Обобщение опыта работы «Совместная творческая работа логопеда и родителей по формированию звуковой культуры речи детей». Подготовила: учитель-логопед МАДОУ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Логопедическая работа с детьми в условиях ГБОУ общеразвивающего вида. ГБОУ д/с 300 ЮЗАО г.Москвы Учитель-логопед Ишанова Ирина юрьевна.
Advertisements

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РФ АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ Некоторые.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Поэтапная работа по исправлению речевых нарушений. Выполнила: учитель – логопед Гонтарь Е.А. МС(К)ОУ «С(К)Ш-И 52» г. Магнитогорска.
Своевременное устранение речевых недостатков имеет крайне важное значение для общего развития ребёнка, т.к. речевой дефект, каким бы он ни был по степени.
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях коррекционной школы VIII вида. Сопровождение это взаимодействие сопровождающего.
Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
МАДОУ 7 Взаимодействие учителя-логопеда и родителей детей в коррекционно-речевой работе.
Взаимодействие учителя – логопеда с родителями детей - логопатов Учитель – логопед Коклемина Н. В. МДОУ детский сад «Родничок» 2011 – 2012 уч. г.
Формирование фонематического восприятия у детей с нарушениями речи Учитель-логопед МАОУ Прогимназия 81 «Здравствуй!» Мамонтова Людмила Николаевна.
Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешной работой с семьями воспитанников дошкольного образовательного.
ФГОС дошкольного образования Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Малые фольклорные жанры как средство формирования звуковой культуры речи ребенка» Автор: Бухарина Татьяна Александровна воспитатель.
Фестиваль педагогических идей учебный год «Повышение качества образования через саморазвитие педагога»
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Муниципальное дошкольное учреждение детский сад 15 «Ромашка» Выполнила: Н.Б. Цветкова п. Пижма, 2014 Творческий проект в старшей группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – Детский сад комбинированного вида 6 «Березка» Автор: Бабий Наталья Анатольевна – воспитатель - логопед.
Годовой отчёт гг. Подготовила Учитель – логопед МБДОУ ДС 26 Батманова Ольга Васильевна.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ « Формирование правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
Транксрипт:

Обобщение опыта работы «Совместная творческая работа логопеда и родителей по формированию звуковой культуры речи детей». Подготовила: учитель-логопед МАДОУ Детский сад 9 «Алёнушка» г. Бирска Касьянова Н.В. Март 2012 г.

Воспитание звуковой культуры речи одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для ее решения. Из материалистического учения о языке и мышлении следует, что звуковой язык был всегда единственным языком общества. Язык является важнейшим средством человеческого общения в силу своей звуковой материи. Звуковая сторона речи представляет единое целое, но весьма сложное явление, которое необходимо исследовать с разных сторон. В современной литературе рассматриваются несколько аспектов звуковой стороны речи: физичес­кий, физиологический, лингвистический. Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И. Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях. Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии.

Речь с дефектами произношения, наоборот, затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи. Совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами: - родители не слышат недостатков речи своих детей; - не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой. Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребёнок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начнет стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.

В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом, очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения. Таким образом, необходимо проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьировать в зависимости от конкретных проблем. Приобретенные знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребенка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации. По материалам обследования, 1520% детей поступают в школу из детского сада с несовершенным произношением звуков, таких детей в пятилетнем возрасте около 50% (35, с. 37). Однако проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и практической значимости в настоящее время.

Консультативно – методическая работа с родителями ДатаТемаВид деятельности Сентябрь «Изучение условий семейного воспитания детей с недостатками речи» Анкетирование Октябрь «Как правильно организовать занятия дома» «Комплексы артикуляционных упражнений для выработки правильных артикуляционных укладов различных групп звуков» Советы логопеда Консультация Ноябрь «Малые фольклорные жанры в формировании ЗКР»Советы учителя- логопеда Декабрь «Пальчиковый игротренинг»Практикум Январь Анализ результатов логопедического обследования. «Как формировать активный словарь ребёнка» Индивидуальное консультирование родителей Февраль «Патологические недостатки речи и их причины»Консультация Март «Как помочь малышу вырасти умным »Консультация Апрель «Подготовка детей с недостатками речи к школе»Родительское собрание Май «Счастливый случай»Развлечение

Формы и методы коррекционно-речевой работы по формированию ЗКР детей Практические: упражнения, игры, моделирование Наглядные: -наблюдения, рассматривание рисунков, картин, макетов, просмотр диафильмов, показ образца задания. Словесные: -рассказ, -беседа, -чтение. Выбор и использование того или иного метода определяется характером речевого нарушения, содержанием, целями и задачами коррекционно-логопедического воздействия, этапом работы, возрастными, индивидуально-психологическими особенностями ребенка и др. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. Так, для этапа постановки звука характерно преимущественное использование практических и наглядных методов, при автоматизации, особенно в связной речи, широко используются беседа, пересказ, рассказ, т. е. словесные методы.

