Стрессовые расстройства и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) Day 3 10-14 December 2012 года Центр Изучения Глобального Здоровья в Центральной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Физическое здоровье – это данное природой свойство организма, обуславливающее нормальное функционирование всех систем и органов человека. Если физическое.
Advertisements

Исследовательская работа выполнена Ученицей 9А класса Кузнецовой Анной 2013.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Гендерное воспитание дошкольников. Проблема полоролевого воспитания подрастающего поколения – одна из самых сложных и противоречивых, от ее решения во.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
УСИЛЕНИЕ РОЛИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РЕАГИРОВАНИИ НА ГЕНДЕРНОЕ НАСИЛИЕ В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ. СБОРНИК МАТЕРИАЛОВ 4. Принципы и стандарты.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ ЭФФЕКТИВНЫХ ПРОГРАММ Презентация в рамках проекта «Усовершенствование работы с молодежью группы риска в Российской Федерации» Ида-Джейн.
Выполнил : Ученик 8 класса Мельников А. Учитель : Сулименова А. К год.
Социально - психологическая служба МБОУ СОШ 5 Еманжелинского муниципального района март
Проект психолого - педагогического сопровождения, как условие успешности обучения учащихся.
Здоровый образ жизни и его составляющие Выполнила: Гибадуллина Элина 9 «Б» класс.
Франц Рупперт Душевные травмы Что такое душевная травма и какая психотерапия может помочь?
Планирование усовершенствованных ответных мер в области профилактики в раннем детстве Г-жа Джованна Кампелло Отдел УНП ООН по вопросам профилактики, лечения.
1 Общешкольное родительское собрание «Формирование здорового образа жизни» МОУ «Губинская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Здоровый образ жизни образ жизни человека, направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья. Понятие «здоровый образ жизни» однозначно пока.
Психологическое здоровье Психологическое здоровье (по И.В. Дубровиной) - это совокупность личност­ных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости,
Департамент образования города Москвы Северо–Западное Окружное Управление Образования ГОУ ЦПМСС Митино Преодоление детского непослушания. Обучающая программа.
« Психолого-педагогическая поддержка личностно-ориентированного обучения и воспитания». Проблема школы:
Транксрипт:

Стрессовые расстройства и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) Day December 2012 года Центр Изучения Глобального Здоровья в Центральной Азии, Колумбийский университет Школа социальной работы с Қазақстан Республикасы Денсаулық сақтау Министрлігі Салауатты өмір салтын қалыптастыру проблемаларының Ұлттық Орталығы

ДЕНЬ 4-Й: Стрессовые расстройства и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

3 Задачи 1.Определить основное воздействие стресса 2.Понять разницу между стрессом и травмой 3.Определить симптомы посттравматического стрессового расстройства 4.Определить принципы психопросвещения 5.Разработать небольшой образовательный модуль 6.Применить принципы психопросвещения в ролевой игре

Здоровье (по Моллеру и Райсу, 2006 г.) «Способность всех систем организма функционировать в соответствии с жизненными и социальными функциями человека» Включает в себя способность к: – вниманию – обучению – ясному мышлению – решению задач – принятию решений

Проницательность Самостоятельность Отношения Инициатива Творчество Юмор Моральность *Wolin & Wolin, Семь «устойчивостей» *

Что случается, когда стресс или травма нарушает здоровье или устойчивость?

7 Адаптация Стресс Модель приспосабливания и стресса, представленная на следующем слайде, наглядно демонстрирует взаимосвязь стресса и человеческой способности приспосабливаться и функционировать Ответная реакция индивидуальна для каждого человека, потому что люди по- разному реагируют на стресс

8 Модель «стресс адаптация» Адаптация СТРЕСС ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

9 Адаптация Стресс Стресс – в разумных пределах может оказать положительное влияние на человек Чрезмерный стресс может иметь нежелательные последствия

10 Где ваша переломная точка? ПРИСПОСАБЛИВАНИЕ СТРЕСС Приспосабливание Стресс

11 АДАПТАЦИЯ СТРЕСС ОПТИМАЛЬНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ Переломный момент Модель «стресс адаптация»

12 Типичная реакция на острый стресс Пять способов реагирования на стресс – Физический – реакция тела – Когнитивный – мысли и принятие решений – Эмоциональный – чувства – Поведенческий – действия – Духовный – вера и ценности Материал 5: Признаки стрессовой реакции

В чем разница между стрессом и травмой? 13

14 Признаки опасных реакций Диссоциация Навязчивые мысли Избегание Перевозбуждение Тревога Депрессия Аддикции Психотические симптомы

