Е.В. Цышевская ФАС России Актуальные вопросы антимонопольного регулирования на рынках электрической энергии (мощности)

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Уголовная и административная ответственность за нарушение антимонопольного законодательства Москва, 2010 г.
Республиканское совещание «Итоги государственного регулирования в Республике Бурятия на 2008 год и основные задачи на годы» «Об изменениях в.
О результатах контроля ФАС России за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынков электроэнергии В.Г. Королев Начальник.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Самарское УФАС России 2012 г. Практика привлечения к административной ответственности по статье 14.9 КоАП РФ. Однородность правонарушений по статье 14.9.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Практика антимонопольного регулирования оптового и розничного рынка электрической энергии и мощности Заместитель начальника Управления контроля электроэнергетики.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии и мощности Заместитель начальника отдела Управления контроля электроэнергетики ФАС России.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Новеллы третьего «антимонопольного» пакета Влияние на деятельность субъектов электроэнергетики Чугунова Елена Ивановна
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Управление по борьбе с картелями Москва, 2009 ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УЧАСТИЕ В КАРТЕЛЕ.
Нарушения антимонопольного законодательства, допускаемые хозяйствующими субъектами «Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего.
Отдел по контролю за применением цен (тарифов). Полномочия по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) Федеральный закон от
Контрактная система Осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок.
Открытое Акционерное Общество «Рязанская энергетическая сбытовая компания» 2011 г.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства.
Проверки соблюдения требований Федерального закона 94-ФЗ.
Транксрипт:

Е.В. Цышевская ФАС России Актуальные вопросы антимонопольного регулирования на рынках электрической энергии (мощности)

1. «Третий антимонопольный пакет». Изменения в сфере электроэнергетики. 2. Дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выразившихся в манипулировании ценами на оптовом и розничных рынках электроэнергии (мощности). Содержание

1.«Третий антимонопольный пакет». 2.Изменения в сфере электроэнергетики.

В статью 25 Закона об электроэнергетике внесены следующие изменения: - исключено понятие исключительного положения хозяйствующего субъекта на оптовом рынке электрической энергии; - в части 2 указанной статьи установлено, что порядок определения критериев существенного изменения цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность должен быть установлен Правительством Российской Федерации; - в части 3 указанной статьи добавлен такой критерий признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта как выполнение условия о том, что доля приобретаемой или потребляемой электрической энергии и (или) мощности в границах соответствующей зоны свободного перетока указанного субъекта превышает 20 процентов «Третий антимонопольный пакет». Изменения в сфере электроэнергетики

Возможность установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (группы лиц) с долей меньше 20 процентов исходя из наличия доминирующего положения такого хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынках топлива и (или) установления факта, что такой хозяйствующий субъект (группа лиц) оказывает или способен оказывать в соответствующих зоне или зонах свободного перетока определяющее влияние на формирование равновесной цены на электрическую энергию в определенный период состояния оптового рынка, характеризующийся отсутствием возможности замены поставляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии объемом поставок электрической энергии иных хозяйствующих субъектов или замены потребляемого таким хозяйствующим субъектом (группой лиц) объема электрической энергии объемом потребления электрической энергии (мощности) иными потребителями, а также исходя из иных условий, определенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке и связанных с обращением электрической энергии и мощности в данной зоне свободного перетока. «Третий антимонопольный пакет». Изменения в сфере электроэнергетики

В статью 6 Федерального закона от ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» внесены изменения, в соответствии с которыми в целях обеспечения выполнения запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии, установленного указанной статьей ФАС России наделяется целым рядом дополнительных полномочий. «Третий антимонопольный пакет». Изменения в сфере электроэнергетики

В случае, если принудительная реорганизация (в форме разделения или выделения) юридического лица не может обеспечить выполнение запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии в части, относящейся к аффилированным лицам, антимонопольный орган: обращается в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле- продаже электрической энергии; обращается в суд с иском о принудительном расторжении договоров (контрактов), на основании которых юридическое лицо обладает правами на имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии. «Третий антимонопольный пакет». Изменения в сфере электроэнергетики

В случае, если судом на основании заявления антимонопольного органа, установлена невозможность принудительной продажи имущества, непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле- продаже электрической энергии, либо невозможность расторжения договоров (контрактов), на основании которых юридическое лицо обладает правами на имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, антимонопольный орган: обращается в суд с заявлением о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; обращается в суд с иском о принудительном расторжении договоров (контрактов), на основании которых юридическое лицо обладает правами на имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; Также, указанными изменениями определяется порядок передачи прав на имущество, подлежащее принудительной продаже.

