Www.worldec.ru Russia and WTO Соглашение ВТО по сельскому хозяйству 1. Роль сельского хозяйства в экономическом развитии стран мира 2. Соглашение ВТО по.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Влияние вступления в ВТО на агропродовольственный сектор России Е.Серова Аналитический центр АПЭ
Advertisements

Н.А. Карлова к.э.н. 1 Сравнительный анализ методик оценки расходов на поддержку сельского хозяйства.
Москва, 2013 г. Правила ВТО по государственной поддержке сельского хозяйства Управление международного экономического сотрудничества Управление контроля.
Кафедра «Экономики и агробизнеса» РОССИЯ и ВТО: ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА.
Тема:Товарная и географическая структура мировой торговли План 1.Продовольственные ресурсы и аграрные рынки. 2.Товарные ресурсы и рынки промышленных товаров.
ВТО и устойчивое развитие сельского хозяйства С.В. Киселев Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова.
ВЛИЯНИЕ ВСТУПЛЕНИЯ УКРАИНЫ В ВТО НА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ Александр ШЕВЦОВ Программа развития ООН в Украине.
Особенности правового регулирования внешнеэкономической деятельности в ВТО. Механизмы разрешения споров. Т. Сидорова, к.ю.н, зав.кафедрой международного.
16 декабря 2011 года Россия принята в ВТО Государственная поддержка в рамках «желтой корзины» составит 9 млрд. долларов (270 млрд. рублей)
О требованиях ВТО по государственной поддержке сельского хозяйства _______________________________________________ 26 марта 2012 года Министерство сельского.
Мировая торговля – это обмен товарами и услугами между государственно-национальными хозяйствами. Регулирование с помощью государства с помощью международных.
Рыночные преобразования в экономике страны коренным образом изменили систему продовольственного обеспечения населения, вызвав необходимость формирования.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ ДО 2020 ГОДА РОССИЯ 2009.
Министерство финансов Республики Молдова Среднесрочный прогноз расходов ( ) Краткий обзор.
Тема: Торгово-экономическое сотрудничество между МЕРКОСУР и ЕС в рамках формирования зоны свободной торговли.
Глотова И. С. научный сотрудник, аспирант « Особенности государственной поддержки и развития аграрного производства государств Единого экономического пространства.
1 Знаток математики Тренажер Таблица умножения 2 класс Школа 21 века ®м®м.
Анализ исполнения консолидированных бюджетов субъектов Сибирского федерального округа в январе- августе 2011 года.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
1 TUREBEKOVA B.O IRRIGATOIN AND FOOD PRODUCTION 1 Особенности сельского хозяйства Казахстана 2 Орошаемое земледелие в Казахстане: современное состояние.
Транксрипт:

Russia and WTO Соглашение ВТО по сельскому хозяйству 1. Роль сельского хозяйства в экономическом развитии стран мира 2. Соглашение ВТО по сельскому хозяйству

Russia and WTO 2 А г р а р н а я с ф е р а – как среда обитания, как область экономической деятельности является основой экономического, политического, культурного, нравственного развития практически любой страны мира * Роль сельского хозяйства в экономическом развитии стран мира

Russia and WTO 3 На протяжении ХХ века органически сложилось мировое сельское хозяйство – это не просто сумма национальных аграрных экономик, - это единая мировая продовольственная система. Роль сельского хозяйства в экономическом развитии стран мира

Russia and WTO 4 В единой мировой агропродовольственной системе - в возрастающей степени начинают применяться общие «правила игры», - происходит либерализация международной торговли с/х товарами, (что тесно связано с деятельностью ВТО). Роль сельского хозяйства в экономическом развитии стран мира

Russia and WTO 5 Значение аграрного сектора - обеспечение потребностей людей в продуктах питания, - существенное влияние на занятость населения, - обеспечение эффективности всего национального производства. Роль сельского хозяйства в экономическом развитии стран мира

Роль сельского хозяйства в экономическом развитии стран мира Доля АПК в мировом ВВП20 – 25% Количество занятых1 млрд. чел. Доля занятых в развитых странахменее 5% Доля занятых в развивающихся странахдо 60% Доля занятых в США производство для около 1% 400 млн.чел Сокращение занятых в с/х ЕС (40 лет)20 млн. чел Рост выпуска с/х продукции в ЕС4,5 раза

