IX Международный Ялтинский Финансовый форум 14-18 сентября 2009 года Проблемы, перспективы, новые направления государственного регулирования страховой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
VI Международный Ялтинский форум участников страхового рынка сентября 2006 года Государственное регулирование в контексте концепции развития страхового.
Advertisements

Финансовые кооперативы: развивающиеся модели, управление рисками и регулирование Ирина Говорун Заместитель Председателя Государственной комиссии по регулированию.
Валютно Финансовый механизм в современном мире 900igr.ne t.
1 Негосударственное пенсионное обеспечение: первые шаги внедрения, проблемы и пути их решения Рыбальченко Андрей Анатольевич Член Государственной комиссии.
Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в части банкротства финансовых организаций.
Страховая индустрия Украины: взгляд в будущее Ирина Говорун Заместитель Председателя Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг.
1 Современное состояние и перспективы развития российской страховой отрасли Москва,
Правительство Кыргызской Республики отмечает, что в 2012 году не удалось преодолеть угрозы спада экономического роста и сохранить положительные темпы экономического.
ВТБ 24 Основные направления работы по обслуживанию клиентов малого бизнеса в 2008 г., перспективы развития в 2009 г.
Предложения по организации сельскохозяйственного страхования в связи с принятием федерального закона «О сельскохозяйственном страховании, осуществляемом.
Взаимодействие ФАС России и Банка России при осуществлении контроля на рынке банковских услуг Федеральная антимонопольная служба Москва 2009.
Принципы бюджетной системы Лекция 2. 1 Принцип единства бюджетной системы означает единство бюджетного законодательства, принципов организации и функционирования.
Анализ статьи «Актуальные вопросы страхового регулирования в России и пути повышения их эффективности» Прокопьевой Е.Л.
1 «Организация контроля за соблюдением законодательства и корпоративных правил членами РСА» начальник Управления методологии и страхования РСА Козлов Владимир.
Организация работы Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Современное состояние, проблемы и перспективы внедрения МСФО в небанковских финансовых учреждениях Валентина Петровна Левченко Заместитель Председателя.
Тема урока: Финансы в экономике. План урока Введение Банковская система Финансовые институты Инфляция: виды, причины и последствия Заключение.
Работа студентки 4-го курса Учетно – Финансового факультета Специальности «Прикладная статистика» Кузнецовой Юлии ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ФИНАНСОВОГО.
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Балакирева В.Ю. Заместитель директора Департамента финансовой.
Транксрипт:

IX Международный Ялтинский Финансовый форум сентября 2009 года Проблемы, перспективы, новые направления государственного регулирования страховой деятельности в условиях финансового кризиса Первый заместитель председателя Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины Сергей Корень

Общий обзор страхового рынка

Количество страховщиков и брокеров в Украине Всего страховщиков в Реестре по состоянию на в т.ч. Non-Life 396 в т.ч. Life 75 в т.ч. с иностранными инвестициями 107 Всего страховых (перестраховых) брокеров по состоянию на

На протяжении 2009 года Госфинуслуг остановила действие лицензий 12 страховщикам в связи с неисполнением ими страховых обязательств по заключенным договорам страхования, в первую очередь, по договорам ОСАГО и КАСКО Двум из этих страховщиков в связи принятием ими мер по выполнению договорных обязательств Госфинуслуг принято решение об возобновлении действия лицензий Кроме того, в связи с нарушением требований законодательства Госфинуслуг аннулировала лицензии 11 страховщикам

Основные показатели, млн.грн. Показатель полугодие 2009 Общие активы , , ,5 Активы, разрешенные для представления страховых резервов , , ,1 Страховые резервы 8 423, ,19 619,6 Страховые платежи , ,69 514,0 Страховые выплаты 4 213,07 050,73 275,5 Входящее перестрахование 5 766,68 344,32 564,8 Исходящее перестрахование 6 423,99 064,63 754,3

Динамика премий и выплат за 2005 – 2009 гг., млн.грн. * Валовые премии за исключением премий переданных на внутреннее перестрахование

Активность страховщиков в первом полугодии 2009 года 99,6% Суммарные премии 274 страховщиков из 471, действующих по состоянию на конец полугодия на рынке, составили 99,6% (или 9 479,8 млн.грн.) от общих премий по рынку. % Остальные действующие компании (133) собирали очень незначительные суммы страховых платежей – в общем итоге 34,2 млн.грн., или 0,4% от общих премий по рынку. 64 страховщика в первом полугодии 2009 года не осуществляли страховой деятельности.

