ТЕМА ОПЫТА: ВОЗВЫШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Максимовой Татьяны Павловны, учителя.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Новые педагогические технологии Технологии личностно – ориентированного образования Педагогические мастерские Мастер (учитель) Технологии личностно – ориентированного.
Advertisements

Одна из эффективных форм распространения собственного педагогического опыта.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Основные идеи: - обращение к личности, ее саморазвитие - интегративная организация познавательного процесса - свободный творческий.
Педагогическая мастерская. 1. Вызов традиционной педагогике. 2. Личность с новым менталитетом. 3. Все способны. 4. Интенсивные методы обучения и развития.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МАСТЕРСКИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ МОБУ «Новоалександровская СОШ» год.
Качественное образование – условие для того, чтобы человек мог реализовать себя как профессионал и личность Сделать человека успешным Дать учащимся знания,
«Инновационные педагогические технологии в работе педагогов дополнительного образования»
Обобщение педагогического опыта «Адаптационно-развивающее общение при обучении химии» Учитель химии МОУ «Песковатская»СОШ Щупкина Наталья Анатольевна.
Теоретический вопрос Что такое педагогическая мастерская? МОУ лицей 1 Г. Пролетарск Презентация руководителя МО по воспитательной работе: Доля Е.А.
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Учитель русского языка Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 12 и литературы МОУ СОШ 12 г. Балашова.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ»
Сегодня как никогда для педагога особенно важно пробудить интерес к звучащему, научить детей почувствовать его истинный вкус и назначение. Процесс этот.
Учитель географии ГОУ ЦО 1830 ЮВАО г.Москва Барамидзе В.Б. МОСКВА 2012 МАСТЕР-КЛАСС НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ.
1 2 Выготский предложил новую периодизацию жизненного цикла человека, в основу которой легло чередование стабильных периодов развития и кризисов. Кризисы.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Презентация к уроку по теме: Презентация по теме: Технология французские мастерские, как средство формирования коммуникативных навыков учащихся начальной школы.
«От технологии деятельности педагога дополнительного образования до результата» Руководитель кафедры методики дополнительного образования детей МЦ ЮВОУО.
Применение технологии мастерских на уроках литературы и во внеурочной деятельности автор: Колкова Е.Г. учитель литературы МОУ «Екатерининская СОШ» Третьяковского.
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
Урок развития речи. Эссе. Письменное творчество 9 класс Педагогическая технология «Мастерская»
Транксрипт:

ТЕМА ОПЫТА: ВОЗВЫШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКОВ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Максимовой Татьяны Павловны, учителя русского языка и литературы МОУ Зареченской СОШ Собинского района, стаж работы 22 года, высшая квалификационная категория

1. Условия возникновения опыта Своеобразие сельского социума состоит в том, что подросток живет в ограниченных условиях информационного воздействия. Своеобразие сельского социума состоит в том, что подросток живет в ограниченных условиях информационного воздействия. Это особенно явно сейчас, когда идет дезинтеграция, распад, уничтожается достоинство сельского жителя, которое было связано с цельностью натуры и поэтическим восприятием природы. Это особенно явно сейчас, когда идет дезинтеграция, распад, уничтожается достоинство сельского жителя, которое было связано с цельностью натуры и поэтическим восприятием природы. Происходит деградация умственных интересов и постепенно обостряется социальный пессимизм. Происходит деградация умственных интересов и постепенно обостряется социальный пессимизм.

Теоретическая база опыта: Теоретической основой данной концепции является, идеи Выготского : «без постижения атмосферы литературного произведения, его речевых особенностей вообще невозможно усвоение знаний в области литературы», Теоретической основой данной концепции является, идеи Выготского : «без постижения атмосферы литературного произведения, его речевых особенностей вообще невозможно усвоение знаний в области литературы», мысли и размышления Д. Ушинского о том, что школа в учебном процессе не учитывает и не развивает индивидуальности ученика, мысли и размышления Д. Ушинского о том, что школа в учебном процессе не учитывает и не развивает индивидуальности ученика, работы Е. Ильина. работы Е. Ильина. Идея педагогических мастерских : именно на таких занятиях дети лучше всего обучаются «умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чётко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли» ( Мишель Дюком. Педагогические мастерские: Франция Идея педагогических мастерских : именно на таких занятиях дети лучше всего обучаются «умению творчески мыслить, воображать, фантазировать и одновременно чётко, в образной, нетривиальной форме выражать свои мысли» ( Мишель Дюком. Педагогические мастерские: Франция

Ведущая педагогическая идея: осознание необходимости методами эмоционального воздействия на личность стимулировать ее интеллектуальное устремление к совершенствованию. устремление к совершенствованию.

