«Русская православная церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале XX вв.» Отчет о результатах исследований по VI этапу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Русская православная церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале XX вв.» Отчет о результатах исследований по V этапу.
Advertisements

Содержание аккредитационной экспертизы. Основополагающие документы ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.
Разработка механизмов совместной деятельности Финансового университета, образовательных учреждений среднего общего образования, реализующих программы профильного.
Министерство образования и науки Российской Федерации НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о выполнении 3 этапа Государственного контракта от 5 октября.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ выполненных работ по 1 этапу Государственного контракта на выполнение работ (оказание услуг) от «13» октября 2011 г. 06.Р «Создание.
ПРОГРАММА СРЕДНЕСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ НАУЧНОЙ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТГАМЭУП НА ПЕРИОД
Все зависит от нас… Зав. отделом инновационной работы Елена Александровна Афанасьева.
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КУБАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ Заседание.
«Церковно-школьное образование в Российской империи: XIX – начало XX вв.» Отчет о результатах исследований по III этапу Государственного контракта 563.
Представление концепции обеспечения координационной деятельности в сфере образования в части третьего этапа сопровождения курса «Основы религиозных культур.
Первичная инновационная площадка на базе ГБОУ ВПО МГПУ «Формирование социально- профессиональной компетентности студентов в процессе исследовательской.
ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА ПОРУЧЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА 2 августа 2009 г. Пр-2009 Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения.
Москва сентября 2012 Профессионально-общественные обсуждения «Результаты деятельности сети ФИП в 2012 году» Государственное бюджетное образовательное.
Программа эксперимента «Мониторинг качества образования в современной школе»
Соискатель – Шахназарян К.В. Научный руководитель – кандидат юридических наук Семенюк Д.П.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Министерство образования и науки Российской Федерации ПРЕЗЕНТАЦИЯ ВЫПОЛНЕННЫХ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ПО 2 ЭТАПУ Программа: Федеральная целевая.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ 07.Р «Апробация различных типов интерактивных мультимедийных электронных учебников (ИМЭУ) в общеобразовательных учреждениях.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации НАУЧНАЯ ШКОЛА «Теория национальной финансовой системы»
Транксрипт:

«Русская православная церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале XX вв.» Отчет о результатах исследований по VI этапу Государственного контракта П 1142 от 02 июня 2010 г. «Русская православная церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале XX вв.» в рамках мероприятия «Проведение научных исследований молодыми учеными-кандидатами наук» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на годы

«Русская православная церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале XX вв.» Объекты исследования на VI этапе: начальные (одноклассные и двухклассные церковно-приходские, школы грамоты, воскресные); учительские (второклассные и церковно-учительские) церковные школы Европейской части России во второй половине XIX-начале XX веков.

«Русская православная церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале XX вв.» Цель - изучение условий труда и быта, материального положения учителей, системы подготовки учителей для церковных школ разных регионов европейской части страны в дореволюционный период.

«Русская православная церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале XX вв.» Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: выявить, изучить и обработать разнообразные по типу источники, прежде всего, архивные по церковно-школьному образованию; исследовать педагогический состав церковных школ; изучить социальное положение учителей; выявить продолжительность учебной нагрузки учителей церковных школ; изучить систему и принципы материального вознаграждения учителей; изучить систему поощрения учителей церковных школ; проанализировать уровень обеспеченности учителей различных типов церковных школ; определить причины различного уровня подготовки учителей школ ведомства православного исповедания; обозначить причины недостаточности квалифицированных специалистов в церковных школах; выявить меры, принимаемые церковно-школьным управлением по повышению квалификации педагогических кадров; изучить особенности подготовки учителей в духовно-образовательных учреждениях; определить роль и место педагогических курсов для учителей в системе школьного образования.

Аннотированная справка по научным результатам НИР, полученным на предыдущих этапах В ходе выполнения поисковых научно-исследовательских работ по проблеме «Русская Православная Церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале XX вв.» были получены следующие научные результаты: I этап Анализ государственной политики и позиции Русской Православной Церкви образовании во второй половине XIX – начале XX вв. Основные направления просветительской деятельности Русской Православной Церкви во второй половине XIX-начале XX вв.

II этап реконструкция многоступенчатой системы духовного образования. описание становления начального звена в системе духовного образования. III этап определение региональных особенностей функционирования разных типов церковных школ. управленческая структура школьной образовательной системы Русской Православной Церкви. механизмы взаимодействия светской власти и Русской Православной Церкви в сфере образования. Аннотированная справка по научным результатам НИР, полученным на предыдущих этапах

IV этап анализ условий материального обеспечения школ ведомства православного исповедания. Специфика организации внутреннего устройства начальных и учительских учебных заведений духовного ведомства. V этап структура и содержание учебной части школ Русской Православной церкви. определяющие принципы воспитания детей и их практическая реализация.

