Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема занятия 29: « Сложное предложение с разными видами связи ».
Advertisements

Сложноподчинённые предложения. Ч то это такое? С троение СПП. О сновные группы СПП. С интаксический разбор СПП. Содержание.
Работу выполнила Ученица 8 «Б» класса Гимназии 3 Гамаюнова Ольга.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Сложные предложения с однородным подчинением Урок русского языка в 9 классе Автор работы Малыгина Ольга Николаевна, учитель русского языка ГБОУ СОШ 88.
Сложноподчинённое предложение Урок русского языка.
Сложное предложение Основные виды сложных предложений; знаки препинания в сложных предложениях.
А25. Сложноподчиненное предложение. Пример задания А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять.
Сложные предложения в русском языке Выполнила: Чистова Анастасия Ученица 11 «А» класса.
Тема: «Сложное предложение» Контрольный опрос по русскому языку в 9-ом классе.
ТЕМА УРОКА: Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными ЦЕЛЬ: познакомить со СПП с несколькими придаточными, научить видеть его части и ставить.
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ТЕМЫ «СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Урок русского языка в 9 классе.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ «Заговори, чтобы я тебя увидел.»
Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Учитель-Чернова Ю.Г. Учитель-Чернова Ю.Г. Место работы- Гимназия 470,Калининского р-на, г. Санкт- Петербург.
Презентация на тему: «СОЮЗ». Понятие о союзе С о ю з ы – это служебные слова, которые связывают между собой однородные члены предложения или части сложного.
ЦЕЛИ УРОКА : 1. Познакомиться с особенностями структуры сложноподчинённых предложений с придаточными условными; 2. Научиться: а) находить СПП с придаточными.
Пунктуация для 9-11 класса Какие виды подчинения придаточных в СПП Вы знаете ? Виды подчинения Однородное параллельное последовательное.
Пилиндромы или перевертыши А роза упала на лапу Азора Кок, поп, потоп, топот, довод Город дорог. Голод, чем меч долог?
Повторение по теме «Сложноподчиненные предложения»
СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ и его особенности Урок русского языка в 9 классе МБОУ Куркульская СОШ Алексеевского муниципального района. Учитель-предметник.
Транксрипт:

Сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными.

Виды подчинения. однородное последовательное параллельное главное предложение главное предложение главное предложение придаточное предложение придаточное предложение придаточное предл. I ст. придаточное предл. II ст. придаточное предложение придаточное предложение

[ ], (что…), (что…). (От главного предложения ставится один и тот же вопрос к разным придаточным). о чём?

(Чтобы…), [ ], (когда…). От главного предложения ставятся разные вопросы к разным придаточным. зачем? когда?

[ ], (если…), (когда…). От главного предложения ставится вопрос к придаточному I степени, от придаточного I степени – к придаточному II степени и т. д. при каком условии?когда?

1. (Если радость кончается), [ищи], (в чём ошибся). СПП с придаточными услов., изъясн., с параллельным подчинением. 2. [Избавлю вас от описания гор, от возгласов, (которые ничего не выражают), от картин, (которые ничего не изображают, особенно для тех), (которые там не были), и от статистических замечаний], (которых решительно никто читать не будет). СПП с придаточными определительными, с параллельным и последовательным подчинением. 3. [Есть у России берёзоньки белые, кедры, забывшие, (сколько им лет), горы, от вечных ветров поседелые, реки], (которым названия нет). СПП с придаточными изъяснительным, определительным, с параллельным подчинением. 4. (Чтобы отбить, отбросить вражий вал), [такие город вынес испытанья], (каких ещё ни разу не знавал за двести сорок лет существованья). СПП с придаточными цели, определительным, с параллельным подчинением. 5. [Город как бы спрашивал тебя], (где же ты был в зимние дни), (когда торжественные здания колоннады и арки покрывал иней). СПП с придаточными изъяснительным, определительным, с последовательным подчинением. Определите придаточные и вид подчинения.

Пунктуация в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными.

Однородные придаточные (соподчинение). Запятые ставятся. [Я увидел], (как звёзды стали бледнеть), (как по земле пронеслась прохлада). [ ], (как…), (как…). Если соподчинённые (изъяснительные) придаточные связаны союзом «и», то запятая не ставится. [Очевидно было], (что Савельич был прав) и (что я напрасно оскорбил его). [ ], (что…) и (что…). Если 3 придаточных изъяснительных (соподчинённых), но во 2 – ом предложении союз опущен и присоединяется оно с помощью союза «и», то перед «и» запятая не ставится. [Видел Егорушка], (как темнело небо) и (опускалась мгла), (как засветились звёзды). [ ], (как…) и (…), (как…). Если при главном предложении 2 придаточных соподчинённых (времени) и перед каждым стоит «и», то перед 2 – ым «и» ставится запятая. [Я люблю леса] и (когда они весело шелестят листвой), и (когда они спокойно стоят под снегом). [ ] и (когда…), и (когда…). ПунктуацияПримеры

