Проблемы идентификации объектов недвижимости при обеспечении сбора земельных платежей.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Т Заместитель Руководителя Роснедвижимости Самолетов В.А. Заместитель Руководителя Роснедвижимости Самолетов В.А. 2 декабря 2005г. 2 декабря 2005г.Москва.
Advertisements

Основы земельных отношений в городах Выполнил: студент Камынин Д. Л.; ФЭУТ, IV – 2.
АУ РА «Центр информационно-коммуникационных технологий» Мещерякова Яна Викторовна, зам.начальника отдела сопровождения ПП О результатах внедрения системы.
КОНЦЕПЦИЯ КОНЦЕПЦИЯ информационного банка данных градостроительной деятельности Ярославской области ( система информационного обеспечения Ярославской области.
Автоматизированный программный комплекс «Информационная система обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования» (АПК ИСОГД)
О внесении изменений в земельное законодательство.
2015 Назначение и возможности Аналитического приложения «Анализ имущественных налогов»
«Стандарт качества муниципальных образовательных услуг »
1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КАДАСТРОВЫЙ ЦЕНТР «ЗЕМЛЯ» Москва 2006 г. Автоматизированная подсистема кадастровой оценки объектов недвижимости.
1 ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Т.П. Карнюшина.
Минфин России 1-е заседание Межведомственной рабочей группы по разработке и применению единых реестров и общероссийских классификаторов О НЕОБХОДИМОСТИ.
1 ТЕМА 14 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ЗЕМЕЛЬНОЙ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ СПК ПС ОМС.
Минфин России Совершенствование правового регулирования в сфере систематизации информации о государственных и муниципальных услугах и работах Межведомственная.
Штукин Сергей Александрович Корпорация Парус Автоматизированная информационная система «Парус - муниципальное управление»
Взаимоотношение Российской инфраструктуры пространственных данных (РИПД), Информационных систем обеспечения градостроительной деятельности(ИСОГД) и Государственного.
1 Новый порядок предоставления ЗУ. 2 Предоставление зу в порядке проведения АУКЦИОНА Статьи Запрещается объединение двух и более ЗУ, находящихся.
Итоги исполнения консолидированного бюджета Республики Татарстан за 1 полугодие 2008 года Министерство финансов Республики Татарстан Казань, 22 июля 2008.
Внесение объектов землеустройства в ГКН. В соответствии со статьей 1 пункта 2 федерального закона от «О государственном кадастре недвижимости»
Налоговые органы РФ являются постоянно действующим контрольно-проверочным государственным органом исполнительной власти, созданным и наделенным определенными.
Россия, , г. Самара, ул. Ново-Садовая, 14а ИНТЕГРАЦИЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ И СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫ ОБРАЗОВАНИЕМ С.
Транксрипт:

Проблемы идентификации объектов недвижимости при обеспечении сбора земельных платежей

Государственные органы Разработка и реализация нормативных правовых актов, действия по ритуалам Жизнедеятельность общества Проблемы Граждане и их объединения Органы местного самоуправления Бизнес Анализ проблем, поиск способов их решения Доказательства проблем, предложения по их решению

Разделение ответственности за решения (документы) и за данные Принятие решений и выпуск документов административным органом Формирование и предоставление тематических данных Формирование и предоставление инфраструктурных данных Принятие решений и выпуск документов административным органом Формирование и предоставление тематических данных Формирование и предоставление инфраструктурных данных Принятие решений и выпуск документов административным органом Формирование и предоставление тематических данных Формирование и предоставление инфраструктурных данных

Информационное обеспечение принятия решений и документов в муниципальном образовании Инфраструктурные данные Пространственные данные удостоверяющие местоположение объектов (координаты, наименования и адреса, пространственные отношения, идентификаторы) Данные об юридических и физических лицах Тематические данные для градостроительных и планировочных решений Тематические данные об объектах имущества и недвижимости Тематические данные об объектах ЖКХ Управление архитектуры и градостроительства Управление имущественными отношениями Управление ЖКХ

Качество данных о земельных участках, их правообладателях, влияние на собираемость земельного налога в бюджеты муниципальных образований.

