Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок русского языка 3 класс 1-4 Традиционная программа.
Advertisements

Обучение младших школьников работе со словарями синонимов и антонимов на уроках написания изложения и сочинения.
СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА. Русской речи Государь по прозванию Словарь.
ОРФОГРАММА. ОПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК ОРФОГРАММЫ. УСЛОВИЯ ВЫБОРА ОРФОГРАММЫ РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 1 урок 7 © Баласс, 2012.
Фразеологизмы в русском языке Проект для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы.
Подготовка девятиклассников к государственной итоговой аттестации по русскому языку (за курс основной школы) по новой модели.
Аудит за I полугодие 5 класс. Структура работы Часть А: задания тестового характера с выбором варианта ответа по темам повторения и пройденным темам основного.
Обобщающий урок по теме Лексика и фразеология. Лексикология - это раздел науки о языке, в котором изучается слово, как основная единица языка и его словарный.
Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Много слов на Земле. Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днем Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Урок 3 ВСПОМИНАЕМ ИЗУЧЕННЫЕ ОРФОГРАММЫ. ОТРАБОТКА ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ, ИЗУЧЕННЫХ ВО 2–3 КЛАССАХ.
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Урок русского языка в 5 классе Тема урока: «Обобщение изученного по теме «Имя существительное как часть речи» Автор презентации: учитель русского языка.
П ОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО. Л ЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ Урок русского языка в 7 классе.
Повторение по теме « Лексика »: урок русского языка в 5 классе Ким О.В., учитель русского языка и литературы СШ имени М.Горького с ДМЦ Каратальского района.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ 2013 ГОД УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ « НОВО - СНОПКОВСКАЯ ООШ » ГРИШИНА Е.
Сочинение на лингвистическую тему. Цель проверки – умеет ли ученик видеть языковые явления в тексте, определять их специфику, роль и связь с позицией.
Формирование орфографической зоркости 2012 год. Причины недостаточной орфографической грамотности Нет специального раздела орфографии Нет специального.
Семинар для учителей русского языка и литературы «Проведение промежуточного муниципального мониторинга образовательных достижений учащихся 9-х классов.
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА 4 КЛАСС Г. Орёл МБОУ – СОШ 45 Учитель: Юрова Татьяна Анатольевна.
Транксрипт:

Лексика и фразеология. Выполнила: учитель русского языка и литературы Базаркина Н.А.

Ребята! На уроке мы повторим с вами основные лексические понятия, будем давать лексическое значение слову, подбирать синонимы и антонимы, видеть и понимать метафору в художественном тексте, пользоваться словарями.

Словарная работа В школьном толковом словаре найдите слова сверстник и ровесник, зачитайте лексическое значение этих слов. Дайте фонетико – орфографическую характеристику обоих слов, составьте с ними словосочетания, предложения.

Проверка домашнего задания 1)Используя составленную дома таблицу, расскажите об употреблении ь после шипящих. 2) Какова роль букв я, ю в словах Юра, ряд, яд.

1 группа Вставьте пропущенные буквы. Данные слова запишите в два столбика. По какому фонетическому признаку вы распределили слова? Каким орфографичес- ким правилом пользовались? Сделайте фонетический разбор выделенного слова. (Слова даны на карточке 1) 2 группа 1)Какую службу выполняет ь? Какой общей мыслью связаны следующие пословицы? Две руки сильней одной. Друзьям не поможешь – сам пропадёшь. 2)Подберите глаголы, в состав которых входят буквенные сочетания: -нь, -жься, -ешь, -чься. Назовите грамматическую форму таких глаголов. 3 группа 1)Разделите слова на две колонки: есть ь, нет ь. В каких формах слов пишется ь. (Слова даны на карточке 2) 2)Приведите примеры оглушения согласного звука в конце и середине слова.

Словарный диктант с обоснованием. Запишите слова с безударными гласными в корне, обосновывая написание буквы по образцу: долина (дол),загорелся (-гор- _ - гар-); профессия (непров.),фонарь (непров.).

Повторение основных лексических понятий, связанных со значением слов: многозначность, синонимы, антонимы, омонимы. 1.Прочитайте1.Прочитайте текст выразительно, запишите его. Хлеб Каравай земли и неба На твоём столе. Ничего сильнее хлеба Нету на земле. В каждом маленьком кусочке- Хлебные поля. А на хлебном колосочке Держится земля. (В.Орлов)

В каких значениях употреблены многозначные слова земля, сильнее? (см. школьный толковый словарь или словарь С.И.Ожегова.) По алфавитному указателю школьного словаря антонимов найдите слово маленький. Около слова указаны страницы, на которых можно отыскать антонимы к этому слову. Какой из этих антонимов подходит к данному значению слова маленький?Какой В словаре С.И.Ожегова прочитайте словарную статью о слове каравай.

Шутке – минутка. Объясните лексическое значение слов с корнем кос-.кос- Смотрит зайка косой, Как девчонка с косой За речною косой Травы косит косой.

Как живёт слово в языке. 1. Подтвердите мысль академика В.Виноградова о том, что «словарный состав является наиболее изменчивым в языке» (см. упр. 26). Почему одни слова уходят из языка, другие появляются, с чем это связано? Как называются эти группы слов?Почему 2. Задание мальчикам: назовите несколько слов, возникших в связи с развитием техники, космоса. Задание девочкам: назовите новые слова, возникшие в связи с появлением новых бытовых товаров, тканей, модной одежды.

Повторение фразеологии 1.Работа с упражнением 32. Найдите предложения с фразеологическими оборотами. Сделайте синтаксический разбор одного предложения. Запомните, что фразеологический оборот разбирается как один член предложения. 2.Выборочная работа по упражнению 33. Объясните значение фразеологизмов работать в поте лица,... спустя рукава

Домашнее задание §4, упражнение 34. Орфограммы выделите графически. Приведите примеры устаревших слов из «Капитанской дочки» (по главе I). Индивидуальное задание: выберите фразеологизм и раскройте его значение по школьному фразеологическому словарю.

Подведение итогов урока. Беседа по вопросам 1.Какие лексические понятия повторили на уроке? 2.Над какими орфограммами вы работали?