Структура страховых премий по видам страхования, млн.грн. 6 месяцев 2009 года

Структура страховых выплат по видам страхования, млн.грн. 6 месяцев 2009 года

Виды страхования, премии по которым превышают 5 % от валовых премий на рынке 6 месяцев 2009 года

Виды страхования, выплаты по которым превышают 1% от валовых выплат на рынке, млн.грн. 6 месяцев 2009 года

Виды страхования, уровень убыточности по которым превышает 5 % 6 месяцев 2009 года

Страхование физических лиц, млн. грн.

Перестрахование

Исходящее перестрахование нерезидентам, млн.грн. 6 месяцев 2009 года

Активы страховщиков, млн.грн. Активы и капитал Полугодие 2009 Прирост 2008/ 2007 Прирост полуг. 2009/ 2008 Общие активы страховщиков , , ,530,2%+ 0,2% Активы, разрешенные для представления страховых резервов , , ,123,7%- 4,0% Собственный капитал21 070, , ,425,9%- 2,8% Оплаченные уставные фонды , , ,124,2%+ 5,5%

Структура размещения страховых резервов на конец полугодия 2009 года, млн.грн. В банковской системе размещено 7 116,4 млн.грн. страховых резервов, что составляет 17% от общих активов страховщиков

Рынок страхования жизни, участие страховщиков в НПО

Динамика развития рынка страхования жизни гг., млн.грн.

Участие страховщиков в пенсионной системе Добровольная системаОбязательная система РаботодательЧеловек Солидарная система Накопительная система Прибыль Налоговые преференции Налоговые преференции Прибыль Пенсионный Фонд Накопитель- ный Фонд (персонифи- цированный учет) НПФСтрахо- вание жизни НПФСтрахо- вание жизни НПФ Государство (источник формирования выплат- налоги или обязательное отчисления) Страхо- вание жизни Страхо- вание жизни «дочка» Добровольная система

Развитие пенсионного страхования Полис страхования жизни Страховые взносы клиента Страховые выплаты Информационный вакуум Страховые взносы клиента Расходы (до 12%) ЗащитаИнвестиции (до 90%) Страховая сумма Перечень: -… Страховой депозит Страховые выплаты ПЕНСИОННАЯ ПРОГРАММА СТРАХОВАНИЯ Риск инвестиций несет клиент

Пенсионная реформа в Украине СТАНОВИТСЯ КЛЮЧЕВЫМ ПУНКТОМ нового подхода к социальной политике, исходящей из принципов субсидиарности и хозяйственного порядка: СИЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПРОЯВЛЯЕТСЯ НЕ В ТОМ, ЧТОБЫ ГОСУДАРСТВУ ТРАТИТЬ ВСЕ БОЛЬШИЕ СРЕДСТВА НА ПОДДЕРЖКУ ЖИЗНЕННЫХ УСИЛИЙ ДЛЯ СВОИХ ГРАЖДАН, А В ТОМ, ЧТОБЫ СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ, КОГДА ГРАЖДАНЕ САМИ МОГУТ ОБЕСПЕЧИТЬ СЕБЕ ДОСТОЙНУЮ ЖИЗНЬ

Динамика основных показателей по ОСАГО (внутренние договора), млн.грн. Платежи и выплаты Платежи и выплаты физлицам

Динамика основных показателей по ОСАГО Количество заключенных договоров страхования, тыс. Страховые резервы, млн.грн.

Проблемы развития рынка ОСАГО в Украине 1.Недостаточное резервирование (страховщики не формируют или формируют не в полном объеме обязательные виды технических резервов – IBNR, резерв колебаний убыточности) 2.Возрастание убыточности вследствие девальвации гривны 3.Недостаточная ликвидность активов страховщиков для осуществления выплат в полном объеме и в сроки согласно требований законодательства 4.Резкое снижение платежеспособности страховщиков 5.Демпинг

Влияние кризиса на страховой рынок Украины

Динамика основных показателей страхового рынка в период кризиса, млн.грн. Динамика валовых и чистых страховых платежей и выплат

Динамика основных показателей страхового рынка в период кризиса, млн.грн. Динамика активов и страховых резервов Динамика операций перестрахования

ПОКАЗАТЕЛЬ Всего страховщиков, из них: Non-life Life Не выполняют требования к размещению страховых резервов* Non-life Life Анализ выполнения страховщиками требований к размещению страховых резервов Данные таблицы свидетельствуют о негативной тенденции выполнения страховщиками non-life норм диверсификации и качества активов в условиях отсутствия регулирования в сравнении с сегментом страхования жизни, где такое регулирование существует *- оценка выполнения нормативов представления страховых резервов проводилась согласно требований норм распоряжения Госфинуслуг 3104, отмененных по решению суда