Russia and WTO 7 В абсолютном выражении в русле длительных тенденций конъюнктуры мирового рынка продовольствия происходит неуклонный рост мировой торговли с/х сырьем и готовыми продуктами,( за 10 лет составил 35,5%) и относительное увеличение торговли по сравнению с производством около четверти производимого в мире продовольствия в сыром или переработанном виде поставляется за пределы страны происхождения Роль сельского хозяйства в экономическом развитии стран мира

Роль сельского хозяйства в экономическом развитии стран мира Наиболее регулируемая государством сфера экономики. Высокая степень вмешательства государства в аграрную экономику определяется целым рядом специфических особенностей ее развития, а также решением принципиально важных стратегических задач: обеспечение национальной продовольственной безопасности, поддержка развития сельских территорий, поддержание баланса между возможностями производителей и запросами потребителей Russia and WTO 8

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Необходимость подписания Соглашения по сельскому хозяйству Высокий уровень поддержки в странах ЕС, Японии, Норвегии, Швейцарии и Республике Корея Инициатор реформ международной сельскохозяйственной торговли- «Кернская группа» Russia and WTO 10

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству «Кернская группа» стран была сформирована перед Уругвайским раундом для того, чтобы влиять на ход переговоров по сельскому хозяйству. Австралия, Аргентина, Боливия, Бразилия, Гватемала, Индонезия, Канада, Колумбия, Коста-Рика, Малайзия, Новая Зеландия, Парагвай, Таиланд, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Чили, ЮАР Участники альянса выступали - за либерализацию с/х торговли, - уменьшение внутренней поддержки, - отмену экспортного субсидирования. Russia and WTO 11

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Соглашение по сельскому хозяйству вступило в силу 1 января 1995 г. Базируется на трех основных идеях: расширение доступа на внутренние рынки стран- участниц снижение внутренней поддержки сельского хозяйства в странах-участницах повышение экспортной конкуренции, снижение экспортных субсидий странами-участницами Russia and WTO 12

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Доступ на рынки (Market access) Связывание всех тарифов, то есть введение верхнего ограничения на них; Снижение всех тарифов на 36% в течение 6 лет на 24% в течение 10 лет для развивающихся стран (и исключение из этого ограничения наиболее отсталых стран) Russia and WTO 13

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Доступ на рынок запрет на все виды импортных ограничений кроме простых таможенных тарифов (за рядом исключений) установление доступа на свой рынок, по крайней мере, на уровне базового периода ( гг.): доступ на рынок осуществляется через механизм тарифных квот Russia and WTO 14

члена ВТО в настоящее время имеют 1,425 тарифных квот Australia (2) Barbados (36) Brazil (2) Bulgaria (73) Canada (21) Chile (1) China (10) Chinese Taipei (22) Colombia (67) Costa Rica (27) Croatia (9) Czech Rep (24) Dominican Rep (8) Ecuador (14) El Salvador (11) EU (87) Guatemala (22) Hungary (70) Iceland (90) Indonesia (2) Israel (12) Japan (20) Korea (67) Latvia (4) Lithuania (4) Malaysia (19) Mexico (11) Morocco (16) New Zealand (3) Nicaragua (9) Norway (232) Panama (19) Philippines (14) Poland (109) Romania (12) Slovak Rep (24) Slovenia (20) South Africa (53) Switzerland (28) Thailand (23) Tunisia (13) United States (54)

Russia and WTO 16 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Охватываемые продукты Сельскохозяйственная продукция (группы 1 – 24 ГС), например, пшеница, мясо, масло, шоколад, сосиски, вина, спиртные напитки, табачные изделия, шкуры и кожевенное сырье, невыделанная пушнина, шелк- сырец и отходы шелка, шерсть, лен-сырец, пенька сырая, сорбит Рыба и рыбопродукты исключены из соглашения

Russia and WTO 17 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Защита в чрезвычайных обстоятельствах осуществляется через механизм специальных защитных положений и прозрачности

Russia and WTO 18 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Снижение уровня тарифной защиты и субсидий Развитые страны 6 лет: 1995– 2000 Развивающиеся страны 10 лет: 1995– 2004 Тарифы среднее снижение на с/х продукцию –36%–24% минимальное снижение на продукт –15%–10% Внутренняя поддержка снижение общей (AMS) поддержки для сектора –20%–13% Экспорт размер субсидий (затраты)–36%–24% гарантии–21%–14%

Russia and WTO 19 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Особый режим Возможность использования нетарифных мер для защиты определенных товаров (на период снижения тарифной защиты) Рис (Япония, Р.Корея, Филиппины), Сыр, мясо овец (Израиль).

