Новое в российском законодательстве о кредитной кооперации. Тенденции развития Анна Байтенова, советник по правовым вопросам НАУМИР Пятигорск, 26 октября.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Выполнил студент 191 гр. Сизов Георгий МФО ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИЯ.
Advertisements

Конференция Федерации саморегулируемых организаций России, Москва, октября 2012 Государственный контроль и надзор в сфере кредитной кооперации С.Л.Федоров.
ФЗ «О кредитной Кооперации» от г. 190-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ п.7. ч. 1. Ст. 6 Обеспечение финансовой устойчивости.
Изменения в ГК РФ, КоАП РФ, законодательство в сфере микрофинансирования и кредитной кооперации.
Доклад на тему: «Требования госрегулятора. Проблемы и вопросы» Докладчик:Фисунов Анатолий Федорович Председатель СКПК «Цимлянское общество взаимного кредита»
Новосибирский областной фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства Порядок подачи заявки для получения займа размещен на.
1) повышение эффективности контроля и надзора на рынке микрофинансирования за счет введения второго контура надзора и делегирования части функций за соблюдением.
КОВАЛЬЧУК В. Н. НО КПК "СТАВРОПОЛЬ-КРЕДИТ". НО КПК СТАВРОПОЛЬ-КРЕДИТ Для ясности представлю наш кооператив: - зарегистрирован 05 ноября 2002 года; - организационно-правовая.
1 Приоритеты развития микрофинансирования и меры по расширению взаимодействия микрофинансовых организаций с ВЭБ/РосБР в 2011 г. Михаил Мамута, Президент.
1 Программа финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства по направлению «Микрофинансирование» , г. Киев.
Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части банкротства финансовых организаций.
Центральный офис в г.Волгодонске на ул.Думенко и пять дополнительных офисов: Волгодонск, ул. 30 лет Победы д.18«а» Волгодонск, бульвар Великой Победы.
Основные и типичные ошибки, выявляемые при проведении проверок СРО Директор НП «МСКК «ОПОРА КООПЕРАЦИИ» А.Ф. Мирзанурова.
Закон «О бухгалтерском учете» Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Цель нового Закона о бухучете - исключить устаревшие.
«Новое в правовом регулировании кредитной кооперации» Анна Байтенова, советник по правовым вопросам НАУМИР Адыгея, 6 мая 2011.
Требования постановления Правительства РФ от г. 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической.
Деятельность кредитных потребительских кооперативов.
Совершенствование законодательства, регулирующего деятельность сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Медведева Нина Афанасьевна заместитель.
Изменения в регулировании банковского сектора. Изменения в пруденциальном надзоре - с установлено требование к минимальному размеру собственных.
Оптимизация бухгалтерского и налогового учета предприятия. Докладчик: Аудитор, профессиональный консультант по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения.
Транксрипт:

Новое в российском законодательстве о кредитной кооперации. Тенденции развития Анна Байтенова, советник по правовым вопросам НАУМИР Пятигорск, 26 октября 2011

Микрофинансирование: правовые возможности Федеральный закон 193-ФЗ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации»: распространяется на кредитные потребительские кооперативы, созданные сельскохозяйственными товаропроизводителями. Федеральный закон 190-ФЗ от 18 июля 2009 г. «О кредитной кооперации»: распространяется на несельскохозяйственные кредитные кооперативы, в том числе созданные в сельской местности Закон РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»: пределы применения сегодня и завтра Федеральный закон 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» относит потребительские кооперативы к субъектам малого предпринимательства – в целях данного закона, то есть в целях возможности их участия в государственных программах поддержки малого предпринимательства Федеральные законы «О защите конкуренции», «О рекламе» устанавливают определенные требования к КПК как финансовым организациям: к созданию ими ассоциаций, к рекламе финансовых услуг Федеральный закон 151-ФЗ от 2 июля 2010 г. «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» дает альтернативу: наряду с КПК, в том числе СКПК, могут создаваться некооперативные МФО

Микрофинансовая деятельность – выдача микрозаймов (займов до 1 млн. руб.) Субъекты: Микрофинансовые организации: Некоммерческие партнерства Частные и автономные учреждения Автономные некоммерческие организации Фонды Хозяйственные общества (ООО, ЗАО, ОАО) Хозяйственные товарищества (полные и на вере) Иные организации, ведущие МФД на основании специального о них законодательства: Ломбарды Банки КПК и СКПК