15 Определение травмы «Психическая травма» является следствием неожиданного и чрезвычайно сильного эмоционального шока, или серии таких шоков, поражающих человек извне.» ( Тэрр, 1988 г.) Травмирование происходит в случае нехватки внутренних и внешних ресурсов для приспосабливания к внешней угрозе. (Ван дер Кольк, 1989 г.) Что-либо, что может подавить защитную функцию человека

16 Прогноз 2/3 пациентов продолжают проявлять симптомы по истечении года; 40% ПТСР сохраняется в хронической тяжелой форме, и неизлечимо У людей, перенесших психическую травму в детстве (до 10 лет), в три раза чаще наблюдается ПТСР

17 ПТСР является самым распространенным посттравматическим расстройством Следовательно, целесообразно проверять, прежде всего, на наличие самого распространенного расстройства

Обследование диагностика В чем отличие обследования от диагностики – Обследование: находится ли человек в зоне риска? – Диагностирование: соответствует ли клиент диагнозу?

Диагностика посттравматического стрессового расстройства Неожиданное травматическое событие: 1.представляющее угрозу жизни или физическому здоровью 2.вызывающее страх или беспомощность 3.приводящее к: – навязчивым воспоминаниям – избеганию – перевозбуждению 4.длительностью больше месяца 5.вызывающее значительное недомогание или нарушение функциональности

20 Распространенность Половина женского и мужского населения за свою жизнь переживает хотя бы одну травматическую ситуацию. 15% переживает больше 3 травматических ситуаций. 8% в результате переносят дополнительные стрессы и нарушения

21 Сопутствующая патология при ПТСР Приблизительно 80% мужчин и женщин, переживших ПТСР, имели хотя бы один дополнительный психиатрический диагноз. Пациенты с ПТСР в 8х более предрасположены к трем (или более) нарушениям (Кесслер и соавт., 1995 г.)

22 Формы травмы Боевая Холокост Беженцы Бедствие Терроризм Пытки Несчастные случаи Ожоги Виктимизация преступления Изнасилование Домашнее насилие Насилие/безнадзорно сть в отношении детей Преступники Операция/процедуры Вторичная травма

23 Проблемы психического здоровья, связанные с травмой Диссоциативные расстройства Аддикции Прочие тревожные состояния Депрессивные расстройства Соматизационные расстройства Пограничный тип Другие расстройства личности Нарушение поведения Синдром нарушения внимания Протестно- демонстративное расстройство Половые расстройства Обсессивно- компульсивное расстройство Социальная фобия Расстройство питания

24 Другие нарушения, связанные с травмой Физические нарушения – Фибромиалгия – Хроническая боль – Синдром раздраженного кишечника – Пептическая язва – Другие расстройства ЖКТ – Астма – Хроническая тазовая боль – Нарушение иммунитета – Сердечно-сосудистые нарушения Социальные нарушения – Асоциальное поведение – Злоупотребление веществами – Неразборчивость (БППП) – Деликвентность – Криминал и насилие – Бездомность – Домашнее насилие – Насилие в отношении детей

25 Важно … Выбрать профессиональные учреждения, способные оказать необходимую помощь медицинскую, эмоциональную и духовную. Обдумать то, как люди реагируют на стресс Формировать организационную культуру для эффективной помощи клиентам Социальные работники и управляющие должны уметь определять и реагировать на целый ряд симптомов

Обеспечение безопасности является условием успешного лечения. Блум и Райкертt Быть свидетелем: Насилие и социальные обязательства

Роль внезапного стресса и травмы Человек ожидает безопасную обстановку, но обнаруживает только стресс и травму

28 Реакции на стресс и травму Люди одновременно реагируют и адаптируються – Реакции и приспосабливание звенья одного процесса Поэтому, профессиональные соцработники должны говорить людям о том, что их реакции: – оправданы – станет легче переносить – скорее всего исчезнут со временем и по мере налаживания терапевтического контакта

29 Кому будет сложнее всего? Максимальная степень воздействия Наибольшие потери Наибольшее количество предшествующих травм

*Herman, 1992; Теория восстановления из четырех элементов* Безопасность Уменьшение (эмоционального) воздействия Переживание горя Эмансипация / путь излечения, наполнение жизни смыслом и надеждой

Для компенсации кумулятивного воздействия стресса и травмы (по всем системам) сближение с клиентом оболочка: ощущение безопасности общение: культура открытости участие: культура сопереживания и гражданской позиции наставничество: культура расширения возможностей

32 Вопросы без ответа Каково влияние теории травмы на: – семьи? – школы? – места работы? – тюрьмы? – больницы? – правительство? – государственную политику? – Развитие здорового образа жизни?