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Меры внутренней поддержки Система мер внутренней поддержки, включает в себя инструменты, целью которых является создание условий для развития сельского хозяйства внутри страны, в частности два больших блока мер - прямой и косвенной поддержки Russia and WTO 20

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству В отличие от субсидии внутренняя поддержка в широком смысле не обязательно и не всегда представляет собой финансовое содействие государства она может включать также меры, влияющие косвенно на производственный процесс, в том числе: программы по социальному развитию села, содействию институциональным преобразованиям, не предполагающие прямое получение финансовых средств или льгот от государства, отличительной формой является и возможность осуществления поддержки аграрного сектора через поддержку потребителей продукции. Russia and WTO 21

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству В качестве альтернативы рассматривались показатели ОЭСР – Общий показатель поддержки (ОПП), Оценка поддержки производителя (ОППр) и Оценка поддержки потребителя (ОППт), (разработанные для ФАО проф. ТимомДжослингом в 1973 г.) Russia and WTO 22

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству ОПП измеряет совокупный трансферт производителю и включает все меры государственной поддержки аграрного сектора АМП представляет собой совокупность мер внутренней поддержки, оказывающих искажающее воздействие на торговлю и существенное влияние на производство сельскохозяйственных товаров. 23

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Подходы ОПП и АМП отличаются между собой по целям и задачам. Концепция АМП предполагает не только контроль за объемами используемой странами поддержки, но и создание системы правил по сокращению внутренней поддержки аграрного сектора и обеспечению выполнения членами ВТО своих обязательств по сокращению. Russia and WTO 24

Russia and WTO 25 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Основные категории внутренней поддержки: меры, оказывающие минимальный негативный эффект на торговлю с/х продукцией – меры зеленого ящика (корзины) – «Green Box» measures; поддержка, искажающая торговлю – меры янтарного ящика (корзины) – «Amber Box» measures. поддержка, направленная на сокращение производства – меры голубого ящика – «Blue Box» measures.

Russia and WTO 26 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Меры «голубого ящика» – прямые платежи в рамках программ ограничения производства, производимые по отдельным сельхозугодьям, культурам и видам рогатого скота, а также любые другие меры сельхозподдержки, если они выделяются в объеме не превышающем 5% от общей стоимости производства данной продукции. Указанные меры не подпадают под ограничения в рамках обязательств стран-участниц Соглашения по сельскому хозяйству.

Russia and WTO 27 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Меры зеленой корзины (1): данная поддержка предоставляется на основе финансируемой из государственного бюджета правительственной программы, а не за счет перечисления средств от потребителей, не имеет следствием поддержание цен производителей

Russia and WTO 28 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Меры зеленой корзины (2): Правительственные программы предоставления услуг научные исследования, программы защиты окружающей среды, борьба с вредителями и болезнями, системы раннего предупреждения, карантин, уничтожение, подготовка кадров, услуги по распространению знаний и опыта, консультационные услуги, инспекционные услуги, проверка продуктов для целей здравоохранения и безопасности,

Russia and WTO 29 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Меры зеленой корзины (3): Правительственные программы предоставления услуг услуги по маркетингу и продвижению на рынок, включая маркетинговую информацию, расходы на неконкретные цели которые могут быть использованы продавцами для снижения их продажных цен, выплаты по программам региональной помощи, стимулирование инвестиций, по инфраструктурному обеспечению: дороги, средства транспорта, портовое оборудование, водоснабжение, плотины, дренажные системы,

Russia and WTO 30 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Меры зеленой корзины (4): Правительственные программы предоставления услуг создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности, внутренняя продовольственная помощь прямые выплаты производителям (или невостребованные доходы) программы страхования и обеспечение доходов, выплаты при стихийных бедствиях, содействие структурным изменениям, посредством программ побуждающих производителей прекратить деятельность, по прекращению использования ресурсов

Russia and WTO 31 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Субсидии «янтарной корзины», т.е. меры внутренней поддержки, не относящиеся к мерам «зеленой корзины» разрешены к применению с учетом обязательств по сокращению, основанному на агрегированной мере поддержки АМП (Aggregate measure of support)

Russia and WTO 32 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Argentina Australia Brazil Bulgaria Canada Colombia Costa Rica Croatia Cyprus Czech Republic EU Hungary Iceland Israel Japan Jordan Korea Lithuania Mexico Moldova Morocco New Zealand Norway Papua New Guinea Poland Slovak Republic Slovenia South Africa Switzerland- Liechtenstein Chinese Taipei Thailand Tunisia United States Venezuela Страны, имеющие возможность использовать меры янтарной корзины

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Russia and WTO 33

34 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Если не оговорено, страна не может использовать product-specific and non-product-specific поддержку выше уровня de minimis.

