ФОРМИРОВАНИЕ сетки квалификаций на основе анализа требований работодателей Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 «Челябинский государственный университет» «Магнитогорский.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Национальная рамка квалификаций Российской Федерации К.п.н. Батрова Ольга Фридриховна.
Advertisements

Блинов Владимир Игоревич д.п.н., профессор руководитель Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ ФИРО КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ.
Проблемы и пути решения противоречий в системе « университет – рынок труда – работодатель » Докладчик : доцент Лукьянихин В. А. Рабочая группа: Телиженко.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ВЫПУСКНИКОВ СПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В РАМКАХ ОСВОЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН И.Г. Орлова Челябинский.
Региональные требования к качеству НиСПО посредством вариативной составляющей ОПОП Факультет повышения квалификации и переподготовки работников профессионального.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
Нижний Тагил, 2013 Профессиональный стандарт по профессии «сварщик» как ресурс управления конкурентоспособностью персонала.
Цели и задачи, основные проблемы и механизм профессиональной стандартизации и сертификации в сфере HR Докладчик: Федин В.В., Генеральный директор ФГУП.
Концепция выполнения работ (услуг) «Организация и проведение апробации ФГОС общего образования второго поколения (начальная школа) и материалов, обеспечивающих.
РЫНОК ТРУДА Санкт-Петербурга Председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга доктор экономических наук Дмитрий Семенович Чернейко.
Профессиональный стандарт педагога ФИРО Разработан в соответствии действующих документов: «Уровни квалификаций для целей разработки профессиональных стандартов»
Национальное агентство развития квалификаций. Национальная система квалификаций Основные элементы Национальной системы квалификаций Профессиональные стандарты.
«Управление процессом введения ФГОС ДО в дошкольном учреждении в рамках реализации управленческого проекта»
Ростовский-на-Дону государственный колледж связи и информатики Зам.директора по учебной работе, к.псх.н. Жукова Е.Л. Федеральное агентство связи Об опыте.
ПОНЯТИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ РАБОТЫ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Минздравсоцразвития.
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРИКЛАДНЫХ КВАЛИФИКАЦИЙ: КОМПЛЕКС МЕР Департамент государственной политики в сфере.
Развитие систем общественной и профессиональной оценки качества образовательных программ профессионального образования Повышение конкурентоспособности.
КАДРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ. Под кадрами предприятиями понимается совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии.
Профориентация Заместитель председателя Комитета по образованию Жолован Степан Васильевич.
Транксрипт:

ФОРМИРОВАНИЕ сетки квалификаций на основе анализа требований работодателей Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 «Челябинский государственный университет» «Магнитогорский государственный университет» «Челябинская государственная сельскохозяйственная академия»

Различный подход в формировании требований к выпускникам ОУ и работникам сферы труда 1 Требования к выпускникам ОУ и результатам обучения формируются на основе государственных образовательных стандартов 2 Требования работодателей к работникам формируются на основе нормативных документов по труду и профессиональных стандартов 3 Несоответствие знаний, умений и компетенций выпускников ОУ требованиям и ожиданиям рынка труда Проект ТЕМПУС C-QUO

Исследование предполагало решение 5 основных задач: Исследование предполагало решение 5 основных задач: 1. Изучение существующих нормативно-правовых документов по труду, регулирующих отношения между работодателями и работниками; регулирующих отношения между работодателями и работниками; 2. Анализ имеющихся методологических подходов в определении требований к работникам; требований к работникам; 3. Анализ критериев формирования и описания квалификационных уровней в сфере труда; уровней в сфере труда; 4. Выявление региональных особенностей в требованиях сферы труда к работникам на предприятиях Челябинской области; к работникам на предприятиях Челябинской области; 5. Формирование и апробация профессиональной сетки квалификаций для сферы труда. для сферы труда. Проект ТЕМПУС C-QUO