Отрицательное сальдо торгового баланса в 2008 году - $18,5 млрд. (в сравнении с минус" $11,3 млрд. в 2007г.). валовой внешний долг - $103,2 млрд. из них долги: $39,4 млрд. банков; $14,6 млрд. государства; $44,5 млрд. других секторов экономики; $4,7 млрд. транш кредита МВФ. (в 2007г. ВВД - $182,2 млрд.), курс гривны к доллару США за 2008 г. понизился на 52,5%

Девальвация гривны повлияла на страховой рынок: Рост убыточности Сокращение классического страхования Резкое снижение платежеспособности страховщиков Необходимость усиления надзора со стороны регуляторов

32 Направления государственного регулирования на гг.

33 Первоочередные меры Гоcфинуслуг Разработан и исполняется антикризисный план Активизация взаимодействия с Национальным банком Украины Принятие действенных мер с целью очищения страхового рынка от схемных страховщиков Разработка и принятие нормативных документов Госфинуслуг, устанавливающих адекватные требования к размещению страховых резервов

34 Антикризисный план (основные мероприятия) Доступ СК к средствам резервов, размещенным на депозитах банков Консультации с НБУ о возможности рекапитализации небанковских учреждений Усовершенствования механизма временных администраций Снятие жестких ограничений в части требований к кредитному рейтингу для инвестирования в ценные бумаги и банковские учреждения

35 Антикризисный план (основные мероприятия) Совместно с НБУ: Рассмотрение возможности создания Фонда гарантий страховых выплат за счет средств страховщиков на расчетном счету в НБУ проведение валютных аукционов для потребностей страхователей СК life

36 Направления осуществления надзора 1.Сокращение количества плановых проверок 2.Внеплановые проверки будут проводиться в связи с запросами правоохранительных органов и обращений граждан 3.Усиление контроля за схемщиками, которые осуществляют отмывание средств с целью оптимизации налогообложения

37 Перспективный план работы Переход к пруденциальному надзору на основе оценки рисков Создание в Госфинуслуг департамента пруденциального надзора

Введение контроля за диверсификацией и качеством активов, использующихся страховщиками для представления страховых резервов Перспективный план работы Проекты распоряжений Госфинуслуг: 1.Изменения к правилам размещения резервов по страхованию жизни 2.Положение об обязательных критериях и нормативах достаточности, диверсификации и качества активов, которыми представлены страховые резервы по видам рискового страхования.

Проекты этих распоряжений Госфинуслуг устанавливают порядок размещения страховиками средств размещения страховых резервов и требования к качеству активов с целью ограничения рисков, возникающих при осуществлении операций с такими активами: Увеличены лимиты для размещения резервов в банках на текущих счетах и депозитах, в государственных ценных бумагах (с 10% до 30% и до 20% на р/р для non-life и для life соответственно; с 50% до 70% на депозитах для life; с 40% и 50% до 80% в ОВГЗ); Разрешено использовать 75% средств резервов в банках с временной администрацией; Смягчены условия размещения резервов в банках и ценных бумагах кредитный рейтинг который снизился с инвестиционного до спекулятивного уровня; Для страховщиков life разрешено часть резервов, сформированных в иностранной валюте, размещать на валютных депозитах в банках в полном объеме; Снижены требования к рейтингам перестраховщиков-нерезидентов

40 Введение контроля за недобросовестной рекламой страховщиков Недопущение демпингования через занижение тарифов, в том числе в форме скидок, акций, бонусов Перспективный план работы

41 Перспективный план работы Принятие новой редакции Закона Украины О страховании ! Законопроэкт внесен КМУ в ВСУ

42 Перспективный план работы Внесение изменений к Закону Украины О страховании в части приостановления требований заключения меморандумов с иностранными органами надзора и снижение требований к рейтингам

43 Перспективный план работы Внесение изменений к Закону Украины О страховании в части страхования аграрных рисков Участие во внедрении агрострахования

Текущий уровень развития аграрного страхования в Украине не соответствует его первоочередной цели – быть эффективным механизмом управления рисками в аграрном секторе и обеспечивать стабильность производства и доходов сельскохозяйственных производителей

Сельхозпроизводителями страхование воспринимается как вынужденная принудительная мера при получении кредита (государственной дотации), а не как эффективный метод управления рисками предприятия. Субсидии из госбюджета для удешевления стоимости страхования часто не доходят до сельхозпроизводителей. При их распределении используются забюрократизированные и затратные процедуры, отпугивающие аграриев. Предоставление государственной субсидии для удешевления стоимости страхования в размере не более чем 50% не стимулирует их увеличивать объемы страхования.

