Проблемы разработки стратегий социально-экономического развития на уровне субъектов Российской Федерации в контексте федеративной реформы Гордеев А. И.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления деятельности органов власти по стимулированию экономического роста Заместитель губернатора Н.Ю. Белых Пермь, 1 октября 2004.
Advertisements

Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Состояние в условиях кризиса, инструменты поддержки, эскизы перспектив развития МОНОГОРОДА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
ТЕМЫ ПРЕЗЕНТАЦИЙ ПО РЭиУ (задания для заочного обучения)
Государственное регулирование экономики (на примере Свердловской области)
Комплексная программа развития международного и межрегионального сотрудничества субъекта РФ Москва, 2008.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Система государственного стратегического планирования Министерство экономического развития Российской Федерации Москва,
Стратегия в системе муниципального управления и планирования 19 мая 2010 г. г. Амурск.
О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА.
ИНВЕСТИЦИИ в комплексное развитие регионов на базе территориально-производственных КЛАСТЕРОВ.
Губернатор Омской области, Председатель Правительства Омской области Виктор Иванович Назаров О приоритетных задачах и направлениях развития потребительского.
Москва, 3 апреля 2012 г. Приоритеты долгосрочного экономического развития России Министр экономического развития Российской Федерации Э.С.Набиуллина.
Местное Экономическое Развитие Ефанов В.В. Презентация учебного модуля в рамках совместного проекта IMUG.
1 Программа повышения финансовой устойчивости предприятий региона Москва, 2009.
Бюджетирование, ориентированное на результат в Федеральной службе по тарифам.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Транксрипт:

Проблемы разработки стратегий социально-экономического развития на уровне субъектов Российской Федерации в контексте федеративной реформы Гордеев А. И. Центр «Открытая экономика». Москва, 21 декабря 2004

Базовые пропорции. Общеэкономические пропорции (региональное воспроизводство в экономике государства ). Структурные пропорции (соотношения между основными элементами конструкции региональной экономики ). Социально-экономические пропорции (уровень жизни населения ). Экономико-демографические пропорции (соотношение между демографическим и экономическим потенциалом, направленность миграционных процессов ). Экономико-экологические пропорции (соотношение между природным потенциалом и уровнем социально- экономического развития ). Финансово-экономические пропорции (кругооборот материальных и финансовых ресурсов, распределение компетенции между управляющими структурами ). (ИЭиООП СО РАН).

Задачи стратегии социально- экономического развития анализ текущего состояния экономики области; анализ основных тенденций и логики экономического развития за последние годы; оценка потенциальных угроз в среднесрочном периоде; разработка системы стратегических целей; оценка возможных способов достижения стратегических целей; разработка концепции развития с учетом соответствующих федеральных программ; постановка задачи на разработку Программы социально- экономического развития региона, включая элементы схемы развития и размещения производительных сил.

Экономический потенциал сравнительная характеристика (в расчете на душу населения, 2003 год)

Социальное развитие сравнительная характеристика, 2003 год СмертностьПродолжительность жизни ЗаболеваемостьПреступность

Разнообразие подходов к выбору социальных индикаторов (Примеры) (ВШЭ) Уровень удовлетворения первичных потребностей Уровень бедности (материального достатка) Модели благосостояния (Sen, Шевяков, Кирута, Коленников) Модели оценки уровня накопления человеческого потенциала (Кендрик, Беккер, Ильинский, Рощин) Интегральные индикаторы качества жизни ИИКЖ (Айвазян С.А.) Модели оценки уровня человеческого развития ИЧР: ООН, World Bank Объективная оценка: Отчеты государственных агентств: The State of Working America; Social Trends (UK); Social and Cultural Report (Netherland) Субъективная оценка Оценка индивидом «уровня удовлетворенности своей жизнью» (Veenhoven R.) Ценность жизни (Costa, Kahn, Heckman, Nordhaus) Степень рациональности индивидуумов (Feldstein M.) Линии бедности (Cantril, Van Praag, Frijters)

Положение Пермской области среди регионов РФ по качеству жизни населения Уровень благосостояния Качество населения Качество социальной сферы (приведены данные рейтинга по 79 субъектам РФ без учета автономных округов)

Стратегические задачи. Стимулирование экономического роста. Повышение эффективности бюджетных расходов.

Последовательность шагов к разработке Стратегии развития. Осознание уровня проблем. Первичная идентификация проблем. Принятие базовой системы показателей и критериев. Выбор основных стратегических задач. Формирование структуры для решения стратегических задач. Выход на Стратегию и Программу социально-экономического развития.

Эффективность бюджетных расходов Постановка цели Формирование стандартов и регламентов Расчет себестоимости Конкурсное размещение

Целевые показатели экономического роста Доходы населения, в том числе на душу населения, дифференциация по группам населения и по территориям региона. Доходы консолидированного бюджета, в том числе на душу населения, дифференциация по территориям. Инвестиции, в том числе на душу населения, дифференциация по территориям, структура по источникам.