Основные нормативно-правовые документы, Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие трудовую деятельность работников на предприятиях 1. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС)*; профессий рабочих (ЕТКС)*; 2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД)*; руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД)*; 3. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (КСД)*; специалистов и других служащих (КСД)*; 4. Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ); 5. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП); деятельности, продукции и услуг (ОКДП); 6. Профессиональные и отраслевые стандарты, стандарты и должностные инструкции предприятий. и должностные инструкции предприятий. * Нормативная база ЕТКС, ЕКСД и КСД обозначается далее как ЕТКС/КСД ЕТКС/КСД Проект ТЕМПУС C-QUO

Основные методологические подходы по формированию требований работодателей к работникам 1 использование нормативной базы ЕТКС/КСД для разработки стандартов предприятия и должностных инструкций 2 Использование требований к труду по стандартам ISO (ИСО) с учетом требований ЕТКС/КСД 3 Использование профессиональных стандартов с учетом требований ЕТКС/КСД Проект ТЕМПУС C-QUO

6

Подход Используется на предприятиях Распространяется на работников Число предприятий% Число работников% 1ЕТКС/КСД ,4 2ЕТКС/КСД + ИСО ,6 3Профессиональные стандарты + ЕТКС/КСД 2*6 ИТОГО Использование методологических подходов к формированию требований к работникам на опрошенных предприятиях * одно предприятие использует профессиональные отраслевые стандарты вместе с ЕТКС/КСД, а другое - профессиональные отраслевые стандарты вместе с ЕТКС/КСД и ИСО 7

Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 Формирование профессиональной сетки квалификаций ОпределениеквалификационныхуровнейОпределение критериев для описанияуровнейОписаниеквалификационных уровней через критерии Основой для формирования требований сферы труда к работникам является нормативная база ЕТКС/КСД 8

Низкой квалификации (1-3 разряд) Средней квалификации (4-6 разряд) Высокой квалификации (7-8 разряд) ЕТКС выделяет 3 категории рабочих Технический исполнитель 2 категории Технический исполнитель 1 категории Специалист Главный (ведущий, старший) специалист Руководитель низшего и среднего уровня Руководитель высшего уровня ЕКСД выделяет 6 категорий работников Руководители (организационно-административные функции); Специалисты (аналитико-конструктивные функции); Технические исполнители (информационно-технические функции) КСД выделяет 3 категории служащих Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 Анализ нормативной базы ЕТКС/КСД и ОКЗ по определению квалификационных уровней и критериев их описания 9

Руководители учреждений, организаций, предприятий и их структурных подразделений Специалисты высшего уровня квалификации Специалисты среднего уровня квалификации Служащие Работники сферы обслуживания Квалифицированные работники Квалифицированные рабочие Операторы, машинисты, слесари Неквалифицированные рабочие Общероссийский классификатор занятости (ОКЗ) выделяет 9 групп занятий Проект ТЕМПУС C-QUO

Наличие необходимой профессиональной подготовки Характеристика работ Требования к знаниям (в формате «должен знать») Требования к стажу (для рабочих высокой квалификации) Критерии квалификационных уровней рабочих в ЕТКС Роль в организации деятельности; Руководство деятельностью подчиненных исполнителей Широта полномочий и ответственности Выполнение функций ответственного исполнителя Критерии квалификационных уровней работников в ЕКСД Должностные обязанности, устанавливающие основные трудовые функции; Требования к знаниям (профессиональным, нормативным и управленческим) - «должен знать»; Требования к квалификации (уровню профессиональной подготовки в соответствии с законом РФ «Об образовании» и стажу работы) Критерии квалификационных характеристик специалистов в КСД Проект ТЕМПУС C-QUO

