Защита опыта работы Учитель русского языка и литературы Горелышева С.А. Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души. В.А. Сухомлинский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Advertisements

Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Муниципальное автономное образовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа 1» города Нурлат Республики Татарстан Выполнила Бадягина Екатерина,
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
Как написать эссе? Матвиенко В.А. Учитель истории и обществознания Сыртинская СОШ.
Критерии оценивания итогового сочинения по литературе
Теоретическая составляющая будущего успеха (Что нужно знать, чтобы хорошо написать сочинение) Учитель русского языка и литературы Рязанова Светлана Леонидовна.
Речь младших школьников и пути её развития. Проблема: Недоразвитие речи школьников – низкий показатель духовной культуры личности.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Проверка репетиционного сочинения (изложения) Видеоконференция г.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
МОУ «Кулунская общеобразовательная школа» «Русская речь» Руководитель: Тепляшина Ольга Сергеевна.
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования Крайник Ольга Михайловна Алтайский.
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Готовимся к ГИА. Сочинение по заданному тексту - это сочинение-рассуждение о смысле отрывка из исходного текста. Основным содержанием такого сочинения.
Структура ГИА.. Экзаменационная работа по русскому языку состоит из 3 частей, которые последовательно выполняются учениками. Время выполнения работы –
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения по блоку С.
Эссе по обществознанию. Exagiym (лат.) Les essais (фр.) ЭССЕ: Толковый словарь иноязычных слов: «Э.- очерк, трактующий к-н проблемы не в систематическом.
Элективный курс для обучающихся гуманитарной направленности 10 класса общеобразовательных школ.
Транксрипт:

Защита опыта работы Учитель русского языка и литературы Горелышева С.А. Любить можно то, чему уже отдал частицу своей души. В.А. Сухомлинский

Методическая тема Обучение жанровому сочинению на уроках словесности Сочинение – вид письменной школьной работы – изложение своих мыслей, знаний на заданную тему. С.И.Ожегов, Словарь русского языка

Для обучения языку нужна естественная и осмысленная работа над выражением собственной мысли. А. Д. Алфёров

Модель защиты опыта работы Цель, задачи, структура, технология Формы, методы, Методика работы Жанровое многообразие сочинений на уроках словесности Открытые уроки Результаты деятельности учителя Участие в научно- методической работе Участие в опытно- экспериментальн ой работе Обучающие комплексы Творческие проекты учеников Творческая лаборатория Методическая копилка

Изучить научно-методическую литературу по данной проблеме, осмыслить свой опыт работы и выявить имеющиеся резервы в системе работы по обучению жанровому сочинению, чтобы определить программу деятельности по совершенствованию технологии обучения жанровому сочинению; создать возможность стороннего взгляда на свой опыт, чтобы скорректировать проведенное исследование и дать рекомендации по его использованию в практике учителей-словесников.

- Дать обоснование актуальности проблемы; определить значение жанрового сочинения в системе общего образования; - обобщить и систематизировать знания и опыт работы различных ученых-лингвистов по данной проблеме; - дополнить их своими размышлениями и поделиться своим опытом по этой теме на примере работы с новыми жанрами сочинений (эссе, рассуждение, рецензия, исследование) в 8-11-х классах; - определить формы, методы и приемы подготовки учащихся к написанию жанрового сочинения; - сделать выводы по проведенному исследованию и дать рекомендации по его использованию в практике.

Актуальность темы Цели и задачи. Организация деятельности (система работы по обучению жанровому сочинению). Формы и методы работы по обучению жанровому сочинению. Методика работы над жанровым сочинением как ведущей формой обучения творчеству. Технология обучения жанровому сочинению. Результативность работы учителя в виде диаграмм, графиков, таблиц. Конспекты уроков. Творческие работы учащихся.

Формы и методы работы Смена смысловых связей. «Культурологический диалог». Личностное перевоплощение ребенка в героя литературного произведения. Диалог с собой – сочинения-психодиагностики. Рефлексивный диалог через сочинение- стихотворение. Наблюдение за предметами и явлениями окружающей жизни. Публикации в периодических изданиях и т.д. Методология Творческий, исследовательский, поисковый, алгоритмический, иллюстративный, синергетический, личностно ориентированный методы работы

Методика работы с опорой на продуктивную деятельность Система творческих заданий «Творческая лаборатория» Нетрадиционные творческие темы «Картинки – объяснения» Стилистический эксперимент Экспериментальная творческая лаборатория «Проба пера» Аналитическая работа с источником и др.

