ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА НА РЫНКЕ ДОШКОЛЬНЫХ УСЛУГ Т. Г. Бутова, Е. Г. Григорьева, Сибирский федеральный университет, Красноярск Москва,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Результаты социологического опроса по проблемам и перспективам развития предпринимательства в Ростовской области 2008 год.
Advertisements

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА НА РЫНКЕ ДОШКОЛЬНЫХ УСЛУГ Т. Г. Бутова, Е. Г. Григорьева, Сибирский федеральный университет, Красноярск Москва, 6 апреля.
КОМПЛЕКС МЕР ПО РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА ПЕРИОД 2012 – 2015 гг. ПРОЕКТ.
О задачах по развитию дошкольного образования Скоролупова Оксана Алексеевна, заместитель начальника отдела нормативного регулирования в общем образовании.
МЭСИ Ярославский филиал МЭСИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ Погорелов В.В. аспирант Руководитель: Макарова М.В.
Шемуршинский бизнес-инкубатор. Проект предусматривает создание многоцелевого бизнес- инкубатора с целью стимулирования создания новых субъектов малого.
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра 1 Эффективность новых форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном.
НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ПЕРМСКОГО РАЙОНА.
СВОДНЫЙ ДОКЛАД Республики Бурятия о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных.
Проект «Развитие малого и среднего предпринимательства» Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации до 2012 года 18 мая 2009 года.
Муниципальная целевая программа «Основные направления развития малого и среднего предпринимательства на территории Тюменского муниципального района на.
Привлечение некоммерческих организаций к предоставлению государственных (муниципальных) услуг (работ) и совершенствование институционально- правовых условий.
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж.
19 июня 2012 г.. это показатель, рассчитываемый на базе опроса индивидуальных предпринимателей, руководителей малых, средних и крупных частных предприятий.
Портал по работе с предпринимателями и инвесторами
О проекте муниципальной программы «Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в городе Красноярске» 1.
1 Комплекс мер по модернизации общего образования в МАОУ «Лесновская основная общеобразовательная школа» в 2012 году 2012 Докладчик: Л.И.Пахомова, директор.
О результатах документарной тематической проверки деятельности руководителей ОУ по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в электронном виде.
Комплексный проект модернизации образования субъектов РФ Федеральная поддержка субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования.
Переход системы дошкольного образования города Ачинска к реализации основной общеобразовательной программы в соответствии с Федеральными государственными.
Транксрипт:

ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЧАСТНОГО СЕКТОРА НА РЫНКЕ ДОШКОЛЬНЫХ УСЛУГ Т. Г. Бутова, Е. Г. Григорьева, Сибирский федеральный университет, Красноярск Москва, 8 апреля 2010 г.

СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ сокращение числа дошкольных учреждений в РФ по сравнению с 1990 г. почти в два раза ; возникновение проблем очередности и переуплотненности детских садов ; рост заболеваемости детей ; активные формы протеста родителей. Реализация новой демографической политики, направленной на увеличение рождаемости и повышение качества жизни детей, придает исследованиям особую актуальность. 2

ВАРИАНТЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ДЕФИЦИТА ДОШКОЛЬНЫХ УСЛУГ строительство новых детских садов ; реконструкция зданий и помещений под детские сады ; уплотнение имеющихся детских садов ; развитие частного сектора на рынке дошкольных услуг. 3

ФОРМЫ ЧАСТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ частные, домашние, семейные детские сады, центры дополнительного дошкольного образования, досуговые центры, приходящие няни, гувернантки, сиделки, воспитатели. 4

ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В АПРЕЛЕ - ИЮНЕ 2009 г. ( Г. Красноярск ) источники информации о производителях дошкольных услуг г. Красноярска – уличная реклама и объявления в СМИ ; основной список включал 46 производителей, дающих объявления об услугах детям дошкольного возраста ; из них 5 сообщили о прекращении деятельности на данном рынке, 30 предпринимателей согласились принять участие в опросе ; возврат анкет составил 19 или 41,3 % от публично действующих производителей. 5