Аналитический отчет о проведении теоретических исследований На данном этапе поисковой научно-исследовательской работы проводилось: определение педагогического состава школ Русской Православной Церкви, их социального и материального положения; изучение процесса подготовки педагогических кадров для школ Русской Православной Церкви. Обозначенные теоретические исследования предполагали, прежде всего, изучение широкого круга источников по церковно- школьному делу. Основу источниковой базы исследования составил комплекс документов, извлеченный из центральных (РГИА) и региональных архивов (Государственных архивов Владимирской, Костромской, Ярославской областей), музеехранилищ и библиотек.

Результаты теоретических исследований VI этапа Материальное положение учителей церковных школ за исключением учительских в России было на протяжении последней четверти XIX – начала XX в. сложным. Помощь им оказывалась из эмеритальной кассы духовенства и обществ взаимопомощи учителей церковных школ. Казенное жалованье учителя церковных школ получили лишь в 90-е гг. XIX в. Государство за более чем 30-летнюю историю существования школ духовного ведомства так и не смогло обеспечить все категории лиц, работающих в них, «постоянным и определенным» жалованием. После завершения педагогической службы большинство учителей оставалось без поддержки. В целом, условия труда и быта педагогов далеко не всегда были приемлемы. Условия труда и быта, материального положения учителей школ Русской Православной церкви

Результаты теоретических исследований VI этапа Учительский состав в конце XIX - начале XX вв. претерпел изменения. Первоначально он состоял преимущественно из лиц духовного звания, затем – и светских. По образовательному уровню, полу, возрасту, стажу работы в начальных и учительских школах контингент учащих был различным. Преподавательский штат школ состоял из законоучителя, учителей общеобразовательных и дополнительных предметов, помощников. Система подготовки учителей для школ Русской Православной Церкви в дореволюционный период

Церковно-школьное управление принимало меры к обеспечению школ квалифицированными специалистами. Действовало оно в нескольких направлениях. Во-первых, готовили к педагогической деятельности в собственных учебных заведениях: в духовных семинариях и женских епархиальных училищах. Во-вторых, школьное управление открывало школы с педагогической подготовкой. Первоначально это были одноклассные или двухклассные церковно-приходские школы со специальным педагогическим курсом. Затем появились второклассные школы и церковно-учительские. В-третьих, церковно-школьное управление предоставляло право всем желающим получить звание учителя (школы грамоты, одноклассной церковно-приходской школы, начальной школы) или законоучителя по особому экзамену. В-четвертых, устройство курсов для учителей церковных школ (пения, педагогические, сельскохозяйственные и т.д.)

Аналитический отчет о проведении теоретических исследований Участниками конференции стали преподаватели вузов, музейные работники России (г. Тольятти, г. Тобольск, г. Ярославль, г. Смоленск, г. Казань, г. Димитровград, г. Курган, г. Вятка, г. Волгоград-31, Красноярск, г. Ковров, г. Шуя) и ближнего зарубежья (Республика Беларусь, г. Минск). На конференции были обсуждены различные аспекты деятельности Русской Православной Церкви в области образования в дореволюционный период: Государственная политика и позиции Русской Православной Церкви в сфере образования во второй половине XIX-начале XX вв. Механизмы взаимодействия светской власти и Русской Православной Церкви в сфере образования в дореволюционный период. Просветительская деятельность Русской Православной Церкви во второй половине XIX-начале XX вв. Духовное образование в России в дореволюционный период. Функционирование и развитие разных типов учебных заведений (духовные академии, семинарии, училища, начальные школы) ведомства православного исповедания в дореволюционной России. Проведение международной научной конференции «Русская Православная Церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX- начале XX вв. (3 октября 2012 г.)

Аналитический отчет о проведении теоретических исследований Русская Православная Церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX - начале XX вв. Материалы международной научной конференции, Шуя, 3 октября 2012 г. / Отв. ред. Т.А. Красницкая – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», – 167 с.

Аналитический отчет о проведении теоретических исследований На VI этапе поисковых научно-исследовательских работ осуществлялась подготовка двух монографий Красницкая Т.А., Бауэр И.А. « Церковные школы России во второй половине XIX-начале XX вв.» Бауэр И.А. «Религиозно-просветительская деятельность православных братств Центральной России во второй половине XIX – начале XX вв. (на материалах Владимирской и Костромской губерний)». Была сформирована рабочая группа, которая осуществляла подготовку оригинал – макета (технический набор, дизайнерская обработка), корректуру научных изданий.