35 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству АМП (АПП) (1) рассчитывается на основе продуктового специфицирования по каждому основному с/х продукту, в отношении которого производится поддержка рыночных цен, осуществляются не относящиеся к исключениям прямые платежи или предоставляется любая другая субсидия, не являющаяся исключением из обязательств по сокращению, поддержка, предоставляемая не на основе продуктового специфицирования, сводится в общий несвязанный с конкретными продуктами АМП и выражается в суммарном денежном исчислении

36 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Пример: Страна Х (развитая), год Y Пшеница: Цена для интервенции = $255 за тонну Цена мирового рынка = $110 за тонну Внутреннее производство = 2,000,000 тонн Стоимость производства = $510,000,000 АМП пшеницы (AMП 1) ($255–$110) x 2,000,000 tonnes = $290,000,000 (de minimis =$25,500,000)

37 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Ячмень Платежи из-за дефицита ячменя = $3,000,000 Объем производства ячменя = $100,000,000 АМП по ячменю (AMП 2) = $3,000,000 de minimis=$5,000,000 Подсолнечник: Платежи из-за дефицита подсолнечника = $13,000,000 Субсидия на орошение = $1,000,000 Объем производства подсолнечника= $250,000,000 АМП по подсолнечнику (AMП 3) = $14,000,000 de minimis =$12,500,000

38 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Неспецифическая поддержка Доступная для всех секторов с/х субсидия = $ 4,000,000 Общий объем с/х производства = $860,000,000 Неспецифическая АМП (AMП 4) = $4,000,000 de minimis =$43,000,000 Общая АМП (AMП 1 + AMП 3) = $304,000,000

Russia and WTO 39 Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Экспортная конкуренция (Export competition) 1) страны-участницы не вводят дополнительных экспортных субсидий: каждый член обязуется не предоставлять экспортные субсидии, кроме как в соответствии с обязательствами члена (Статья XVIII) 2) бюджетные расходы на экспортные субсидии должны быть сокращены 3) объем субсидированного экспорта должен быть сокращен

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Фитосанитарные меры меры по защите здоровья и жизни людей гармонизация прозрачность равенство Russia and WTO 40

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству Главное место среди форм протекционизма в агропромышленном комплексе занимают различные механизмы поддержки цен на сельскохозяйственную продукцию. Для сопоставления уровня государственной поддержки с/х в различных странах ВТО использует методику ОЭСР. Принимается в расчет единый показатель - PSE – Producer Subsidy Equivalent («эквивалент субсидируемости продуцента» - ЭСП). PSE отражает долю всех видов государственной поддержки в доходах производителей сельхозпродукции. К одному знаменателю приводятся самые разнообразные виды господдержки: Russia and WTO 41

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству искусственное завышение цен на сельхозпродукцию в отдельных странах или их союзах по сравнению с ценами на мировом рынке вследствие роста таможенных пошлин, контингентирования импорта, субсидирования экспорта, монополизации сбытовых каналов; Russia and WTO 42

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству прямые выплаты сельхозпроизводителям( к примеру, субсидии в расчете на площадь имеющихся/обрабатываемых сельхозугодий, (или на поголовье животных); другие виды поддержки – субсидии и дотации на приобретение средств производства, материалов и энергоносителей, на капиталовложения, услуги в сельско- хозяйственном производстве (научные исследования и внедрение новых технологий, подготовка кадров, консультационные услуги и др.) Russia and WTO 43

Соглашение ВТО по сельскому хозяйству ОЭСР, поддержка с/х 1986 – 1988 гг.2,5% ВВП 2002 г.234 млрд. долл. 1,3% ВВП 2009 г.365 млрд. долл. ˃ 1% ВВП Совокупная государственная поддержка фермерских хозяйств от общей стоимости произведенной сельхозпродукции 26%

45 Соглашение по сельскому хозяйству Специальные защитные положения – The special safeguard provisions (1) объем импорта продукта, поступающий на таможенную территорию члена, предоставляющего уступку, в течение любого года превышает триггерный уровень, цена, по которой этот продукт может поступать на таможенную территорию члена, рассчитанная на базе СИФ по конкретной поставке, снижается до уровня ниже триггерной цены, равной средней справочной цене на данный продукт за период 1986 – 1988 гг.

