Внедрение персонифицированных счетов и повышение качества ЖКУ в России и за рубежом Внедрение персонифицированных счетов и повышение качества ЖКУ в России и за рубежом
Проблемы ЖКХ: 1)Высокая задолжность в жилищно- коммунальной сфере. 2)Техническое состояние коммунальной инфраструктуры: - значительный уровень износа. - значительный уровень износа. - высокая аварийность. - высокая аварийность. - низкий коэффициент КПД. - низкий коэффициент КПД. 3) Не эффективное формирование тарифов. - не прозрачность образования - не прозрачность образования
Состояние и проблемы ЖКУ в России. По сравнению с 2005г. уровень удовлетворенность качеством ЖКУ значительно возросла: - доля недовольных снизилась - доля недовольных снизилась с 64% до 43% - доля тех, кого эти услуги устраивают увеличилось с 32% до 52%
Перебои отсутствуют: Газоснабжение 68% Газоснабжение 68% Электроснабжение 39% Электроснабжение 39% Водоснабжение 28% Водоснабжение 28%
Основные проблемы в сфере водоснабжения и водоотведения в РФ. Плохое техническое состояние; Плохое техническое состояние; Низкое качество питьевых вод; Низкое качество питьевых вод; Сброс недостаточно очищенных сточных вод; Сброс недостаточно очищенных сточных вод; Низкая эффективность водопользования и дефицит финансирования; Низкая эффективность водопользования и дефицит финансирования;
Низкий уровень надежности систем жизнеобеспечения обусловлен плохим состоянием инженерных коммуникаций и оборудования Потери воды 19,8% (3,62 млрд.. куб.м) Потери воды 19,8% (3,62 млрд.. куб.м) Износ Систем Водоснабжения и водоотведения 58,1% Износ Систем Водоснабжения и водоотведения 58,1% Физ. Износ сетей водопровода 65,8% Физ. Износ сетей водопровода 65,8% Физ. Износ сетей канализаций 63,5% Физ. Износ сетей канализаций 63,5% Насосные станции 54,7% Насосные станции 54,7% Очистные сооружения 54% Очистные сооружения 54%
Основные причины аварийности в системах теплоснабжения: - высокая степень износа (исчерпан ресурс) оборудования ; - высокая степень износа (исчерпан ресурс) оборудования ; - недостатки эксплуатации и ошибки персонала - недостатки эксплуатации и ошибки персонала - дефекты, допущенные при ремонте; - дефекты, допущенные при ремонте; -неисправность или отключение приборов безопасности и предохранительных устройств; -неисправность или отключение приборов безопасности и предохранительных устройств; - нарушение водно-химического режима ; - нарушение водно-химического режима ; - использование непроектных видов топлива. - использование непроектных видов топлива.
. Зарубежный опыт повышения качества предоставления ЖКУ.. Зарубежный опыт повышения качества предоставления ЖКУ. Коммунальную сферу обслуживают: Коммунальную сферу обслуживают: - крупные многопрофильные компании - крупные многопрофильные компании - частные компании на договарах концессии - частные компании на договарах концессии - естественные монополии - естественные монополии Потре6итель оплачивает услуги ЖКХ на основе показаний счетчиков.
Субсидирование социально незащищенных слоев населения США – средняя субсидия составляет 4ооо$ Швеция - пособия составляет от 15-80% Расход на оплату ЖКУ Германии % Германии % Великобритании – 20 % Великобритании – 20 % Канаде % Канаде % США – 27 % США – 27 % Финляндии % Финляндии % Дании % Дании %
США Расходы на : водоснабжение 86,7 %, электроэнергию 94,8 % за газоснабжение 99,5 %. санитарной службе 40 %. Оплата за площадь ( на человека) США -65 м2 США -65 м2 Германии - 40 м2 Германии - 40 м2 Дании - 50 м2 Дании - 50 м2 России - 19 м2. России - 19 м2.
