1 Мельникова Мария Ивановна Учитель математики высшей квалификационной категории Лицей 1 г. Иркутск МАТЕМАТИКА – это, прежде всего, инструмент, которым.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Текстовые задачи по математике», 9 класс. Дистанционный курс.
Advertisements

Математику нельзя изучать, наблюдая, как это делает сосед! Нивен. А. презентацию подготовила учитель МАОУ «Лицей 62» г. Саратова Воеводина Ольга Анатольевна.
9 КЛАСС Задачи на движение Маисурадзе Анна Павловна МОУ «СОШ 113» г. Барнаул 2009 г.
1 2 Карта движения 3 Дворец измерений Расстояние Время Скорость.
Как находится расстояние, время и скорость на воде и в воздухе ©АВТОР: ученица 6 класса Грабина Яна ©МОУ Павловская СОШ, 2007 г.
8 класс Новосёлова Е.А. МОУ «Усть-Мосихинская СОШ»
А Л Г Е Б Р А 9 К Л А С С Использованы КИМ для подготовки к итоговой аттестации.
Национальный институт образованияАдамович Т.А., Кирись Г.В. Задачи на движение Текстовые задачи.
Решение заданий В13 (тест) по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике 2013 года Часть 2.
Задача 12 Из пункта A в пункт B одновременно выехали два автомобиля. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину пути.
Решение заданий В13 (тест) по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике 2013 года Часть 1.
Решение текстовых задач Задачи на движение по реке s=vt, s- путь, v-скорость, t- время.
Решение заданий В13 (задачи на движение) по материалам открытого банка задач ЕГЭ по математике 2013 года МБОУ СОШ 5 – «Школа здоровья и развития» г. Радужный.
3.8 Задачи на движение ГЛАВА III ДЕЛИМОСТЬ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ Школа 2100 school2100.ru Презентация для учебника Козлова С. А., Рубин А. Г. «Математика,
Сеть творческих учителей. Сообщество учителей математики. Творческая группа Мастерская. Мультимедийные презентации для уроков математики.
Основные цели решения текстовых задач : научить переводить реальные предметные ситуации в различные математические модели, обеспечить действенное усвоение.
112 11–х Моторная лодка прошла против течения реки 112 км и вернулась в пункт отправления, затратив на обратный путь на 6 часов меньше. Найдите скорость.
Урок математики в 6 классе по теме: «Задачи на движение по реке» Учитель первой категории МОУ «Лицей 2» г. Михайловска Стецова Людмила Николаевна.
«Текстовые задачи по математике», 9 класс. Дистанционный курс.
Тема: «Решение задач с помощью дробно-рациональных уравнений» Выход.
Транксрипт:

1 Мельникова Мария Ивановна Учитель математики высшей квалификационной категории Лицей 1 г. Иркутск МАТЕМАТИКА – это, прежде всего, инструмент, которым пользуются все науки без исключения

2 Основные принципы: Математика – единая наука Математика – живая наука с многосторонними связями Математика тесно связана с искусством и сама в значительной мере является видом искусства Психологические особенности учащихся золотое правило педагогики: новый материал можно предлагать тогда, когда созданы все необходимые условия для его усвоения

3 Серия уроков, сопровождающих основной курс математики: Физика на уроках математики: Линейная функция в задачах на движение Пропорциональность при решении прикладных задач Площадь в текстовых задачах Подобие треугольников при решении прикладных задач Квадратичная функция при решении прикладных задач Движения в геометрии Векторы при решении прикладных задач Математический анализ при решении прикладных задач (серия уроков) Математика для экономистов Логические задачи с экономическим содержанием Математические модели в экономике Текстовые задачи с экономическим содержанием Линейные неравенства и системы неравенств в задачах с экономическим содержанием Уравнение прямой с угловым коэффициентом в задачах с экономически содержанием

4

5 По основной дидактической цели: урок изучения нового материала По способу его проведения: сочетание различных форм – беседа, самостоятельная работа, работа у доски По форме проведения: сочетание различных форм – фронтальная, исследовательская

6 Освоить новый метод решения задач на движение, используя понятие – площадь как произведение двух измерений

