью наречия и текстовых синонимов ? (1) (2) (3) + (6) - - (4) (5)

(1) Отношения природы и человека это отношения двух культур, каждая из которых обладает своими «правилами поведения». (2) И их встреча строится на своеобразных нравственных основаниях. (3) Обе культуры плод исторического развития. (4) Одна (культура природы) может существовать без другой (человеческой), а другая (человеческая) не может. (5) Но все же в течение многих минувших веков между природой и человеком существовало равновесие. (6) Казалось бы, оно должно было оставлять обе части равными, проходить где-то посередине. (По Д.С. Лихачёву) Какое из предложений связано с предыдущим с помощью союза и притяжательного местоимения ? (1) (2) (3) + (6) - - (4) (5)

(1) Что же самое главное в жизни? (2) Главное может быть в оттенках у каждого своё собственное, неповторимое. (3) Но всё же главное должно быть у каждого челове- ка. (4) Жизнь не должна рассыпаться на ме- лочи, растворяться в каждодневных забо- тах. (5) И ещё, самое существенное: глав- ное, каким бы оно ни было индивидуаль- ным у каждого человека, должно быть доб- рым и значительным. (6) Человек должен уметь не просто подниматься, но подни- маться над самим собой, над своими лич- ными повседневными заботами и думать о смысле своей жизни оглядывать прош- лое и заглядывать в будущее. (По Д.С. Лихачёву) Какое из предложений связано с предыдущим с помощью вопросно-ответной формы и лексического повтора ? (1) (2) (3) + (6) - - (4) (5)

ИСТОЧНИКИ 1.Конструктор для создания тестов, автор - Баженов А.А. n.ru/communities.aspx?cat_no=131642&lib no=132897&tmpl=lib) n.ru/communities.aspx?cat_no=131642&lib 2. Нарушевич А.Г. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ классы: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Просвещение, Д.С. Лихачёв. Письма о добром и прекрасном. 4.Капинос В.И. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ. Русский язык/ В.И. Капинос, Л.И. Пучкова, И.П. Цыбулько. – М.:Интеллект-центр, 2012 – 240 с.

АВТОРЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ Булка М.В., Кожевникова О.В., учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа 2» АВТОРЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ Булка М.В., Кожевникова О.В., учителя русского языка и литературы МОУ «Сертоловская средняя общеобразовательная школа 2»