Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения Учитель начальных классов МБОУ «СОШ 2» г. Дальнереченска Мельник Светлана Валентиновна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. Исакова Елена Николаевна учитель начальных классов МБОУ «Краснохолмская сош 2 им.С.Забавина»
Advertisements

Фрагмент урока чтения в 3-м классе Мухаметшина Флюра Сагитовна МОУ «Саринская средняя общеобразовательная школа»
Упражнения, применяемые при обучении чтению. Аттестационная работа учителя начальных классов Борисовой Е,В, МОУ СОШ 106 г.Челябинск.
Обучение навыкам чтения учащихся с ОНР Методика работы Чтение без проблем.
Использование эффективных приёмов работы по обучению оптимальному чтению как средство совершенствования учебного процесса.
Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. « Задуйте свечу». «Обрызгайте белье водой» «В цветочном магазине» «Выдох со счетом» Использование скороговорки.
Бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение Ханты- Мансийского автономного округа- Югры для обучающихся воспитанников с ограниченными.
Работа над навыком чтения ( беглость ), как средство формирования творческого читателя.
Аа Уа Ау Иа еЯ яИ аО яЯ Яю еЕ ею. То ту ты тю! Фа фу! За! Ха! Че чу ша! Щи бр-р-р кшш… тшшш… тсс…
Чистоговорки на уроках литературного чтения. 1.Ом – Ом – Ом – мы построим новый дом. Уп – уп – уп – я готовлю папе суп. Бы –бы –бы –в лесу растут грибы.
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей, одно из важнейших средств формирования личности.
Чистоговорки на уроках литературного чтения (1-2 классы) Автор: Алпатова Л.Г. учитель начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 имени.
А.П. Чехов « Ванька». Тест 1. К какому жанру относится произведение А.П.Чехова «Ванька»? 1. К какому жанру относится произведение А.П.Чехова «Ванька»?
Презентация Рублёвой И.А., учителя начальных классов составлена на основе методики В.Н.Зайцева.
Скороговорки Дидактический материал для уроков литературного чтения в 1 – 4 классах Таратынова Светлана Ивановна учитель начальных классов МБОУ СОШ 63.
Тайны фразеологизмов русского языка Смолина Е. Н., учитель начальных классов.
Урок чтения в 3 классе: Сказка «Лиса и журавль» Урок чтения в 3 классе ОГКОУ " Шуйская школа -интернат VIII вида" Абрамова Л.Н.
ГОВОРИМ ЧИСТО И ПРАВИЛЬНО. В гостях у скороговорок Чтобы говорить внятно, нужно тренироваться. Для этого есть специальные упражнения - cкороговорки.
МБОУ «Чепчуговская СОШ» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Формирование навыков выразительного чтения и пути их совершенствования.
Сформировать знания учащихся по теме «Глагол» Познакомить их с основными признаками. Научить различать спряжение, наклонение глагола.
Транксрипт:

Повышение скорости чтения. Набор упражнений для скорочтения Учитель начальных классов МБОУ «СОШ 2» г. Дальнереченска Мельник Светлана Валентиновна

Дыхательная гимнастика и подготовка голоса. Задуйте свечу. Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечку. Представьте, что на руке стоят 3 свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. Задуйте каждую свечку. Представьте, что перед вами именинный пирог. На нём много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как много больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

Обрызгайте бельё водой. Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на бельё. В цветочном магазине. Представьте, что вы пришли в магазин цветов и почувствовали восхитительный аромат цветущих растений. Сделайте шумный вдох носом и выдох ртом. (2-3 раза.)

Выдох со счётом. Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором): Как на горке, на пригорке стоят 33 Егорки (глубокий вдох) раз Егорка, два Егорка..(и т.д. до полного выдоха).

Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы- медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, баском, чётко произнося (м). Мам, мёду б нам, мам, молока бы нам. В лифте. Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем выше голос, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз. Ручка в зубах. Напишите в воздухе молча своё имя. Произнесите своё имя, зажав ручку зубами и губами.