Зачем нужны сочинения? 1. Форма личностного изучения восприятия литературы. 2. Форма обучения логическому мышлению, анализу текста, формированию речевых навыков. 3. Форма контроля ЗУН. 4. Сочинения позволяют осуществлять, устанавливать, выявлять ассоциативные, межпредметные связи, связь литературы с жизнью ( в сочинении всегда требуется взгляд на литературное произведения из сегодняшней действительности).

Жанровые (по законам жанра!) ОбучающиеКонтролирующиеАналитические

Жанровое многообразие сочинений на уроках СЛОВЕСНОСТИ Востребованные жанры нашего времени ЭссеРецензииИсследованияРассуждения

Многообразие жанров на уроках русского языка СОЧИНЕНИЕ ПО ЖАНРОВОЙ КАРТИНЕ ПЕЙЗАЖНЫЕ ЗАРИСОВКИ ПОРТРЕТНЫЙ ОЧЕРК СОЧИНЕНИЕ- НАБЛЮДЕНИЕ СОЧИНЕНИЯ- ВОСПОМИНАНИЯ СОЧИНЕНИЯ- ЭТЮДЫ СОЧИНЕНИЯ- АССОЦИАЦИИ

ЖАНРОВОЕ АССОРТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ СОЧИНЕНИЯ ПО ПОСЛОВИЦЕ ПОЭТИЧЕСКИЕ ЭТЮДЫ СОЧИНЕНИЕ- РАССУЖДЕНИЕ СОЧИНЕНИЕ- ЭССЕ ПИСЬМО ЛИТЕРАТУРНО МУ ГЕРОЮ СОЧИНЕНИЕ- ДНЕВНИК СОЧИНЕНИЕ- ИССЛЕДОВАНИ Е СОЧИНЕНИЕ- РЕЦЕНЗИЯ СОЧИНЕНИЕ- БАСНЯ СОЧИНЕНИЕ- РАЗМЫШЛЕНИЕ СОЧИНЕНИЕ- РЕКЛАМА СОЧИНЕНИЕ- РАССКАЗ СОЧИНЕНИЕ- ПОУЧЕНИЕ

Открытые уроки на творческих отчетах школы 1.«Невероятная явь войны…»(по повести К.Воробьева «Убиты под Москвой»)(Урок-размышление в 9 классе). 2.Сочинение-описание в художественном стиле: Пейзажная зарисовка «Зимняя сказка» (урок развития речи в 8 классе) 3. «Лингвистическая экспедиция в страну сказочного языка» (урок-путешествие в 6 классе по теме «Фразеология»). 4. Урок-спектакль в 10 –м классе (гуманитарном) «Тайна трех сестер» (Пушкин и семья Гончаровых). 5. «Разное счастье героев» (по роману-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»). Урок-исследование в 10-м классе (гуманитарном). 6. «Христианская символика в поэме А.Блока «Двенадцать». Урок-размышление в 11 классе. 7. Многоаспектный анализ синтаксической единицы. Урок- эксперимент в 8 классе.

Открытые уроки «Вечно живая классика в гостях у 21 века» «Вечно живая классика в гостях у 21 века» Литературно- музыкальная композиция в гуманитарном классе. Литературно- музыкальная композиция в гуманитарном классе. «Тайна трех сестер» «Тайна трех сестер» (Пушкин и семья Гончаровых) (Пушкин и семья Гончаровых) Урок - спектакль Урок - спектакль

«Голос фронтовой прозы 20 века» Судьбы военных лет. Классика и современность. Урок-экскурсия по литературным местам. г.Ульяновск 10 В класс

Открытый урок. 8 В класс «Многоаспектный анализ синтакси- ческой единицы (словосочетания)» Урок- исследование.