Модель коррекционно-речевой работы по формированию звуковой культуры речи детей Формирование ЗКР Блок I диагностический. Цель: диагностика факторов риска для каждой семьи, разработка коррекционной программы. Методы: анализ биографической информации, медицинской документации, обследование детей с помощью наблюдений, бесед, выявление речевых нарушений и разработка перспективного плана. ИНДИВИДУАЛЬ НЫЙ ПЛАН КОРРЕКЦИОНН ОЙ РАБОТЫ по исправлению недостатков звукопроизно шения Анкета для родителей «Достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку?»

Блок II коррекционный. Цель: гармонизация коррекционного процесса; преодоление внутрисемейного кризиса; расширение сферы осознанности мотивов воспитания; снятие противоречий; изменение родительских установок и позиций, обучение родителей новым формам общения с ребенком. Коррекционный блок включает два этапа: подготовительный, цель которого создание установки на коррекционную работу, повышение уверенности, подготовка артикуляционного аппарата, воспитание фонематического слуха, самоконтроля, формирование речевого ключично-диафрагмального дыхания; основной этап, включает коррекцию речевых нарушений: постановку, автоматизацию, дифференциацию и введение звуков в самостоятельную речь; работу над лексико-грамматическими категориями. Методы: методика групповой и индивидуальной коррекции для детей, совместных занятий родителей с детьми. РОДИТЕЛЯМ

Блок III оценочный, контрольный. Цель: оценка динамики речевого и личностного развития, степени устойчивости. Методы: отчеты родителей, повторное обследование, сравнительный анализ результатов первичного и повторного обследований.

Результаты обследования Из рис. 1 видно, что при проведении формирующего эксперимента в экспериментальной группе произошел положительный сдвиг в развитии звуковой культуры речи детей. Из рис. 2 видно, что произошедшие изменения относительно уровня развития звуковой культуры речи детей незначительны. Следует отметить, что в контрольной группе не проводилась формирующая программа по формированию звуковой культуры речи детей на основе творческого взаимодействия с родителями, в то время как в экспериментальной группе данная программа была реализована. Рис. 1 Результаты состояния звуковой стороны речи у детей экспериментальной группы полученные при констатирующем и контрольном эксперименте. Рис. 2 Результаты исследования звуковой стороны речи у детей контрольной группы полученные при констатирующем и формирующем эксперименте.

В результате проведенного нами исследования можно сформулировать следующие выводы: 1. В усвоение звуковой стороны языка входят два взаимосвязанных процесса: процесс развития произносительной стороны речи и процесс развития восприятия звуков речи. 2. Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение, одна из проблем, стоящих перед дошкольным учреждением. 3. Для полноценного усвоения звуковой структуры речи большое значение имеет фонематическое восприятие. Раннее понимание ребёнком слов и фраз, произносимых взрослым, строится не на восприятии их фонематического состава, а на улавливании общей ритмико-мелодической структуры слова или фразы. 4. Элементарное осознание фонетических особенностей звучащего слова влияет и на общеречевое развитие ребёнка – на усвоение грамматического строя, словаря, артикуляции и дикции. 5. На каждом из этапов логопедической работы эффективность овладения правильными речевыми навыками обеспечивается соответствующей группой методов. 6. Использование пособий облегчает усвоение материалов, способствует формированию сенсорных предпосылок для развития речевых умений и навыков. Опора на чувственные образы делает усвоение речевых умений и навыков более конкретным, доступным, осознанным, повышает эффективность логопедической работы.

7. Поскольку нарушения речи отражаются на психическом развитии ребенка, формировании его личности и поведения, родители, которые могут оценить своих детей, услышать их ошибки, должны быть максимально вовлечены в коррекционную работу. Творческое взаимодействие детей и родителей, направлено на общее и речевое развитие дошкольников, а также создает благоприятные условия для успешной подготовки детей к обучению в школе и их полноценного личностного развития. 8. Дети на логопедических занятиях вырабатывали навык продуктивной учебной деятельности, устранялась фонетико- фонематическая недостаточность, развивалась связная речь, формировался навык звукового анализа. 9. При проведении формирующего эксперимента в экспериментальной группе произошел положительный сдвиг в развитии звуковой культуры речи детей. 10. Таким образом, наша гипотеза о том, что формирование звуковой культуры речи детей на основе творческого взаимодействия с родителями будет осуществляться наиболее эффективно, если: - выявлены особенности формирования звуковой культуры речи детей; - разработана и внедрена в образовательный процесс система коррекционно-речевой работы по формированию звуковой культуры речи детей на основе творческого взаимодействия с родителями подтвердилась.