Статья 3 Федерального закона от ФЗ «Об электроэнергетике: манипулирование ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) – это совершение экономически или технологически не обоснованных действий, в том числе с использованием своего доминирующего положения на оптовом рынке, которые приводят к существенному изменению цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность на оптовом рынке, путем: - подачи необоснованно завышенных или заниженных ценовых заявок на покупку или продажу электрической энергии и (или) мощности; - подачи ценовой заявки на продажу электрической энергии с указанием объема, который не соответствует объему электрической энергии, вырабатываемому с использованием максимального значения генерирующей мощности генерирующего оборудования участника, определенного системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации; - подачи ценовой заявки, не соответствующей установленным требованиям экономической обоснованности, определенным уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Определение манипулирования (введено «третьим антимонопольным пакетом).

Статья 3 Федерального закона от ФЗ «Об электроэнергетике: манипулированием ценами на розничном рынке электрической энергии (мощности) является совершение экономически или технологически не обоснованных действий хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на розничном рынке, которые приводят к существенному изменению нерегулируемых цен (цены) на электрическую энергию и (или) мощность. Определение манипулирования (введено «третьим антимонопольным пакетом).

Манипулирование ценами как особая форма нарушения антимонопольного законодательства (изменения, внесенные третьим антимонопольным пакетом) В качестве формы злоупотребления доминирующим положением в части 1 статьи 10 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) указывается манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности). Указанная норма применяется исключительно к хозяйствующим субъектам, которые, занимая доминирующее положение на товарном рынке, способны осуществлять действия (бездействие), связанные с манипулированием ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности). Новая редакция части 3 статьи 11 Закона о защите конкуренции особо выделяет запрет на соглашения хозяйствующих субъектов, являющихся участниками оптового и (или) розничных рынков электрической энергии (мощности), организациями коммерческой инфраструктуры, организациями технологической инфраструктуры, сетевыми организациями, если такие соглашения приводят к манипулированию ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

В Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации введена статья «Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)» в соответствии с которой: 1. Манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности) участниками оптового и (или) розничного рынков электрической энергии (мощности), не занимающими доминирующего положения на соответствующих рынках электрической энергии (мощности), - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей. 2. Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, - влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Манипулирование ценами как особая форма нарушения антимонопольного законодательства (изменения, внесенные третьим антимонопольным пакетом)

Закон о защите конкуренции дополнен новой статьей 39 1, определяющей порядок выдачи предупреждений о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства. Предупреждение – новый инструмент антимонопольного воздействия, направленный на устранение последствий правонарушения, а также причин и условий, способствовавших возникновению правонарушения, без возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Предупреждение выдается хозяйствующему субъекту, занимающему доминирующее положение, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3 и 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. При этом выявлением признаков нарушения следует считать все обстоятельства, влекущие возбуждение и рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства, предусмотренные частью 2 статьи 39 Закона о защите конкуренции. «Третий антимонопольный пакет». Предупреждение.

В целях предупреждения нарушения антимонопольного законодательства Закон 401-ФЗ дополняет Закон о защите конкуренции статьей 25 7, предусматривающей полномочие антимонопольного органа направлять должностным лицам хозяйствующих субъектов предостережения в письменной форме о недопустимости совершения действий, которые могут привести к нарушению антимонопольного законодательства. Основанием для направления предостережения является публичное заявление должностного лица хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке, если такое поведение может привести к нарушению антимонопольного законодательства и при этом отсутствуют основания для возбуждения и рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. Решение о направлении предостережения принимается руководителем антимонопольного органа в срок не позднее чем в течение десяти дней со дня, когда антимонопольному органу стало известно о публичном заявлении должностного лица хозяйствующего субъекта о планируемом поведении на товарном рынке. «Третий антимонопольный пакет». Предостережение о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства..

Дела о нарушениях антимонопольного законодательства, выразившихся в манипулировании ценами на оптовом и розничных рынках электрической энергии

В 2010 году антимонопольными органами рассмотрено 5643 заявлений юридических и физических лиц о нарушении Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции» на рынках электро-, теплоэнергии; в 1-м полугодии 2011 г. – По инициативе антимонопольных органов в 2010 г. возбуждено 114 дел по признакам нарушения Закона о защите конкуренции в указанной сфере (всего возбужденных дел ), в 1-м полугодии 2011 г. – 43 (всего возбужденных дел – 728). По количеству выявленных нарушений Закона о защите конкуренции, отраженных в решениях антимонопольных органов, рынки электро- и теплоэнергии занимают первое место, нарушения на них традиционно составляют около 19% всех нарушений:

Наиболее распространенным нарушением антимонопольного законодательства на рынках электро-, теплоэнергии является злоупотребление доминирующим положением на рынке (ст. 10 Закона о защите конкуренции). Так, из всего количества нарушений на рынках электро-, теплоэнергии в 2010 г. (903), 97% (874) нарушений выразилось в злоупотреблении доминирующим положением на рынке. Для сравнения, доля нарушений, выразившихся в злоупотреблении доминирующим положением на иных рынках (725), составляет 19% от количества иных нарушений (3853).