Использование данных для администрирования сбора земельного налога до 2006 г. Источники данных База данных ФНС об объектах налогообложения и их правообладателях Администрирование сбора земельного налога ФНС

Использование данных для администрирования сбора земельного налога с 2006 г. Источники данных База данных Роснедвижимости об объектах налогообложения (земельных участках) Администрирование сбора земельного налога ФНС База данных Росрегистрации о право- обладателях объектов налогообложения Данные и документы от муниципальных образований Данные и документы от право- обладателей земельных участков

С 2006 года органы ФНС более не могут опираться при администрировании сбора земельного налога на данные, накапливавшиеся и использовавшиеся ими в течение всего предыдущего периода, а должны опираться на данные предоставляемые органами Роснедвижимости и Росрегистрации. При осуществлении этого перехода органы ФНС практически повсеместно столкнулись с ситуацией, когда данные из указанных источников федеральных органов в большей части не согласуются между собой, неполны, недостоверны и не позволяют без большой дополнительной работы по повышению качества данных собирать земельный налог даже в собиравшихся ранее объемах, несмотря на общее увеличение ставок налога на единицу площади земельных участков. В Солнечногорском районе общее количество земельных участков оценивается около 120 тысяч (точных цифр о количестве земельных участков, составляющих территорию муниципального образования, не знает никто), налоговая инспекция до 2006 года собирала налог с 95 тысяч земельных участков, а в гг. получила из Роснедвижимости данные о примерно 65 тысячах земельных участков, из которых в результате длительной работы налоговая инспекция смогла идентифицировать для начисления земельного налога пока лишь около 40%. По территории Наро-Фоминского района в налоговую инспекцию из Роснедвижимости представлены данные о 130 тыс.земельных участков, а из Росрегистрации – лишь о 50 тысяч земельных участков.

Реальная ситуация с данными об объектах налогообложения в 2006 г., зафиксированная ФНС Общее число земельных участков, являющихся объектами налогообложения Земельные участки, налоги с которых собирались ФНС в 2005 году Земельные участки, данные по которым предоставлены Роснедвижимостью в ФНС в 2006 году Данные Росрегистрации

Типы проблем в данных, предоставляемых государственными органами для обеспечения сбора земельного налога, выявленные ИКЦ:

Результатом несогласованности и неполноты данных, предоставляемых подразделениями ФОИВ в ФНС, стало резкое падение в 2006 году сбора земельного налога по сравнению с 2005 годом, несмотря на повышение ставок налога с единицы площади

Экономическая эффективность затрат в повышение качества данных Организация межведомственного взаимодействия МУНИЦИПАЛЬНЫЕОБРАЗОВАНИЯ Работа с населением Работа с организациями Интеграция и анализ данных из различных источников Текущий планФакт 130 млн 320 млн 395 млн 390 млн (9 месяцев) Затраты на проект 6 млн 8,3 млн 75 млн 170 млн Первоначальный прогноз

Мытищинский муниципальный район - в результате активной работы администрации, созданных и уполномоченных ею органов с органами ФНС и Роснедвижимости, при первоначальном плане сбора земельного налога в 75 млн.руб., фактически за 2006 год было собрано 320 млн.руб., земельный налог стал самой быстрорастущей статьей местного бюджета, при затратах муниципального образования на совокупность мероприятий по повышению качества данных для сбора земельного налога около 6 млн.руб. Столь высокая эффективность – отдача в более чем 40 рублей прироста поступлений земельного налога на каждый вложенный рубль – значительно превышает эффективность деятельности в областях, считающихся в общественном мнении лидерами в отношении эффективности – таких как нефтяная и газовая, и является следствием крайне низкого коэффициента полезного действия (точнее, взаимодействия) в данной области. Продолжение этой работы в 2007 году в Мытищинском муниципальном районе дает также высокие результаты – сбор земельного налога приближается к полу миллиарду рублей.

Прогноз поступлений Земельного и Единого налога на недвижимость Первоначальный прогноз: идущий в большинстве МО процесс, сделки по ЗУ и ОН, рост кадастровой оценки Текущий план: Работа с налогоплательщиками без проведения инвентаризации Перспективный план: Создание системы учета земли и недвижимости, информационное управление и прогнозирование Млн.руб Затраты на проект Затраты на работы

Необходимость ведения реестра данных по объектам налогообложения и налогоплательщикам в муниципальных образованиях Планы сбора земельного налога определяются по методу «от достигнутого за предшествующий периоде», при сохранении этого метода действия по росту сбора земельного налога становится наказуемыми – на 2008 год план сбора налога устанавливается в 640 млн.руб., при планировании отсутствует анализ – а каковы пределы роста сбора земельного налога и эффективность затрат в повышение собираемости налога в достигнутой ситуации Развитие отношений по разделению доходной и расходной части бюджета между муниципальным районом и муниципальными образованиями требует планирования наа основе оценки потенциально возможного сбора налога и затрат на достижение прироста сбора, что невозможно без ведения информационной системы объектам налогообложения и налогоплательщикам в муниципальных образованиях

Анализ, проведенный при сплошной инвентаризации данных о земельных участках, имеющихся в юридически значимых источниках, показал, что лишь по примерно 10% земельных участков не обнаружено проблем с данными, в том числе существенными для удостоверения их местоположения. Эта ситуация создает неблагоприятный инвестиционный климат, и не может быть разрешена без взаимодействия органов местного самоуправления, мотивированных в повышении сбора земельного налога при высокой отдаче потраченных на это средств, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъекта РФ.