Основные направления деятельности: выделение из филологического материала тех языковых элементов, которые позволяют видеть в языке, в литературном произведении отражение самого совершенного общечеловеческого опыта жизни; выделение из филологического материала тех языковых элементов, которые позволяют видеть в языке, в литературном произведении отражение самого совершенного общечеловеческого опыта жизни; на базе эмоционально заряженных, но пассивных в чистом виде элементов моих предметов, я стремлюсь сначала заронить, а потом отшлифовать интерес подростка к извлечению знаний, к умению эти знания сопрягать с его небольшим жизненным опытом и приподнимать его до уровня человечески значимого на базе эмоционально заряженных, но пассивных в чистом виде элементов моих предметов, я стремлюсь сначала заронить, а потом отшлифовать интерес подростка к извлечению знаний, к умению эти знания сопрягать с его небольшим жизненным опытом и приподнимать его до уровня человечески значимого

создавать такую систему применения изучаемого материала, которая эмоционально втягивала бы ученика в сопереживание тому, с чем он соприкасается, и через сопереживание материалу продвинуться к его освоению на уровне своеобразного синтеза представлений, выводов и факторов, их порождающих; создавать такую систему применения изучаемого материала, которая эмоционально втягивала бы ученика в сопереживание тому, с чем он соприкасается, и через сопереживание материалу продвинуться к его освоению на уровне своеобразного синтеза представлений, выводов и факторов, их порождающих; эмоциональное поле изучения материала предполагает выработку умения сотворчества со стороны учащегося, движения от простого к построению своей системы, к видению учащимся материала и умению это видение подтвердить исследовательским методом. эмоциональное поле изучения материала предполагает выработку умения сотворчества со стороны учащегося, движения от простого к построению своей системы, к видению учащимся материала и умению это видение подтвердить исследовательским методом.

3. Технология опыта. В плане методологии и технологии моя система работы предполагает прежде всего цикличность осуществления выдвинутой концепции в зависимости от возрастного состава моих учеников. На практике – это три завершающихся этапа. В плане методологии и технологии моя система работы предполагает прежде всего цикличность осуществления выдвинутой концепции в зависимости от возрастного состава моих учеников. На практике – это три завершающихся этапа.

Первый этап – е классы содержанием работыявляется обеспечение освоения учащимися не столько жесткой информации, сколько приемов и методов работы с учебным материалом, поиск ответа на поставленный вопрос, умение изложить определенный материал, навык поиска основного содержания, сопоставления, открытия в знакомом тексте недавно изученного правила Стержень всей этой системы для подростка - изумление. Специальным ходом изучаемого материала я стремлюсь добиться того, чтобы, освоив информацию, ученик удивился, что он это может делать. И, как результат, должно возникнуть желание еще раз открыть в себе эту способность. содержанием работыявляется обеспечение освоения учащимися не столько жесткой информации, сколько приемов и методов работы с учебным материалом, поиск ответа на поставленный вопрос, умение изложить определенный материал, навык поиска основного содержания, сопоставления, открытия в знакомом тексте недавно изученного правила Стержень всей этой системы для подростка - изумление. Специальным ходом изучаемого материала я стремлюсь добиться того, чтобы, освоив информацию, ученик удивился, что он это может делать. И, как результат, должно возникнуть желание еще раз открыть в себе эту способность.

Второй этап - это 8-9-е классы. Особое состояние подростка с его возбудимостью, половым созреванием, влюбленностью, с проснувшимся женолюбием. И я создаю иную эмоциональную среду. Среду самоутверждения, желание доказать свое умение во всем. Как правило, на этом этапе урок - это своеобразное поле брани и одновременно сотрудничества, на котором, с подачи учителя, ученик приобретает ощущение самоценности своей работы. Особое состояние подростка с его возбудимостью, половым созреванием, влюбленностью, с проснувшимся женолюбием. И я создаю иную эмоциональную среду. Среду самоутверждения, желание доказать свое умение во всем. Как правило, на этом этапе урок - это своеобразное поле брани и одновременно сотрудничества, на котором, с подачи учителя, ученик приобретает ощущение самоценности своей работы. Технологически выстраивается среда, порождающая желание высказывать свои толкования и признавать, что твое толкование на фоне действия учителя интересно, любопытно и ново. Технологически выстраивается среда, порождающая желание высказывать свои толкования и признавать, что твое толкование на фоне действия учителя интересно, любопытно и ново.

Методами активного обучения и развития личности являются: - отношение учителя к ученику как к себе равному; - отношение учителя к ученику как к себе равному; - Самостоятельное строительство знаний учеником методом критического отношения к существующей информации; - Самостоятельное строительство знаний учеником методом критического отношения к существующей информации; -уважительное отношение к позиции каждого. -уважительное отношение к позиции каждого.

