Поддержка малого и среднего бизнеса в рамках муниципального экономического развития Лекция 11 Ветров Г.Ю.
Темы лекции Мировая практика поддержки МСБ Преимущества и недостатки малого бизнеса Элементы поддержки МСБ на муниципальном уровне (нормативно-правовая, кредитно-финансовая, имущественная, информационная и др.) Муниципальный заказ Новейшая история взаимоотношений власти и МСБ в России Проблемы взаимодействия местного самоуправления и МСБ Возможности муниципальных властей по развитию МСБ
Мировая практика: огромная роль малого бизнеса в местном экономическом развитии Создание новых рабочих мест Рост доходов населения за счет самостоятельной хозяйственной деятельности и покупательского спроса Увеличение поступлений в местный бюджет Формирование среды собственников – средний класс
Преимущества малого бизнеса Быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка Низкие издержки производства Способность к созданию и распространению научно- технических инноваций Способность заполнять те экономические ниши, в которых не будет существовать крупный бизнес (услуги населению и бизнес-услуги) Возможность начать дело, не имея особой собственности, недвижимости, финансовых, производственных и прочих ресурсов
Недостатки малого бизнеса Уязвимость с точки зрения административных, экономических, криминальных и пр. угроз Необходимость поддержки на местном (и не только местном) уровне
Кто относится к субъектам малого и среднего бизнеса Федеральный закон от 24 июня 2007 года 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Россий ской Федерации» (действует с 1 января 2008 г.): К субъектам малого предпринимательства относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП и МУП), а также ПБОЮЛ, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям: для юридических лиц: суммарная доля участия «внешних» агентов - не более 25%; средняя численность работников за предшествующий календарный год не более 100 человек; выделяются также микропредприятия - до 15 человек; выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации (для микропредприятий - 60 млн. рублей; для малых предприятий млн. рублей)
Элементы поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне Формирование нормативно-правовой базы, способствующей созданию и развитию предпринимательства Кредитно-финансовая поддержка Муниципальный заказ Имущественная поддержка Создание и эффективное использование инфраструктуры поддержки Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров Информационная поддержка Содействие формированию благоприятной социально- психологической среды малого предпринимательства
Формирование нормативно- правовой базы Разработка и принятие соответствующего нормативно-правового обеспечения: законодательных актов нормативных актов программ развития малого бизнеса, инструкций, положений, правил Определяет: процедуры создания и регистрации порядок деятельности малого бизнеса порядок контроля за его деятельностью систему налоговых и иных льгот и прочие направления
Кредитно-финансовая поддержка Прямая поддержка: выделение льготных инвестиционных кредитов за счет средств бюджета предоставление поручительств и гарантий по кредитам коммерческих банков (в том числе через муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства) предоставление ссуд, дотаций, беспроцентных кредитов частичная оплата процентов по кредитам, полученным в коммерческих банках (разновидность льготного кредита) Косвенная поддержка: льготное налогообложение малых предприятий внедрение упрощенных схем взимания налогов установление норм ускоренной амортизации, лизинга и т.п. содействие созданию кредитных кооперативов и кредитных союзов (форму организации взаимного кредитования физических и юридических лиц, которые работают по принципу кассы взаимопомощи) содействие развитию микрокредитования
Муниципальный заказ Косвенная мера поддержки: Обеспечивает конкуренцию, экономию бюджетных средств, повышение качества предоставляемых товаров и услуг Требования: строгое соответствие законодательно установленным процедурам конкурсная основа «прозрачность» для всех участников. допуск всех участников, способных подтвердить репутацию надежного партнера, обязательного заемщика, дисциплинированного налогоплательщика Основные критерии при выборе победителя качество и цена предоставляемых товаров и услуг
Имущественная поддержка Прямые формы поддержки: предоставление помещений и земельных участков на условиях льготной долгосрочной аренды Косвенные формы поддержки: организация специальных конкурсов на аренду и приобретение недвижимости создание целевых Фондов нежилых помещений содействие в предоставлении МСБ неиспользуемых основных фондов крупных производств