ПунктуацияПримеры Неоднородные придаточные. Запятые ставятся. а) Параллельное подчинение : ( От главного предл. ставятся к придаточным разные вопросы.) (Когда шлюпка подошла к берегу), [мы увидели], (что к берегу бегут люди). (Когда…), [ ], (что…). б) Последовательное подчинение: (От главного предл. вопрос ставится к придаточному I степени, от придаточного I степени – к придаточному II степени, от придаточного II степени – к придаточному III степени.) [Местами лепились деревушки], (которые цветом так сливались со скалами), (что надо было подойти ближе), (чтобы их приметить). [ ], (которые…), (что…), (чтобы…).

ПунктуацияПримеры При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого, т. е. рядом будут 2 подчинит. союза. Если 2 – ое придаточное легко убирается из предлож., то оно обладает самостоятельностью и между союзами ставится запятая, если нет, то запятая не ставится (обычно перед «то», «но», «так»). [Старик предупредил], (что, (если погода не улучшится), об охоте нечего и думать). [Старик предупредил], (что если погода не улучшится), (то об охоте нечего и думать). ССП, в состав которых входят СПП.[Ребята шагали быстро], и, (когда до места ночлега оставалось три километра), [справа показался лесок). Бывают СПП, в которых указанные виды предложений комбинируются. Между союзами ( в данном случае «и» и «когда») запятая ставится, если предложение, начинающееся со второго союза, легко убирается, если нет, то запятая не ставится.

1. Никогда ещё дети не нуждались так в обогащении языком как нуждаются они в наши дни когда жизнь всесторонне изменяется когда всё требует новых форм. 2. С самого начала вы должны так поставить дело чтобы дети сами вам рассказывали о своих делах чтобы им хотелось вам рассказать чтобы они были заинтересованы в вашем знании. 3. И хотелось бы думать что этот русский человек человек несгибаемой воли выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот который повзрослев сможет всё вытерпеть всё преодолеть на своём пути если к этому позовёт его Родина. 4. Пока доехал домой посидел дома прошло ещё два часа так что когда я вышел было уже светло. 5. Поздоровавшись папа сказал что будет нам в деревне баклуши бить что мы перестали быть маленькими и что пора нам серьёзно учиться. Расставьте знаки препинания в СПП с несколькими придаточными.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повест., вопрос., побудит.). 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (воскл. или невоскл.). 3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы. 4. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.). 5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, параллельное, последовательное). Схема разбора СПП с несколькими придаточными. [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймёшь], (почему летний тёплый воздух недвижим), (почему природа настороже). (А. Чехов). [сущ., ( на котором ), глаг.], ( почему), ( почему). (Повест., невоскл., сложное, СПП с тремя придаточными: 1) опред., 2) и 3) – изъясн.; с параллельным и однородным подчи - нением). Образец разбора СПП с несколькими придаточными. какое? что? ____

Разберём предложение синтаксически. Отец мой говорил мне что он не видывал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный. (Аксаков). [ гл.], (что) и (что). (Повест., невоскл., сложное, СПП с двумя придаточными: 1) изъясн., 2) изъясн., с однородным подчинением придаточных). [],)( () о чём? о чём? ___ _ ___

Я слышал как Гайдар чистил котелок песком и ругал его за то что у того отвалилась ручка. (Паустовский). (Повест., невоскл., сложное, СПП с двумя придаточными: 1)изъясн., 2) изъясн., с последовательным подчинением придаточных). [ гл.], (как ), (что). что?за что? Когда он подъезжал к заднему двору Егорушка напряг своё зрение чтобы получше рассмотреть его. (Чехов). (Повест., невоскл., сложное, СПП с двумя придаточными: 1) обст. места, 2)обст. цели, с параллельным подчинением придаточных). ( Ко гда ), [ ], (чтобы). когда?зачем? Расставьте знаки, сделайте самостоятельно синтаксический разбор предложения. I вариант II вариант [](, ), ( ) ( ),[ ],( ) _ ____ ____ _ ____

Сложные предложения с разными видами связи.