Публикация результатов исследования Красницкая Т.А., Бауэр И.А. Организация воспитательного процесса в церковных школах России в конце XIX – начале XX века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – – 9 (23). Часть 2. – С.75– 79. Иванов Ю.А., Красницкая Т.А. Развитие церковно-приходских и земских школ в Российской провинции в конце XIX - начале XX веков (на материалах Владимирской губернии) // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. – Краснодар: КубГАУ, – 06(80).- С Режим доступа: 1,000 у.п.л. Красницкая Т.А., Бауэр И.А. Церковные школы России во второй половине XIX-начале XX вв. / Т.А. Красницкая, И.А. Бауэр – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», – 249 с. Бауэр И.А. Религиозно-просветительская деятельность православных братств Центральной России во второй половине XIX – начале XX вв. (на материалах Владимирской и Костромской губерний)/ И.А. Бауэр. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», – 135 с. Красницкая Т.А. Церковные школы российской провинции в XIX – начале XX вв.: проблемы становления и развития //Русская Православная Церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале XX вв. Материалы международной научной конференции, Шуя, 3 октября 2012 г. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», – С. 67–76. Бауэр И.А. Библиотечная деятельность православных братств Владимирской губернии // Русская Православная Церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале XX вв. Материалы международной научной конференции, Шуя, 3 октября 2012 г. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», – С. 3–9. Бауэр И.А., Красницкая Т.А. Система управления церковными школами в России в е гг. XIX века (православные братства и епархиальные училищные советы) // История церковно-школьного образования в России (XIX – начало XX вв.). Материалы международной научной конференции, Шуя, 21 сентября 2012 г. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», – С. 3–8. Красницкая Т.А., Пустовойт Ю.В. Основы православия в образовательной системе церковных школ России в конце XIX-начале XX века // История церковно-школьного образования в России (XIX – начало XX вв.). Материалы международной научной конференции, Шуя, 21 сентября 2012 г. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», – С.130–137.

Апробация результатов исследования международная научная конференция «История церковно-школьного образования в России (XIX - начало XX вв.)» (г. Шуя, 21 сентября 2012 г.), международная научная конференция «Русская Православная Церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX - начале XX вв.» (г. Шуя, 3 октября 2012 г.), XIV Чтения по региональной казуальной истории «Уездная старина» (г. Шуя, 26 октября 2012 г.).

Отчет по обобщению и оценке результатов исследований В рамках научно-исследовательского проекта по проблеме «Русская Православная Церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX-начале XX вв.» впервые в данной области исторической науки был проведен анализ процесса взаимоотношений государства и церкви в сфере народного образования, просветительской деятельности церкви и ее главной составляющей – церковно- школьной системы во второй половине XIX- начале XX вв.

Отчет по обобщению и оценке результатов исследований В ходе проведения поисковых научно-исследовательских работ, которая осуществлялась на основе широкого круга источников, прежде всего, архивных, впервые вводимых в научный оборот, были получены научные результаты, обладающие новизной и значимостью: анализ государственной политики и позиции Русской православной церкви в образовании во второй половине XIX- начале XX вв.; определение основных направлений Русской Православной Церкви в просветительской деятельности; реконструкция многоступенчатой системы духовного образования; описание становления начального звена в системе духовного образования; определение региональных особенностей функционирования разных типов церковных школ; управленческая структура школьной образовательной системы Русской Православной Церкви; механизмы взаимодействия светской власти и Русской Православной Церкви в сфере образования; анализ условий материального обеспечения школ ведомства православного исповедания; специфика организации внутреннего устройства начальных и учительских учебных заведений духовного ведомства; структура и содержание учебной части школ Русской Православной Церкви; определяющие принципы воспитания детей и их практическая реализация; условия труда и быта, материального положения учителей школ Русской Православной Церкви; система подготовки учителей для школ Русской Православной Церкви в дореволюционный период.

Результаты теоретических исследований Степень внедрения – полученные научные результаты используются в системе высшего образования в читаемых курсах («Начальное духовное образование в провинциальной России. XIX-начало XXвв. (на материалах Владимирской и Костромской губерний)») по специальностям «История», «Культурология», «Религиоведение», курсах повышения квалификации («Русская Православная Церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX-начале XX вв.») для работников высшей школы и учителей светских и православных образовательных учреждений, проведении проблемных семинаров для студентов, аспирантов и молодых ученых. Рекомендации по внедрению – можно использовать для разработки специальных исторических, религиоведческих и культурологических курсов. Область применения результатов научно-поисковой деятельности – в системе общего, высшего и поствузовского образования.

«Русская православная церковь в образовательной политике государства во второй половине XIX – начале XX вв.»» Благодарим за внимание!