Результаты деятельности учителя (выборочно) Ученица 9 Д класса Прохорова Мария заняла первое место на школьной и районной олимпиадах по русскому языку 2. Ученица 9 Д класса Ветчинкина Таня заняла первое место на областном конкурсе творческих работ «Я – гражданин, я – человек, шагнувший в 21 век». 3. Ученики 8 Е класса заняли первое место на районном конкурсе сценариев к Празднику Славянской письменности и культуры Ученица 10 В класса Верхова Оксана заняла первое место на областном конкурсе исследовательских работ «Шаг в будущее» (Диплом 1 степени). 5. Ученица 10 В класса Масяева Наталья заняла первое и второе место на школьной и районной олимпиадах по русскому языку. 6.Ученица 10 В класса Кислякова Анна заняла первое место на районном творческом конкурсе «Проба пера» («Молодые поэты Поволжья») Ученица 11 В класса Гусева Лена заняла первое место на школьной и районной олимпиадах по литературе, первое место на районном творческом конкурсе «Это было на войне…». На областном фестивале, посвященном 60-летию со дня Победы «Во имя грядущих – Победа!», стала дипломантом в номинации «Отчизне посвятим души прекрасные порывы». 8. Ученик 5 класса В Тарасов Виктор стал дипломантом областного конкурса творческих работ «Наши пернатые друзья». 9. Ученицы 7 А Шевякова Лена и 7 В Литвинова Настя заняли первое и второе места на Всероссийской олимпиаде по русскому языку «Медвежонок» и др. 10. С.А.Горелышева сама была участницей областного конкурса «За гранью педагогического мастерства» и т.д.

Итоговые результаты

Экзамен // Сочинение

Экзамены по литературе

«Что мы читаем?» Диагностика.

Поступление выпускников в вузы (по профилю) или специализированные учебные заведения у.г. Прохорова М. Ульяновский государственный университет Верхова О. Ульяновский государственный университет Звягина Е. Самарский государственный университет Ветчинкина Т. Майорова Н. Никифоров А. Государственный колледж от УлГУ Волкова А у.г. Сайфуллова Г. Ульяновский педагогический колледж 4 Кулакова Т. Саранский педагогический университет у.г. Масяева Н. Гусева Е.Ульяновский государственный педагогический Кислякова А.университет Агафонова А. Засименко А. Мухаметшина Г. Ульяновский государственный университет

Участие в научно-методической и опытно-экспериментальной работе Нетрадиционные формы обучения на уроках русского языка (Защита опыта работы, Творческий отчет школы) «Реализация идей развивающего обучения в преподавании русского языка. Новые технологии и их внедрение» (педсовет, творческий отчет школы). «Родная речь в реке времени» (современные формы обучения как средство формирования коммуникативных умений учащихся) (Защита опыта работы, педсовет, РМО) «Активные формы обучения на уроках русского языка и литературы (педсовет, РМО). «Роль регионального компонента в учебно-воспитательном процессе» (педсовет, РМО). «Проблемы регионального содержания образования в учебно-воспитательном процессе» (РМО, Творческая группа). «Психолого-педагогическое обеспечение процесса модернизации современного образования» (педсовет, Областная конференция). «Технологии личностно ориентированного обучения на уроках словесности» (педсовет, РМО).

«Календарно-тематическое планирование в профильных классах» (РМО, педсовет). Дифференцированное обучение как фактор развития личности в рамках единого образовательного пространства «Школа – вуз» (педсовет, РМО) Совещание при директоре «Методическая работа с документацией. Современные нормы оценки ЗУН учащихся». Восьмая Областная научно-практическая конференция психологов системы образования. (Ульяновск, 2005 год) Районный психолого-педагогический семинар «Особенности работы с девиантными подростками» (2005) Психолого-педагогический семинар по теме «Индивидуальный психологический стиль общения; установки в общении» Психолого-педагогический семинар по теме «Педагогические конфликтные ситуации» Девятая Областная научно-практическая конференция педагогов и психологов системы образования (Ульяновск) «Психолого-педагогическое сопровождение работы с одаренными детьми» (2006) Всероссийская научно-практическая конференция «Современная отечественная литература: проблемы изучения и преподавания». (2006)

Обучающие комплексы Обучение сочинениям разных жанров (эссе, рассуждение, рецензия) Сочинение. Секреты жанра (технология обучения сочинению на литературную тему) Методика обучения сочинениям в нетрадиционных жанрах (реклама, дневник, письмо и др.)

