Система обучения и развития персонала Хрусталева Светлана, Руководитель отдела рекрутинга КА «Автокадр»
Кто отвечает за обучение? Руководитель или HR?
Управление карьерой Информационное обеспечение: индивидуальных запросов учебными материалами/ литературой Самообучение и саморазвитие Управление кадровым резервом Формирование и работа с кадровым резервом Обучение и повышение квалификации Директор ДЦ, управление обучением/ развитием Управление персоналом, Отдел обучения Управление развитием организации, реорганизация Управление компетентностью Формирование команд для новых проектов Технология управления карьерой Анализ компетентности: организационной и индивидуальных Организация процесса обучения Повышение квалификации Бизнес – курсы, Тренинги Подготовка Переподготовка Технологии структуризации Подход Планирование Разработка структурных документов Запуск новой структуры Стратегия ДЦ Планирование персонала и обучения, Бюджет Стратегия развития персонала Политика по персоналу, Бюджет Управления персоналом, Отдела обучения Управление новыми перспективными проектами
Направления обучения Подготовка кадров вводное обучение для молодых специалистов и новичков: «чужие - в своих» курсы бизнес - образования для подготовки кадрового резерва и новых специалистов Повышение квалификации базовые курсы бизнес - образования для руководителей - совершенствование управленческих навыков, повышение эффективности (включая индивидуальные программы планирования карьеры) система тренингов и кураторства - производственное обучение для овладения базовыми и новыми методами работы; дистанционное обучение по профессии - для новичков, для повышения квалификации сотрудников, для устранения выявленных не компетенций; взаимообучение – семинары по обмену опытом, конференции, подготовка методических пособий; самостоятельное обучение работника - самообучение по индивидуальному плану развития. Переподготовка для ротации кадров – получение смежных профессий, обеспечение мобильности сотрудников; перепрофилирование - обучение работников смежным профессиям по их желанию или в связи с изменением деятельности.
Принципы системы обучения Непрерывная и всеобъемлющая: систематическое повышение квалификации всех сотрудников, формирование потребности в профессиональном росте Плановая: часть стратегического планирования, учитывает потребности в квалифицированных руководителях и специалистах, контролируется, оценивается Прагматическая: обучение неразделимо с практическим бизнесом, формирует конкурентоспособные технологии работы с капиталом, рынком, персоналом Активная: обучение предполагает самостоятельную активность сотрудников, их взаимо- и самообучение
Бюджетирование обучения и развития персонала Показатели управления персоналом Штатное расписание Совместители План вакансий План обучения персонала План подготовки кадрового резерва Социальные мероприятия
Самообучающаяся организация Формирование установки на самообучение, создание условий и ресурсов для самообучения Управление "горизонтом" развития сотрудников – помощь в осознании конкретных потребностей в самообучении, постановка задач Управление "пунктом назначения" - помощь в планировании самообучения Управление тренировками - наставничество, коучинг
Планирование самообучения Хочу научиться (чему конкретно ?) Почему это необходимо (что это мне даст?) В какой помощи нуждаюсь? От кого? Срок и дата окончания самообучения 1. Расширить навыки работы на ПК 2. Расширить навыки делового иностранного языка 3. Научиться составлять планы (от плана – графика до бизнес –плана) 4. Научиться писать отчеты Обязуюсь выполнить взятые мною обязательства Подпись сотрудника: _______________________ Обязуюсь обеспечить необходимой поддержкой данные обязательства: Подпись руководителя: ____________________
Обучение и лицензирование Лицензия – право конкретного сотрудника занимать (претендовать на) должность. Наличие утвержденных требований к должностям для лицензирования. Лицензирование специалистов может проводиться в любой бизнес сфере предприятия. Лицензия может выдаваться на определенный срок, периодически подтверждаться. Получить лицензию имеет право сотрудник, проработавший установленный срок и сдавший экзамен перед комиссией. Процедуры лицензирования регулируются Положением (какие должности лицензируются, периодичность лицензирования, порядок и пр.). Пример Должности, подлежащие лицензированию: продавец автомобилей, финансовый менеджер, менеджер по персоналу …. *************
Профессиональные требования к HR Каталог требований Шкала оценок Стажер Специалист Мастер Лидер Эксперт Барсукова Лосева Образование и опыт работы Уровеньобразования высшее11111 Дополнительное спец. образование (курсы) психологическое 111 менеджмент 111 финансовое 11 маркетинг 1 Опыт работы по специальности Специальные и функциональные компетенции Знания в основных бизнес дисциплинах Фискальные процедуры и документы Знание технологий УЧР Владение технологией планирования персонала высокий уровень 22 базовый уровень 1 Подбор и использование персонала Оценка ЧР Оценка результатов деятельности персонала высокий уровень 22 базовый уровень 11 Владение коэффициентами эффективности УЧР высокий уровень 2 базовый уровень 11 Аттестация персонала высокий уровень 22 базовый уровень 11 Диагностика отделения высокий уровень 2 базовый уровень 11 Оптимизация организационной структуры высокий уровень 2 базовый уровень 1 Разработка структурных документов высокий уровень 2 базовый уровень 111 Мотивация Развитие Корпоративная культура Личностные особенности Коммуникационные навыки
Оценка эффективности обучения Оценка обучающего мероприятия Оценка индивидуальной эффективности сотрудника Оценка эффективности работы подразделения/ предприятия
Оценка обучающего мероприятия Показатели эффективности Учебного мероприятия (УМ) В баллах, максимум Оценка Оценивающие, ФИО 1. Стратегическая эффективность Насколько достигнуты цели учебного мероприятия Насколько цели и задачи учебного мероприятия учитывают, формируют и развивают ценности и нормы корпоративной культуры Результативность 2.1. Насколько учебное мероприятие способствует появлению новых бизнес - идей и проектов, поиску собственных ноу-хау и новых технологий Насколько учебное мероприятие формирует новые знания5 3. Качество преподавания 3.1. Насколько информация, используемая преподавателем, была доступной и логичной Насколько информация, используемая преподавателем, была новой и интересной 5 4. Качество организации УМ 4.1. Насколько удобны для слушателей расписание занятий и условия помещения Насколько эффективно проходит комплектование групп слушателей10 5. Удовлетворенность запроса 5.1. Насколько учебное мероприятие оправдало Ваши ожидания Насколько соответствует полученный результат обучения затраченным Вами усилиям и времени 5 ИТОГО 000
Замеры результатов работы сотрудников до и после обучения Для отделов продаж: количество проданных автомобилей, выручка, удовлетворенность клиентов, показатели по «воронке продаж»… Для сервисов: число реализованных нормо-часов, общая загрузка сервиса, выручка, количество повторных обращений... Для службы маркетинга: количество входящих контактов, удовлетворенность клиентов, эффективность рекламных акций… *********
Некоторые показатели эффективности управления персоналом Рентабельность персонала = ВД / (ЗП + Соц. + Обуч.) Производительность персонала = ВД / N работников Расходы на обучение Расходы на обучение одного сотрудника 1 ДЦ, руб.2 ДЦ3 ДЦ4 ДЦ Отдел/ годФакт 08Факт 09 ОПА6,875,65 ОС2,462,50 ОЗЧ6,267,59 США: $ 1500 на одного сотрудника в год, РФ: 7559,7 руб. Как % от ФОТ1,3 Как % от затрат на персонал1,2
Спасибо за внимание! Светлана Хрусталева,