1 Значительная часть клубов РФПЛ получает финансирование из средств государственных корпораций и областного бюджета Профессиональный футбол в России продолжает существовать за государственный счет. В РФПЛ (Премьер-лига) всего 4 полностью частных клуба (ЦСКА, Спартак, Анжи, Краснодар) из 16, а в ФНЛ (1 дивизион) ни одного из 17. В 2011 году государством (средства госкомпаний и региональных бюджетов) на профессиональные клубы Премьер-лиги и ФНЛ было потрачено около 800 млн. евро. В сезоне эта цифра увеличилась как минимум на 30% и составила не менее к 1 млрд евро. Расходная часть больше 1 млрд. евро 350 млн. евро Госкорпорации Частный капитал Областные бюджеты 350 млн. евро Источники финансирования клубов Премьер-лиги Смешанный капитал Кубань
2 Из 16 клубов только 4 клуба формируют свой бюджет за счет частного капитала Средний заработок клубов РФПЛ, не участвующих в еврокубках, составляет примерно 57 млн. евро. Заработок ведущих клубов, участвующих в Лиге Чемпионов, составляет от 9 до 30 млн. евро. Доходы от участия в еврокубках не покрывают и 50% расходов бюджета Фактически эта цифра отражает и суммарный дефицит клубных бюджетов, так как российский футбол практически ничего не зарабатывает сам. Доходы РФПЛ и ФНЛ не составляют и 5% от затрат клубов Средний доход клуба ~57 млн. евро Трансферы 025 млн. евро Еврокубки от 0,2 до 7 млн. евро Билеты и атрибутика 0,68 млн. евро Выплаты от РФПЛ 0,8 до 5 млн. евро Источники собственных доходов клубов Премьер-лиги
3 Сезон КлубРезультат Доходы (млн. евро) 2006/2007 ЦСКА3-е место в группе912 Спартак М.3-е место в группе /2008 ЦСКА4-е место в группе912 Спартак М.КвалификцияНет 2008/2009 Зенит3-е мсто в группе912 Спартак М.КвалификацияНет 2009/2010 ЦСКА1\4 финала30 Рубин3-е место в группе12 ЗенитКвалификацияНет 2010/2011 Спартак М.3-е место в группе912 Рубин3-е место в группе912 ЗенитКвалификацияНет 2011/2012 Зенит1\8 финала18 СпартакКвалификацияНет ЦСКА1\8 финала /2013 Не вышли из группы в лиге чемпионов Из-за неудачного выступления Зенита и Спартака в Лиге чемпионов в сезоне доходы от участия в еврокубках значительно снизились. Более того, теперь у России есть только одно гарантированное место для участия в Лиге чемпионов, а не два как было ранее.
4 Доходы от участия в соревновательной деятельности не могут покрывать значимую часть расходов В том числе расходы на трансферы перед участием в еврокубках Основные расходы клубов премьер-лиги ~ 60 Высокие затраты на трансферы перед выступлением в еврокубках, как правило, не эффективны Затраты на детско-юношеский футбол в структуре Бюджетов практически сведены к минимуму Одна из основных проблем нашего футбола необоснованно высокие расходы клубов на фонд оплаты труда и селекционную деятельность, особенно на фоне доходной части клубов Одна из основных проблем нашего футбола необоснованно высокие расходы клубов на фонд оплаты труда и селекционную деятельность, особенно на фоне доходной части клубов ! !
Источники финансирования клубов Первого дивизиона 5 не прогрессирует Большинство клубов финансируются из регионального бюджета. В тоже время при постоянном росте расходов, в первую очередь на Фонд Оплаты Труда и трансферы, уровень самой лиги не прогрессирует Расходная часть ~120 млн. евро Областные бюджеты !
6 Телевизионная аудитория центральных матчей (млн. чел.) В прошедшем сезоне рейтинг центральных матчей упал ниже уровня 2003 года, несмотря на то, что расходы на приобретение футболистов значительно возросли, в том числе расходы на трансферы перед участием в еврокубках Клубы РФПЛ получают минимальный доход от ТВ прав (от 2 до 7 млн. евро в год каждый), так как ТВ аудитория матчей чемпионата России продолжает оставаться стабильно низкой. В ФНЛ доходы от ТВ отсутствуют.