Педагогические мастерские - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует творчеству учителя и ученика, дарит радость сотворчества. Педагогические мастерские - это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая создаёт творческую атмосферу, психологический комфорт, способствует творчеству учителя и ученика, дарит радость сотворчества. В мастерской ученик способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который учителем продуман и организован на основе определённых принципов. В мастерской ученик способен строить свои знания самостоятельно в совместном поиске, который учителем продуман и организован на основе определённых принципов.

Учитель: Учитель: -создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; -создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении; -включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучение проблемы; -включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучение проблемы; -работает вместе со всеми, равен ученику в поиске знаний; -работает вместе со всеми, равен ученику в поиске знаний; -не торопится отвечать на вопросы; -не торопится отвечать на вопросы; -исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ даёт возможность появление самооценки и её изменения; -исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через афиширование работ даёт возможность появление самооценки и её изменения; -продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине. -продумывает чередование индивидуальной и коллективной работы, что создаёт атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, повышения уровня коммуникативной культуры, даёт реальное понятие о диалогическом способе восхождения к истине.

Алгоритм процесса -«индуктор» - ввожу, навожу, побуждаю. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, создание личного отношения к предмету обсуждения. -«индуктор» - ввожу, навожу, побуждаю. Создание эмоционального настроя, включение подсознания, создание личного отношения к предмету обсуждения. -работа с материалом (самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, текста, проекта; социоконструкция- построение этих элементов группой; социолизация-обсуждение; афиширование- ознакомление с работами; разрыв- внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому). -работа с материалом (самоконструкция - индивидуальное создание гипотезы, текста, проекта; социоконструкция- построение этих элементов группой; социолизация-обсуждение; афиширование- ознакомление с работами; разрыв- внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому). -рефлексия- самоанализ. -рефлексия- самоанализ.

Результативность Если оценивать результативность с точки зрения оценочной, то можно увидеть два взаимосвязанных момента. Первый - на уровне 5-7-х классов - стабильный рост качества знаний, выраженного в хороших и отличных оценках и в последующий период - стабильное удержание набранных показателей. Проиллюстрировать это можно на 9 классе текущего учебного года. При количестве 20 учеников в 5 классе с оценками "4" и "5" пришли 13 учащихся, к концу 5 класса - 15, 6 класс -15, 7 класс - 13 учащихся, 8 класс -15 учащихся. И этот результат удерживается: Если оценивать результативность с точки зрения оценочной, то можно увидеть два взаимосвязанных момента. Первый - на уровне 5-7-х классов - стабильный рост качества знаний, выраженного в хороших и отличных оценках и в последующий период - стабильное удержание набранных показателей. Проиллюстрировать это можно на 9 классе текущего учебного года. При количестве 20 учеников в 5 классе с оценками "4" и "5" пришли 13 учащихся, к концу 5 класса - 15, 6 класс -15, 7 класс - 13 учащихся, 8 класс -15 учащихся. И этот результат удерживается: в учебном году на "4" и "5" обучалось 79, 5%; в учебном году на "4" и "5" обучалось 79, 5%; учебном году – 74%; учебном году – 74%; учебном году на "4" и "5" обучалось 76%учащихся учебном году на "4" и "5" обучалось 76%учащихся

Динамика качества успеваемости учащихся 9 класса

На уроках вырастает мотивационная осмысленность действий. В 6-7-х классах большинство учащихся выделяют русский язык и литературу как предмет необходимый не для грамматических целей, а именно для своего развития. На уроках вырастает мотивационная осмысленность действий. В 6-7-х классах большинство учащихся выделяют русский язык и литературу как предмет необходимый не для грамматических целей, а именно для своего развития. В конечном итоге, учащиеся, воспринимая материал, становятся эмоционально адекватными. Они способны выстраивать цепочку рассуждений, опираясь и на теорию, и на ее эмоциональное восприятие. Они творчески преломляют материал из плоскости учебного в плоскость жизненного опыта. В конечном итоге, учащиеся, воспринимая материал, становятся эмоционально адекватными. Они способны выстраивать цепочку рассуждений, опираясь и на теорию, и на ее эмоциональное восприятие. Они творчески преломляют материал из плоскости учебного в плоскость жизненного опыта.

Динамика уровня познавательного интереса учащихся к предметам русский язык, литература

Одним из показателей успешности реализации данной системы работы является участие школы во Всероссийском эксперименте по проведению единого государственного экзамена по русскому языку, успешно сдали ЕГЭ (100%) выпускников; Одним из показателей успешности реализации данной системы работы является участие школы во Всероссийском эксперименте по проведению единого государственного экзамена по русскому языку, успешно сдали ЕГЭ (100%) выпускников; - ежегодно учащиеся 9 и 11 классов сдают государственную итоговую аттестацию по русскому языку и литературе (экзамен проводится с использованием телевидения). - ежегодно учащиеся 9 и 11 классов сдают государственную итоговую аттестацию по русскому языку и литературе (экзамен проводится с использованием телевидения).