Умение выявлять, идентифицировать проблему, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и его реализовывать. Автор.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Стили реагирования в конфликтных ситуациях Сколько раз тебе говорить… А,а,а…
Advertisements

Классный час. Подготовила: Удовина Марина Сергеевна, МБОУ «Самаринская ООШ»
Межличностные конфликты и их разрешение Бочкарёва Т.Н., учитель обществознания МАОУ «Лицей «62»
Участие социального педагога в профилактике и разрешении конфликтов.
Основы бесконфликтного общения Автор Масенко С.В. кл. руководитель гр.38П РГКИУ, 2010г.
Конфликтная ситуация и пути ее решения. ЦЕЛЬ: Адекватное поведение в конфликтной ситуации, выбор эффективной стратегии поведения в конфликтной ситуации.
Учимся предотвращать и разрешать конфликты Ситуативный практикум.
Конфликт в межличностных отношениях. конфликты изучают социологияполитология социальная психология юриспруденцияфилософиялогика.
Тема собрания: «Конфликтные ситуации учитель - родитель» Разработала преподаватель ИВТ Бумина С.П.
Как «слушать» и «слышать» подростка Практическое руководство для заинтересованных родителей.
Как вести себя в конфликтной ситуации Анисимова Полина и Лина Давидян, ученицы 6 класса «Б».
Взаимодействия родителей и педагогов в процессе интегрированного обучения. Успешное решение проблем ребенка немыслимо без участия родителей. Но родители.
Разрешение конфликтных ситуаций в школе Гончарова Марина Владимировна Педагог-психолог МОУ СОШ 12.
Конфликт (от лат. coпflictus - столкновение), согласно толковому словарю, трудноразрешимое противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными.
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ. 6 КЛАСС
Работу выполнили: Самуленкова Ольга АндреевнаСамуленкова Ольга Андреевна Гончарова Наталья ВладимировнаГончарова Наталья Владимировна Группа 8434,2 курс.
Руководители: Виноградова Ирина Васильевна. Специальность: учитель истории; психолог и преподаватель психологии. Любимова Светлана Владимировна. Специальность:
СЕМИНАР Тема: «Конфликт – это хорошо или плохо?».
«Навыки личной и профессиональной эффективности» Приемы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций, или Конфликты в нашей жизни: способы решения.
КОНФЛИКТ конфликт обычно рассматривается как такое качество взаимодействия между людьми (или элементами самой личности), которое выражается в противоборстве.
Транксрипт:

Умение выявлять, идентифицировать проблему, находить и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и его реализовывать. Автор программы курса: Мальцева Анжела Владимировна МОУ СОШ « Шерьинская- Базовая школа» Научный руководитель: Таизова Ольга Сергеевна ПГУ год

Краткосрочный учебный курс по формированию универсального учебного действия рассчитан на 8-10 часов для группы детей начальной школы и младших подростков ( с 4- го по 6- й класс ). Учебная программа может быть реализована в урочное ( факультатив ) или внеурочное время ( классный час ) для группы учащихся до человек.

Сформированное у учащихся умение разрешать разного рода конфликты конструктивным способом, которое они демонстрируют при выполнении итогового задания, а также в повседневной деятельности. Отслеживая качество освоения материала и сформированных действий по промежуточным результатам, курс может быть продлён или изменён по усмотрению учителя, но последовательность и основные моменты должны быть сохранены.

Идентификация ситуации как конфликтной и уточнение собственных представлений по теме Фиксация своего обычного поведения в конфликтной ситуации Теория конфликта. Формирование представлений о стилях реагирования и способах выхода из конфликта, овладение навыками конструктивного общения. Подведение итогов курса. Контрольные задания. Прописывание правил ведения конфликтных разговоров.

