ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Теория и практика контроллинга в России: современное состояние и перспективы BusinessCem Ялта, Украина, 4-7 июня 2012 г. Д.э.н.,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А Л Ь В Ф Р Е Д ФИНАНСОВЫЙ КОНСАЛТИНГ. Принятие взвешенных управленческих решений возможно на основе оперативной, точной, достоверной и объективной информации.
Advertisements

Профиль: «Управление проектом» Квалификация (степень) выпускника «Бакалавр» срок обучения – 4 года Направление подготовки «Менеджмент»
Построение отношений клиентоориентированной компании HSE 2007.
Тема 7 Планирование и организация маркетинговой деятельности Лекция 9 1. Маркетинговая служба: задачи, функции, особенности, кадры 2. Маркетинговые планы.
Москвитина Ирина Михайловна Бюджетное планирование деятельности производственного предприятия с использованием корпоративной информационной системы «Бюджетирование»
Предлагаем Вашему вниманию книжную выставку: «Эффективность менеджмента». На выставке представлены книги, в которых рассматриваются базовые концепции менеджмента.
Эффективность и экономичность операций - операционная цель Соответствие законодательству - цель соответствия Достоверность финансовой отчетности – финансовая.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Ф И Н А Н С О В Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т П Р И.
Презентация магистерской диссертации На тему : «Методики оценки рисков корпоративных клиентов» Выполнил: Родионов К.В. Научный руководитель: Васенкова.
МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» «ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ КОРПОРАТИВНЫМИ ФИНАНСАМИ»
Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
Инновационный менеджмент Представление дисциплины.
Пример реализации ЭАР Н.М.Кондрашова Национальный фонд подготовки кадров.
МЕНЕДЖМЕНТ В ОБРАЗОВАНИИ. Программа повышения квалификации « Мене д жмент в образовании » направлена на получение слушателями теоретических знаний и практических.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра маркетинга и коммерции СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИРМЫ Автор: Салов А.Н., к.э.н.,
Проверила: Бейсембинова А.Р. Выполнила:Туруспаева А.Ж.
Тема: Функции внутрифирменного управления План: 1. Содержание функций управления; 2.Назначение основных функций внутрифирменного управления; 3.Содержание.
Услуги в области организационного развития. 2 Предприятие устойчивая динамическая система, имеющая целью своего функционирования, получение результата.
ДВГУПС ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ». ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ» ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КВАЛИФИКАЦИЯ:
Формирование инновационной политики и осуществление инновационных программ.
Транксрипт:

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Теория и практика контроллинга в России: современное состояние и перспективы BusinessCem Ялта, Украина, 4-7 июня 2012 г. Д.э.н., проф. С.Г. Фалько Зав. Каф. «Экономика и организация производства» МГТУ им. Н.Э.Баумана Исполнительный директор НП «Объединение контроллеров» России

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Характеристика ситуации в управленческой деятельности предприятий В недавнем прошлом Управление охватывало на предприятии традиционные сферы деятельности: снабжение, производство, сбыт, НИОКР, кадры,бухучет. Сегодня Кроме этих сфер менеджеры предприятия управляют: нематериальными активами (бренды, патенты, лицензии ), логистическими цепочками, инвестициями в другие компании, кредиторскими и дебиторскими задолженностями, казначейскими операциями, рисками, страхованием, и т.п., а также взаимодействуют с рынками денег и капитала. В большинстве случаев менеджеры самостоятельно разрабатывают отдельные технологии управления, и сами же их применяют. Это не профессиональный менеджмент

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Выводы по анализу ситуации Рост объемов и сложности управленческой деятельности уже не позволяет строить системы управления, ориентированные лишь на опыт, навыки и искусство отдельных менеджеров На предприятиях осознают, что управление – самостоятельный вид деятельности, требующий соответствующих технологий для реализации функций управления Менеджеры объективно нуждаются в управленческом сервисе В наиболее продвинутых предприятиях этот сервис возлагается на службы контроллинга, которые занимаются разработкой управленческих технологий и передачей их руководителям функциональных подразделений для применения в своей работе.

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Миссия контроллинга Помочь предприятиям встать на путь перехода от «ремесленного» к профессиональному менеджменту, реализуя при этом принцип разделения проектирования технологий управления и реализации функции управления Отделить «управленцев» от разработки технологий управления. (Управленцы могут принимать участие в выборе или разработке технологий управления, но не они принимают окончательное решение о том, какими будут технологии)

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Историческая справка Более 150 лет назад в Императорском Техническом Училище(МВТУ-МГТУ им.Н.Э. Баумана) была выдвинута и реализована идея отделения учебных мастерских от мастерских (цехов)завода. Вместо обучения «вприглядку» - наглядные пособия (коллекции) по обучению наилучшим способам (технологиям) выполнения работ Фредерик Тейлор более ста лет назад отделил подготовку работ от рабочего, выделив «институт» функциональных мастеров Анри Файоль (французский инженер и управленец) около 100 лет назад ставил вопрос о выделении управленческой деятельности в самостоятельный объект исследования «невозможно управлять крупным предприятием, руководствуясь только навыками, традицией, здравым смыслом и купеческим нюхом»