Разделение ответственности за данные, предоставляемые для обеспечения сбора земельного налога

Предоставление данных для обеспечения сбора земельного налога непосредственно регулируется : Налоговым кодексом РФ (глава 31 «Земельный налог» Приказами Минфина РФ (порядок предоставления сведений, необходимых для исчисления земельного налога, различными органами) Иными нормативными правовыми актами, регламентирующими формирование и предоставление данных, необходимых для обеспечения сбора земельного налога

В настоящее время отсутствует четкая процедура обеспечения полноты и согласования данных в случаях, когда данные, удостоверяющие местоположение земельных участков в одних источниках не совпадают с данными из других источников. Существующий порядок предполагает, что эти данные должны совпадать, что на практике не обеспечивается.

Виды проблем Имеются правоустанавливающие документы на земельный участок (ЗУ), т. е. ЗУ может быть объектом налогообложения, но ЗУ не прошел государственный кадастровый учет Межевое дело (координатные описания) отсутствуют в органе Роснедвижимости, но имеются в иных источниках или отсутствуют вообще Отсутствует кадастровый номер ЗУ, установленный в соответствии с действующими Правилами Один и тот же земельный участок, как следует из собранных доказательств, представляется в данных как несколько разных земельных участков (дубли) Наложение границ земельных участков, неиспользуемые «клинья» между земельными участками и пр.

Данные об объектах налогообложения и процедуры для определения налоговой ставки Данные, удостоверяющие местоположение оценочных зон (зон, в границах которых определены значения кадастровой стоимости единицы площади) Данные, удостоверяющие местоположение земельных участков (ЗУ) Процедура удостоверения местоположения ЗУ по отношению к оценочным зонам (принадлежность ЗУ к конкретной оценочной зоне) Проблема – собранные органами местного самоуправления данные позволяют с высокой достоверностью определить принадлежность ЗУ к оценочной зоне,но легитимная процедура для этого отсутствует

Категории и виды разрешенного использования земель Категории земель и виды разрешенного использования земель в документах, определяющих их классы, наименования и местоположение соответствующих зон Категории земель и виды разрешенного использования земель, указанные в правоустанавливающих и правоудостоверяющих документах на конкретный ЗУ

Данные о правообладателях земельных участков Данные о правообладателях ЗУ из Росрегистрации Данные о правообладателях ЗУ из совокупности правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов, в том числе по ЗУ, обретших или сменивших собственника, но актам или по сделкам, не прошедшим государственную регистрацию

Данные, собираемые органами местного самоуправления для повышения собираемости земельного налога Данные о земельных участках и их правообладателях, получаемые из ФНС (источник – Роснедвижимость, Росрегистрация, собственные данные ФНС) Правоустанавливающие и правоудостоверяющие документы от иных источников (правообладателей, похозяйственных книг, архивов и др.) Собранные в процессе инвентаризации доказательства, удостоверяющие местоположение земельного участка и его принадлежности к конкретной оценочной зоне

Принципы работы муниципального образования по сбору доказательств Обеспечение полноты охвата всех земельных участков, составляющих территорию муниципального образования (составление «паззла») Использование всех юридически значимых источников данных о земельных участках Выявление и систематизация проблем с качеством (полнотой, согласованностью, актуальностью) данных по земельным участкам, ведение базы таких проблем как «точки отсчета» для планирования деятельности по их решению Сбор дополнительных доказательств, позволяющих определить принадлежность земельных участков к оценочным зонам Информационно-консультационная работа с организациями и населением в части повышения качества данных о земельных участках

Распределение задач Муниципальный район Поселения Организация работы с населением и организациями Выработка стратегических направлений развития системы Инвентаризация и мониторинг ЗУ и объектов недвижимости Подбор и распределение специалистов Подготовка межмуниципальных соглашений Разработка организационно-распорядительной и нормативно- технической документации Создание и поддержание работы электронного архива документов, интеграция и анализ данных Создание, доработка специализированного ПО, программно- техническое обеспечение работы МГИС Разработка методической документации для обучения специалистов и работе с населением Подготовка межведомственных соглашений и утверждение регламентов информационного обмена Координация работы поселений, оказание методической помощи поселениям Организация работы с населением и юридическими лицами