46 Соглашение по сельскому хозяйству Специальные защитные положения (2) справочная цена – средняя цена СИФ за единицу данной продукции, или же цена, соответствующей качеству продукта и степени его обработки триггерный уровень устанавливается на основе возможности доступа на рынок, определяемая как доля импорта в соответствующем объеме внутреннего потребления за предшествующие три года

стран ВТО могут использовать 6,156 специальных защитных положений по сельскохозяйственной продукции Indonesia (13) Israel (41) Japan (121) Korea (111) Malaysia (72) Mexico (293) Morocco (374) Namibia (166) New Zealand (4) Nicaragua (21) Norway (581) Panama (6) Philippines (118) Poland (144) Australia (10) Barbados (37) Botswana (161) Bulgaria (21) Canada (150) Colombia (56) Costa Rica (87) Czech Republic (236) Ecuador (7) El Salvador (84) EU (539) Guatemala (107) Hungary (117) Iceland (462) Romania (175) Slovak Republic (114) South Africa (166) Swaziland (166) Switzerland- Liechtenstein (961) Chinese Taipei (84) Thailand (52) Tunisia (32) United States (189) Uruguay (2) Venezuela (76)

Июльский пакет 2008

Июльский пакет 2008 Общий уровень внутренней поддержки, искажающий торговлю Overall Trade-Distorting Domestic Support ("Base OTDS") – базовый уровень снижения – это сумма : a) окончательной связанной АПП (Часть IV перечней); b) для развитых стран – 10% от среднего объема производства с/х продукции в 1995 – 2000 годах (5% от среднего объема производства связанной с продуктом и несвязанной с продуктом АПП) c) наивысший уровень платежей в рамках голубой корзины, нотифицированный в комитет по сельскому хозяйству или 5% от среднего объема общего с/х производства в в 1995 – 2000 годах

Июльский пакет 2008 Базовая OTDS должна быть снижена по следующим правилам: a) Б OTDS > US$60 млрд., или эквивалент в денежном выражении – снижение – [(75) (85)] процентов; b) US$60 Б OTDS > US$10 млрд., снижение [(66) (73)] процентов; c) Б OTDS US$10 млрд., снижение [(50) (60)] процентов.

Июльский пакет 2008 – Общий связанный АПП СтраныОбязательства по снижению TBAMS Когда Развитые (кроме США) средний связанный с продуктом АПП в гг. С 1-го дня внедрения СШАсредний связанный с продуктом АПП в гг. С 1-го дня внедрения Развивающи еся Выбор из 3-х методовС 1-го дня внедрения

Июльский пакет 2008 – de minimis СтраныТекущий уровень de minimis СнижениеСрок Развитые5% общего с/х производства не менее 50%* с 1 дня внедрения Развивающиеся10 % общего с/х производства 2/3 of *с 1 дня внедрения VRAMsSaudi Arabia, FYRM, Ukraine, Viet Nam нет обязательств по снижению - Small low-income RAMs with economies in transition Albania, Armenia, Georgia, Kyrgys Rep., Moldova нет обязательств по снижению - Другие RAMs1/3 of *с 1 дня внедрения

Июльский пакет 2008 – Доступ на рынок Развитые страны должны снизить их связанные тарифы равными шагами в течение 5 лет по следующему принципу: 20 FBT 0 – снижение 50%; 50 FBT > 20 – снижение 57%; 75 FBT > 50 – снижение 64% FBT > 75 – снижение 57 [(66) (73)]%. FBT – Final bound tariff – окончательный связанный тариф

Июльский пакет 2008 – Доступ на рынок Развивающиеся страны – равными шагами в течение 8 лет a) 30 FBT 0 – снижение на 2/3 от уровня развитых (a); b) 80 FBT > 30 – снижение на 2/3 от уровня развитых (b); c) 130 FBT > 80 – снижение на 2/3 от уровня развитых (c); d) FBT > 130 – снижение на 2/3 от уровня развитых (d). Максимальное общее снижение 36%

Июльский пакет 2008 – Дополнительные обязательства «Пересмотр» мер зеленой корзины (Annex II) Чувствительные товары Устранение тарифных квот Упрощение тарифов Специальные защитные меры Полная либерализация в торговле тропическими продуктами Наименее развитые страны не снижают связанные ставки пошлин