Набор деформированных предложений. 1. стоящего мимо осторожно автомобиля проходи 2. дали каши Маше манной нашей 3. летом одним и зимой цветом 4. рыбу на ловят рыбаки рыбалке 5. ко мне друзья пришли мои на праздник 6. у деда, Мороза красивые легкие сани были 7. любимое дерево мое белая береза 8. в саду в нашем расцвела клубника 9. мы электричке на доехали до станции 10. ледяная, крутая и длинная горка была

Поиск в тексте заданных слов: Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

Игра в прятки: Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий. Мнимое слово: Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

Чтение в темпе скороговорки Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны "проглатываться ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: "Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

Чтение блоков Слитное прочтение двух рядом стоящих букв (1-ая группа блоков) Аа уа ау иа ея ия ао яя яю ее ею еу ад аж ай ам ап ар ах! Ей ел ем ед еж ек иж из ик ил им иф ой! Ом он ос от ох ош уж ум ус ух! эй! эх! Юг юз юм юн яд як ял ям ян яр

Ба бы бэ-э-э во! Вы га да до же за Ка ли лю ля ми му-у-у мы мэ-э-э на Не ни но ну по Ра ре си су та те То ту ты тю! Фа фу! Ха! Хе! Че чу ша!

Щи бр-р-р кшш… тшш… тсс… Ай-ай ей-ей ек-ек ой-ой! Во-во! Га-га-га! Да-да-да! Эй-эй! Ну-ну! То-то хе-хе-хе ха-ха-ха! Ба-ба дя-дя па-па ма-ма

Чтение трёхбуквенных сочетаний и слов (2-ая группа блоков): При отработке прочтения слов этой группы полезно использовать приём наращивания: сначала детям предлагается хором прочитать слияние, а затем буквосочетание, например га-ага, ба-бай, са-сам.

Ага бай сам шар пах Аут баз бык бэр вон Выя дар дом бей ели Ему зея сею уже зал Ива тик хил зим лиф Тих бия кар лих люк

Ляп миф мул мыс мэр Нас нет нищ нот гну Бой лом сон ост лот Мох бош пол Юра рек Оси суп эта тел тот Эту тыл ТЮЗ ума муж

Кум рус дух Уфа Уфу Уха ухе чек чуб шаг Щит эхо юга ТЮЗ юму Дюн яды яку мял яма Яна яро

Аа-ага-яга-яма-ява-яна Ад-сад-суд-сед-дед-беб Ай-бай-рай-лай-лей-лес Ам-сам-эам-там-нам-наш Ар-шар-кар-кур-рук-рак Ах-пах-пат-мат-мад-май Ау-ату-туш-уши-шин-шит Ау-аут-шут-шуб-шум-ума

Ба-баз-бал-бел-бег-бес Бы-бык-быт-бот-кот-лот Бэ-бэр-бор-бур-бут-бус Во-вон-вот-воз-вол-эол Вы-выл-выя-вил-вал-дал Га-газ-гаи-уаз-азы-азу Да-дар-дыр-ряб-раб-рыл До-дом-дон-док-око-мод

Ей-бей-пей-пел-пил-пир Ел-ели-дел-мел-сел-тел Ем-ему-тем-там-том-сом Ея-зея-шея-шеи-шею- шеф Ею-сею-сою-пою-пой- поп Же-уже-ежу-еду-ежи- жив За-зал-зав-зам-зад-зуд

Иа-ива-ира-раф-риф-рис Ик-тик-так-мак-лак-тит Ил-хил-вил-жил-зил-бил Им-зим-ими-иди-или-ила ИФ-лиф-лик-луч-луб Их-тих-тис-тип-туп-тот Ия-бия-яик-яки-яги-гид

Лю-люк-кки-луи-лук-лиц Ля-ляп-лэп-лип-лис-луп Ми-миф-мир-мор-муз Му-мул-нул-луг-луч-куч Мы-мыс-мыт-мот-моё-мой Мэ-мэр-рем-ром-рос-рощ

На-нас-сан-сап-нёс-сел Не-нет-нее-ней-нем-ним Ни-нищ-нив-нов-ног-ной Но-нот-тон-тои-тор-тощ Ой-бой-бои-мой-мог-мол Ом-сом-лом-том-ком-пом Он-сон-кон-тон-оно-они Ос-ост-сто-дос-дом-ома От-лот-пот-мот-тот-рот Оох-мох-мух-охи-ахи-мах Ош-бош-бот-бог-бок-док

По-пол-пал-мал-дал-ждал Ра-Юра-эра-рак-рок-роз Ре-рек-век-вак-ваз-воз Си-оси-сив-сиг-миг-маг Су-суп-сук-сок-ток-так Су-сук-суп-щуп-щук-щек

Та-эта-эра-раб-рад-род Те-тел-тол-вол-дол-дел То-тот-тут-аут-кут-кум Ту-эту-туя-туф-тур-бур Ты-тыл-пыл-пол-гол-год Тю-тюз-тоз-туз-узы-зуб

Уа-ума-ура-мак-рак-так Уж-муж-луж-лыж-пыж-паж Ум-кум-ком-кот-кол-кал Ус-рус-усы-сыр-сер-сет

Чтение буквосочетаний со стечением нескольких согласных в конце слова. (3-я группа блоков): Бокс борт борщ верх волк Гонг диск Ейск зюйд Иезд Лувр люфт лязг матч мозг Нерп порт корт пунш Рижт Факт финт фунт Шурф щедр

Акт акр барс болт Вахш винт Герб горд горн ГОСТ гурт дерн Зонд зонт корт лифт лярд морж Пуст путч ринг ромб рост сорт Фонд форт цинк шарф шест шёлк

Фразы для чтения Морж мёрз, но полз. Майкл ел борщ и торт. На борт жал болт.

Чтение однослоговых слов со стечением согласных в начале слова (4 - ая группа блоков): Блок блях барк взор ВГИК вжик Влип враз врач вред все втуз Где глуп граф грач грех гриф Джаз дни дней дроф друг ждал Жрец звон злой знак зной клев Клич клуб клюв ключ кляк КМА

Её плащ плох. Класс встал у парт. Мой друг щедр.

Чтение наиболее трудных однослоговых слов (5 - ая группа блоков): Вверх взмах взнос взмыл вклад Гвалт тракт Днепр Днестр дрозд Монстр перст пёрст пункт склад Смысл спорт столб страж треск Хвост Холмс штамп штурм

Чтение двуслоговых слов (6-ая группа блоков). Аббат бедных браво велю Аган белый бронза верни Ажур бизон бронхит верхи Акбар беркут броню весна

Я вверх вёз хлеб. Жнец ждал. Плох дом. На наш дом грач сел.

Чтение слов с твёрдыми и мягкими согласными (7-ая группа блоков): Мы взгрустнули, видя с ели, Как внизу другие сели И запасы наши съели. Сели- съелиприём- объём Сёмка- съёмкаведу- въеду Приезд- съездвзял- изъял

Он вёл коня, потом въехал во дворец. Наша съёмка объекта была изъята.

Слова с мягким знаком на конце. Быт – быть, ест- есть, вонь- вон ГОСТ – гость, мел- мель, даль- дал Ел – ель, пусть- пуст, кровь- кров Плот – плоть, тронь- трон, рис- рысь Не лезь вглубь - там грязь. Шли сквозь огонь, сквозь пыль.

Бабе- бабьесемя- семья Коля- кольячего- чьего Дарю- Дарью браня- враньё

Чтение слов и словосочетаний до трех слогов (8 группа блоков) Адская датскаядомашний Акция деньжата артистка Амплуа дибазолассорти Знание воднаявольница Горячка заморозь епископ Изморозь качелилошади Коробка корзинамашина Материя меднаямуравьед Общество озлобленошибка

Хвощ лесной, хвощ ценный. На небе ни тучи- быть жаре.

Чтение слов, словосочетаний и фраз без ограничения возможных речевых трудностей (9-ая группа блоков): АпрельскаяЛомоносовполширины Базальтовый обыкновеннаяэссенция Зеркальныйпадчерицафамилия Диапозитивы революцияэнтузиазм

Отработка дикции Полезным начать работу с одной строки скороговорки и на каждом занятии добавлять новую. Для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка, объём же материала для чтения увеличивается (2,3,4 строки). Т.к. в течение 3-4 занятий чтение скороговорки начинается со знакомого ребятам текста, то при переходе на незнакомую новую строку темп чтения сохраняется. Называется такое чтение «с разбега».