7 Средняя посещаемость матчей чемпионата России остается стабильно низкой на уровне зрителей, что связано не только с низким качеством инфраструктуры, но и общей ситуацией на стадионах: в последний год резко возросло количество негативных явлений на трибунах (мат, хулиганство и насилие в так называемой фанатской среде), что отпугивает потенциального болельщика. Требования клубов увеличить тв-доходы не обоснованы из-за низкого качества футбола, и, как следствие, низкого интереса со стороны зрителей. Болельщик так и не стал самостоятельной экономической единицей в футболе
8 Расходы клубов на покупку футболистов значительно превышают доходы от их продажи. Отсутствуют материальные активы на балансе клубов (стадион, база, другая недвижимость). Таким образом, приходится признать, что Профессиональный футбол в России находится в кризисе: Лиги не развиваются, Клубы имеют существенный разрыв между доходами и расходами и вынуждены ежегодно обращаться за финансовой помощью к государству. Российский футбол не представляет собой продукт, способный привлекать частного инвестора. Цена вхождения в футбольный бизнес слишком высока. Из спонсоров, которые самостоятельно вкладывают деньги в российский футбол можно отметить Гербалайф (спонсор Спартака) и традиционно «футбольные» бренды Найк, Адидас, Киа, Хендай, Кока-кола, но их доля в доходной части клубов совсем незначительна. РФПЛ в сезоне имеет только двух спонсоров: СОГАЗ и МТС, хотя в других европейских лигах их общее число составляет не менее семи.
9 - Отсутствие изначально четко сформулированных целей и задач для футбольных клубов. В первую очередь это касается региональных клубов с государственным финансированием. - Закрытость бюджетов и непрозрачность управления. - Отсутствие мотивации для менеджмента и тренерского состава клубов для создания добавленной стоимости активов, к которым относятся игроки (трансферная стоимость), болельщики и право участвовать в соревнованиях. - Слабый контроль со стороны РФС за соблюдением клубами действующих норм и правил. - Как следствие, клубы, интересы которых представляют лиги (РФПЛ и ФНЛ), не в состоянии создать успешный медийный продукт, каковым должна являться профессиональная футбольная лига.
10 Развитие российского футбола невозможно без создания его экономической модели. Она должна обеспечить стабильное функционирование футбольных школ, профессиональных клубов и лиг, их взаимодействие и нацеленность на конечный результат: увеличение количества и качества российских футболистов, клубов и болельщиков, развитие футбольной инфраструктуры. Основой этой модели является введение финансового fair-play в российских клубах. Для этого необходимо: - раскрытие бюджетов клубов с государственным финансированием с проведением обязательного аудита. - остановка роста расходной части бюджета с последующим ее сокращением, увеличением доходной и созданием условий для вхождения частного капитала за счет:
11 1. запрета на создание новых финансовых обязательств до погашения имеющихся долгов или их реструктуризации. 2. запрета на оплату трансферов из государственных денег. Пример, деньги из регионального бюджета поступают на отдельный счет и используются строго по назначению (расходы на проведение соревнований, школа, инфраструктура). Трансферы осуществляются либо из реальных доходов, либо из частных инвестиций. 3. ограничения выплат агентам (не более 10 % от годовой зарплаты футболиста или 5% от трансфера футболиста). 4. Создания механизма финансовой солидарности между школами, клубами низших дивизионови и топ-клубами. Это значит, что основной задачей клубов с государственным финансированием должна стать подготовка конкурентоспособных российских игроков для национальной сборной России и клубов, выступающих в еврокубках. Реализация данной программы предполагает наличие «переходного периода» 3-4 года, который позволит оптимизировать бюджеты профессиональных клубов; сократит долю государственного финансирования на текущие расходы клубов (трансферы, выплаты агентам, зарплаты) и перенаправит эти средства на долгосрочные инвестиции в футбольную инфраструктуру и развитие футбольных школ; создаст условия для значительного увеличения доли частного финансирования футбольных клубов.