Права и обязанности МФО Права на информацию от заемщика на мотивированный отказ от заключения договора микрозайма на иную деятельность, в том числе выдачу иных займов и оказание иных услуг на привлечение денежных средств с учетом установленных Законом о МФО ограничений на страхование договорных рисков и формирование целевых фондов Иные права Обязанности Информировать лицо, подавшее заявку на микрозаем: о порядке, условиях предоставления микрозайма, о правах и обязанностях, связ. с его получением; о возможности изменения условий договора; о перечне и размере всех платежей по микрозайму Разместить копию правил предоставления микрозаймов в месте, доступном для обозрения и любого заинтересованного лица, и в Интернете; Гарантировать соблюдение тайны об операциях своих заемщиков; Раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения органов управления МФО информировать уполн. орган об изменениях в учредит. документы, в течение 30 дней иные обязанности

МФО не вправе: 1)привлекать денежные средства физических лиц, кроме: а) являющихся учредителями (членами, участниками, акционерами) МФО; б) предоставляющих от 1,5 млн. рублей или более по одному договору займа с одним займодавцем; 2) выступать поручителем по обязательствам своих учредителей (членов, участников, акционеров), а также иным способом обеспечивать исполнение ими обязательств; 3) без предварительного решения высшего органа управления МФО совершать сделки, связанные с отчуждением или возможностью отчуждения имущества МФО либо иным образом влекущие уменьшение балансовой стоимости имущества МФО на 10 и более процентов балансовой стоимости активов МФО, определенной по данным финансовой (бухгалтерской) отчетности МФО за последний отчетный период. При нарушении данного требования сделка может быть признана недействительной по иску МФО или не менее 1/3 состава ее учредителей (членов, участников, акционеров); 4) выдавать займы в иностранной валюте; 5) в одностороннем порядке изменять % ставки и (или) порядок их определения по договорам микрозайма, комиссионное вознаграждение и сроки действия этих договоров; 6) применять к заемщику - физическому лицу, в том числе к индивидуальному предпринимателю, штрафные санкции за досрочный возврат микрозайма при уведомлении им МФО за 10 дней; 7) осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; 8) выдавать заемщику микрозаем (микрозаймы), если сумма обязательств заемщика перед МФО по договорам микрозаймов в случае предоставления такого микрозайма (микрозаймов) превысит один миллион рублей.

Требования к МФО: реестр, экономические нормативы, отчетность 464 зарегистрированных в госреестре МФО Расчет экономических нормативов производится на основе данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности МФО. Отчетным периодом для расчета экономических нормативов является первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год Порядок отчетности был подготовлен, но пока не введен в действие

Норматив достаточности для МФО (Приказ Минфина 43н от ) Норматив достаточности собственных средств МФО (НМО1) определяет требования к минимальной величине собственных средств МФО, необходимых для выполнения ею обязательств по привлеченным займам физических и юридических лиц: К НМО1 = --- х 100%, где: А К – это собственные средства МФО, определяемые как сумма итога раздела III «Капитал и резервы» («Целевое финансирование» для некоммерческих организаций) бухгалтерского баланса и суммы задолженности МФО по займам и кредитам, удовлетворяющим следующим условиям: - заем или кредит предоставлен микрофинансовой организации, за исключением МФО, созданной в форме некоммерческого партнерства, физическими лицами и юридическими лицами, являющимися учредителями (акционерами, участниками) данной МФО; - заем или кредит предоставлен на срок не менее 3 (трех) лет; - договор займа или кредита содержит условие о том, что в случае банкротства МФО требование по этому договору удовлетворяется после полного удовлетворения требований всех иных кредиторов. Таким образом, в расчет числителя берутся не все займы (кредиты), а лишь те, которые близки по своему характеру к тем, которые в банковской практике называются «субординированными займами (субординированными кредитами)». Обычные займы включаются, в отличие от субординированных, в общий состав требований кредиторов и удовлетворяются вместе с ними, а не после них. Субординированные займы (субординированные кредиты) по своему характеру ближе к деньгам учредителей, к капиталу, поэтому и считаются вместе с ним при определении НМО1. А – это активы МФО, определяемые как сумма итогов разделов I «Внеоборотные активы» и II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса за исключением сумм, отраженных по статье «Денежные средства».