предмет исследования : общая характеристика деятельности частных форм дошкольного обеспечения ( ЧФДО ): виды оказываемых услуг, возраст потребителей, организационно - правовая форма ; масштабы деятельности, цены, географическое положение ; факторы выживания ( банкротства ), включающие возраст организации, данные о предпринимателях, их опыте и профессионализме, оснащенность, репутация, качество предоставляемых услуг ; формы поддержки муниципальными органами власти. 6

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЧФДО : частный детский сад – производитель комплексной дошкольной услуги и широкого спектра дополнительных и сопутствующих услуг ; домашний детский сад – индивидуальные предприниматели, предлагающие комплексные дошкольные услуги в форме длительного пребывания ребенка в приспособленной для этого квартире. Подчеркивается создание обстановки близкой к домашней ; семейный детский сад – детский сад, организованный силами родителей при поддержке муниципалитета или без таковой ; центр дополнительного дошкольного образования – организация, предлагающая спектр дошкольных услуг и имеющая лицензию на ведение образовательной деятельности ; досуговый дошкольный центр – организация, оказывающая различные услуги по развитию детей дошкольного возраста, не имеющая лицензию на ведение образовательной деятельности. 7

СТРУКТУРА ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ПО ВИДАМ ДОШКОЛЬНЫХ УСЛУГ 8

ПРЕДЛОЖЕНИЕ УСЛУГ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ 9 Возрастные группыДетские садыДошкольные центры Всего от 1 до 3 лет от 3 до 5 лет от 5 до 7 лет частныедомашн ие образов ательн ые досуго вые Всего456419

МАСШТАБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧФДО 10 Средняя численность детей (чел.) Детские садыДошкольные центры Всего частныедомашниеобразова тельные досуго вые До От 21 до От 101 до Свыше Всего456419

ЦЕНЫ НА ДОШКОЛЬНЫЕ УСЛУГИ Средняя стоимость пребывания в частном или домашнем детском саду указана в интервале от 7 до 10 тыс. руб. в месяц. Только один владелец частного детского сада указал стоимость до 3 тыс. руб., в нем сочетаются комплексная услуга с набором дополнительных услуг, возможно краткосрочное пребывание ребенка. В одном частном детском саду – свыше 10 тыс. руб. в месяц В дошкольных центрах наиболее часто встречающееся значение ежемесячных расходов родителей на услуги – 1-3 тыс. руб. в месяц. 11

ГЕОГРАФИЯ ЧФДО В Г. КРАСНОЯРСКЕ 12

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ 12

ОБОСНОВАНИЯ ВЫБОРА ОРГАНИЗАЦИОННО - ПРАВОВОЙ ФОРМЫ регистрация в форме негосударственного образовательного учреждения при наличии лицензии на ведение образовательной деятельности ; при выборе ИПБОЮЛ центры ДДО учитывали меньшие издержки ( средств, сил и времени ) при государственной регистрации, данная регистрация наиболее упрощена, хотя деятельность в таких масштабах ( чел.) прибыли не приносит ; для домашних детских садов приемлемой формой регистрации является только ИПБОЮЛ ; разнообразие организационно - правовых форм получилось у частных детских садов, расположенных в одном районе города и с небольшим разрывом по времени создания 14

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧФДО ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ РАБОТЫ НА РЫНКЕ 15 Продолжите льность работы (лет) Детские садыДошкольные центры Всего частныедомашн ие образовате льные досуго вые До От 1 до 2 включитель но От 2 до 4 включитель но Свыше Всего456419

МНЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ О ФАКТОРАХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧАСТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ 16

РЕЙТИНГ ФАКТОРОВ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЧФДО ПО ОЦЕНКАМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ 17

ОБРАЗ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ ЧФДО Все предприниматели - женщины, хотя при телефонном опросе отвечали и представители сильного пола. Средний возраст составляет 36,6 лет, модальный – 34,5 лет, медианный – 35,5. Почти половина респондентов имеет опыт предпринимательской деятельности, среди которых преобладают держатели детских садов (67 %). Последние оценивают свой опыт скорее как положительный. Большинство (84 %) обладают опытом работы с детьми дошкольного возраста. Средняя продолжительность работы в различных учреждениях – 10,5 лет. Последние занимаемые должности : учитель (37,5 %), воспитатель детского сада (25,0 %), заведующая детским садом (18,8 %), врач (12,5 %), нянечка (1 чел.). Все предприниматели имеют высшее образование, из них 73,7 % – высшее педагогическое. 78,9 % повышали свою квалификацию за последние 5 лет преимущественно по педагогике, используя различные формы : обучение в вузе (3 чел.), переподготовка (2 чел.), на курсах с получением свидетельства государственного образца (6 чел.), краткосрочные курсы (7 чел.). 18

