Владикавказ 2013 А.С.Татров. Теория фундаментальных или базисных эмоций (К.Изард) имеет в своей основе пять ключевых допущений: Фундаментальные эмоции.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЭМОЦИИ ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. непосредственное,
Advertisements

ЭМОЦИЯ непосредственное, временное эмоциональное переживание какого-либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
непосредственное, временное эмоциональное переживание какого - либо отношения человека к различным внешним или внутренним событиям. душевное волнение.
Проиллюстрировать проявление базовых эмоций детей и подростков в игре, как деятельности, которая наиболее эффективно способствует психологической разрядке,
Эмоциональное состояние личности. Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие.
1 Психология эмоционально- потребностной сферы психической деятельности.
Роль эмоций в жизни человека. Эмоции (от лат. «emotion» волнение) это различные психические явления, выражающие в форме непосредственных переживаний значимость.
Чувства Сущность и классификация. Чувства это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это самая развитая.
Психофизиология Эмоций.. Вопросы: 1)Эмоции, их классификации и функции 2) структурная основа эмоций 3) Эмоции и индивидуальные различия.
Эмоции – это субъективные реакции (переживания), отражающие приятные и неприятные ощущения, отношения человека к другим людям, явлениям, процессу и результату.
Самое сложное искусство управления – искусство управления самим собой.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Подготовил Голобородько Евгений.
Чувства и эмоции
ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ТРАНСПОРТА ( МИИТ) Познавательные процессы Выполнил работу Минаев Е.В Малых А.А.
МОУ средняя общеобразовательная школа 9 г. Искитима Новосибирской области Научно-исследовательская работа по теме «В школу с улыбкой!»
ЭМОЦИЯ в дизайне и рекламе Юлия Шихат-Саркисова ПАМЯТКА.
Положительные эмоции Радость Удивление Интерес Отрицательные эмоции Страдание Страх Гнев Отвращение Презрение Стыд Вина Отрицательные эмоции Страдание.
Эмоции человека 1. Определение Эмоция ( от лат. emoveo потрясаю, волную ) эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное.
Транксрипт:

Владикавказ 2013 А.С.Татров

Теория фундаментальных или базисных эмоций (К.Изард) имеет в своей основе пять ключевых допущений: Фундаментальные эмоции образуют основную мотивационную систему человеческого существования. Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами. Фундаментальные эмоции, такие, как радость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний. Эмоции взаимодействуют между собой одна эмоция может активировать, усиливать или ослаблять другую. Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние.

Определение эмоции. Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно- мышечный и феноменологический аспекты. На нейрофизиологическом уровне эмоция определяется по электрохимической активности нервной системы, в частности, коры, гипоталамуса, базальных ганглиев, лимбической системы, лицевого и тройничного нервов. На нервномышечном уровне эмоция это прежде всего мимическая деятельность, а вторично пантомимические, висцерально эндокринные и иногда голосовые реакции. На феноменологическом уровне эмоция проявляется либо как сильно мотивированное переживание, либо как переживание которое имеет непосредственную значимость для субъекта. Переживание эмоции может создавать в сознании процесс совершенно независимый от познавательных процессов.

Таксономия аффектов и взаимодействий аффектов I. Фундаментальные эмоции а) 1.Интерес-возбуждение 2.Удовольствие-радость 3. Удивление 4. Горе-страдание 5. Гнев-ярость 6. Отвращение-омерзение 7. Презрение-пренебрежение 8. Страх-ужас 9. Стыд-застенчивость 10. Вина-раскаяние Таксономия аффектов и взаимодействий аффектов II. Побуждения- телесные ощущения б) 1. Голод 2. Жажда 3. Усталость-сонливость 4. Боль 5. Секс Таксономия аффектов и взаимодействий аффектов III. Аффективно-когнитивные структуры или ориентации в) 1.Интроверсия-экстраверсия 2. Скептицизм 3.Эгоизм ( самомнение) 4. Решительность 5. Невозмутимость