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Что такое контроллинг? Контроллинг - не контроль Контроллинг - не аудит и не внутренний контроль и не ревизия Контроллинг - не часть бухгалтерского учета и не синоним управленческого учета Контроллинг - не анализ финансово- хозяйственной деятельности Контроллинг - не Автоматизированная Система Управления Предприятием (АСУП)

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Различные аспекты определений контроллинга Этимологический Контроллинг (в латинском, английском, французском, немецком языках) – надзор, наблюдение, управление, руководство, регулирование, контролирование, проверка Поведенческий по отношению к руководству Контроллинг – сервисная (навигационная) функция, помогающая менеджеру в достижении поставленных целей (Контроллер –лоцман, штурман у командира корабля) Концептуально-инструментальный Контроллинг – предоставление руководству методов, инструментов, образцов мышления и информации для осуществления процессов планирования и контроля, а также интеграции и координации этих процессов между всеми функциональными подразделениями Институциональный Контроллинг – структурное подразделение в организации, выполняющее функции контроллинга

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Продолжение Философский Контроллинг – философия и образ мышления работников, основанные на понимании необходимости рационального использования ресурсов, синхронизации и гармоничного сочетания интересов сотрудников, клиентов (заинтересованных лиц) и предприятия, с целью обеспечения его долгосрочного существования и развития Морально-этический Контроллинг – «экономическая совесть» предприятия

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Авторское определение контроллинга Концептуально-функциональный аспект Контроллинг - ориентированная на перспективу и основанная на измерении факта система информационно- аналитической и методической поддержки менеджмента в процессе планирования, контроля, анализа и принятия управленческих решений, обеспечивающая координацию и интеграцию подразделений и сотрудников по достижению поставленных целей Инструментально-технологический Контроллинг – разработка и предоставление руководству эффективных технологий реализации функций управления, т.е. создание организационно-методического комплекса методов, методик и инструментов, обеспечивающих надежное достижение целей, поставленных руководством

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Продолжение Научный Контроллинг – научная дисциплина, занимающаяся разработкой теоретических и методологических основ построения технологий управления социально- экономическими системами. Объект изучения контроллинга - методы, методики и инструменты экономики, организации производства, планирования, учета и отчетности, контроля, анализа и выработки управленческих решений Предмет контроллинга – теория, методы и инструменты измерения в социально-экономических системах для целей управления (Ракурсы измерения: ресурсы, функциональные области, процессы, элементы системы управления)

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Основные задачи контроллеров Контроллеры обеспечивают прозрачность стратегии, результатов оперативной деятельности предприятия Контроллеры координируют отдельные цели, планы и бюджеты и организуют систему отчетности по предприятию в целом, ориентированную на будущее Контроллеры обеспечивают информационно –методический сервис руководству на всех фазах и по всем функциям управления Контроллеры поддерживают и развивают систему контроллинга Контролеры – внутренние консультанты руководителей по экономике предприятия Контролеры составляют и интерпретируют итоговую отчетность для менеджеров и собственников

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Что должны и не должны делать контроллеры? Контроллеры не планируют и не бюджетируют, они разрабатывают методики, процедуры и регламенты и процессов планирования и бюджетирования Контроллеры не занимаются учетом и управлением затрат, они разрабатывают систему управления затратами и структуру информационного обеспечения учета затрат (логистика данных) Контроллеры не занимаются контролем за реализацией планов и бюджетов, они разрабатывают методы, методики и алгоритмы контроля Контроллеры не занимаются измерением и анализом отклонений, они предоставляют соответствующие методики и процедуры

Эволюция концепций контроллинга Регистрационная Учетно-аналитическая Внутрифирменная интеграционная Координационно-навигационная Стратегическая навигация Оптимизация интересов Stakeholder (в рамках концепции Corporate Governance)

Краткий исторический экскурс: Весна 1991 г. – начало проекта по внедрению контроллинга на АО «Мовен» совместно со специалистами из Германии Первая половина 90-х годов – начало разработок и внедрения систем контроллинга в российских банках После дефолта 1998 г. – активизация промышленных предприятий в сфере совершенствования управления Вторая половина 90-х – внедрение систем управленческого учета, центров ответственности, бюджетирования Начало 21 века – приходит понимание контроллинга как системы информационной поддержки менеджмента