Примеры творческих работ Пейзажные зарисовки Осень – чародейка цвета. Любое время года имеет свой наряд: зима – белый, весна – зеленый, а осень – самый роскошный, золотой. Каждый листочек облачился в желтую рубашку и весело хвастается своим нарядом перед соседом. Пестрые ковры из листьев создают уникальную панораму, и уже почти не замечаешь ни дождика, ни пасмурного неба. Но осень особенно мила, когда ярко светит солнце и небо становится нежно-бирюзовым, а при виде опавших листьев кажется, что солнце разомлело от этой красоты, нечаянно растеряло свои веснушки, и они рассыпались по всей земле. (О.Г. 6 кл.)

Сочинения-ассоциации Необычное видение. Я проснулась и посмотрела на небо. Мне показалось, что землю окутал туман, но когда я взглянула на дорогу, то увидела снег. Надо же! Это, оказывается, снег идет, а не туман. Как чудесно играет зима с весной! Как будто в прятки: то весна прячется, а зима ищет кого-то, то наоборот. Взглянув на восток, я увидела, как встает солнце. Природа постепенно выползает из- под покрывала сна, и начинается пробуждение…(Е.А. 7 кл.)

Методическая копилка Подготовка к сочинению в жанре эссе Конспект урока по литературе. Подготовка к сочинению в жанре эссе по роману М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Цели: 1) показать старшеклассникам конкретное художественное воплощение философских и нравственных проблем романа, художественное своеобразие эссе как жанра публицистического стиля; 2) сформировать навыки написания сочинения-эссе по художественному произведению; 3) развивать пространственное, образное и логическое мышление учеников; 4) способствовать воспитанию творческой личности. Метод обучения: эвристическая беседа с элементами исследовательского анализа. Дидактическое пространство урока: портреты М.А.Булгакова и В.В.Розанова; дидактический материал из книги В.Розанова «Уединенное»; видеофильм «Мастер и Маргарита»; карточки- информаторы: «Тропы», «Стилистические фигуры»; аудиозапись (прелюдия И.С.Баха).

Подготовка к сочинению в жанре рецензии Конспект Педагогической Мастерской по построению творческого письма (сочинения-рецензии) по рассказу А.Платонова «Маленький солдат». Тема урока: Подготовка к сочинению в жанре рецензии (отзыва) по рассказу А.Платонова «Маленький солдат». Тип урока: урок развития речи (обучение сочинению- рецензии) Цели: научить подбирать материал к работе над текстом сочинения данного жанра; показать художественное своеобразие рецензии как жанра публицистики; развивать и совершенствовать коммуникативную и культуроведческую компетенции; способствовать воспитанию творческой личности. Методы урока: эвристическая беседа с элементами литературоведческого анализа; исследование фрагментов текста; иллюстративный метод.

1. Определи, с чего писать сочинение (с яркой цитаты из произведения или критической статьи, с лирического признания, с риторического восклицания или вопроса, с короткого проникновенного описания назывными предложениями и т.д.) Цитата ценна, если она малоизвестна. Можно начинать с каких-то биографических фактов. Хотя это традиционно, но не будет ошибкой. С какого-то интересного факта, который относится к делу. С определения, данного в словаре ( например, с определения нравственности, если тема "Нравственные проблемы...") С лирического описания. С каких-то личных признаний. Это уместно делать, когда вы рассказываете о своем отношении к писателю, книге, проблеме. 2. При ответах на вопросы плана используй свои знания по другим предметам, свой жизненный опыт. 3. Назначение начала и конца сочинения сходное. Начала и концы, как часовые, стерегут тему сочинения, не давая нам с этой темы сбиться. Привычка заявлять о своей мысли (начало) и подводить под неё черту (конец) всегда будет держать нас в рамках темы, придают ясность и стройность всему сочинению. Концовка должна быть не менее эффектной, чем начало. Эффектной по форме, очень чёткой и выразительной по мысли. Это может быть сжатый в несколько строк итог всего сочинения (концовка-вывод). Чёткий энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения (концовка-ответ). Может быть цитата, самая яркая, самая ударная, заключающая в себе суть идеи сочинения (концовка-цитата). Концовка-постановка проблемы (например по теме "В чем вина и трагедия Р. Раскольникова" ученик закончил: -'А сколько таких раскольниковых в нашей жизни?)