Числовое значение НМО1 Числовое значение норматива НМО1 дифференцировано в зависимости от организационно-правовой формы МФО: для МФО, зарегистрированных в форме фонда, автономной некоммерческой организации, учреждения, хозяйственного общества или хозяйственного товарищества, значение норматива должно быть не менее 5%, тогда как для МФО, зарегистрированных как некоммерческие партнерства, этот норматив должен быть не менее 50%. Такая существенная разница объясняется тем, что некоммерческое партнерство по способу организации работы с деньгами членов партнерства имеет много общего с кредитными кооперативами: в некоммерческое партнерство также принимаются на основе членства физические и юридические лица, они также вправе вносить в организацию взносы, причем размер этих взносов Федеральным законом «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» не регламентируется. Также некоммерческие партнерства могут привлекать заемные средства от своих членов на основании исключения из общего правила о запрете на привлечение денежных средств физических лиц (см. подпункт «а» пункта 1 статьи 12). Поскольку Федеральный закон «О кредитной кооперации» установил восемь финансовых нормативов для кредитных кооперативов, некоторые из них решили «уйти из-под закона», изменив организационно-правовую форму с потребительского кооператива на некоммерческое партнерство. Для пресечения этой практики и защиты интересов членов некоммерческих партнерств, их денежных средств, переданных в партнерство в качестве заемных ресурсов, и предусмотрен данный норматив. Таким образом, если в кредитном кооперативе два норматива, направленные на обеспечение достаточности собственных средств кооператива для расчета по его обязательствам, а именно норматив формирования резервного фонда (не менее 5% от суммы привлеченных средств) и паевого фонда (не менее 8% от привлеченных средств), в сумме составляют 13 %, то у некоммерческого партнерства соответствующий норматив почти вчетверо выше.

Норматив ликвидности Второй из установленных Минфином для МФО нормативов – норматив ликвидности, обозначенный как НМО2 представляет собой отношение суммы ликвидных активов МФО к сумме краткосрочных обязательств МФО. Он рассчитывается по следующей формуле: ЛА НМО2 = х 100 %, где: КО ЛА – это ликвидные активы микрофинансовой организации, определяемые как итог раздела II «Оборотные активы» бухгалтерского баланса за исключением сумм, отраженных по статьям «Запасы», «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям»; КО – краткосрочные обязательства, определяемые как итог раздела V «Краткосрочные обязательства» бухгалтерского баланса, за исключением сумм, отраженных по статьям «Доходы будущих периодов» и «Резервы предстоящих расходов». Числовое значение норматива НМО2 установлено Минфином в размере не менее 70 процентов. Это достаточно высокая цифра, но реальная при грамотно организованном финансовом менеджменте. Коэффициент НМО2, по сути, выбран из наиболее известных, часто используемых и характерных для микрофинансовой деятельности коэффициентов финансового анализа: в теории он часто называется коэффициентом промежуточного покрытия, коэффициентом быстрой ликвидности и т.д. Этот коэффициент показывает, сможет ли организация в заданные сроки рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам. Нормативное значение коэффициента покрытия 0,7-0,8. Таким образом, очевидно, что Минфин РФ взял за основу нижнюю планку рекомендуемой в учебниках по финансовому анализу величины этого коэффициента.

+ и - В связи с принятием Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» были внесены изменения в ряд иных федеральных законов, в том числе в Кодекс РФ об административных правонарушениях: теперь в соответствии с новой статьей КоАП, «нарушение микрофинансовой организацией обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации о микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.". Изменения в ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» Отсутствие регистрации в качестве МФО не может гарантировать соблюдения требований по защите прав потребителя и прозрачности операционной деятельности

А как же старушка-процентщица? А к ней придет прокурор Идет постепенное усиление государственного внимания к финансовым рынкам в широком смысле слова. Вывод: чем меньше внимание регулятора, тем больше внимание прокуратуры. Главный фактор: источник денег – свои или привлеченные Если привлеченные, то от физических или юридических лиц? Если от физических лиц, то от квалифицированных инвесторов или от пассивных инвесторов? Формирование отношения к PayDayLoans, ростовщическому проценту и т.п. Присоединение к институту финансового омбудсмена. Применение законодательства о защите прав потребителей как стандартов деятельности

Саморегулирование кредитной кооперации: две модели Сельскохозяйственная Городская Сельскохозяйственный кооператив любого вида Ревизионный союз (не менее 25 любых сельхозкооперативов) Саморегулируемая организация (ассоциация или союз) из не менее чем 40 ревизионных союзов Саморегулируемая организация из не менее чем 100 КПК или не менее 5 КПК с общей численностью пайщиков более Кредитный потребительский кооператив (КПК)