Схема взаимодействия Инспекция ФНС по г.Мытищи Филиал РОСРЕГИСТРАЦИИ в Мытищинском районе Отдел по Мытищинскому району Управления РОСНЕДВИЖИМОСТИ по Московской области Управление ФНС по Московской области Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области Управление РОСНЕДВИЖИМОСТИ по Московской области Федеральное агентство РОСКАРТОГРАФИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципальные образования Федеральная налоговая служба (ФНС) Помощь в повышении полноты и достоверности информации по ЗУ, в т.ч. предоставляемых в ИФНС Помощь в повышении полноты и достоверности данных, предоставляемых ФНС налогоплательщикам Помощь в выполнении планов сбора земельного налога Повышение реальных сборов земельного налога и обеспечение его планирования и администрирования Получение данных о ЗУ для ведения муниципального реестра землепользователей

Муниципальные образования РОСНЕДВИЖИМОСТЬ Помощь в повышении полноты и достоверности информации по ЗУ, в т.ч. предоставляемых в ИФНС Источник данных для расчета целевого показателя ФЦП АИС ГЗК – число ЗУ, подлежащих учету Помощь в реализации ФЦП АИС ГЗК Предоставление более полной и достоверной информации в ИФНС для повышения собираемости земельного налога Получение данных о ЗУ для ведения муниципального реестра землепользователей

Муниципальные образования РОСКАРТОГРАФИЯ Помощь в повышении полноты и достоверности Пространственных данных в рамках КГФ Значительное повышение эффективности ведения фондов пространственных данных (в составе КГФ) Реализация Концепции и ФЦП «Создание и развитие инфраструктуры пространственных данных РФ» Законодательная правовая основа для ведения фондов пространственных данных о земельных участках, обязанности сдачи их в фонд уровня муниципального образования Права оператора фондами пространственных данных в составе КГФ

Присоединение к протоколу УФНС по МО Подписание протокола о намерениях между Мытищинским муниципальным районом, ГП Мытищи, ГП Пироговское, СП Федоскинское Присоединение к Протоколу ФГУ Кадастровая палата МО Присоединение к протоколу ФА Роскартография Присоединение к Протоколу Управления ФА Росрегистрации по МО Присоединение к Протоколу Управления Роснедвижимости по МО

Пример 2. Качество пространственных данных, удостоверяющих местоположение объектов подземных инженерных коммуникаций и их взаимное расположение с другими пространственными объектами

Затраты инвесторов при различных вариантах предоставления пространственных данных об объектах инвестирования 1. Пространственные данные предоставляются с указанием их реального качества Пространственные данные нормативного качества 1. Пространственные данные низкого качества, но предоставляются как данные нормативного качества

Инфраструктура пространственных данных (реализация Распоряжения Правительства Российской Федерации Ф от 21 августа 2006 г р). Расширение состава государственных картографо-геодезических фондов с включением в них фондов пространственных данных как юридически значимого источника данных для кадастра недвижимости, ИСОГД, ЖКХ, создание операторов этих фондов на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, раздел в Федеральную целевую программу.

Качество геодезической сети и обеспечения измерений

Границы муниципальных образований

Конфликты координатных описаний объектов недвижимости

Отсутствие полноты в фиксации объектов территории в информационных ресурсах

Учет точности, с которой удостоверены координатные описания объектов

Наличие буферных зон регламентов, ограничивающих использование территории Формирование информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, формирования системы регламентов использования территории на единой инфраструктуре пространственных данных субъекта РФ и муниципального образования

Выводы : Полнота и достоверность данных, удостоверяющих местоположение объектов недвижимости и регламентов использования территории, предоставляемых из различных юридически значимых источников, с точки зрения и мобилизации доходов в бюджеты, и обеспечения благоприятной среды инвестиционных процессов в настоящее время являются неудовлетворительными Повышение качества этих данных требует создания инфраструктуры пространственных данных, и затрат, по своей целесообразности выходящих за рамки интересов каждого отдельного инвестора Необходимо формировать нормативную среду, стимулирующую мотивацию участия органов местного самоуправления в этих работах, сочетающуюся с развитием форм государственного, муниципального и частного партнерства в этой области.

Для контактов : Центр геоинформационных исследований Института географии РАН. Адрес: , Москва, Старомонетный пер.,29 («М» Полянка, Третьяковская) тел..факс (495) , тел Руководитель Казанцев Николай Николаевич, к.г.н.,