Индивидуальность и личность Семестр1. Тема4. Лекция11-12.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Индивидуальность и личность Семестр1. Тема4. Лекция11-12.
Advertisements

Индивидуальность и личность Семестр1. Тема4. Лекция11-14.
V - Словесное понимание тестируется заданиями на понимание текста, словесные аналогии, понятийное мышление, интерпретацию пословиц и т.д.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Проблема способностей в современной психологии: понятие, структура и подходы к типологии.
ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ ПЛАН 1. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность 2. Проблема соотношения биологического и социального начал.
Личность – это человек, обладающий совокупностью устойчивых психологических свойств, определяющих его социально значимые поступки. Личность – это целостный.
Отслеживание динамики интеллектуального и личностного роста обучающихся.
ОТЛИЧАТЬСЯ ОТ ДРУГИХ - НОРМАЛЬНО ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РЕБЕНКА: увидеть и помочь Индивидуальный подход в воспитании, развитии и обучении ребенка должен.
Способности как проявление индивидуального в психике. Тамаев Якуб
Одарённость. Методы комплексной оценки одарённости учащихся. «Инновационные методы организации учебного процесса и внеурочной деятельности, ориентированной.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Общая персонология (лат. persona - особа, личность, маска; греч. λόγος слово, мысль, смысл)- наука о личности Поле существования и развития общей персонологии.
Четыре типа темперамента (по Х.Битструпу, 1968). Психология личности.
Психология юности (от 18 до 23 лет). Основные понятия «Субъектность человека проявляется в его деятельности, особой активности, посредством которой человек.
Одарённость как педагогический и психологический феномен.
Проблема формирования личности на этапе начального общего образования 1.
Обобщающий урок по теме «Индивидные свойства человека» урок психологии 9 класс по программе Дубровиной И.В. «Психология» Автор: Батюта Оксана Владимировна,
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Объект – психика человека. Предмет –
Психология индивидуальных различий (или дифференциальная психология) Школа Юного Психолога -Москва, 2010-
Транксрипт:

Индивидуальность и личность Семестр1. Тема4. Лекция11-12.

Три объема понятия личность А – Природный субъект Б – Социальный субъект В – «Духовный» субъект Индивид / Личность Проблема врожденного/ приобретенного

Индивид Представитель вида Homo sapiens Неделимость (целостность) Наличие индивидуальных черт, отличающих его от других

Индивидные свойства человека Морфологические и физиологические особенности человеческого тела и тесно с ними связанные психологичес-кие особенности: Конституция тела, половой диморфизм, возрастные особенности, свойства ЦНС, асимметрия БП мозга и др.

Индивидные свойства человека Темперамент – совокупность свойств, определяющих формально- динамичес-кие особенности деятельности; Характер – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования

Индивидные свойства человека Задатки – анатомические и физиологи-ческие предпосылки способностей Способности - индивидуально- психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определенными видами деятельности и к их успешному осуществлению.

Темперамент и характер

Темперамент Темперамент – формально- динамические характеристики психической деятельности. Три сферы проявления темперамента: общая активность, особенности моторной сферы и эмоциональность Свойства ЦНС: сила, уравновешенность и подвижность (И.П. Павлов)

Типы ВНД Сильный/ Слабый (Меланхолик) Уравновешенный / Неуравновешенный (Холерик) Подвижный / Инертный (Сангвиник) (Флегматик)

Степень выраженности черт характера норм. акценту- психопа- болезнь хар-р ация тия НормаПатология

Критерии психопатии Ганнушкина Кербикова Стабильность, Тотальность, Социальная дезадаптация Для диагностики психопатии необходимо наличие всех трех!

Радикалы Истероидность Шизоидность Циклоидность Паранояльность Эпилептоидность и т.д.

Конституция тела и характер Поиски психотелесных соответствий Кречмер: Атлетическая, Астеническая и Пикническая конституция -> Соответствующие типы характеров Шизотимики / Циклотимики

Атлетик

Среднего или высокого роста мужчины с особенно широкими и выступающими плечами, статной грудной клеткой, упругим животом, с формой туловища, сужающегося книзу, так что таз и все еще статные ноги по сравнению с верхними частями тела и особенно гипертрофичным плечевым поясом кажутся иногда тонкими. Плотная высокая голова прямо держится на свободной шее, причем линейные контуры trapezius, видимые спереди, придают шейной части плеча особый отпечаток.

Пикник

Среднего роста плотная фигура, с мягким широким лицом на короткой массивной, сидящей между плечами, шее, основательный жирный живот выступает из расширяющейся книзу глубокой сводчатой грудной клетки.