7 Личностные: готовность и способность к выбору направления профильного образования Регулятивные: выбор эффективных путей и средств достижения целей. Контроль своих действий Коммуникативные: устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор Познавательные: практическое освоение методов познания

а b S = ab а b h S = ah h n S = nh, n – средняя линия S = nh n – средняя линия n h v t 0 S = vt а b Площадь как произведение двух измерений

9 v t 0 Равномерное движение v t 0 Равноускоренное движение v t 0 Равнозамедленно е движение v0v0 v0v0 Графики движений

Задача 8.1.В03 (б) Теплоход, скорость которого в неподвижной воде равна 12 км/ч, проходит по течению реки и после стоянки возвращается в исходный пункт. Найдите расстояние, пройденное теплоходом от исходного пункта до стоянки, если скорость течения равна 2 км/ч, стоянка длится 4 часа, а в исходный пункт теплоход возвращается через 16 часов после отплытия из него. По течению Стоянка Против течения V км/ч t ч S км x x x 14 x x 14 x =++ x = 70 1) S 1 = 14t S 2 = 10(12 – t) S 1 = S 2 2) 14t = 10(12 – t) 14t = 120 – 10t 24t = 120 t = 5 3) S = 14 5 S = 70 Ответ: 70

11 От движущегося поезда отцепили на ходу последний вагон. Поезд продолжает двигаться с прежней скоростью, а последний вагон равнозамедленно. Сравните пути, пройденные поездом и вагоном до момента остановки вагона. Решение: v t 0 В А С Ответ: Вагон прошел путь в 2 раза меньший, чем поезд

Лифт поднимается в течении трех секунд равноускоренно, достигая скорости 4 м/с. С этой скоростью лифт движется 6 с. Последние две секунды он движется равнозамедленно. Определите высоту подъема лифта. v(м/c) t(с) 0 Решение: Ответ: 34 м 3 911

13 Использование материала, изучаемого на уроках физики и геометрии, дает возможность применять различные методы для решения прикладных задач, которые способствуют лучшему пониманию задачи и упрощает ее решение

14 Мастерство, как и в любом ремесле, приходит с накоплением опыта и знаний Мастерство, как и в любом ремесле, приходит с накоплением опыта и знаний У НАС ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ

15 В момент, когда тронулся поезд, провожающий начал равномерно бежать по ходу поезда со скоростью 3 м/с. Принимая движение поезда равноускоренным, определите скорость поезда в тот момент, когда провожаемый поравнялся с провожающим. Решение: v(м/с) t(c) 0 В А С N 3 ? Ответ: 6 м/с 6

16 Пароход идет от Самары до Астрахани 5 суток, а обратно – 7 суток. Сколько времени плывут плоты от Самары до Астрахани? Решение I способ: Пусть S (км) – расстояние от Самары до Астрахани, v 1 = S/5 (км/сут) – скорость парохода от Самары до Астрахани, v 2 = S/7 (км/сут) – скорость парохода от Астрахани до Самары. Пусть v 0 (км/сут) – скорость реки, ( S/5 – v 0 ) км/сут или ( S/7 + v 0 ) км/сут – собственная скорость парохода. Получаем уравнение: S/7 + v 0 = S/5 – v 0, v 0 = S/35 (км/сут) – скорость реки, тогда t = S/v 0 = 35 (суток) Ответ: 35 суток

17 II способ: Пусть v (км/сут) – собственная скорость теплохода, v 0 (км/сут) – скорость течения (плота), t (сут) – искомое время, S (км) – расстояние от Самары до Астрахани. S = 5(v + v 0 ) = 7(v – v 0 ) = v 0 t, v = 6v 0, 5 7v 0 = v 0 t, t = 35 Ответ: 35 суток III способ: v t v+v 0 v-v t 1) 5(v + v 0 ) = 7(v – v 0 ), 5v + 5v 0 = 7v - 7v 0, v = 6v 0, 2) S = v 0 t = 5(v + v 0 ), v 0 t = 5 (6v 0 + v 0 ) v 0 t = 5 7v 0 t = 35 Ответ: 35 суток v0v0 Пароход идет от Самары до Астрахани 5 суток, а обратно – 7 суток. Сколько времени плывут плоты от Самары до Астрахани?