В гг. были выявлены 3 случая нарушения антимонопольного законодательства, выразившиеся в манипулировании ценами на оптовом рынке электрической энергии (мощности) со стороны генерирующих компаний (поставщиков э/э). В 2011 году было рассмотрено 1 дело о нарушении части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции со стороны крупного потребителя э/э, выразившееся в ограничении конкуренции путем снижения цены на оптовом рынке электрической энергии (мощности), а также ущемлению интересов субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) вследствие неподачи заявок на покупку электрической энергии (мощности). Дела по манипулированию ценами на оптовом и розничных рынках электрической энергии

12 февраля 2010 года ОАО «ТГК-11» было признано нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем манипулирования ценами на ОРЭМ в 2008 году. ОАО «ТГК-11» выдано предписание о недопущении действий, которые могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства. 10 августа 2010 года закончились судебные разбирательства по делу о нарушении ОАО «ТГК-11» антимонопольного законодательства. Решение и предписание ФАС России по данному делу оставлены без изменений. В настоящее время предписание в отношении ОАО «ТГК-11» находится на стадии исполнения. Манипулирование ценами на оптовом рынке электроэнергии

22 февраля 2011 года группа лиц в составе ОАО «РУСАЛ Красноярск», ОАО «РУСАЛ Саяногорск», ОАО «РУСАЛ Братск», ОАО «РУСАЛ Новокузнецк», ОАО «СУАЛ» была признана нарушившей часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции. Нарушение выразилось в злоупотреблении группой лиц в составе ОАО «РУСАЛ Красноярск», ОАО «РУСАЛ Саяногорск», ОАО «РУСАЛ Братск», ОАО «РУСАЛ Новокузнецк», ОАО «СУАЛ» доминирующим положением на оптовом рынке электрической энергии и мощности, что привело к ограничению конкуренции посредством снижения цены на электрическую энергию на рынке на сутки вперед, а также ущемлению интересов субъектов оптового рынка электрической энергии и мощности - производителей электрической энергии, осуществляющих деятельность в границах Второй ценовой зоны оптового рынка электрической энергии и мощности, вследствие неподачи ОАО «РУСАЛ Красноярск» и ОАО «РУСАЛ Саяногорск» заявок на покупку электрической энергии (мощности) на и соответственно. Необходимо отметить, что данные организации являются потребителями электрической энергии (мощности). Доход, полученный группой лиц в составе ОАО «РУСАЛ Красноярск», ОАО «РУСАЛ Саяногорск», ОАО «РУСАЛ Братск», ОАО «РУСАЛ Новокузнецк», ОАО «СУАЛ» вследствие нарушения антимонопольного законодательства, составил рублей за два дня. В декабре 2011 года ФАС России и заводы РУСАЛ подписали мировые соглашения в соответствии с которыми заводы компании РУСАЛ отказались от обжалования принятого ФАС России решения и вынесенных на его основании предписаний о перечислении в бюджет незаконно полученного дохода. Манипулирование ценами на оптовом рынке электроэнергии

8 декабря 2010 года ОАО «Мариэнергосбыт» признано нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от ФЗ «О защите конкуренции» путем совершения действий, выразившихся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования и манипулировании ценами на розничном рынке электрической энергии при расчете предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию (мощность) при расчетах с потребителями в 2010 году. ОАО «Мариэнергосбыт» выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. В период с января 2010 г. по декабрь 2010 г. ОАО «Мариэнергосбыт» нарушало установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования и манипулировало ценами на розничном рынке электрической энергии при расчете предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию (мощность) при расчетах с потребителями в 2010 году. Манипулирование ценами на розничном рынке

В результате нарушения установленного порядка ценообразования ОАО «Мариэнергосбыт» получило необоснованный доход в размере более рублей. 31 января 2012 года Федеральный арбитражный суд Московского округа оставил в силе решение и предписания Федеральной антимонопольной службы в отношении ОАО «Мариэнергосбыт», отменив тем самым постановления Арбитражного суда г. Москвы и Девятого арбитражного апелляционного суда о незаконности вынесенного ФАС России решения. Манипулирование ценами на розничном рынке

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !