Ш КОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ЭПОХИ ЦИФРОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Русская школьная библиотечная ассоциация «Введение в систему цифровых коммуникаций: учебный курс для сотрудников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Великий Новгород, 23 марта 2012 г.. Изменение информационной ситуации, обусловленной внедрением цифровых технологий, привело к утрате библиотеками былой.
Advertisements

Стандарты Требования к кадровым, финансовым, материально-техническим условиям Достижение планируемых результатов.
Информационно-коммуникационные технологии, как эффективные технологии создания информационно- образовательного пространства (среды). Дмитриева Юлия Викторовна.
1 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) предоставляют новые инструменты для сбора, хранения, обработки, представления.
Д.Д. Рубашкин эксперт НФПК Разработка учебных материалов нового поколения для средней школы в проекте «Информатизация системы образования»
Программа: Федеральный государственный образовательный стандарт в контексте государственной политики образования Зав. лабораторией общественно-гуманитарного.
Проект программы информатизации МОУ Мезенская средняя общеобразовательная школа учебный год.
Заведующая библиотекой МОУ «СОШ 31» Кузнецова Любовь Михайловна Основы информационной культуры учащихся.
Формирование ИКТ- компетентности обучающихся. Планируемые результаты освоения междисциплинарных программ Формирование универсальных учебных действий Формирование.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Уроки информационной грамотности школьников Уроки информационной грамотности школьников Семинар для школьных библиотекарей района Головицина Ю. Б., методист.
Роль школьного информационно - библиотечного центра в формировании ИКТ - компетентности участников образовательного процесса Роль школьного информационно.
Мастер-класс по теме: «Технологии и методы использования Интернет- ресурсов в библиотечной работе» Автор курса: Зинятова Татьяна Ильинична, заведующая.
Информационная культура как способ вхождения в информационное общество.
Школьная библиотека. «Сегодня именно школьные библиотеки способны стать авторитетными центрами просвещения и досуга молодежи, а потому важно придать им.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.
БИЦ БИБЛИОТЕЧНО- ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЦЕНТР МКОУ «Первокаменская СОШ » Библиотека- тихий дом души. Здесь жизнь в ином -духовном измереньи. Страничный шелест.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение ШКОЛА 337 Невского района Проект опытно-экспериментальной работы по теме: «Организация интерактивного.
Интеграция основного и дополнительного образования детей в условиях информатизации учебно-воспитательного процесса инновационной деятельности Трифанова.
Окружной педагогический Форум «Организация методической работы образовательного учреждения в условиях введения ФГОС»
Транксрипт:

Ш КОЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА ЭПОХИ ЦИФРОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ Русская школьная библиотечная ассоциация «Введение в систему цифровых коммуникаций: учебный курс для сотрудников библиотек образовательных учреждений» Москва, 13 апреля 2012 г.

Т РАНСФОРМАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО МАССИВА В ЦИФРОВУЮ ФОРМУ КАРДИНАЛЬНО МЕНЯЕТ ТРЕБОВАНИЯ КО ВСЕМ ИНСТИТУТАМ, СВЯЗАННЫМ С СОЗДАНИЕМ, ОБРАБОТКОЙ, РАСПРОСТРАНЕНИЕМ И ХРАНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИИ.

О БЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ УТРАТЫ БИБЛИОТЕКОЙ БЫЛОГО СТАТУСА В Сети накоплен огромный массив данных, потребляемых в повседневной жизни большинством жителей Земли, в том числе и источники, за которыми прежде обращались в школьные библиотеки. В бесплатном круглосуточном доступе представлены классические произведения художественной литературы, справочники и словари, репродукции произведений живописи и графики, музыкальные произведения и кинофильмы и многое другое.

Б ИБЛИОТЕКАМ НЕОБХОДИМО ИСКАТЬ ИНЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НИШИ ИЛИ ОПТИМИЗИРОВАТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КОТОРЫЕ БУДУТ ОТВЕЧАТЬ УРОВНЮ ТЕХНОЛОГИЙ И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СПРОСОМ У ОБСЛУЖИВАЕМОЙ АУДИТОРИИ.

З АДАЧИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ ЦИФРОВОЙ ЭПОХИ Информационное обеспечение учебного процесса. Реализация программы информационной грамотности (как среди учащихся, так и среди педагогического состава). Реализация программ по культурно- эстетическому воспитанию учащихся. Принятие на себя функции лаборатории активного познания.

И НФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Нынешний этап эволюции фонда библиотек образовательных учреждений связан с постепенным переходом от печатных источников к цифровым материалам. Использование «традиционного» учебного фонда и фонда дополнительных источников дополняется внимательным ознакомлением с цифровыми образовательными ресурсами по каждому предмету.

У ДАЛЕННОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ Обслуживание в стенах библиотеки сочетается с наличием виртуальной справочной службы, расположенной на сайте библиотеки (в минимальном виде - формы приема запросов). Перспективы развития ПО для школьных библиотек предусматривают создание персональных рабочих мест читателей на сайте библиотеки.

С ОПРОВОЖДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ Повышение значимости библиотеки за счет развития информационного обслуживания наиболее важных учебных проектов школы в беззапросном режиме или на основе долговременно действующих запросов. Формы информационного обслуживания предусматривают: регулярное доведение новой информации по исследуемой теме; обеспечение публикации результатов проектов в Интернет и/или профессиональной печати (описание опыта проведения проекта).