18 Катер плывет по течению из А в В а часов, а из В в А – b часов. Сколько времени будут плыть плоты из А в В? Предполагается, что собственная скорость катера постоянна. Пусть v (км/ч) – собственная скорость катера, v 0 (км/ч) – скорость течения (плота), t (ч) – искомое время, S (км) – расстояние от А до В. Решение v t v+v 0 v-v 0 v0v0 a b t a(v + v 0 ) = b(v – v 0 ), av + av 0 = bv – bv 0, (b – a)v = (b + a)v 0, Ответ:

19 Самолет пролетел расстояние между двумя городами при попутном ветре за 5 ч 30 мин, а при встречном ветре за 6 ч. Определите расстояние между городами, если скорость ветра была равна 10 км/ч. I способ: Пусть v (км/ч) –скорость самолета без ветра, v + 10 (км/ч) – скорость самолета при попутном ветре, v – 10 (км/ч) – скорость самолета при встречном ветре, S (км) – расстояние между городами. S = 5,5(v + 10) = 6(v – 10), v = 130 (км/ч) S = 6(230 – 10) = 1320 (км) Ответ: 1320 км

20 II способ: v t v+10 v ,5(v + 10) = 6(v – 10)), 5,5v + 55 = 6v ,5v = 115, v = 230, S = 6 (v – 10), S = 6 (230 – 10). S = 6 220, S = 1320 Ответ: 1320 км 5,5 Самолет пролетел расстояние между двумя городами при попутном ветре за 5 ч 30 мин, а при встречном ветре за 6 ч. Определите расстояние между городами, если скорость ветра была равна 10 км/ч.

21 Мотоциклист подсчитал, что при увеличении скорости на 10% он должен пройти круг по кольцевой дороге за 15 мин. На сколько процентов он должен увеличить скорость, чтобы пройти круг за 12 мин? v t 1,1v Пусть – на р%. v p v+ 100 Ответ: 37,5 %

Пловец плывет вверх против течения Невы. Возле Республиканского моста он потерял пустую флягу. Проплыв еще 20 минут против течения, он заметил свою потерю и вернулся догонять флягу. Догнал он ее возле моста лейтенанта Шмидта. Какова скорость течения Невы, если расстояние между мостами равно 2 км? v(км/ч) t(ч) v0v0 v-v 0 v+v 0 v 2 3 Решение: Нева с одинаковой скоростью несет и пловца и флягу. Поэтому раз пловец удаляется 20 минут от фляги (за счет собственной скорости), то 20 минут он будет догонять ее. Значит фляга плывет 40 минут. Ответ: 3 м/с

23 Пловец плывет против течения реки и встречает плывущую по течению пустую лодку. Продолжая плыть против течения еще t минут после момента встречи, он затем поворачивает назад и догоняет лодку в s метрах от места встречи. Найти скорость течения реки. v(м/мин) t(мин) 0 v0v0 v-v 0 v+v 0 v t Решение: S1S1 S2S2 Река с одинаковой скоростью несет и пловца и лодку. Поэтому раз пловец удаляется t минут от лодки (за счет собственной скорости), то t минут он будет догонять ее. 2t S 2 – S 1 = s, (v + v 0 )t – (v – v 0 )t = s, 2 v 0 t = s, Ответ:

24 Мальчик сбежал вниз по движущемуся эскалатору и насчитал 30 ступенек. Затем он пробежал вверх по тому же эскалатору с той же скоростью относительно эскалатора и насчитал 150 ступенек. Сколько ступенек он насчитал бы, спустившись по неподвижному эскалатору? v t 0 v0v0 v-v 0 v+v 0 v t Решение: Количество ступенек, насчитанное мальчиком, примем за меру времени, затраченного на спуск или подъем. Ответ: 50 ступенек

25 Теплоход, отчалив от пристани А. Спустился вниз по течению реки на 60 км до устья впадающего в реку притока и поднялся вверх по притоку (против течения реки) на 20 км до пристани В. Весь путь от А до В теплоход прошел за 7 ч. Скорость течения реки и скорость притока равны 1 км/ч. Найдите собственную скорость теплохода. Решение: v(км/ч) t(ч) 0 1 v-1 v+1 v t 7 v > 1, S1S1 S2S2 S 1 = 60, S 2 = 20 – не подходит, Ответ: 11 км/ч