Системы теплоснабжения и ГЧП в России: условия благоприятного развития Французско-российский форум Частно-государственное партнерство в области развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный закон от ФЗ «О теплоснабжении» 2 Постановление Правительства Российской Федерации от
Advertisements

Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные.
1 АНДРЕЙ ЧИБИС Член Правления ОАО «РКС» Концессия и RAB в ЖКХ: пилотные проекты - ожидаемые результаты.
Метод доходности инвестированного капитала Таманцев Андрей Валерьевич, Июль 2010.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Инвестиционная привлекательность договоров ГЧП в коммунальном секторе Сергей Сиваев Институт экономики города 15 ноября 2013 г.
Министерство регионального развития Российской Федерации1 Программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры (ПКР) Заместитель руководителя Федерального.
Метод доходности инвестированного капитала (метод RAB) при расчёте тарифов на тепловую энергию. ЗАО «Сибирский центр энергетической экспертизы»
ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В КОММУНАЛЬНОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ VII Ежегодная конференция из цикла «Леонтьевские чтения» «Экономическая теория.
Государственный комитет РТ по тарифам.
Сиваев Сергей Борисович Возможности и ограничения концессии в коммунальном секторе
Требования действующего законодательства в сфере энергосбережения к деятельности регулируемых организаций в части : - принятия программ энергосбережения.
Председатель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Р.М.Хазиев.
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
Регулирование тарифов в электросетевом комплексе с использованием метода доходности на инвестированный капитал (RAB)
Организация финансирования проектов в секторе ЖКХ. Практический опыт ОАО «Евразийский» Пузанов Дмитрий Владимирович Заместитель генерального директора.
РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНЦИИ ЗА РЫНОК ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ Москва
«Реализация требований законодательства о повышении энергетической эффективности при регулировании тарифов в 2011 году» Лукашов Андрей Иванович – первый.
КОМИТЕТ ПО ЦЕНАМ И ТАРИФАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Тарифные решения в теплоэнергетике на 2012 год.
1 Практические изменения институциональной среды в ЖКХ АНДРЕЙ ЧИБИС Член Правления ОАО «РКС» Вице-президент НП «Национальный союз водоканалов»
Транксрипт:

Системы теплоснабжения и ГЧП в России: условия благоприятного развития Французско-российский форум Частно-государственное партнерство в области развития региональной и муниципальной инфраструктуры. 3 июня 2011 года, «Президент-Отель», Москва

13/06/20132 Содержание: Характеристики проблемы Новое в российском законодательстве Конкретная реализация: пример г. Калуга Ограничения нынешней модели: пример г. Сланцы Предложения

13/06/20133 Характеристики проблемы Богатое наследие советской эпохи на сегодняшний день находится в запущенном состоянии. –75% потребностей в тепле в России обеспечиваются городскими системами теплоснабжения. –485 ТЭЦ, 6500 котельных мощностью более 20 Гкал/ч, небольших котельных, теплогенераторов и километров сетей –Острая нехватка инвестиций и тарифы, не позволяющие производить текущие ремонты –Уровень износа сетей %, уровень аварийности удваивается каждые 2 года –Отсутствие надлежащего качества обслуживания (отключения, плохая балансировка в зданиях,..) Капиталоемкий сектор –Ежегодная замена 3% сетей (для сохранения существующего возраста сетей) будет стоить 60 миллиардов рублей в год –Реновация источников тепла оценивается в 30 миллиардов рублей в год

Необходимость комплексного и долгосрочного подхода –Представляется логичным, что для долгосрочной инфраструктуры необходимо долгосрочное финансирование и долгосрочный механизм, гарантирующий возврат инвестиций –На сегодняшний день вкладываются инвестиции, предполагающие быстрый возврат средств (перевод котельных с мазута на газ). Работы по замене тепловых сетей не проводятся по причине отсутствия времени для возврата средств: каков эффект в смысле снижения затрат замены 1 километра сетей в системе длиной 35 или 500 километров? Практически нулевой…. –Необходим глобальный подход, где увеличение производительности за счет обновления источников тепла компенсирует незначительность эффекта от улучшения энергоэффективности сетей. –Необходим прозрачный механизм возврата долгосрочных инвестиций Характеристики проблемы