Б ИБЛИОТЕКА КАК ОБЩЕШКОЛЬНАЯ МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ Функция такой библиотеки - быть местом для выполнения учениками проектов, в том числе и совместных (групповых). Для этого библиотека должна быть оснащена полным набором необходимой техники, включая аппаратуру для видео- и аудиозаписи, сканер, фотокамеру и т.д.

Р ЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ Ведение программ информационной грамотности - одно из потенциально наиболее востребованных направлений деятельности школьных библиотек. В ситуации гигантского перепроизводства информации важной задачей является освоение лучшего из того, что накопило человечество и отказ от потребления информационного мусора. Роль библиотекаря-педагога заключается в умелом нахождении и оценке информационных ресурсов и, что еще более важно, обучении других их правильной оценке.

Ц ЕЛЬ ПРОГРАММЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ Научить учащихся эффективной работе со всеми видами данных, правильному сопоставлению сведений из разных источников, критическому отношению к получаемой информации, владению основами информационной безопасности. Важно научить распознавать предвзятость, отличать смысл от бессмысленности. Фактически - это новое направление в образовании - борьба с манипулированием сознанием, ярким примером чего является реклама.

Н АПРАВЛЕНИЯ РАБОТ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ Консультирование читателей при непосредственной работе с информационными массивами в разных форматах. Реализация комплексных образовательных программ, охватывающих весь спектр работы с источниками информации.

К ОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ Рост объемов данных усложняет задачу поиска релевантной информации для конкретного читателя и ее оценку. Главной задачей ныне становится не нахождение информации, а ее адекватная оценка. Библиотека в состоянии предложить профессиональную информационную поддержку на основе персонального подбора и оценки данных для каждого учащегося или педагога.

С ОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ Введение в систему информационных коммуникаций (институты системы коммуникаций, основные виды источников информации, эволюция информационного общества). Поиск информации, определение ее качества и легитимности (выбор оптимальных источников для поиска, методика составления запросов, понятие ИПЯ, критерии оценки данных, авторское право, понятие плагиата). Информационная безопасность (важность информационной безопасности, виды угроз, методы защиты информации, особенности размещение в Сети личных данных). Формирование собственных информационных ресурсов (приложения Вэб 2.0, основы библиографического описания, основы аннотирования).

П ЕРСПЕКТИВЫ БИБЛИОТЕЧНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ Принятие библиотекой школы функций полноправного учебного подразделения. Официальное оформление данного направления в качестве неотъемлемой составляющей деятельности библиотек, включая процедуры: сертификация библиотекарей-педагогов; утверждение учебных программ.

Р ЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ КУЛЬТУРНО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Постепенное сокращение площадей для хранения фонда (цифровые издания не нуждаются в пространстве) позволяет расширить зону для проведения различных мероприятий: выделить места для работы творческих групп, студий, интеллектуальных клубов. Библиотека, которая может быть переименована, например, в образовательно- творческий центр становится ядром всей деятельности школы по культурно- эстетическому воспитанию.

И ДЕАЛЬНЫЙ ОБРАЗ БИБЛИОТЕКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Библиотека – центр интеллектуального досуга образовательного учреждения (эдьютаймента). Постоянно открытая, гостеприимная, стимулирующая творчество и размышления. Место для встреч, совместной работы, дискуссий и обсуждений. В числе мероприятий – лекции, «суды» над литературными героями, интеллектуальные конкурсы и викторины. Библиотека в этом случае становится междисциплинарной лабораторией активного познания.

Г ЛАВНОЕ УСЛОВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ФУНКЦИИ Необходимо изменить законодательство, обеспечив библиотеки правом активно работать с цифровыми ресурсами. Получив право активно работать с цифровыми ресурсами библиотеки могут претендовать на роль канала легального распространения интеллектуального контента. То есть будут продолжать выполнять свою изначальную миссию.

В ТОРОЕ УСЛОВИЕ : ПОДДЕРЖКА СО СТОРОНЫ РУКОВОДСТВА Библиотеки самостоятельно, даже верно осознав и правильно расставив акценты собственной работы, не в состоянии кардинально изменить ситуацию. Требуется понимание и поддержка со стороны администрации УО. Но для этого библиотека должна четко ответить на вопрос – что она может дать учащимся и преподавателям.

Т РЕТЬЕ УСЛОВИЕ : ДИНАМИЗМ И ИННОВАЦИОННОСТЬ Нарастающая динамика изменений - отличительная черта информационного общества. Причина изменений – постоянное введение в обиход все новых технологических приложений. Одно из главных условий выживания – быстрая реакция на происходящие изменения. Для библиотек это выражается в оперативности предложения услуг, связанных с цифровыми технологиями.

Т РЕБОВАНИЯ К БИБЛИОТЕКАРЮ - ПЕДАГОГУ Библиотечная деятельность, основанная на цифровых приложениях, становится намного более интеллектуальной. Одновременно происходит резкое сокращение работ по всему циклу традиционных процессов (комплектование-каталогизация-обращение) при расширении консультационной и образовательной и просветительской составляющих. Основный навык библиотекаря-педагога будет сводится к консультированию при работе со всем многообразием информационных ресурсов и умению обучать читателей приемам работы с данными.

Н ЕПРЕМЕННОЕ УСЛОВИЕ ВЫЖИВАНИЯ БИБЛИОТЕКИ – ОСОЗНАНИЕ ГЛОБАЛЬНОСТИ ПРОИСХОДЯЩИХ ИЗМЕНЕНИЙ И НЕОБХОДИМОСТИ МЕНЯТЬСЯ, ДАБЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ТРЕБОВАНИЯМ ЦИФРОВОГО ОБЩЕСТВА.