Инструменты экономической политики на региональном уровне Налоговая и тарифная политика Политика бюджетных расходов, оказание бюджетной поддержки, привлечение займов Привлечение федеральных финансовых средств Лоббирование интересов предприятий в федеральных ведомствах и национальных компаниях Политика в сфере управления государственной собственностью и земельными ресурсами Выдача лицензий, установление нормативов, иные административные процедуры

Общеэкономическая политика формирование организационно-политической инфраструктуры в форме регионального совета по конкурентоспособности (цель: достижение консенсуса, обратная связь); проведение налоговой политики, направленной на снижение платежей бизнеса в бюджет (налоговые льготы, пониженные ставки и т.д.) в приоритетных отраслях и территориях; проведение тарифной политики, направленной на формирование оптимального уровня тарифов в сравнении со среднероссийским уровнем и стабильное развитие соответствующих отраслей; предоставление адресной поддержки инвестиционных проектов с целью привлечения инвестиций в приоритетные отрасли и территории, целевое привлечение инвесторов; создание инфраструктуры государственной поддержки инвестиций для увеличения числа участников инвестиционной деятельности на территории региона; развитие малого предпринимательства с целью увеличения доли субъектов малого предпринимательства в ВРП и числа занятых на малых предприятиях, и развития субконтрактных отношений в традиционных кластерах; проведение инновационной политики, направленной на коммерционализацию наукоемких проектов на территории региона, характеризуемой количеством таких проектов и объемом инвестиций; развитие сферы гостеприимства с целью увеличения числа туристов, приезжающих на территорию региона и инвестиций в развитие соответствующей инфраструктуры; содействие расширению рынков сбыта для региональных производителей с целью увеличения объемов производимой продукции; привлечение федеральных финансовых ресурсов на развитие области.

Приоритеты структурной политики лесопромышленный кластер; строительство и производство строительных материалов; машиностроение и металлообработка; АПК и пищевая отрасль промышленности; развитие транспортной и логистической инфраструктуры, в том числе развитие транспортных коридоров, транспортных узлов и повышение транспортной доступности; образование и здравоохранение как элементы соответствующих традиционных кластеров

Экономика Пермского края в 2010 году Объем ВРП, производимый в крае должен достигнуть 320 млрд. рублей (в ценах 2001 года). Дальнейшие ежегодные темпы роста ВРП составлять не менее 4%. В экономике края должны соблюдаться эффективные структурные, социально- экономические и экономико-демографические пропорции Величина краевого бюджета должна быть не менее 48 млрд. рублей. Доля платных услуг в отраслях образования и здравоохранения должна составлять не менее 20% от общего объема оказываемых услуг.

Основные структурные пропорции к 2010 году между добывающими и перерабатывающими отраслями (не менее 40% краевого объема производства должно быть сосредоточено в перерабатывающих отраслях); Кроме того, доля сферы услуг в ВРП региона должна быть не ниже среднероссийского уровня; объем производства в малом бизнесе должен составлять не менее 25% от общего объема производства; доля научной и наукоемкой продукции в общем объеме производства должна быть не менее 10% в общем объеме производства; 85% трудоспособного населения должно получать среднемесячную зарплату превышающую удвоенную величину прожиточного минимума; 80% территорий, управленческих округов должны быть экономически самообеспечивающимися; экономика края должна быть устойчиво интегрирована в экономику страны и мировую экономику, особенно за счет транспортной инфраструктуры и продукции высокого передела; уровень занятых в экономике края специалистов с высшим образованием должен быть не ниже места по стране; на территории края должно производиться не менее 60% продукции потребительского спроса; по транспортной доступности край должен занимать не ниже 20 места по стране; по уровню обеспеченности жильем край должен находиться не ниже 8-10 места по стране; по относительному числу выданных средне- и долгосрочных кредитов населению край должен находиться в первой пятерке по стране.

Факторы воздействия законодательные ограничения, накладываемые федеральным центром, макроэкономические установки, которые реализуются с позиций сбалансированности экономики страны в целом, политические и административно-процедурные ограничения сверху, агрессивная или неагрессивная политика регионов- соседей (конкурентов), «наследие прошлых лет» в формировании распределения по территории края производительных сил (в том числе, «проблема моногородов»), предстоящие флуктуации в политическом и территориально-административном устройстве РФ, глобально-экономический контекст

Направления практического взаимодействия с федеральным центром. Развитие транспортной инфраструктуры Пермского края (предметы совместного ведения с Российской Федерацией) Развитие наукоемких, высокотехнологичных и инновационных секторов на территории Пермского края. Развитие кластеров. Административная реформа.

Основные сложности Осознание необходимости в Стратегии и Программе, как документов для исполнения. Существующая административная модель и система управления. Существующая культура управления, все процессы построены под логику годовых перераспределений бюджета. Отсутствие опыта программно-целевого подхода. Имеющиеся областные целевые программы, как правило, являются формой «поддерживающих» инвестиций для отраслевиков. Отсутствие квалифицированных кадров в органах исполнительной власти (~ 10-15%). Отсутствие качественной и оперативной информации. Процедура согласования интересов и выбора приоритетов. Процедура достижения консенсуса с бизнесом. Отсутствие четкой региональной политики со стороны федерального центра. Крайне узкие рамки и отсутствие нормальной мотивации для стимулирования экономического развития региональными властями. Отсутствие четких и «безопасных» моделей для развития частно- государственного партнерства.

Базовые федеральные реформы для регионов Реформа местного самоуправления. Реформа межбюджетных отношений. Монетизация льгот. Административная реформа. Новый механизм назначения губернаторов.

Федеральные ведомства, определяющие региональную политику МЭРТ. Минфин. Министерство регионального развития. Аппарат Правительства. В какой-то степени Управление внутренней политики Администрации Президента.