33 Физиология стресса: Парадигма разума/тела Предпосылки Работа с травмой может привести к появлению симптомов хронического и травматического стресса. Работа с травмированными людьми – Социальные работники находятся в постоянном состоянии активации и готовности – Стресс травматичен Быть свидетелем человеческой утраты, боли и страдания

34 Пища для размышления профессионалам Как стресс и травма влияют на ваше здоровье, работу, семейную жизнь, религиозную веру и т.д.? Такие реакции типичны для вашей культуры? Вашего сообщества? Учиться узнавать свои стереотипы реакции

День третий, после полудня: Психо просвещение: принципы и применение

Понимание теории экосистем Оценить факторы защиты и риска Политическая/культурная среда Сообщество Семья Индивид

Психо-просвещение Модель, дающая возможность участникам и ведущим вместе обмениваться знаниями и изучать интересующую область Доказательный подход Принципиальная база 37

38 Принципы Психо-просвещения Знание сила Благополучие, несмотря на стресс и травму Поддержка и семьи и сообщества Воспитание заботливого сообщества Контекст – Класс, образование, язык, возраст Устойчивость

Психо-просвещение Информация и обмен знаниями о: – болезни – благополучии – жизненных навыках – личные активы и проблемы Образование и терапия как одно целое Процесс помогает людям успокоиться, чтобы получать знания Человек способен применять полученные знания в повседневной жизни 39

Психо-просвещение Сочетание образовательных и терапевтических вмешательств Терапевтическое применение образования знание сила Образование психиатрия болезнь и благополучие прочие трудности в жизни Практические стратегии приспосабливания к трудностям Образование и содействие внутри сообщества 40

Метод базируется на… Структуре Содержании Процессе – Непосредственная работа Активном участии / использовании своей личности Активном содействии клиенту/группе Расчете времени

Обучение людей пониманию своих реакций Психо-просвещение и излечение – Развивает самосознание – Расширяет кругозор – Повышает уверенность – Развивает навыки приспосабливания и контроля стресса 42

Вклад социального работников и участников Социальный работник Профессиональные знания Внешние закономерности Владение навыками приспосабливания Контроль стресса/кризиса Моделирование Нормализация стереотипов реакции Участник Опытные знания Личные сильные стороны Чувство закономерностей и малозаметных изменений Постоянство заинтересованности поддержки Обратная связь Сигнализация

Психо-просвещение: О вмешательстве, процессе, и о трудностях жизни Улучшает чувство самообладания Повышает личную компетентность Создает ощущение безопасности и предсказуемости Повышает качество лечения Важный способ сближения с людьми – Стимулирует совместную работу – Обеспечивает общую ответственность

*Phoenix, 2007 г. Психо-просвещение может….* Нормализировать стереотипы реакции Предоставить когнитивную схему и терминологию для неизвестных понятий

Психо-просвещение может… Улучшить способность понимать и изменять свои реакции – Учиться определять и предугадывать стереотипные реакции является важным первым шагом на пути к переменам 46

*Феникс, 2007 г. Психо-просвещение может….* Направить силы на неотложные потребности в безопасности и самопомощи – Психо-просвещение начинается с самого первого контакта Определять ответные реакции, требующие более обстоятельного вмешательства

Одного раза недостаточно… Психо-просвещение и образование начинается со сближения, и продолжается через все вмешательство Иногда люди испытывают слишком много стресса для успешного усвоения информации

…Имейте в виду важность «повествования», «истории» … Понимание – важной роли теории влияния чувства важны – роли социальной поддержки, социальных норм, социального значения и ответственности – люди, семьи, сообщества важны – различия – культура важна

Понимание того, что… история повторяется история важна важно «наполнение смыслом» – религия, духовность, философия важно творчество, сочетание духа и тела – искусство

51 Вопросы сильных сторон… Замена вопросов типа: «Что вас беспокоит?» на «Расскажите свою историю»

И…И… Важно проверить: – эмоциональную доступность – когнитивную функцию конкретное абстрактное мышление – готовность расчет времени / темпов – грамотность На основании этого отрегулируйте подход

Преимущества практики Постоянное обновление знаний Способность определять проблемные моменты Сдержанность Самосознание

Психо-просвещение, упражнение: часть 1 Работая в малых группах из 6 человек, проведите групповой сеанс, центральной темой которого будет контроль стресса у подростков. Подумайте, как стоит адаптировать полученные сегодня знания для такого сеанса. 54

Психо-просвещение, упражнение: часть 2 Выберите двух человек в качестве ведущих сеанса. Дайте им время подготовиться. Выберите четырех человек на роль членов группы. Дайте им время придумать интересующие их проблемы и вопросы с точки зрения подростков. Проведите ролевую игру (20 минут). 55

Психо-просвещениеупражнение: часть 3 Подробно обсудите ролевую игру. – Каково было исполнять роль социального работника? Что хорошо получалось? Что вызывало затруднения? Что бы вы сделали иначе? – Каково это было исполнять роль участника? Что получалось хорошо? Что вызывало затруднения? Что ведущим следовало сделать иначе? Чему вы научились? 56