Астеник

Худой человек, кажущейся выше, чем он на самом деле, малокровный, с узкими плечами, с сухими тонкомышечными руками, с тонкокостными кистями, с длинной, узкой, плоской грудной клеткой, на которой можно пересчитать ребра, с острым реберным углом, с тонким, лишенным жира животом, с такими же руками и ногами.

Циклотимики Шизотимики Психэсте зия и настроен ие Диатетическая пропорция: между повышенным (весел) и депрессивным (печален) Психэстетическая пропорция: между гиперэстетическим (раздражителен) и анэстетическим (холоден) Психиче ский тип Колеблющаяся кривая темперамента: между подвижным и флегматичным Прыгающая кривая темперамента: между порывистостью и тягучестью, альтернативное мышление и чувства Психомо торная сфера Адекватное раздражению, закругленна, естественна, мягка Часто неадекватна раздражению, задержка, параличность, деревянность Родствен ный тип строения Пикнический Астенический, атлетический, диспластический и их комбинации

Специальные дарования Циклотимики Шизотимики ПоэтыРеалисты, юмористы Патетики, романтики, художники формы Исслед овател и Наглядно описывающие эмпирики Люди точной логики, системы, метафизики Вожди Смелые борцы, ловкие организаторы, умелые посредники Чистые идеалисты, деспоты и фанатики, люди холодного расчета

Задатки и способности

Способности Способности (Б.М. Теплов) это индивидуально-психологические особенности, 1)отличающие одного человека от другого; 2)только те особенности, которые имеют отношение к успешности деятельности или нескольких деятельностей; 3)несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их (навыков) приобретения.

Способности Дружинин В.Н. СПОСОБНОСТЬ = продуктивность «цена»

Факты в пользу наследственной обусловленности способностей Раннее проявления «Семейные» способности Экспериментальные факты

Факты в пользу прижизненной формируемости способностей Фактор обучения и воспитания. Методы обучения. Культурные средства и ЗБР Экспериментальные факты («умные» крысы в обедненной среде) ?? Проблема мотивации одаренных детей ?? Сензитивные периоды в развитии способностей

Общие и специальные способности Сложные отношения между способностями и видами деятельности 1) Общие способности связаны с широким кругом деятельностей Специальные – с одной деятельностью. 2) Общие способности связаны с общими принципами работы психики.

Интеллект и креативность как общие способности 1)обучаемость, 2)долговременная память и креативность, 3)интеллект.

Житейское определение интеллекта (Р. Стернберг) 1) вербальный интеллект (запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное), 2) способность решать задачи, 3) практический интеллект (умение добиваться поставленных целей и т.д.) Вопрос «кто умный – глупый» ни при чем!

Что такое интеллект? Общая способность Имеет адаптивное значение Действия «в уме» (попперовские существа) Измеряется (психометрический интеллект) Является латентным Одно свойство интеллекта отвечает за решение множества задач

Модели интеллекта Модель Ч. Спирмена – общий G- фактор («умственная энергия») отвечает за успешность решения всех типов задач Тест интеллекта Айзенка, «Прогрессив-ные матрицы» Равена, тест интеллекта Кэттелла

Модели интеллекта Модель Л. Терстоуна – взаимодействие нескольких отдельных факторов Словесное понимание понимание текста, словесные аналогии, интерпретация пословиц и т.д. Речевая беглость нахождение рифмы, называние слов, принадлежащих к определенной категории. Пространственный фактор делится на два подфактора. 1) восприятие пространственных отношений (узнавание плоских геометрических фигур). 2) Мысленное манипулирование зрительными представлениями в трехмерном пространстве.

Модели интеллекта Числовой фактор скорость и точность арифметических вычислений. Ассоциативная память механическое запоминание словесных ассоциативных пар. Индуктивный фактор нахождение правила или завершение последовательности. Батарея тестов общих способностей, Тест структуры интеллекта Амтхауэра.

Модели интеллекта Модель Дж. Гилфорда – 120 факторов

Измерение интеллекта Чем труднее задача, тем более высокий уровень развития интеллекта требуется для ее правильного решения Тестовые процедуры правила и условия проведения. IQ. Тестовые нормы.

Прогрессивные матрицы Равена

Кривая плотности нормального распределения

Интеллект в жизни Работы Л. Термена

Креативность как общая способ- ность. Признаки творческого процесса/ продукта 1. Продукт мыслительной деятельности обладает новизной и ценностью (либо для индивида, либо для его культуры). 2. Мыслительный процесс также отличается новизной в том смысле, что требует преобразования или отказа от ранее принятых идей. 3. Мыслительный процесс характеризуется наличием сильной мотивации и устойчивости, протекая либо в течение значительного периода времени (постоянно или с перерывами), либо с большой интенсивностью. 4. Проблема, поставленная первоначально, смутна и плохо определена, так что одной из задач является формулировка самой проблемы.