13/06/20135 Характеристики проблемы: Риск «если ничего не сделать» –Поддержание низких тарифов осуществляется в ущерб инвестициям и техническому обслуживанию –Как следствие ускоренная деградация технических и экологических показателей –А также постоянное снижение качества услуг, которое уже невозможно скрыть за счет надежности советского оборудования. –В краткосрочной перспективе существует большой риск неконтролируемого роста производственных затрат, которые повлекут за собой: »Отсоединение всё большего числа обеспеченных потребителей, устанавливающих индивидуальные системы отопления »повышение тарифов для социально уязвимых слоев населения »Постепенное исчезновение централизованных систем теплоснабжения, ставших неконкурентоспособными, с соответствующими социальными последствиями Президент Медведев, 22го ноября 2010 : "Износ объектов жилищно-коммунального хозяйства в России составляет более 60 процентов, если ничего не делать, то через пять-семь лет наступит катастрофа".

13/06/20136 Н ововведения Российского законодательства Закон о концессии (Законы ФЗ-115 и ФЗ-152) –Рамки, устанавливающие взаимоотношения между муниципалитетом и оператором в целях обновления и эксплуатации инфраструктуры –Долгосрочное видение тарифа, внесенное в договор, утвержденное регулирующим органом и гарантирующее возврат инвестиций –Методика RAB, позволяющая сглаживать тариф при масштабных инвестициях –Условия долгосрочного расторжения договора, позволяющее оператору вернуть уже произведенные инвестиции –Возможность со-финансирования концедентом –Обязательства концессионера по достижению показателей в цифрах (то есть качественных показателях) –Организация контроля деятельности концессионера концедентом –При этом, недостаток согласованности с другими законами (регистрация активов, тарифная политика, бюджетная политика и др.)

13/06/20137 Закон о повышении энергоэффективности (ФЗ-261) –С 1 января 2010 года снижение энергопотребления на 15% в течение 5 лет (начиная с данных за 2009 года), т.е. в среднем снижение на 3% в год. –С 1 января 2011 года обязательно наличие счетчиков воды, газа, тепла и электричества во всех коммерческих и промышленных зданиях и в новых домах –С 1 января 2012 года обязательно наличие индивидуальных и коллективных счетчиков в квартирах и жилых домах Закон о теплоснабжении (ФЗ-190) –Организация отрасли: генеральный план, понятие единой теплоснабжающей организации, ограниченный список регулируемых тарифов, рынок мощностей, обязательная установка счетчиков. –Предпочтение отдается теплоснабжению от ТЭЦ –Возможность установления долгосрочных тарифов типа RAB –Ограничение тарифов на подключение НОВОВВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: Н ововведения Российского законодательства

13/06/20138 Низкое качество теплоснабжения: Качество теплоснабжения заметно уступает аналогичным по размеру городам стран Восточной и Западной Европы Потенциал улучшения системы Требуемый ежегодный объём инвестиций: 300 млн. руб., за счёт которых в течение 25 лет возможно –снизить потери тепла на 25-30% –снизить аварийность системы на 60-65% –снизить потребление энергоресурсов на 25-30% 8 Потери тепла (% от подаваемого в сеть) Количество аварий на км сети в год (в двухтрубном исчислении) Конкретная реализация: пример г. Калуга Снижение потребления энергоресурсов на 25-30%

13/06/20139 Среднегодовой рост тарифа 7-8% регулирование тарифов по методу доходности инвестированного капитала: –за счёт длительного возврата инвестиций (в течение 20 лет) максимальный рост тарифа не превысит 19% в первые 3-5 лет –средний ежегодный рост тарифа за 25 составит 7%, а без учёта неподконтрольных факторов (инфляции и роста цен на энергоресурсы) – менее 1% 9 6-5% 0-(1)% Темп роста тарифа без инфляции и роста цен на газ 17-13% 4-5% 14% Темп роста тарифа в текущих ценах Конкретная реализация: пример г. Калуга

13/06/ Цена на газ - основной фактор роста тарифа Максимальный рост тарифа приходится на и составляет 14 – 17% Главной причиной такого роста является повышение цены на газ на 9% ежегодно Рост инвестиционной составляющей в тарифе не превысит 3% Конкретная реализация: пример г. Калуга