IV. Взаимодействия А. Эмоция-эмоция Диады: 1.Интерес-удовольствие 2.Горе-гнев 3.Страх-стыд ( из 10 фундаментальных эмоций можно образовать 45 диад) Триады: 1.Удивление-интерес-удовольствие 2. Горе-гнев-отвращение 3. Страх-стыд-вина ( из 10 фундаментальных эмоций можно образовать 120 триад) IV. Взаимодействия Б. Эмоция-побуждение Диады: 1.Интерес-секс 2. Интерес-удовольствие-секс ( к каждой фундаментальной эмоции и к каждой диаде эмоций может быть добавлено одно или несколько побуждений) Триады эмоций и драйвов: 1.Боль-страх-стыд-гнев ( к каждой триаде эмоций может быть добавлено одно или несколько побуждений) IV. Взаимодействия В. Эмоция-аффективно- когнитивные структуры Диады: 1.Интерес-интроверсия 2. Интерес-удовольствие- интроверсия ( к каждой фундаментальной эмоции и к каждой диаде эмоций может быть добавлена одна или несколько аффективно- когнитивных структур) Триады эмоций и аффективно- когнитивная структура: 1.Удивление-интерес- удовольствие-эгоизм ( к каждой триаде эмоций может быть добавлена одна или несколько когнитивных структур) К каждому из этих взаимодействий, представленных в колонках А-В можно добавить гомеостатические функции, познавательные и моторные действия. Это образует эмоционально-когнитивное взаимодействия:

Г. Примеры эмоционально-когнитивных взаимодействий: интерес-экстраверсия-мышление интерес-удовольствие-интроверсия-воображение гнев-отвращение-презрение-экстраверсия-« недружелюбные мысли» К каждому из взаимодействий, представленных в колонках А-В можно добавить гомеостатические функции, познавательные и моторные действия. Это образует эмоционально-когнитивное взаимодействия:

Степени свободы эмоциональной системы Описывая роль эмоций, Томкинс заключает: «Причина без эмоции бессильна, эмоция без причины слепа. Сочетание эмоции и причины гарантирует высокую степень человеческой свободы» (Tomkins, 19G2, р. 112.). Хотя большинство людей не достигает точности в осознании своих эмоций, сложность эмоциональной системы тем не менее способствует увеличению компетентности человека. Эмоциональная система обладает десятью типами свободы, не присущими системе побуждений. Прежде всего, это свобода во времени: не существует основного ритма или цикла, как у побуждений. Эмоции обладают свободой интенсивности, тогда как побуждения характеризуются повышением интенсивности до тех пор, пока они не будут удовлетворены. Эмоция имеет значительную свободу плотности, с которой она действует (плотность эмоции продукт ее интенсивности и продолжительности). Свобода эмоциональной системы такова, что эмоция может возникать из-за «вероятности события». Благодаря этому эмоция гарантирует предвосхищение, являющееся центральным процессом при обучении. Например, эмоция страха заставляет избегать огня ребенка, который когда-то обжигался. Эмоция может также предвосхищать благоприятные события. Эмоциональная система обладает свободой объекта. Хотя эмоции, возбуждающиеся влечениями, обладают ограниченным набором объектов, которые могут эти влечения удовлетворить, соединение эмоций с объектами через знание чрезвычайно расширяет набор объектов положительных и отрицательных эмоций. Эмоция может быть связана с конкретным видом опыта мышлением, ощущением (сенсорикой), действием и т. д. Эмоции свободны для комбинации с другими эмоциями и для их модуляции и подавления. Существует большая свобода. В способе возбуждения и угашения эмоций, как правило, большинство людей стараются сделать максимальными положительные эмоции и минимальными отрицательные, но даже различные аспекты одной и той же деятельности могут вызывать пли гасить и отрицательные и положительные эмоции. Эмоции относительно свободны в возможности замещения объектов привязанности. (Именно трансформация эмоций, а не влечений, связывается с фрейдовским понятием сублимации.)

Г. Примеры эмоционально-когнитивных взаимодействий: интерес-экстраверсия-мышление интерес-удовольствие-интроверсия-воображение гнев-отвращение-презрение-экстраверсия-« недружелюбные мысли» К каждому из взаимодействий, представленных в колонках А-В можно добавить гомеостатические функции, познавательные и моторные действия. Это образует эмоционально-когнитивное взаимодействия:

Причины эмоции А. Взаимоотношения субъекта с окружающей средой, которые вызывают эмоцию: Восприятие, следующее за стимуляцией, являющееся производным от избирательной активности рецептора или чувственного органа. Восприятие окружающей среды (прежде всего, ориентировочный рефлекс). Спонтанное восприятие, или активность, присущая воспринимающей системе.

Причины эмоции Б. Индивидуальные процессы, которые могут вызывать эмоции: Память (как активная, так и испытанная). Воображение. Образное и предвосхищающее мышление. Проприоцептивные импульсы от пантомимической или другой двигательной активности. Эндокринная деятельность, воздействующая на нервный или мышечный механизм эмоции.

Кафедра Психологии иПедагогики СОГМА А.С.Татров