Два дровосека, дровокола, два дроворуба говорили про Ларьку, про Варьку, про Ларькину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. О пустяках спорить- дело упустить.

Из-под Костромы, из-под Костромищи везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везёт да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева- тень тетерева; мол, у гусыни усов не ищи, не сыщешь; мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил да так всех скороговорок и не перевыскороговорил.

От топота копыт пыль по полю летит- едет баба из города, везёт вестей с три короба: мол, съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом; мол, пришёл Прокоп кипятить свой укроп; мол, супруги Потто играли в лото. От топота копыт пыль по полю летит. Кто приносит вести, тому бы день плетей на двести.

Маланья- болтунья болтала, что тридцать три корабля лавировали (6 раз), да не вылавировали. Болтала- болтала, болтала- болтала, да так всего не выболтала; ложь ходит на гнилых ногах; кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа шли три попа, три Прокопия попа, три Прокопьевича- шли, шли, вдруг перед ними река- широка, как Ока, да не Ока. А на том берегу стоит поп на коне, колпак на попе, копна под попом, поп под колпаком. Увидали попы, рты раскрыли попы, закричали попы, побежали попы. У страха глаза велики- пуганая ворона куста боится.

От топота копыт пыль по полю летит. То курьера курьер обгоняет в карьер. Только бык- тупогуб никуда не спешит, у дороги лежал, головой лишь мотал, бык- тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

. Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши, просто сыворотку из-под простокваши, а он всем говорил, что, мол, я удалец- молодец, съел холодец, да еще тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом, да один пирог с грибами, да один с потрохами… Болтал-болтал, молол- молол, язык болтает, а голова не знает

Тень –тень- потетень, выше города плетень. Слушайте, кому не лень, сказку небылицу про красну девицу, Маланью-болтунью, что молоко болтала, выбалтывала, да не выболтала, а дала Ромаше сыворотку из-под простокваши. Но Ромаша своё на уме: ел не ел, а за столом просидел, по усам текло, да в рот не попало! Вот вам сказка, а нам бубликов связка!

Языком не расскажешь, так и пальцем не растычешь, нечего руками рассуждать, коли Бог ума не дал, речь умом не красна, а если язык шевеляв, то и поговори скороговорочку за скороговорочкой. Нужно все скороговорки переговорить, перевыговорить, и тогда так заговорить, словно реченька зажурчишь.

Наш Филат не бывает виноват, у нашего Филата всегда Маланья виновата, у самого лоб что лопата, да ума небогато. Пойдёт- не дойдёт, сядет да вздремнёт, а вздремнуть не вздремнет, так хоть всхрапнёт да присвистнет, присвистнет да проснётся, проснётся да вновь свернётся: мол, я не я, да и лошадь не моя. Так и живётся: себе не гож, да и людям не пригож.

С чем ты к нам пришёл: с пересмешкой или с перевыпересмешкой?

Набор скороговорок, подобранных И.Т. Федоренко: 1. Водовоз вез воду из-под водопада. 2. Говори, говори, да не заговаривайся. 3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит. 4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит. 5. Наш дуда и туда и сюда. 6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.

7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. 9. Летят три пичужки через три пусты избушки.

10. Полили ли лилию, видели ли Лидию? 11. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку. 12. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.

13. В один, Клим, клин колоти. 14. Каково волокно, таково и полотно 15. Клюет курка крупку, курит турка трубку. 16. Либретто Риголетто.

Если проанализировать успеваемость учеников 5-х классов, то можно сделать вывод, что отличниками стали дети, которые в конце начального обучения имели скорость чтения в пределах слов в минуту. В среднем примерно 150 слов в минуту. Те, кто стал хорошистами, имели технику чтения от 100 до 140 слов в минуту. В среднем это 120 слов в минуту. Троечники имели скорость чтения слов в минуту – приблизительно, конечно. Такова закономерность.