Финансовые нормативы ФЗ «О кредитной кооперации»: Величина резервного фонда не менее 5% (2% - для КПК до 2 лет) от привлеченных денежных средств пайщиков Макс. сумма денежных средств, привлеченных от одного члена КПК или от нескольких, являющихся аффилированными лицами, не более 20% (30%- КПК до 2 лет) от общей суммы привлеченных от пайщиков денежных средств на момент решения Макс.сумма предоставляемого пайщику займа не более 10% (20% - для КПК до 2 лет) общей суммы задолженности по займам на момент решения Макс. сумма займа аффилированным лицам - не более 20% (30% для КПК до 2 лет) общей суммы задолженности по займам на момент решения Миним. величина паевого фонда – не менее 8% суммы привлеченных от членов КПК денежных средств на конец предыдущего финансового года Макс. сумма привлеченных средств от юр. лиц, не являющихся членами КПК, не более 50% общей суммы привлеченных средств членов КПК Макс. сумма денежных средств, направляемых в КПК второго уровня, - не более 10% суммы ПФ + привлеченных средств на момент решения Общая сумма на цели, не связанные с выдачей займов, - не более 50% средств, привлеченных от членов КПК в течение соответств. периода ФЗ «О сельскохозяйствен ной кооперации» - устав должен установить соотношения: размера ПФ и Рез.Ф.; РФ не менее 10% от ПФ Собствен. капитала и активов баланса; активов баланса и текущих обяз-ств; макс. размера займа и активов; величины временно свободного ФФВП, которая не может составлять более чем 50% средств этого фонда. Российский Микрофинансовый Центр

Информация к размышлению СРО «Агроконтроль» и «Чаянов» объединяют через ревсоюзы около 2700 с/х кооперативов. Сравните: в секторе несельскохозяйственной кредитной кооперации около 2800 КПК. Из них около 1000 КПК объединены в 10 СРО. Оцените: степень обязательности членства и госконтроля. Минсельхоз как регулятор саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (Постановление Правительства РФ от Вопросы: 1) возможен ли госконтроль непосредственно КПК и ревсоюзов? 2) возможен ли единый и тотальный мониторинг сектора кредитной кооперации? 3) возможно ли применение санкций к «неорганизованному сектору» СКПК? 4) возможны ли единые отраслевые стандарты по основным финансово-экономическим показателям (единые нормативы достаточности, ликвидности и т.п.)? 5) возможно ли покрытие средствами компенсационного фонда СРО рисков непосредственно КПК и их пайщиков? 6) возможны ли единые стандарты бухучета? 7) возможны ли единые подходы к процедурам банкротства? Сравните: ФСФР как контрольный орган для несельскохозяйственных КПК и МФО. Прямой госконтроль за крупными КПК, КПК 2 уровня, СРО. Отслеживание КПК вне СРО Тенденция к двум мега-регуляторам: за финансово-кредитными организациями и за фондовым рынком. СРО как делегированный надзор Роспотребсоюз инициирует поправку в ПО, чтобы не более 20% деятельности ПО было связано с займами. Другое предложение в том же русле: разрешить ПО осуществлять в установленном уставом порядке товарное и коммерческое кредитование пайщиков, за исключением деятельности по организации финансовой взаимопомощи пайщиков, предусмотренной частью 1 статьи 3 Федерального закона от 18 июля ФЗ « О кредитной кооперации»

Тенденции к унификации законодательства в сфере кредитной кооперации Проблемы: разница в системе фин.нормативов, системе членства, сроках проведения и кворуме общего собрания, системе защиты физлиц и аудита, характеристике договоров «отстроенная» система саморегулирования сельскохозяйственной кредитной кооперации смешанный характер деятельности многих СКПК боязнь лишиться специфических мер поддержки при потере «сельскохозяйственной» специфики Главное: единство характера деятельности единство финансовых рисков единство нефинансовых рисков (менеджмент, возможность мошеннических схем и т.д.) единство логики финансовых нормативов Тенденция – к единству стандартов, саморегулирования и государственного регулирования