Требования к уровню образованияТребования к уровню образования (профессиональной подготовке): 1) основное (ООО) и полное общее образование (ПОО), 2) начальное профессиональное образование (НПО), 3) среднее профессиональное образование (СПО), 4) высшее (ВПО) и послевузовское профессиональное образование (ППО) Требования к опыту (стажу) практической работыТребования к опыту (стажу) практической работы Критерии уровней квалификаций в ОКЗ Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 Основными критериями дифференциации квалификационных уровней работников являются требования к трудовым функциям к трудовым функциям (описанным в должностных обязанностях через характер трудовых функций, широту полномочий и уровень ответственности); к знаниям к знаниям (профессиональным, нормативным и управленческим) к уровню образования к уровню образования (профессиональной подготовке) к стажу к стажу (опыту работы). Основными критериями дифференциации квалификационных уровней работников являются требования к трудовым функциям к трудовым функциям (описанным в должностных обязанностях через характер трудовых функций, широту полномочий и уровень ответственности); к знаниям к знаниям (профессиональным, нормативным и управленческим) к уровню образования к уровню образования (профессиональной подготовке) к стажу к стажу (опыту работы). 12

Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 Квалификационные уровни работников Описатели уровней (дескрипторы) 1. неквалифицированные рабочие; 2. квалифицированные рабочие; 3. высококвалифицированные рабочие; 4. служащие и технические исполнители; 5. специалисты; 6. специалисты среднего уровня квал-ции; 7. главные специалисты; 8. руководители подразделений; 9. руководители предприятия; 1. неквалифицированные рабочие; 2. квалифицированные рабочие; 3. высококвалифицированные рабочие; 4. служащие и технические исполнители; 5. специалисты; 6. специалисты среднего уровня квал-ции; 7. главные специалисты; 8. руководители подразделений; 9. руководители предприятия; 1. уровень образования; 2. стаж (опыт работы); 3. знания; 4. сложность выполняемой работы; 5. ответственность; 6. адаптивность; 7. автономность; 8. мотивированность. 1. уровень образования; 2. стаж (опыт работы); 3. знания; 4. сложность выполняемой работы; 5. ответственность; 6. адаптивность; 7. автономность; 8. мотивированность. 13

Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 Профессиональная сетка квалификаций (предварительная) Профессиональная сетка квалификаций (предварительная) Уровни Описатели уровней (дескрипторы) Знания (1)* Сложность работы (2) Адаптив- ность (4) Ответствен- ность (3) Автономность (5) Мотивирован- ность Профессиона льные Нормативн ые Управленче ские 1 Иметь объем знаний, необходим для выполнения простейшей работы Знание рабочих инструкций Не требуется Осуществлять простые и стандартные операции Применяет ограниченные адаптивные способности в рамках своей профессиональн ой деятельности Несет минимальную ответственность за свою профессиональн ую деятельность. Способен дать устный отчет о выполненной работе Выполняет свою профессиональную деятельность в соответствии с инструкциями Понимать и исполнять устные и письменные распоряжения и указания 2 Обладать знаниями, необходимыми для выполнения работ определенной сложности Знание нормативной и технологическо й документации, в пределах выполняемых операций Начальные управленческие знания в необходимых случаях Осуществляет стандартные операции, требующие самостоятельны х решений Применяет адаптивные способности при незначительных изменениях профессиональн ой среды Несет минимальную ответственность за своею профессиональн ую деятельность. Способен дать письменный отчет о своей работе Выполняет свою профессиональную деятельность в соответствии с инструкциями Сочетание распоряжений и указаний с пониманием своей роли и ответственности 14

Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 Профессиональная сетка квалификаций (предварительная) Профессиональная сетка квалификаций (предварительная) Уровни Описатели уровней (дескрипторы) Знания (1)* Сложность работы (2) Адаптив- ность (4) Ответствен- ность (3) Автономность (5) Мотивирован- ность Профессиона льные Нормативн ые Управленче ские 9 Обладает профессиональн ыми знаниями высшего уровня Знание законодательн ой, директивной и распорядитель ной документации, методических и нормативных материалов по профессионал ьной деятельности Обладает достаточными знаниями для управления работой предпрития Выработка стратегии и направлений ее реализации, руководство, принятие управленчески х решений и организация их выполнения на уровне предприятия Самостоятельно ориентируется и определяет пути эффективного развития предприятия в условиях изменения рынка Несет высокий уровень ответственности за свою профессиональ ную деятельность, деятельность предприятия, определяет политику развития предприятия Осуществляет управленческую деятельность предприятия, выбирает стратегию его развития, способен оценить эффективность развития предприятия Формирование корпоративной стратегии и осознание своей ответственности за ее реализацию. Потребность в творческой самореализации * цифра в скобках у описателя уровня (дескриптора) показывает уровень предпочтения, отданный ему руководителями предприятий при анкетировании. Так, например, большинство респондентов указали «Знания» на 1-й, а «Автономность» на 5-й позиции. 15

Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 Основные замечания и предложения работодателей по числу квалификационных уровней 71%* по наименованию квалификационных уровней 53% по числу и наименованию дескрипторов квалификационных уровней 24% по содержанию дескрипторов квалификационных уровней 65% по числу квалификационных уровней 71%* по наименованию квалификационных уровней 53% по числу и наименованию дескрипторов квалификационных уровней 24% по содержанию дескрипторов квалификационных уровней 65% 16 * доля предприятий, давших свои предложения, от общего числа опрошенных предприятий опрошенных предприятий

Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 Анализ предложений 12 из 17 предприятий по уровням квалификаций Наименование предложения Число предложений % Объединение уровней 4 и 5 в один «специалисты» или «исполнители» 424 Объединение уровней 7 и Замена уровней 1, 2 и 3 уровнями 1 - неквалифицированные рабочие и 2 - квалифицированные рабочие 318 Объединение уровней 5 и 6 в один уровень «специалисты» 318 Поменять местами уровни 7 и Объединение уровней 4, 5 и 6 в один «специалисты» 16 Объединить уровни 5, 6 и 7 16 Объединить уровни 6 и

Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 * В соответствии с принятой в РФ терминологией квалификационные уровни региональной сетки квалификаций для сферы труда соответствуют следующим группам профессий: 1. рабочие профессии низкой квалификации; 2. рабочие профессии средней квалификации; 3. рабочие профессии высокой квалификации; 4. профессии служащих и технических исполнителей; 5. профессии специалистов, имеющих квалификационную категорию; 6. профессии специалистов, имеющих высокую квалификацию; 7. главные специалисты; 8. руководители подразделений и первые руководители организаций * В соответствии с принятой в РФ терминологией квалификационные уровни региональной сетки квалификаций для сферы труда соответствуют следующим группам профессий: 1. рабочие профессии низкой квалификации; 2. рабочие профессии средней квалификации; 3. рабочие профессии высокой квалификации; 4. профессии служащих и технических исполнителей; 5. профессии специалистов, имеющих квалификационную категорию; 6. профессии специалистов, имеющих высокую квалификацию; 7. главные специалисты; 8. руководители подразделений и первые руководители организаций 18

Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 ДЕСКРИПТОРЫ профессиональной сетки квалификаций ЗНАНИЯ: профессиональные, нормативные, управленческие ЗНАНИЯ: профессиональные, нормативные, управленческие УМЕНИЯ: сложность выполняемой работы УМЕНИЯ: сложность выполняемой работы КОМПЕТЕНЦИИ: адаптивность, ответственность, автономность, мотивированность КОМПЕТЕНЦИИ: адаптивность, ответственность, автономность, мотивированность Содержание дескрипторов по уровням квалификаций сформулировано на основе изучения и анализа : на основе изучения и анализа : 1. нормативной базы по труду 2. структуры труда и должностных инструкций на предприятиях 2. структуры труда и должностных инструкций на предприятиях 3. результатов анкетирования предприятий 3. результатов анкетирования предприятий 4. результатов апробации предварительной сетки квалификаций 4. результатов апробации предварительной сетки квалификаций 5. европейского опыта 5. европейского опыта ДЕСКРИПТОРЫ профессиональной сетки квалификаций ЗНАНИЯ: профессиональные, нормативные, управленческие ЗНАНИЯ: профессиональные, нормативные, управленческие УМЕНИЯ: сложность выполняемой работы УМЕНИЯ: сложность выполняемой работы КОМПЕТЕНЦИИ: адаптивность, ответственность, автономность, мотивированность КОМПЕТЕНЦИИ: адаптивность, ответственность, автономность, мотивированность Содержание дескрипторов по уровням квалификаций сформулировано на основе изучения и анализа : на основе изучения и анализа : 1. нормативной базы по труду 2. структуры труда и должностных инструкций на предприятиях 2. структуры труда и должностных инструкций на предприятиях 3. результатов анкетирования предприятий 3. результатов анкетирования предприятий 4. результатов апробации предварительной сетки квалификаций 4. результатов апробации предварительной сетки квалификаций 5. европейского опыта 5. европейского опыта 19

Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 Профессиональная сетка квалификаций Профессиональная сетка квалификаций Уровни * Дескрипторы ЗнанияУменияКомпетенции Профессионал ьные Норматив- ные Управлен- ческие Сложность работы Адаптив- ность Ответствен- ность Автономность Мотивирован- ность 1 Знания, необходимые для выполнения простейшей работы Знание рабочих инструкций Знаний не требуются Выполнение простых и стандартных операций Применяет ограниченные адаптивные способности в условиях стабильной ситуации Отвечает за свою работу и способен дать устный отчет Выполняет работу под руководством и/или по инструкциям Понимает свою роль и заинтересован в выполнении работы 2 Знания, необходимые для выполнения работ ограниченной сложности Знание нормативной и технологичес кой документаци и в пределах выполняемы х операций Знания, начальные управленческ ие, необходимы е для работы в предсказуем ой ситуации Выполнение работы, требующей самостоятель ных решений в определенны х обстоятельст вах Применяет адаптивные способности при незначительн ых изменениях профессионал ьной деятельности Отвечает за свою работу и способен дать письменный отчет Выполняет работу под руководством и/или по инструкциям Понимает свою роль в команде, заинтересован в выполнении конкретной работы 20

Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 Уровни * Дескрипторы ЗнанияУменияКомпетенции Профессионал ьные Норматив- ные Управлен- ческие Сложность работы Адаптив- ность Ответствен- ность Автономность Мотивирован- ность 3 Знания, практические и теоретические, необходимые для выполнения работ высокой сложности Знание нормативной и технологичес кой документаци и в пределах технологичес кого процесса Знания, начальные управленческ ие в необходимы х случаях. Способен выбирать методы и инструменты, связанные с решаемыми задачами Выполнение сложной и нестандартно й работы с использован ием сложного технологичес кого оборудовани я Применяет адаптивные способности при изменениях профессионал ьной деятельности и корректирует ее в соответствии с этими изменениями Отвечает за свою работу в рамках профессионал ьной деятельности. Способен дать полный отчет с элементами анализа Выполняет и оценивает свою профессиональн ую деятельность в соответствии с инструкциями и нормативно- правовыми документами Понимает свою роль и свой вклад в деятельность коллектива 4 Знания, практические и теоретические, необходимые для выполнения функциональн ых обязанностей Знание нормативно- справочных документов по выполняемо й работе Первичные управленческ ие знания и знания принципов работы в коллективе Выполнение регламентир ованной работы и решение ограниченны х задач Осуществляет профессионал ьную деятельность в условиях обновления ее содержания Отвечает за свою профессионал ьную деятельность, определенную нормативно- правовыми документами. Способен дать полный аналитический отчет Руководствуется инструкциями и нормативно- правовыми документами, организует свое рабочее место, принимает участие в работе коллектива Понимает свою роль и вносит активный вклад в деятельность коллектива 21 Профессиональная сетка квалификаций Профессиональная сетка квалификаций

Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 Уровни * Дескрипторы ЗнанияУменияКомпетенции Профессионал ьные Норматив- ные Управлен- ческие Сложность работы Адаптив- ность Ответствен- ность Автономность Мотивирован- ность 5 Знания теоретические и практические широкого спектра, позволяющие повышать качество профессиональ ной деятельности Знание директивной и распоряди- тельной документаци и, методич- еских и нормативных материалов по выполня- емой работе Первичные управленческ ие знания и знания принципов работы в коллективе Функции исполнителя при решении задач, требующих принятия самостоятель ных решений Ориентируется в условиях смены способов деятельности в профессионал ьной среде в предсказуемо й ситуации Отвечает за эффективност ь выбранных методов. Способен дать полный аналитический отчет Руководствуется инструкциями и нормативно- правовыми документами, использует их в организации работы коллектива Осознает свою роль в коллективе и достижении целей организации. Стремится к профессиональн ому признанию. Заинтересован в творческой самореализации 6 Знания теоретические и практические широкого спектра, позволяющие повышать эффективность профессиональ ной деятельности Знание директивной и распорядите льной документаци и, методически х и нормативных материалов по выполняемо й работе Первичные управленческ ие знания и знания принципов работы в коллективе в изменяющих ся условиях Самостоятель но выполнение сложных заданий, определение способов своей деятельности Ориентируется в условиях смены способов профессионал ьной деятельности, определяет их эффективност ь в изменяющихс я условиях Отвечает за профессионал ьную деятель- ность свою и группы, определенную нормативно- правовыми документами. Вносит пред- ложения по совершенство ванию спосо- бов профес- сиональной деятельности Руководствуется инструкциями и нормативно- правовыми документами, организуя свою деятельность и/или группы на научной основе Осознает свою роль в коллективе и достижении целей организации. Стремится к профессиональн ому признанию. Заинтересован в творческой самореализации 22 Профессиональная сетка квалификаций Профессиональная сетка квалификаций

Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 Уровни * Дескрипторы ЗнанияУменияКомпетенции Профессионал ьные Норматив- ные Управлен- ческие Сложность работы Адаптив- ность Ответствен- ность Автономность Мотивирован- ность 7 Теоретические и практические знания о производствен ных и социально- экономических процессах на предприятии Знание необходимо й для профессиона льной деятельности законодатель ной, директивной и распорядите льной документаци и, методически х и нормативных материалов. Знания, необходимы е для управления проектами и работой подчиненных Самостоятель ное решение сложных задач в сочетании с руководство м Самостоятельн о ориентируется в условиях смены производствен ного цикла и создает условия для его эффективной реализации Отвечает за реализацию проектов и результаты работы подчиненных Принимает ответственные решения по управлению проектами и работой коллектива Стремится к признанию в профессиональн ой среде и творческой самореализации. Заинтересован в повышении эффективности деятельности организации 23 Профессиональная сетка квалификаций Профессиональная сетка квалификаций

Проект ТЕМПУС C-QUO 2008 Уровни * Дескрипторы ЗнанияУменияКомпетенции Профессионал ьные Норматив- ные Управлен- ческие Сложность работы Адаптив- ность Ответствен- ность Автономность Мотивирован- ность 8 Теоретические и практические знания, необходимые для эффективного развития подразделения / организации Знание необходимо й для профессиона льной деятельности законодатель ной, директивной и распорядите льной документаци и, методически х и нормативных материалов. Знания в области управления профессиона льной деятельность ю и стратегии развития организации Руководство, принятие управленческ их решений и обеспечение их выполнения на уровне организации. Предлагает новые подходы в изменяющих ся условиях Ориентируется в изменяющихс я условиях деятельности организации и определяет пути ее эффективного развития Несет полную ответственност ь за свою профессионал ьную деятельность и деятельность подразделени я/ организации. Устанавливает правила работы коллектива. Способен дать комплексный отчет. Осознает социальную и экологическую ответственност ь Осуществляет управленческую деятельность на уровне организации. Выбирает направления ее эффективного развития. Стремится к творческой самореализации, профессиональн ому и общественному признанию. Формирует корпоративную стратегию и осознает свою ответственность за ее реализацию. 24 Профессиональная сетка квалификаций Профессиональная сетка квалификаций

СПАСИБО за внимание! 25