Создание системы персонифицированных социальных счетов в сфере ЖКХ. На социальный счет возлагается выполнение следующих функции: На социальный счет возлагается выполнение следующих функции: расчетная - как степень свободы выбора поставщика услуг населением; расчетная - как степень свободы выбора поставщика услуг населением; учетная - как средство фиксирования объемов предоставления финансовых средств; учетная - как средство фиксирования объемов предоставления финансовых средств; отчетная - как средство контроля целевого использования предоставленных финансовых средств. отчетная - как средство контроля целевого использования предоставленных финансовых средств. финансовая - как средство расчетов с поставщиками в безналичной и наличной форме; финансовая - как средство расчетов с поставщиками в безналичной и наличной форме; управления - как средство обеспечения расчетов населения и самостоятельно, и по поручению третьими лицами (юридическими или физическими) управления - как средство обеспечения расчетов населения и самостоятельно, и по поручению третьими лицами (юридическими или физическими)
Персонифицированный социальный счет - это лицевой счет гражданина в кредитной организации (банке), предназначенный для получения финансовых средств на обеспечение социальных гарантий. Первый - начальный этап (2003г.) Первый - начальный этап (2003г.) Второй - переходный этап Второй - переходный этап Третий - завершающий этап (2010 г.) Третий - завершающий этап (2010 г.)
Первый этап (2003г.) - разработка правовых основ ведения ПСС-ЖКХ, созданием и внедрением механизмов его ведения; Первый этап (2003г.) - разработка правовых основ ведения ПСС-ЖКХ, созданием и внедрением механизмов его ведения; Второй этап – характеризуется: Второй этап – характеризуется: переводом части компенсационных выплат и льгот в жилищные субсидии расширением географии внедрения расширением географии внедрения созданием законодательной нормативно- правовой базы созданием законодательной нормативно- правовой базы совершенствованием механизмов ведения ПСС-ЖКХ совершенствованием механизмов ведения ПСС-ЖКХ Третий этап (2010 г.) - повсеместным внедрением ПСС в РФ. Третий этап (2010 г.) - повсеместным внедрением ПСС в РФ.
Основными федеральными нормативными документами, определяющими создания системы ПСС, являются: Указ Президента Российской Федерации от "О реформе жилищно- коммунального хозяйства в Российской Федерации"; Указ Президента Российской Федерации от "О реформе жилищно- коммунального хозяйства в Российской Федерации"; постановление Правительства РФ от постановление Правительства РФ от "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения"; 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения"; постановление Правительства РФ от постановление Правительства РФ от «О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на годы»; 797 «О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на годы»;
постановление Правительства РФ от «О правилах предоставления в 2002 году дотаций из фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг»; постановление Правительства РФ от «О правилах предоставления в 2002 году дотаций из фонда софинансирования социальных расходов на частичное возмещение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, связанных с предоставлением населению субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг»; постановление Правительства РФ от "О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства". постановление Правительства РФ от "О проведении эксперимента по применению экономической модели реформирования жилищно-коммунального хозяйства".