Сложные предложения с разными видами связи это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью. Для понимания смысла таких сложных конструкций важно понять, как сгруппированы между собой входящие в них простые предложения. Часто сложные предложения с разными видами связи членятся на две или несколько частей (блоков), соединённых с помощью сочинительных союзов или бессоюзно; а каждая часть по структуре представляет собой либо сложноподчинённое предложение, либо простое. Например: 1) {Печален я}: [со мною друга нет], (с кем долгую запил бы я разлуку), (кому бы мог пожать от сердца руку и пожелать весёлых много лет) (А. Пушкин). Это сложное предложение с разными видами связи: бессоюзной и подчинительной, состоит из двух частей (блоков), связанных бессоюзно; вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть это сложноподчинённое предложение с двумя придаточными определительными, с однородным соподчинением. [ ]: [ сущ.], (с кем), (кому).

Схема разбора сложного предложения с разными видами связи. 1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3. Определить (по грамматическим основам) количество простых предложений, найти их границы. 4. Определить смысловые части (блоки) и вид связи между ними (бессоюзная или сочинительная). 5. Дать характеристику каждой части (блока) по строению (простое или сложное предложение). 6. Составить схему предложения. Образец разбора слож. предл. с разными видами связи [Вдруг навалился густой туман], [как будто стеной отделил он меня от остального мира], и, (чтобы не заблудиться ), [я решил вернуться на тропинку], (которая, по моим соображениям, должна была находиться слева и сзади) ( В. Арсеньев). [ ], [ ], и, {(чтобы), [сущ.], (которая)}. ( Повест., невоскл., слож., с разными видами связи: бессоюзн., сочинит. и подчинит., состоит из 3 частей, связанных бессоюзно (I и II части) и сочинит. соединит. союзом и (II и III части); I ч. - простое предл., II ч. - простое предл., III ч - СПП с двумя придаточными (цели и опр.) с параллельным подчинением. опр. цели

Расставьте знаки препинания. Разберите предложение синтаксически. Переулок был весь в садах и у заборов росли липы бросавшие теперь при луне широкую тень так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках. (А. Чехов). ___ ___ [[],,,,], ( ) [, и [ ], ( так что). Это сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной, состоит из двух частей, связанных сочинительным соединительным союзом и, отношения между частями перечислительные; I часть по структуре представляет собой простое предложение; II часть сложноподчинённое предложение с придаточным следствия; придаточное зависит от всего главного, присоединяется к нему союзом так что. ]

Кто (не, ни) когда (не) был на вершине Ивана Великого, кому (не, ни) когда (не) случалось окинуть одним взглядом нашу древнюю ст_лицу с конца в конец, кто (н_) разу (не, ни) любовался этой величестве(н,нн)ой, почти (не)обозримой п_н_рамой,- тот (не) имеет понятия о Москве. (М. Ю. Лермонтов) Такое предложение называется периодом (от греч. periodos – круг, обход, круговращение). Это относительно законченное в смысловом отношении развернутое сложное предложение, четко распадающееся на две противоположные части. Первая часть состоит из ряда однородных единиц и произносится повышающимся тоном, затем следует пауза, вторая часть предложения произносится пониженным тоном. Первая часть периода называется повышением, вторая-понижением. Такой интонационный рисунок образует как бы круг, так как период открывается и замыкается одинаковым способом ровного произнесения. Период используется в художественном и публицистическом стилях, в речи приподнятой, эмоционально-экспрессивной. Между первой и второй частями периода ставится запятая и тире. Период как особый вид сложного предложения.

Готовимся к ЕГЭ.

А25.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые? Не бывает скучно в лесу (1) и (2) если вы взгрустнёте (3) повнимательнее взгляните на самую обыкновенную берёзу (4) которая встретится на вашем пути. 1) 1,2,4 2) 2,3 3) 1,2,3, 4 4) 1,3 Ответ: 3

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Было впечатление (1) что мы волшебным образом побывали в чудесной стране (2) где алые лилии и красная рябина (3) где всё яснее и красивее (4) чем всегда было вокруг. 1)1,2,4 2)2,3 3)1,2,3,4 4)1,3 Ответ: 3

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Лес к реке подвозили по ночам (1) и (2) когда белый туман закутывал берега (3) все восемь рот настилали доски (4) на обломки мостов. 1) 1, 3, 4 2) 1, 4 3) 2, 3 4) 1, 2, 3 Ответ: 4

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Через несколько часов (1) Иван обессилел (2) и (3) когда понял (4) что с бумагами ему не совладать (5) тихо и горько заплакал. 1) 1, 4, 5 2) 2, 3, 5 3) 3, 4, 5 4) 1, 4 Ответ: 3

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Митя часто просто любовался сестрой (1) и (2) даже когда ему приходилось выслушивать её жалобы на то (3) что она плохо выглядит после ночных дежурств в больнице (4) Любаша казалась ему самой красивой. 1) 1, 2, 4 2) 1, 2, 3, 4 3) 1, 3 4) 3, 4 Ответ: 2

Конец!