Круглый стол по развитию законодательства о сельской кредитной кооперации Сентябрь 2010: круглый стол НАУМИР и ССКК при финансовой поддержке ЭЙСИДИАЙ/ВОКА» по развитию законодательства о сельской кредитной кооперации Точки зрения: 1) делать последовательные шаги к сближению двух федеральных законов - «О сельскохозяйственной кооперации» и «О кредитной кооперации» (первым шагом может стать разработка финансовых нормативов для СКПК), затем к выработке специальной главы в Федеральный закон «О кредитной кооперации», учитывающей специфику СКПК, и достижению единого правового регулирования всех кредитных кооперативов вне зависимости от места их нахождения или социальной базы членства; 2) изменять только Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», поскольку он учитывает специфику кредитных кооперативов именно сельской местности с их небольшой численностью, территориальной обособленностью и т.п.; 3) не менять законодательство с целью обеспечить стабильность развития системы сельской кредитной кооперации. Важно сформулировать позиции, понять аргументы, найти компромисс Рабочая группа по развитию законодательства о сельской кредитной кооперации при участии ССКК, ФРСКК, НАУМИР и других организаций, начала сбор предложений по теме развития законодательства о сельскохозяйственной кооперации.

Есть ли «отмывание» на селе? Возможность оттока теневого оборота в сектор сельхозкооперации как наименее контролируемый Позиция Генпрокуратуры: официально в письме в адрес Федеральной службы по финансовому мониторингу обоснована правильность возбуждения прокурорами дел по статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении СКПК за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Аргументы: согласно статье 5 Федерального закона от ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся кредитные потребительские кооперативы. Исходя из системного толкования ст. 1, чч.1 и 5 ст. 4, ст Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», пп. 2 и 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона «О кредитной кооперации» следует, что единственным отличием сельскохозяйственных КПК от несельскохозяйственных КПК является ограничение по субъектному составу их членов – сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) ведущих личные подсобные хозяйства граждан, при этом сферы деятельности названных видов кооперативов совпадают. «Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» не содержит указаний на то, что он распространяет свое действие только на кредитные потребительские кооперативы, созданные и действующие на основании Федерального закона от ФЗ «О кредитной кооперации». Аналогичная правовая позиция в настоящее время находит свое подтверждение в судебной практике». И – вывод: «Таким образом, прокурорами обоснованно возбуждаются дела об административном правонарушении, предусмотренном ст КоАП РФ, в отношении сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов за нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Следовательно: СКПК также должны сообщать в Росфинмониторинг о крупных и подозрительных операциях, назначить и обучить специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение требований законодательства о противодействии легализации, разработать и направить на согласование Правила внутреннего контроля. Труднее понять, кому направлять на согласование эти Правила, куда становиться на учет: КПК, действующие по ФЗ «О кредитной кооперации», имеют контрольный орган в лице ФСФР, тогда как Минсельхоз России официально является регулятором только саморегулируемых организаций ревизионных союзов сельхозкооперативов, но не самих СКПК. По всей видимости, правильно будет становиться на учет и направлять на согласование правила внутреннего контроля в Росфинмониторинг, так как именно этот орган контролирует соблюдение законодательства о противодействии легализации теми финансовыми организациями, в сфере деятельности которых отсутствуют государственные надзорные органы. Стратегическая задача остается: выстраивание системы эффективного государственного регулирования и контроля с саморегулированием и «самоответственностью» сектора

Тенденции развития законодательства Вопросы совершенствования законов о кредитных кооперативах: рабочая группа по СКПК, изменения в ФЗ «О кредитной кооперации» Вопросы стандартизации бухучета Вопросы совершенствования налогообложения, в т.ч вопрос резервирования Вопросы банкротства КПК (сбережения физлиц до 700тыс. – в первую очередь, остальное и юрлица – в третью очередь, паевые в последнюю очередь, капитаны получают последними; роль СРО) Вопросы банкротства физлиц (50тысяч+полгода, должник+кредитор+уполн.орган; судья арб.суда; мировое соглашение или конкурсное производство или план реструктуризации до 5 лет; повторное банкротство) Вопросы взыскания просроченной задолженности (что такое коллекторы, персональные данные и ст.388 ГК РФ) Вопросы изменений в ГК (особо – положения о юрлицах, займе и кредите, обеспечении) Судебная практика (Пленум ВАС РФ ): процессуальное законодательство (глава 28.1 АПК: корпоративные споры, электронный документооборот, изменения апелляции и кассации и др.) залог (внесудебная реализация залога + п.13), КоАП Вопросы госрегулирования и господдержки Национальная платежная система, электронные деньги

Приглашаем: – IX Форум по правовым вопросам микрофинансирования и X Национальная конференция по микрофинансированию ЗАО «Центурион Капитал»: Национальное партнерство участников микрофинансового рынка (495) , факс СПАСИБО!