Критерии по выбору банков : высокая развитость филиальной сети во всех частях города (района); высокая развитость филиальной сети во всех частях города (района); обязательное удобство для населения графика paботы отделений банка обязательное удобство для населения графика paботы отделений банка наличие опыта работы по сбору и перечислению платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги наличие опыта работы по сбору и перечислению платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги готовность заключения гражданам и договора персонифицированного социального счета готовность заключения гражданам и договора персонифицированного социального счета высокая надежность банка, наличие положительной репутации; высокая надежность банка, наличие положительной репутации; наличие опыта работы со средствами бюджетов различного уровня; наличие опыта работы со средствами бюджетов различного уровня; минимальные тарифы на банковские услуги при высоком качестве обслуживания; минимальные тарифы на банковские услуги при высоком качестве обслуживания; быстрота проведения операций; быстрота проведения операций; соблюдение тайны вкладов, конфиденциальность операции соблюдение тайны вкладов, конфиденциальность операции
Проблемы внедрения и оплаты ЖКУ с использованием персональных социальных счетов. Действующая система оплаты ЖКУ: Из бюджета в Орг.ЖКХ Население в Орг.ЖКХ - дотации на разницу в тарифах -наличные - компенсация льгот - минус субсидии - жилищные субсидии - минус льготы Местный Бюджет Население Организации ЖКХ
Новая система оплаты ЖКУ: Местный бюджет – население. Жилищные субсидии Местный бюджет – Орг.ЖКХ. Дотации на разницу в тарифах. Компнсация льгот. Население - Орг.ЖКХ. Наличные Плюс субсидии Минус льгота Местный Бюджет Население Организации ЖКХ
Предложение по преодолению негативных аспектов внедрения ПСС в регионах РФ. Полное информирование население о данной реформе Ознакомить с законодательными актами и их правами по получению социальной помощи. Муниципалитеты обязаны вовремя и в полном объеме перечислять средства на счета граждан Следует рассматривать несколько категорий граждан Борьба с неплательщиками. На начальном этапе реформы государству нужно поддерживать предприятия Привлечение зарубежных инвестиций Прозрачность тарифо образования
Рекомендации по решению вопросов получения субсидии при внедрении ПСС в сферу ЖКУ. Субсидии предоставляются гражданам: граждан живущих в домах государственного жилищного фонда по договору социального не найма; граждан живущих в домах государственного жилищного фонда по договору социального не найма; гражданин, собственник жилья; гражданин, собственник жилья; гражданам, являющимся пайщиками жилищного или жилищно-строительного кооператива; гражданам, являющимся пайщиками жилищного или жилищно-строительного кооператива; гражданам, занимающим жилые помещения в домах фонда по договору краткосрочного найма; гражданам, занимающим жилые помещения в домах фонда по договору краткосрочного найма; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, занимающим жилые помещения по договору безвозмездного пользования; детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, занимающим жилые помещения по договору безвозмездного пользования; гражданам, постоянно проживающим в общежитиях гражданам, постоянно проживающим в общежитиях
Необходимо предоставить следующие документы: 1. Паспорта членов семьи (свидетельства о рождении детей до 14 лет); 1. Паспорта членов семьи (свидетельства о рождении детей до 14 лет); 2. Расчетные документы; 2. Расчетные документы; 3. Справки о доходах членов семьи (заработная плата, стипендия, пенсия, пособия и т.д.); 3. Справки о доходах членов семьи (заработная плата, стипендия, пенсия, пособия и т.д.); 4. Трудовые книжки (для пенсионеров и неработающих женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет); 4. Трудовые книжки (для пенсионеров и неработающих женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет); 5. Справка с биржи труда о получаемом пособии по безработице (только для лиц, имеющих статус безработных); 5. Справка с биржи труда о получаемом пособии по безработице (только для лиц, имеющих статус безработных); 6.Документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение (только для собственников жилых помещений); 6.Документы, подтверждающие право собственности на жилое помещение (только для собственников жилых помещений);
Прекращается выплата субсидий при: Изменение состава семьи Изменение состава семьи Если заявителем была предоставлена заведомо ложная информация. Если заявителем была предоставлена заведомо ложная информация. Непогашение задолжности по жку Непогашение задолжности по жку
Заключение. Жилищно-коммунальное хозяйство в России всегда было головной болью властей. За последнее время внимание государства к проблемам Жилищно-коммунального хозяйства увеличилось. Об этом говорит введение жилищно-коммунальных реформ. Одной из которых является «Внедрение персонифицированных счетов». Это программа социальной помощи малоимущим гражданам. Потребитель теперь сам может выбирать себе управляющую компанию (на договорных отношениях) и контролировать качество ее работы, воздействуя на нее коммунальными платежами. Уменьшается количество «злостных» неплательщиков. Введение персонифицированных счетов способствует появлению здоровой конкуренции между управляющими компаниями. И это влияет на повышение качества услуг.