Цель урока: познакомить учащихся с вопросом о месте причастий в системе частей речи ; закрепить умение определения причастий среди частей речи; продолжить формировать навыки нахождения в предложениях причастных оборотов и их обособления; повторить семантические, грамматические и синтаксические признаки причастия как части речи.
ПЛАН : 1. Вопрос о месте причастий в системе частей речи. 2. Причастие - синкретичная часть речи : синкретизм в семантике ; синкретизм в грамматических признаках ; Синкретизм в синтаксических конструкциях. 3. Работа с текстом.( Нахождение причастия, определение его грамматических признаков ). 4. Причастный оборот и условия его обособления (« перестройка » предложенных предложений ). 5. Переход причастий в прилагательные. 6. Роль причастий в речи. 7. Д / З 8. Подведение итогов.( Проверочная работа - тест ).
Положение причастий в системе частей речи. Существующие точки зрения : 1. Причастие - самостоятельная часть речи.( Д. Овсянико - Куликовский, Панов ) 2. Причастие - отглагольное прилагательное.( Богородицкий ) 3. Причастие - разряд прилагательных ; гибридная глагольно - прилагательная форма.( В. В. Виноградов ) 4. Смешанная часть речи.( Пешковский ) 5. Традиционная - особая глагольная словоформа.
Вопросы : Вопросы : Почему возникли споры о положении причастий среди частей речи ? Назовите три параметра, необходимые при характеристике любой части речи ? Каково лексическое значение причастий ? С какими частями речи наблюдается сходство в семантике ? Можно ли сказать, что в семантике причастий наблюдается синкретизм ? Какие грамматические признаки роднят причастие с прилагательным ? С глаголом ? В чем отличие причастий читающая и читаемая ? Дайте определение действительных и страдательных причастий.
Задания : Прочитайте предложение. Назовите причастие. Определите, действительное оно или страдательное. Определите время причастия. Назовите суффикс, с помощью которого причастие образовано.
« Житие Сергия Радонежского » («… в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях современной … русской культуры ») 1. Преподобный Сергий имел своим намерением подвизаться в совершенно удаленной от жилищ человеческой пустыне. 2. Будничная одежда преподобного, обычной материей для которой служило простое домашнее сукно, называемое семягой, была скромна и бедна. 3. Никто из неимущих, приходящих в обитель, не отпускался с пустыми руками. 4. « Странноприимство »- давнишняя традиция преподобного, вынесенная еще из мира, от родителей. 5. В Лавре сохранились до сих пор бедные деревянная чаша и дискос, служившие при литургии преподобного. 6. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем сами себя, просматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка.
Сделайте вывод : Какие суффиксы и в образовании каких причастий участвуют. Какое время ( как грамматический признак ) у причастия отсутствует ?
Итак, любая часть речи, характеризуется по параметрам лексическое значение морфологические признаки синтаксическая функция
Рассмотрим роль причастий в предложении. Вспомните, что такое причастный оборот. Какие знаки могут возникать в тексте при наличии причастного оборота ? Назовите условие обособления причастного оборота. В предложениях из « Жития …» найдите причастные обороты и объясните пунктуацию. В чем особенность определяемых слов в 3 и 5 предложениях ?
Сделайте вывод о синтаксической функции причастий в предложениях. Какую еще функцию в предложении могут выполнять причастия ? Приведите примеры. Все ли причастия имеют краткую форму ?
Определите, какой частью речи являются одинаковые слова в парах словосочетаний. блестящие способности - блестящие на солнце предметы вызывающий вид - боец, вызывающий огонь на себя организованный шефами концерт - организованный ученик ученик, расстроенный из - за ответа - расстроенное лицо рассеянный взгляд – тучи, рассеянные бурей
Смешение, переход одной части речи в другую. Смешение, переход одной части речи в другую. Сделайте вывод о том, какие причастия стали прилагательными. ( Без зависимых слов, употребляемые в переносном значении, легко заменяемые прилагательными ).
Прочитайте предложения и сделайте вывод о роли причастий в речи. 1. Мы встретили старика, который жил в избе, которая стояла на опушке леса. 2. За столом сидят ученики и читают книгу. 3. Книга, которая лежит на столе, уже прочитана.
« Причастия служат к сокращению человеческого слова » М. В. Ломоносов « Причастия служат к сокращению человеческого слова » М. В. Ломоносов - позволяют избегать повтора - делают речь более выразительной, яркой Д / З : - составьте грамматическую сказку о причастиях, « обыграв » как можно больше признаков этой части речи.
Проверим степень усвоения материала : Тест. 1. Найдите С / С « прич.+ сущ.»: а ) дремлющий океан б ) замешанные в преступлении в ) колеблющиеся от ветра г ) развевающиеся гирлянды 2. Найдите С / С со страдательным причастием : а ) на пестреющем лугу б ) о движущемся предмете в ) опавшие с тополя г ) разлившаяся по небу 3. Найдите С / С с действительным причастием : а ) написанная учеником б ) распиленная плотником в ) посаженные весной г ) опрокинутый котенком
4. Составьте схемы к данным предложениям, объясняющие пунктуацию в них. 1 вариант а ) Житие Сергия - повествование о святом, воплощающем волю Божию. б ) Реальность житейских ситуаций, прекрасно описанных в житии, обернулась поклонением Сергию. 2 вариант а ) Заступничество Сергия, данное как образец его личного служения, состоит в том, чтобы в самом себе нести средства для избавления от всех бед и беззаконий. б ) Житие, написанное Епифанием Премудрым,- одно из первых произведений собственно русской литературы.
Спасибо за работу !