Рекомендации (продолжение) 4. Если тебе предложена тема, которая кажется очень широкой, ты вправе сузить её, но это нужно оговорить и показать знание других аспектов темы. 5. Одно из необходимых условий для того, чтобы научиться писать сочинения, - это умение перестраивать свои мысли, чтобы они соответствовали теме. Подобно портному, который подгоняет костюм для конкретного человека, учащийся должен уметь подгонять свои мысли под конкретную тему. Для этого достаточно сделать правильный переход, связать несколько фраз, показывающих ваше знание текста, а затем перейти к узкой теме, которую вы наметили. 6. Показателем отличного сочинения являются соразмерность частей, логичность в изложении материала, самостоятельность суждений, выводов; правильность и аккуратность оформления с учётом речевых, орфографических и пунктуационных норм. 7. Стихотворные цитаты берутся без кавычек, если этого не требует текст. 8. Если не помните автора слов, можно прибегнуть к перифразе (иносказанию). 9. Пишущий должен соблюдать законы жанра. Если это сочинение-доклад, или статья, или рецензия, то в нем неуместны игривость, весёлость, должны быть элементы научности. 10. Цитаты должны идти за мыслью, и плохо, если дело обстоит наоборот. 11. Для того, чтобы полно раскрыть тему, мало знать содержание. Нужно: - внимательно вдуматься в нее; - если в теме нет прямого вопроса, то сформулировать его для себя; - попытаться кратко сформулировать ответ; если это удастся, и вы будете удовлетворены, значит, основная мысль сочинения готова и можно думать над её оформлением; - попытаться вспомнить какую-нибудь цитату или мысль, которая подтверждала бы ваш ответ.

Чтобы сочинение было написано успешно, необходимо следующее: хорошее знание текста художественных произведений, включенных в программу; знание литературно-критических работ, посвященных данным произведениям и их авторам; знание биографии автора и особенностей его творческой манеры; знакомство с художественными направлениями, методами стилевыми течениями; умение анализировать произведение в единстве формы и содержания, понимание эстетической природы художественного творчества; владение необходимым минимумом литературоведческих умений и навыков, а также знаний в области теории литературы; умение логично рассуждать, последовательно излагать тезисы и предметно их доказывать; наличие собственной точки зрения на произведение литературы и творчество его автора; владение языковой и стилистической грамотностью.

Требования к написанию сочинения в целом. Приступая к написанию сочинения, необходимо: Продумать и определить круг вопросов, затрагиваемых темой: продумайте формулировку темы (её нужно уяснить, определить круг важнейших вопросов, раскрыть). Подобрать критико-литературный материал по означенным вопросам, просмотреть её, сделав необходимые заметки: подберите справочную и критическую литературу; ознакомьтесь с ней; подберите цитаты; сделайте выписки. Этот подбор подчинён необходимости обосновать основную мысль сочинения, проиллюстрировать её, доказать; подберите цитаты из литературного текста. Определить и продумать идею, которая будет развиваться в сочинении: сформулируйте основную мысль сочинения (необходимо ответить на вопрос: что я хочу сказать своей работой, к какому выводу должен прийти?). Предполагается прямой ответ на вопрос темы. Определить жанр сочинения (это может быть сочинение-описание, повествование, рассуждение, литературный портрет и др.) Составить план, соблюдая последовательность развития мысли. Обращать внимание на полноту и последовательность освещения фактов. Выделить вступление и заключение: составьте план (обратите на соразмерность частей); вступление подготавливает к восприятию основной части сочинения; заключение подводит итоги. Возможно использование эпиграфа – высказывания (цитаты) перед сочинением, характеризующего его основное содержание. Последовательно, глубоко и доказательно раскрыть тему; обращать внимание на логику: умение доказывать основной тезис на ряде примеров и делать логически обобщающий вывод из частных фактов. Цитировать точно, без излишеств, к месту. Стилистически грамотно оформить работу. Следить за точностью словоупотребления, красочностью и эмоциональностью речи, её грамотностью: напишите черновик сочинения и отредактируйте его (необходимо убрать повторы, проверить наличие логической связи между частями, оценить соответствие написанного теме); перепишите сочинение, проверяя орфографию и пунктуацию; в конце сочинения приведите список использованной литературы.