Эволюция понимания сущности контроллинга в России 1991 – 1995 гг. – учет затрат по видам, местам возникновения 1996 – 1997 гг. – учет затрат и результатов по местам возникновения, продуктам, услугам 1998 – 2000 гг. – планирование, бюджетирование, управление затратами, отчетность C 2000 по н/в – поставщик и интерпретатор информации для руководства, координатор оперативной деятельности

Эволюция контроллинга

Выводы: 1. Методики создания систем контроллинга носят в основном описательный характер. 2. Структура работ и функции контроллеров постоянно изменяются. Наблюдается устойчивая тенденция уменьшения учетно-регистрационных работ и увеличения объема работ по внутреннему консультированию, возникают новые направления работ контроллеров по стратегической навигации, работ с заинтересованными группами. 3. Пройден концептуальный этап развития контроллинга и происходит интенсивное развитие структурного контроллинга. 4. Актуальным становится строгое структурное и процессное описание системы контроллинга как сложной системы. 5. Работа в этом направлении является основой для перехода к параметрическому контроллингу.

Результаты ответов на вопрос о наличии службы контроллинга на крупных, средних и малых предприятиях России

Результаты ответов на вопрос о важности функций контроллинга на крупных, средних и малых предприятиях России

Признаки успешности контроллинга удовлетворение менеджеров от результатов деятельности контроллеров заметно растет; появляется взаимное доверие, возрастает объем совместных работ и коммуникаций; становится заметным улучшение результатов работы подразделений, пользующихся услугами контроллеров; руководство подразделений предприятия в своей оперативной деятельности чаще обращается к услугам контроллеров; служба контроллинга получает более высокий иерархический уровень в организационной структуре предприятия и расширяется спектр решаемых задач; контроллеры становятся признанными партнерами менеджеров; повсюду на предприятии говорят о хорошей и полезной работе подразделения контроллинга.

Типичные ошибки современного контроллинга Чрезмерное увлечение учетно-контрольными и аналитическими функциями на основе вторичной информации Фокусирование внимания на затратах и жесткий контроль бюджетов Контроллеры мало занимаются проблемами доходов и рисков Контроллеры перегружают руководителей избыточной текущей информацией, что мешает перспективному мышлению Внедрение контроллинга начинается без предварительного анализа достоверности нормативно- справочной базы и организационно-технологического уровня бизнес процессов

Типичные ошибки ( Продолжение ) Неоправданное стремление к всеохватности в сфере учета и анализа Встраивание контроллинга как подразделения в структуру финансово-аналитической, планово-экономической, контрольно-ревизионной и др. службы Попытки внедрения системы контроллинга по технологии «снизу- вверх» Недостаточное внимание вопросам обучения контроллингу будущих «пользователей» услуг этой службы, т.е. руководителей функциональных подразделений, на этапе внедрения системы контроллинга Внедрение системы контроллинга рассматривается как дополнительные обязанности к текущей работе для сотрудников существующих подразделений, а не как самостоятельный сложный проект

Пирамида контроллинга Решения Менеджер и контроллер Отчетность и аналитическая информация для подготовки и принятия управленческих решений Планирование и бюджетирование. Измерение, анализ и оценка отклонений Расчет по видам затрат Расчет затрат по местам возникновения Расчет затрат по продуктам, клиентам, регионам МаркетингФинансированиеЗакупкиПроизводствоСбыт Научная организация труда и производства Инновационная деятельность Философия и образ мышления менеджеров с ориентацией на долгосрочное существование и развитие предприятия ( взгляд как собственника) Основные бизнес- процессы Ошибка Желате льно

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ Отечественная и зарубежная литература по контроллингу на русском языке Дайле А. Практика контроллинга. - М.: Финансы и статистика, 2001 Дедов О.А. Управление экономической адаптацией промышленного предприятия.- Екатеринбург, Институт экономики УрО РАН, 2002 Контроллинг: учебник /Под. Ред. А.М.Карминского и С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2006 Контроллинг в бизнесе: методологические и практические основы построения контроллинга в организациях /А.М. Карминский, Н.И.Оленев, А.Г.Примак, С.Г.Фалько.- М.: Финансы и статистика, Контроллинг как инструмент управления предприятием / Под ред. Н.Г. Данилочкиной. – М.: Аудит, ЮНИТИ, Концепция контроллинга: Управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование /Horvath&Partners. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.

ОБЪЕДИНЕНИЕ КОНТРОЛЛЕРОВ продолжение Малышева Л.А. Управление организационными изменениями на основе контроллинга. – Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, Словарь русско-английских терминов по контроллингу. – Калуга: «Манускрипт», Фалько С.Г., Носов В.М., Контроллинг на предприятии. – М.: «Знание» России, 1995 Фалько С.Г. Контроллинг для руководителей и специалистов.- М.: Финансы и статистика, 2008 Фольмут Х.Й. Инструменты контроллинга от А до Я.- М.: Финансы и статистика, 1998 Хан.Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга - М.:Финансы и статистика, 2005