Скачать презентацию
Идет загрузка презентации. Пожалуйста, подождите
Презентация была опубликована 10 лет назад пользователемМаргарита Юкина
1 Великий Новгород, 23 марта 2012 г.
2 Изменение информационной ситуации, обусловленной внедрением цифровых технологий, привело к утрате библиотеками былой привлекательности для населения. Кроме того, библиотека утратила в обществе монополию на информационное обслуживание.
3 В Сети накопился огромный массив данных, потребляемых в повседневной жизни большинством населением планеты. В бесплатном круглосуточном доступе представлены ежедневные новости и кулинарные рецепты, результаты футбольных матчей и классические произведения художественной литературы, справочники и словари, репродукции произведений живописи, музыкальные произведения и кинофильмы.
4 Распространение Интернет породило новые возможности для профессионального информационного обслуживания (режим доступа 24/7, отсутствие расстояний, постоянное пополнение массива данных). Открывшимися возможностями не замедлили воспользоваться различные бизнес-структуры и даже отдельные граждане. В числе конкурентов библиотек бесплатные Интернет-коллекции, коммерческие полнотекстовые базы данных, научные репозитории (архивы).
6 Предоставление доступа к информационным массивам (как в стенах, так и за пределами библиотек). Информационное сопровождение исследовательских групп. Реализация программ информационной грамотности. Создание комфортной среды для плодотворного научной коммуникации.
7 Обслуживание в стенах библиотеки Предоставление доступа к коммерческим полнотекстовым базам данных. Расширение ассортимента предлагаемых читателям услуг (IP-телефония, т.п.). Обслуживание удаленных пользователей Виртуальные справочные службы Создание персональных рабочих мест на сайтах библиотек для читателей (связано с разработкой нового поколения ПО для библиотек). Выдача изданий в электронной форме за пределы библиотеки и предоставление читателям возможности сохранения источников, полученных из Сети для личного использования.
8 Главный акцент в деятельности библиотек, обслуживающих науку и образование в настоящее время необходимо переносить на работу библиотекарей в научных коллективах. Наиболее эффективно постоянное информационное сопровождение научных исследований групп ученых и студентов: регулярное доведение новой информации по исследуемой проблеме обеспечение восходящего потока результатов исследований научных группы (публикация результатов в открытых архивах, журналах)
9 Информационное обслуживание – специфическая область деятельности, требующая специальных знаний и навыков. Формы обслуживания: Отслеживание и постоянное доведение сведений о новых публикациях по проблеме (установка «фильтров» Alerts в различных базах данных, каталогах библиотек и поисковых системах). Обзоры наиболее важных публикаций по теме Консультирование членов научных групп по оптимальной публикации результатов исследований.
10 Одно из потенциально наиболее востребованных направлений деятельности библиотек. Цель – научить читателей эффективной работе со всеми видами данных, правильному сопоставлению сведений из разных источников, критическому отношению к получаемой информации, владению основами информационной безопасности.
11 Консультирование пользователей при непосредственной работе с цифровыми информационными массивами. Реализация комплексных образовательных программ, охватывающих весь спектр работы с источниками информации.
12 Рост объемов данных усложняет задачу поиска релевантной информации для конкретного читателя и ее оценку. Главной задачей сегодня становится не нахождение информации, а ее адекватная оценка. Библиотека в состоянии предложить профессиональную информационную поддержку на основе персонального подбора и оценки данных для каждого читателя.
13 Выведение «электронного правительства» на серьезный уровень и внедрение его в повседневную жизнь страны предполагает наличие учреждений, помогающих гражданам в работе с данными ресурсами. Библиотеки более каких-либо других учреждений имеют возможность выступить в качестве опорных центров доступа к услугам электронного правительства. Задача библиотек - гарантировать доступ всех граждан к электронным госуслугам и обеспечить квалифицированную консультационную поддержку при работе с ресурсами государственных и социальных услуг.
14 Главная отличительная черта - принятие библиотекой функций образовательного подразделения. Будущее библиотек во многом зависит от того в какой мере ее образовательные программы будут востребованы обслуживаемым сообществом.
15 От курсов общей компьютерной грамотности до образовательных программ, интересных всем категориям читателей. Разработка профильных специализированных курсов, охватывающих все сферы, связанные с использованием информационных ресурсов.
16 Необходимо официальное оформление данного направления в качестве важной составляющей деятельности библиотек. Сопутствующие процедуры: сертификация библиотекарей-преподавателей утверждение учебных программ получение лицензий на образовательную деятельность.
17 Введение в систему информационных коммуникаций* (институты системы коммуникаций, основные виды источников информации, понятие информационного взрыва, эволюция информационного общества). Поиск информации, определение ее качества и легитимности (выбор оптимальных источников для поиска, методика составления запросов, понятие информационно-поисковых языков, критерии оценки данных, авторское право, понятие плагиата). *Все пункты нуждаются в изменении «академических» названий на более привлекательные для читателей разных возрастов и уровней подготовки.
18 Информационная безопасность (важность информационной безопасности, виды угроз, методы защиты информации, особенности размещение в Сети личных данных). Формирование собственных информационных ресурсов (приложения Вэб 2.0, основы библиографического описания, основы аннотирования). Использование электронных государственных и социальных услуг (виды госуслуг в Сети, защита прав и свобод, здравоохранение, ЖКХ, страхование, строительство и операции с недвижимостью, налоги и сборы).
19 Сокращение объемов бумажных фондов требует переосмысления подходов к использованию библиотечного пространства. Видятся два направления: в дневное время – превращение академических библиотек в места научной коммуникации (занятия научных групп); в вечернее – место интеллектуального досуга.
20 В цифровом обществе резче проявляется дефицит живого общения. Задача библиотек - объединить вокруг себя ищущих, активных людей. Позиционировать себя в качестве площадки для интересных мероприятий. При проведении увлекательных мероприятий читатели приходят сами. Библиотеки должны всячески стимулировать интерес людей к образованию, знанию и, в конечном счете - чтению, формируя себе «клиентскую базу».
21 Привлечь в библиотеку любым способом (включая различные флэш-мобы), напомнить, что она существует.флэш-мобы Во время визита в максимально возможной степени познакомить с сервисами, которые могут заинтересовать потенциальных читателей. Создать в библиотеке приветливую комфортную атмосферу. В том числе изменить режим работы в интересах читателей (до 20 часов в рабочие дни и в один из выходных).приветливую комфортную атмосферу
22 В структуре деятельности библиотеки все большее место будут занимать несвойственные библиотекам функции: проведение концертов, экскурсий, выставок, клубов различного профиля и т.п. мероприятий. За роль центров интеллектуального досуга предстоит серьезно бороться с музеями, лекториями, существующими досуговыми центрами и т.п.
23 Выдача «живых книг» в городской библиотеке Лондона.городской библиотеке Лондона Выдача… собаки для снятия стресса студентам Йельской Юридической Школы (выдается на 30 минут в библиотеке Школы).библиотеке Школы Библиотечная служба знакомств (знакомство начинается с разговора о любимых книгах).служба знакомств Библиотека «за стеклом» (Центральная б- ка г. Копейска Челябинской области).за стеклом
24 Вадим Степанов
Еще похожие презентации в нашем архиве:
© 2024 MyShared Inc.
All rights reserved.