Создание и эффективное использование инфраструктуры поддержки Комплексная система помощи: регистрация предприятий информационное обеспечение юридические и аудиторские услуги предоставление результатов маркетинговых исследований подготовка кадров льготные условия аренды офисных и производственных помещений предоставление оргтехники, средств связи и других офисных услуг реклама продукции и др. Формы - специализированные структуры: бизнес-центры бизнес-инкубаторы технопарки инновационно-технологические центры
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров Косвенная мера поддержки Создание узкоспециализированных структур, ориентированных на обучение и предоставление консалтинговых и информационных услуг: бизнес-школы (повышение квалификации предпринимателей) учебно-деловые центры (повышение квалификации, консалтинг, сопровождение проектов) агентства поддержки бизнеса (регистрация малых предприятий, повышение квалификации, поддержка в получении инвестиций) консалтинговые фирмы (консалтинговые услуги, сопровождение проектов, содействие в получении кредитов и инвестиций) информационно-аналитические центры (предоставление информации, проведение маркетинговых исследований)
Информационная поддержка Косвенная форма поддержки: создание банка данных по направлениям (о состоянии предпринимательской среды, о субъектах предпринимательской деятельности, нормативно- правовых актах, о производителях и поставщиках продукции и услуг, о технологиях, семинарах, выставках, ярмарках и т.д.) содействие в подборе деловых партнеров, создание банка данных о зарубежных и международных партнерах и инвесторах
Содействие формированию благоприятной социально- психологической среды Косвенная мера поддержки: пропаганда в СМИ идеи предпринимательства осуществление рекламно-выставочной деятельности МСП содействие в создании и работе объединений предпринимателей и пр.
Основные вехи 1. Начало 1990-х гг. МСБ – «бизнес выживания», определенное сохранение экономик МО Позитивная роль иностранных программ поддержки развития местного самоуправления в России (например, программа Тасис). Успешные «пионерные» в условиях «невнимания» федеральных властей (технопарк в г.Заречный Свердловской области и бизнес-инкубатор в г.Дзержинский Московской области)
2. С 1992 г. – рост внимания государства Правовые документы Указ Президента РФ «Об организационных мерах по развитию малого и среднего бизнеса в РФ» 1485 от г.; Постановление СМ и Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от г. 446; Постановление Правительства РФ от г. 409 «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в РФ на гг.»; Постановление Правительства РФ «О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса» от г июня 1995 года был принят Федеральный закон 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который определил основные положения в области государственной поддержки малого бизнеса в России (с принятием Федерального закона 209-ФЗ от утратил силу).
Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства С 1994 г. Правительство РФ начинает утверждать Федеральные программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации Постановлением Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. 409 утверждается первая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на гг.
Оргструктуры В 1992 г. по инициативе Правительства РФ и при содействии Фонда «Ноу-хау» Правительства Великобритании создается Российское Агентство поддержки малого и среднего бизнеса В ноябре 1994 г. учреждена Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП) В 1997 г. в России была учреждена некоммерческая организация НП «Национальное содружество бизнес- инкубаторов» (НСБИ), которая в 1999 году становится членом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. 18 сентября 2002 г. Министерством юстиции РФ была зарегистрирована Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России»(на тот момент более 110 некоммерческих организаций по всей стране»
3. Кризис 1998 г. - плюсы Создание новых механизмов поддержки (таких, как Агентство городского развития города Череповец) Сплочение вокруг муниципальной власти, опора на МСБ
3. Кризис 1998 г. - минусы Динамика результативности деятельности малых предприятий с 1996 года по август 1998 года
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 131-ФЗ Реальное снижение автономии МСУ, в т.ч. и в сфере МСБ (не вопрос местного значения). В первоначальном виде в законе 131-ФЗ вообще не оговаривались вопросы поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне. Сейчас это вопрос местного и значения и соответствующее полномочие
Проблемы, возникающие у органов местного самоуправления и малого бизнеса в процессе их взаимодействия Невозможность проведения анализа деятельности МСБ и подготовки стратегии развития муниципального образования Административные барьеры Затрудненный доступ малых предприятий к финансово-кредитным услугам Отсутствие оборотных средств Высокое налогообложение малого бизнеса. Хаотичный характер поддержки МСБ в городах, невписанность его в общую стратегию развития, субъективные факторы