13/06/ Возможно реализовать амбициозную политику модернизации с умеренным влиянием на тариф. Благодаря методике RAB, инвестиционная нагрузка на тариф остается слабой и снижение затрат отражается в тарифе каждые 5 лет. Концессионная модель дает законодательную базу, гарантирующую оператору безопасность эксплуатации и инвестирования. Она предоставляет концеденту инструменты, позволяющие заранее предвидеть изменение тарифов. Конкретная реализация: пример г. Калуга

13/06/ Ограничения существующей модели: пример г. Сланцы Проект Сланцы –Долгосрочный договор аренды, действующий с 6 декабря 2007 года на городскую систему теплоснабжения г. Сланцы (население человек) в Ленинградской области. –Долгосрочный договор аренды с 6 сельскими поселениями в Сланцевском районе –Отпуск Гкал в год. –Инвестиционный договор на 200 миллионов рублей (без учета НДС) на 3 года с возмещением издержек через инвестнадбавку к тарифу на 7 лет. Регулировка тарифов? Делимся опытом… –Потери предыдущих лет и неплатежи не могут быть включены в тариф текущего или следующего года, так как это превышает ограничения роста тарифа, установленные ФСТ –Расходы, принимаемые регулирующим органом, являются нормативными и не отражают реальных расходов –Объемы полезного отпуска меняются год от года, этот показатель используется регулятором для подгонки тарифа –Реальные потери в сетях, подтвержденные экспертизой Министерства энергетики, не берутся в расчет регулирующим органом –Амортизация активов, созданных за счет инвестиций, не берется в расчет регулирующим органом –Суммы, предусмотренные на текущий и капитальный ремонты постоянно уменьшаются с каждым годом. –И наконец, тариф 2011 года равен тарифу 2010 года, несмотря на рост стоимости газа и электричества на 15%

13/06/ Ограничения существующей модели «Адский» треугольник Рост цены на газ Ограничение роста тарифов Необходимость инвестирования Если одновременно возникают все три проблемы, то ни для государственного, ни для частного оператора нет другого жизнеспособного варианта, кроме субсидий Оператор Ограничен ие тарифа Газ Инвестиции GAZ Ограничение тарифа Инвестиции

13/06/ Предложение решений Федеральное и региональное ограничение роста тарифов Политические реалии не должны скрывать экономической действительности: поэтому тариф для оператора должен быть отражением экономических решений, а тариф для населения – отражать политические решения; возможная разница должна восполняться за счет государственного бюджета в виде субсидий населению Эти ограничения темпов роста тарифов в определенных случаях могут быть превышены: - Инвестиции - Возмещение затрат или убытков прошлых лет - Переход эксплуатации от МУП с заниженным тарифом (и, следовательно, каким-то образом, субсидируемым) к частному оператору, который может работать только на основании реальных затрат Тариф должен покрывать реальные затраты Только принятие фактических затрат может позволить снизить эти расходы Только принятие фактических затрат может обеспечить жизнеспособность частных операторов, инвестирующих в системы Таким образом нормативы должны уступить место учету реальных замеренных объемов, внесенных в счета

13/06/ Обязательства регулирующего органа по качеству услуг Должна существовать система контроля уровня утвержденных Регулятором тарифов по отношению уровня качества оказанных оператором услуг Независимая комиссия по пересмотру тарифов Регулирующий орган –представитель центральной администрации и не защищает законные интересы оператора Трехсторонняя согласительная комиссия (администрация, оператор, население) должна снять некоторое количество споров без задействования сложных процедур с участием судов. Приоритет инвестициям Обязать государственных или частных операторов инвестировать в течение 3 лет или организация конкурса для передачи эксплуатации оператору- инвестору Снизить стоимость природного газа для операторов-инвесторов Со-финансирование инвестиций из федерального или региональных бюджетов для снижения тарифной нагрузки в первые годы инвестирования Переоценка силы договора Законы и нормативные акты должны регулировать деятельность оператора и защищать интересы сторон. Они не должны заменяться отдельными переговорами по каждому конкретному проекту. Предложение решений

Жан Гравелье Далькия Директор по развитию для России тел факс