ЗНАЧИМОСТЬ МЕР МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА НА РЫНКЕ ДОШКОЛЬНЫХ УСЛУГ 19 Меры муниципального регулирования Детские сады Дошколь- ные центры По группам 1. Меры по развитию инфраструктуры дошкольного обеспечения12 2. Меры информационного обеспечения деятельности2,51 3. Меры экономического регулирования рынка дошкольных услуг2,53 4. Меры по устранению административных барьеров44

20 ЗНАЧИМОСТЬ МЕР МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА НА РЫНКЕ ДОШКОЛЬНЫХ УСЛУГ 1) меры по развитию инфраструктуры дошкольного обеспечения создание системы предоставления услуг централизованного бухучета и аудита на льготных условиях 1,51 подготовка, издание и распространение учебно- методической литературы по ведению бизнеса и т.д. 1,52 обучение и переподготовка за счет бюджетных средств специалистов частных детских садов 3,53 консультационно-правовая поддержка со стороны Управления образования с целью доступа частных детских садов к квалифицированным юридическим услугам по доступным ценам 3,54 Меры муниципального регулирования Детские сады Дошкольные центры

21 ЗНАЧИМОСТЬ МЕР МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА НА РЫНКЕ ДОШКОЛЬНЫХ УСЛУГ Меры муниципального регулирования Детские сады Дошкольные центры 2) меры информационного обеспечения деятельности учет вновь создаваемых, реорганизуемых, действующих и ликвидируемых субъектов частного бизнеса в области дошкольного обеспечения 11 доступность результатов проведения маркетинговых исследований на рынке дошкольных услуг 22 совместное формирование, обсуждение и реализация программ и планов развития дошкольного обеспечения в городе 34 доступность информации о развитии дошкольного обеспечения в целом 43

22 Меры муниципального регулирования Детские сады Дошкольные центры 3) меры экономического регулирования рынка дошкольных услуг совместное (паевое) финансирование с финансово-кредитной организацией 13 использование механизма лизинга и аренды специализированного оборудования и мебели 21 предоставление рассрочки оплаты права аренды муниципальных помещений 32 предоставление гарантий финансово-кредитным организациям на всю сумму кредита или ее часть 44 предоставление налоговых льгот (по местным налогам) 57 прямое финансирование в виде муниципального заказа реализации основных дошкольных образовательных программ 66 использование механизма лизинга и аренды помещений 75

23 ЗНАЧИМОСТЬ МЕР МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО СЕКТОРА НА РЫНКЕ ДОШКОЛЬНЫХ УСЛУГ Меры муниципального регулирования Детские сады Дошкольные центры 4) меры по устранению административных барьеров предоставление комплекса льготных услуг по государственной регистрации вновь создаваемых частных дошкольных организаций (подготовка пакета учредительных документов) 12 помощь в организации взаимодействия с отдельными федеральными органами контроля (пожарными, санэпидстанцией и т.д.) 23 пакетное оформление разрешительных документов на ведение предпринимательской деятельности в области дошкольного обеспечения 31

ВЫВОДЫ Непосредственное наблюдение состояния и содержания деятельности действующих ЧФДО позволило уточнить классификацию производителей на рынке дошкольных услуг. Рыночные ниши четко определили детские сады и досуговые центры, под дошкольными образовательными центрами могут « скрываться » различные формы дошкольного обеспечения. Представления населения о ЧФДО, включая самих предпринимателей, стремительно меняются. Опыт и квалификация предпринимателей позволяет сохранять высокую степень конкурентоспособности ЧФДО. Развитие ЧФДО способствует развитию малого женского предпринимательства. Необходимы изменения принципов статистического учета и введение системы мониторинга предложения на рынке дошкольных услуг. 24