Оценка сочинения При оценке сочинения учитывается: Общее впечатление. Характеристика плана (удачное – неудачное построение, конкретность, логическая чёткость). Соответствие сочинения плану. Соответствие плана и всего сочинения теме. Полнота раскрытия темы. Доказательность основной части сочинения. Логичность и последовательность изложения: умение выдвигать предположение; развивать мысль; делать вывод; аргументировать его. Активность использования литературного и фактического материала (степень знакомства с текстом произведения). Достаточность цитатного материала и грамотность его оформления. Использование литературно-критических материалов. Соответствие жанровой структуре сочинения (введение – основная часть – заключение). Чёткость и ясность изложения. Стилевое единство. Характеристика языка сочинения: чистота; точность; выразительность; богатство словоупотребления; соответствие языка и стиля сочинения избранной теме. Внешнее оформление сочинения.

Критерии оценки сочинения. Оценка «5» (пять) ставится за сочинение, глубоко и аргументированно раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста литературного произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мыслей, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть исчерпывающим и уместным. Фактические ошибки отсутствуют. Допускается наличие 1 – 2 речевых недочётов. Оценка «4» (четыре) ставится за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, хорошо выстроенное композиционно, логичное и последовательное по изложению, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочетов, 2 орфографических, пунктуационных или стилистических ошибок. Оценка «3» (три) ставится за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность ее раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала, Может отмечаться недостаточность цитирования, слабость аргументирования. Словарь беден и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна. Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочеты. Оценка «2» (два) ставится за сочинение, в котором тема не раскрыта или не соответствует вынесенной в заглавие, обнаруживается незнание художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей. Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощенного синтаксиса. Сочинение, в котором имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается на «2» (два). Если на письменном экзамене обнаруживаются две и более идентичных работы, все они оцениваются на «2» (два).

Литература 1. Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. Изд. 2, исп. – М.: Просвещение, Алдакаева Н.Г. Сочинение как основной вид творческой работы при обучении языку // Русский язык в школе, Алексеева Т.В. Как научиться писать сочинение на «отлично»: В помощь школьникам и абитуриентам. СПб.: Паритет, Ашевская Л.А. Развитие творческих способностей и личности учащихся // Русский язык в школе, Глазунов В.И. Сочинение. Письменный экзамен по русскому языку и литературе для поступающих в вузы: Учебное пособие. – М.: Изд-во Российского ун-та дружбы народов, Демиденко С.И. Творить интересно // Литература в школе, Ежова А.М. Обучение сочинению: 5-7 классы // Литература в школе, Ильин Е.Н. Как сдать экзамен по литературе: Рекомендации для поступающих в вузы. Изд. 2, исп. – М.: Школа-Пресс, Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. 2-е изд.- М.: Просвещение, Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе // Русский язык в школе, Котельникова С.А. Аннотация – отзыв – рецензия – эссе // Русский язык в школе, Кохтев Н.Н. Сочинение: работа над содержанием и языком. М., Школа- Пресс, Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб.: Просвещение, Ладыженская Т.А., Зепалова Т.С. Развивайте дар слова.- М.: Просвещение, 1997.

Литература (продолжение) 14. Малышева Л.М. Пишем сочинение. Практический курс: Пособие для поступающих в вузы. – М.:ООО «Издательство Новая Волна», Мещерякова М.И. Сочинение: секреты успеха. Композиция, темы, жанры, образцы.- М.: Айрис-Пресс, Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: теория и практика написания: Учебно-методическое пособие. – М.: Наука; Флинта, Никитина Е.И. Эссе-воспоминание// Русский язык в школе, Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л., Мацыяка Е.В., Поремузова О.Е.. Обучение написанию сочинений разных жанров.- М.: Akademia, Озеров Ю.А. Раздумья перед сочинением: Учеб. пособие.- М.: Высш. шк., Озеров Ю.А. Экзаменационное сочинение на литературную тему: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Школа-Пресс, Попкова Л.В. Из опыта обучения написанию сочинений // Русский язык в школе, Русова Н.Ю. Как писать сочинение, изложение, диктант: Учеб. пособие для учащихся общеобразовательных средних школ, абитуриентов и их родителей.- Н.Новгород: ДЕКОМ, Рыбаков В.П. Обучение сочинению в старших классах.- М.: Учпедгиз, Творческие сочинения в старших классах / Под редакцией Н.В.Колокольцева.- М.: Просвещение, 1966.