Вариант 1. Создание ситуации - провокации ( 5-6 мин.) с целью вовлечь детей в коллективное обсуждение проблемы, фиксирования своих эмоций и отношения к подобной ситуации ( пример : выдача ученикам однотипных заданий или задач, но разных по количеству или наоборот без договорённости с учащимися ; объявление ученикам о необходимости задержаться в конце недели, после всех уроков ещё на 2 часа без объяснения причины ). Вариант 2. Уже сложившиеся стихийно ситуация межличностного или группового конфликта в классе, которая требует решения. Упражнение по обобщению своих знаний в области конфликтологии методом синквейна. Синквейн - форма литературного текста, которая позволяет обобщить фактический или ассоциативный материал по какой - либо теме. Состоит из 5 строчек : определяемое понятие по ассоциации ; 2 прилагательных к нему ; 3 глагола к нему ; фраза из 4- 5 слов ; вывод ( обобщающее понятие, синоним и т. п.)

Конфликт – это напряжение в отношениях людей из - за их противоречий, это столкновение разных мнений, стремлений, мотивов, это борьба сторон.

Осознал и идентифицировал подобные ситуации как конфликтные ( не осознал, не идентифицировал ); Выразил ( положительно, отрицательно, неопределённо ) своё отношение к конфликту ; Дал своё определение конфликту ( верное, почти верное, приблизительно правильное, неверное, далеко неверное ); Для обозначения конфликта подобрал не менее 2 прилагательных и 3 глаголов ; Выразил своё отношение к конфликту, записав фразу не менее чем из 4-5 слов. Подобрал правильно ( неправильно ) синонимы к слову « конфликт », таким образом определил ( не определил ) сущность конфликта как явления.

Сюжетно - ролевая игра « Мельница ». Цель : проживание участниками « мелких » конфликтных ситуаций, осознание своего обычного поведения в ситуации спора. Равное число участников образуют два круга ( один внутри другого ), встают лицом друг другу и разыгрывают в парах мелкие диалоги - ситуации, которые задаёт ведущий. Диалог длится 2 минуты. После каждого диалога, каждый участник меняет партнёра, разыгрывая следующий эпизод. Примеры ситуаций для разыгрывания : Роль контролёра автобуса и роль безбилетного пассажира ; Роль вечно опаздывающего ученика и раздражённого учителя. Роль ученика, списывающего задания у соседа и учителя, который это заметил ; Жилец, которого залил сосед сверху и роль соседа, живущего выше этажом ;

Продукт : мини - сочинение ( описание своего поведения в предлагаемых ситуациях ). Критерии оценивания : ученик описывает свое поведение в следующих аспектах : эмоции, действия, слова, причина моего поступка ( мотив ) ( Уровни : ученик описывает свое поведение во всех 4- х аспектах ; ученик описывает свое поведение в 2-3 из указанных аспектов ; ученик описывает свое поведение 1-2 словами ) ученик приводит примеры конфликтных ситуаций ( Уровни : приводит 2-3 примера ; приводит 1 пример ; приводит 2-3 примера, но 1-2 из них не могут рассматриваться как конфликтные ситуации ; не приводит примеров или приведенный пример не может быть идентифицирован как конфликт )

1. Просмотр видеосюжета и коллективное обсуждение конкретной школьной конфликтной ситуации. В ходе обсуждения обозначается вид конфликта, определяются участники, поведение, мотивы, интересы сторон, стадии протекания конфликта, провоцирующие слова участников, выходы и последствия для участников ; 2. Формирование представлений о стилях реагирования и стратегиях выхода из конфликта ( ролевое разыгрывание сказки, соотнесение стратегий со сказочным героем ); 3. Оценка результатов 2- го шага : ролевые игры, тренинговые упражнения, совместный разбор ситуаций ; 4. Овладение навыками конструктивного взаимодействия, результатом которого является умение построить « я - высказывание » в диалоге, использование приёмов бесконфликтного общения в игре, прописывание или обсуждение правил ведения конфликтных разговоров ( работа в группах );

« акула » « медвежонок » « лиса » « черепаха » « сова » избегание сотрудничество приспособление компромисс соперничество

Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, стремление добиться своих интересов в ущерб другому. Человек активен, разрешает конфликт естественным путём, не заинтересован в сотрудничестве, но способен на волевые поступки. Остаются чувство вины и сожаления. Стратегия делает вас непопулярным.

« Будет так, как я сказал !»

Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы. Вы уступаете, но при этом сохраняете хорошие отношения с другой стороной.

« Будь по - твоему »

Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта. Характеризуется отсутствием внимания как своим интересам, так и к интересам партнёра. Вы выигрываете время, надеетесь, что ситуация разрешится сама собой. Однако проблема может так и остаться нерешённой.