Итоги мониторинга состояния малого и среднего бизнеса в России в марте 2009 г. «ОПОРА России» в 30 регионах среди руководителей и владельцев 300 малых и средних компаний Нынешнее состояние бизнеса
Основные проблемы
Основные приоритеты для бизнеса на ближайший месяц
Антикризисные меры Правительства РФ, способные наиболее эффективно помочь бизнесу
Возможности муниципальных властей по развитию МСБ Установление в пределах своих возможностей налоговых льгот для малого бизнеса и снижение цен на аренду площадей и земельных участков Активное содействие объединению предпринимателей города в союзы, ассоциации и партнерский диалог с ними Создание специальных структур поддержки малого и среднего бизнеса на муниципальном уровне, например, центров поддержки предпринимательства (Агентство городского развития г.Череповец)
Возможности муниципальных властей по развитию МСБ (2) Создание в муниципальных образованиях советов по предпринимательству (пример – Координационный совет г.Череповец) или подобных организаций, в которых предприниматели наравне с представителями местной власти будут решать следующие вопросы: разработка программ налоговых льгот и аренды земельных участков и помещений на льготных условиях; выработка совместной стратегии развития поддержки МСБ в кризисный и послекризисный период; экспертиза принимаемых на местном уровне нормативно- правовых актов на предмет соответствия их интересам развития предпринимательства; прочее
Возможности муниципальных властей по развитию МСБ (3) Применение «лучших практик» по созданию в муниципальном образовании структур и механизмов поддержки МСБ: финансовая поддержка муниципальные фонды финансирования муниципальные фонды поддержки малого бизнеса кредитные кооперативы гарантийные фондыв обучение ведению бизнеса людей, оставшихся без работы, с дальнейшей выдачей грантов (опыт г.Новошахтинска, г.Ставрополь, Агентство городского развития г.Череповец) консалтинг (Агентство городского развития г.Череповца) формирование инфраструктуры поддержки с целью создания на территории муниципального образования предприятий и организаций, работающих в области инновационных технологий (пример - бизнес- инкубатор г.Дзержинский Московской области и т.д.) прочее
Возможности муниципальных властей по развитию МСБ (4) Создание условий для равной конкуренции, в частности, в рамках легальных, прозрачных и честных процедур формирования муниципальных заказов Проведение грамотной информационной политики в 3х направлениях: своевременное и полное информирование предпринимателей о муниципальном и государственном заказе, об изменениях в законодательстве, о региональных и муниципальных программах поддержки бизнеса и т.д.; привлечение внешних инвесторов, например, создание качественных инвестиционных паспортов, распространение информации о городе в сети «Интернет» и прочее; формирование положительного имиджа бизнеса в глазах населения; Проведение на территории муниципального образования выставок и ярмарок, что будет способствовать рекламе продукции местных представителей малого и среднего бизнеса (Агентство городского развития г.Череповец).
Возможности использования на местном уровне государственного финансирования Программы Министерства экономического развития РФ: Поддержка муниципальных (межмуниципальных) программ развития. Программа предполагает конкурсный отбор муниципальных программ поддержки МСБ и их софинансирование. «Приоритет при отборе программ отдается программам по поддержке малых предприятий в поселениях с населением менее человек». Программы по созданию и обеспечению деятельности бизнес- инкубаторов, промышленных парков, технопарков, и гарантийных фондов (фондов поручительств) в состав учредителей которых могут входить муниципалитеты. Субсидирование создания и работы фондов микрофинансирования, потребительских кооперативов, «созданных для целей обеспечения доступа малых предприятий и организации инфраструктуры поддержки малого предпринимательства к финансовым ресурсам». Обязательным для выдачи субсидии является условие вхождения органа местного самоуправления в состав учредителей такой организации. Гранты начинающим на создание собственного бизнеса и субсидирование процентов по кредиту. Реализация этих программ осуществляется на местном уровне, через муниципалитеты.
Задание на семинар 1. Анализ законодательства Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями от 18 октября 2007 г., 22, 23 июля 2008 г., 2 августа 2009 г.) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 131-ФЗ 2. Примеры программ нескольких муниципальных образований