P. Torrance (1966): Creativity This is when we begin to dig deeper, look twice, listen for smells, cross out mistaken information, cut holes to see through, cut corners, get in deep water or escape from behind locked door.

Креативность как общая способность. + спонтанность творческого акта, пассивность воли автора и измененное состояния его сознания в момент вдохновения Креативность противоположна интеллекту?! Т.о. Креативность является самостоятель- ным фактором, независимым от интел- лекта (Дж. Гилфорд, К. Тейлор, Я.А. Пономарев) или Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень креативно-сти и наоборот (Г. Айзенк, Р. Стернберг)

Креативность как общая способность Теория интеллектуального порога (П. Торранс) Формы креативности: Вербальная и невербальная

Измерение креативности Тесты Торранса и Гилфорда Показатели креативности: продуктивность, оригинальность

Тест Торранса

Работы М. Воллаха и Н. Когана Другие правила проведения тестов на креативность В этих условиях корреляции между ин-теллектом и креативностью близка к 0! Типы людей по соотношению И и К.

Креативность и жизнь Работы П. Торранса

Развитие способностей. Эксперимен-ты Г.Саймона (Chase, Simon, 1973)

Когнитивные стили

Когнитивные стили это индивидуально-своеобразные (предпочитаемые) способы переработки информации о своем окружении в виде индивидуальных различий в восприятии, анализе, структурировании, категоризации, оценивании происходящего.

Характерные черты КС Структурная характеристика познава- тельной сферы, свидетельствующая об особенностях ее организации и не имеющая прямого отношения к особенностям ее содержания; Это биполярное измерение Устойчивая черта Безоценочность

Виды КС Полезависимость – поленезависимость (Г. Виткин) Измерение: Положение тела Обнаружение скрытых фигур

Виды КС Узкий/широкий диапазон эквивалентности (Р. Гарднер) – много малых групп (узкий ДЭ) – мало больших групп (широкий ДЭ) Свободная сортировка объектов

Виды КС Импульсивность-рефлексивность (Дж. Каган) Тест Подобных Фигур

Виды КС Когнитивная простота – сложность (Дж. Келли) – степень дифференциро-ванности систем описания Исследование развития представлений о будущей профессии студентов-психологов

Индивидные свойства: наследуются или формируются при жизни? Формально-динамические характеристики деятельности Устойчивые формы реагирования Задатки Стилевые особенности Однако, прижизненное формирование характера, способностей и индивидуального стиля деятельности происходит в очень широких пределах!

Структура и развитие личности

Определения 1.Личность (от лат. Persona, рус. Личина) – Маска, Устойчивая система социально-значимых нормативных черт человека. 2. Личность – активный субъект сознательной деятельности

Социальная личность Социальные отношения и связи – принятие правил и норм. Социальные роли. Ролевые отношения. Поведенческие стереотипы. Референтная группа Близнецы, поручик Киже

Структура Я (У. Джемс) Физическое Я Социальное Я Духовное Я

Структура личности Личность сложена из сил и живет их динамикой (психодинамический подход) Фрейд: Сверх Я Я Оно Роль инстинктов Взаимодействие частей между собой

Структура личности Личность состоит из черт (диспозициональный подход) Г. Олпорт – устойчивое поведение в разноплановых ситуациях 1) черта более обобщена, чем привычка, 2) она движет поведением, 3) можно измерить эмпирически, 4) она не синоним моральной оценки. Иерархия черт

Пример личностной черты

Пример черт разного уровня

Структура личности Когнитивные факторы (знания) как личностные переменные. Взаимодей-ствие ситуативных и личностных переменных (когнитивно-бихевиоральный подход) Предвидимые последствия Обучение через наблюдение Самоэффективность

Структура личности Целостность личности. Наличие «стратегической» мотивации: бытийные против дефицитарных потребностей (гуманистическая психология) Становление личности: поиски смысла и реализации глубинных возможностей

Онтогенетическое развитие личности

Критерии развитой личности Иерархия мотивов – способность преодолевать собственные непосредственные побуждения Осознанное управление собственным поведением Разрешение мотивационных конфликтов: «два рождения личности» – дошкольный и подростковый возраст

Механизмы развития личности идентификация и присвоение социальных ролей; формирование иерархии (соподчинение) мотивов; «сдвиг мотива на цель» осознание и направленное формирование собственных личностных структур; личностный рост.