« Не сейчас, потом. Или вообще никогда »

Человек озабочен и сохранением отношений и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает. Частичное удовлетворение интересов каждого из сторон.

« Тебе чуть - чуть и мне чуть - чуть »

Стиль позволяет учесть интересы обеих сторон, найти взаимовыгодный вариант, который устраивал бы обоих. Человек активно участвует в разрешении конфликта. Стиль делает вас партнёрами, а не врагами. Сохраняет добрые отношения. Этот стиль требует много времени, сил, умений, однако успех не гарантируется.

« Тебе хорошо – и мне хорошо »

Контрольное задание детям. Вариант 1. Инсценировка конфликтных споров в различных ситуациях ( в классе, школьной столовой, библиотеке, школьном дворе, дома, на улице, в магазине и т. д.) и способа разрешения. Выполняется по группам, ситуации предлагаются или придумываются самими участниками. Вариант 2. Выступить в роли медиатора ( примирить две конфликтующие стороны, дать советы ). Вариант 3. Предлагаются примерные спорные ситуации для каждого. Необходимо прописать самостоятельно все варианты разрешения конфликта и его последствия, обозначить конструктивный способ. Критерии оценки для 3 варианта : Учащийся предлагает все возможные варианты разрешения ситуаций ( Уровни : перечислены все варианты – 10 баллов ; перечислены большинство возможных вариантов баллов ; перечислено менее половины вариантов – 3-5 баллов ; варианты разрешения ситуации не предложены – 0 баллов ) Ученик прогнозирует возможные последствия всех вариантов разрешения ситуаций ( Уровни : адекватный прогноз всех зафиксированных вариантов разрешения ситуации – 10 баллов ; адекватный прогноз части вариантов разрешения ситуации – 6-8 баллов ; отсутствие прогноза для части вариантов – 4-5 баллов ; отсутствие прогнозов или их неадекватность – 0 баллов ) Ученик предлагает и обосновывает конструктивный выход ( Уровни : предлагает конструктивный выход и адекватно обосновывает свой выбор - 10 баллов ; предлагает конструктивный выход, но не обосновывает его или обосновывает неадекватно баллов ; не может предложить конструктивного выхода или предлагает не конструктивный выход - 0 баллов ) Завершением курса может быть медиа - урок для старших, тренинговое упражнение для младших « круг мира и согласия », музыкальное сопровождение ( коллективная песня ), письменное составление правил для себя и друга.

* * * Других не зли и сам не злись, Мы гости в этом бренном мире. И, если что не так, смирись, Умнее будь и улыбнись. Холодной думай головой. Ведь в мире всё закономерно : Зло излученное тобой, к тебе вернётся непременно. Омар Хайям

1. Твои чувства ! Говори только о своих чувствах, а не о промахах других. 2. Научись слушать собеседника ! Внимательно слушать - это значит слышать слова, которые он говорит, и стараться понять его чувства. 3. Извинись ! Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить конфликт. 4. Переговоры ! « Давай без обид обсудим ситуацию » 5. Компромисс ! « Я сделаю это, а ты сделай вот это ». 6. Отложи обсуждение ! « Сейчас я устал. Давай поговорим завтра » 7. Привлеки посредника ! Это значит попросить кого - то, кто не участвовал в конфликте, помочь вам.

Спасибо за внимание. Мудрых вам решений!

Галустова « Конфликтология в вопросах и ответах » Москва 2008 Картушина Е. П. Романенко Т. В. « Психологический комфорт в школе : как его достичь » 2009 Сборник методических материалов « Это вечная тема – конфликт !» Пермь 2009 Сборник методических материалов « Современные подходы в организации деятельности педагога - психолога образовательного учреждения » Пермь « Техника педагогического общения » Практикум для учителей. Н А. Ольшанская К. Фопель « Как научить детей сотрудничать ?» Москва 2001 Осипова Е. А. Чуменко Е. В. « Конфликты и методы их преодоления » О. А. Вершинина « Групповые тренинги со старшеклассниками » Волгоград 2008 Газета « Начальная школа » 3 февраль 2008