Потребность в формирования системного подхода в развитии агростраховании Законодательное оформление форм взаимодействия участников агрострахования сельхоз- производители сельхоз- производители страховщики правительство ДОВЕРИЕ консолидация

Принципы развития системы агрострахования Прозрачность и доверие между участниками системы с учетом их интересов при разработке новых страховых продуктов; Добровольность участия в системе при условии регламентирования действий участников и контроля со стороны государства при предоставлении субсидии; доступность страховых услуг для сельхозпроизводителей (в т.ч. через наличие множества продуктов, которые соответствовали бы потребностям сельхозпроизводителей, доступность страховых продуктов по цене); Экономическая целесообразность деятельности на рынке агрострахования для страховщиков (возможность получения прибыли); Эффективность использования государственных ресурсов на поддержку агрострахования в условиях ограниченности бюджетных средств.

Ожидаемые результаты внедрения агрострахования Создание условий для привлечения инвестиций в сельское хозяйство; Снижение затрат государства на внедрение агрострахования и его администрирования за счет инвестиционного потенциала страховщиков; Обеспечение дополнительного контроля за соблюдением технологий при с/г производстве; Достижение общего экономического результата за счет стимулирования развития агрострахования.

49 В рамках Проекта МФК Развитие агрострахования в Украине при финансовой поддержке Канадского агентства (CIDA) - развитие правового регулирования страхования сельскохозяйственных рисков - создание условий для усовершенствования механизма сельскохозяйственного управления рисками в сельском хозяйстве

50 Участие в разработке механизма внедрения страховой медицины активное сотрудничество Госфинуслуг и объединений страховщиков (ЛСОУ, АСБ, УФC) Перспективный план работы

Действующая система финансирования охраны здоровья Согласно экспертных оценок с учетом всех источников, сумма средств, фактически потраченных на предоставление медицинской помощи, в 2007 году составила около 72 млрд. грн.

КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ Часть 1 статьи 49 КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ, МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ И МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ Часть 1 статьи 49 КАЖДЫЙ ИМЕЕТ ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ, МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ И МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ Часть 3 статьи 49 В государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья медицинская помощь предоставляется БЕЗОПЛАТНО Часть 3 статьи 49 В государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья медицинская помощь предоставляется БЕЗОПЛАТНО БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОМС ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВНИЕ ДОБРОВОЛЬНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВНИЕ

Цели и принципы внедрения ОМС социальность – определение источников финансирования ОМС, отличных от средств застрахованных лиц, и переложение больших затрат на ОМС на граждан с большими доходами; государственные гарантии – жесткое государственное регулирование и баланс финансирования с потребностями через орган государственной власти или соответствующий Фонд обеспечения непрерывности предоставление медицинских услуг; эффективность – обеспечение конкуренции между семейными докторами, УОЗ и страховщиками, свободный выбор застрахованными лицами семейных докторов, УОЗ и страховщиков; прозрачность – через установление общественного контроля и обнародования показателей деятельности: как отдельных показателей, так и системы ОМС в целом. Преодоление хронического недофинансирования системы охраны здоровья Удовлетворение потребностей граждан в качественном, доступном и эффективном медицинском обслуживании Преодоление хронического недофинансирования системы охраны здоровья Удовлетворение потребностей граждан в качественном, доступном и эффективном медицинском обслуживании

Интересы сторон в ОМС Государство в лице МОЗ Страховщики Расширение страхового поля. Управление рисками Расширение страхового поля. Управление рисками Работодатели Посильное финансовое бремя Учреждения охраны здоровья Учреждения охраны здоровья Достаточное финансирование. Сохранение рабочих мест Достаточное финансирование. Сохранение рабочих мест Застрахованные лица Качественное, доступное и эффективное медицинское обслуживание Качественное, доступное и эффективное медицинское обслуживание Семейные доктора Прозрачное регулирование доступа. Достаточное финансирование Прозрачное регулирование доступа. Достаточное финансирование Органы местного самоуправления Органы местного самоуправления Качественное, доступное и эффективное медицинское обслуживание. Контроль финансовых потоков Качественное, доступное и эффективное медицинское обслуживание. Контроль финансовых потоков Профсоюзы Государственно-профсоюзные фонды Профсоюзы Государственно-профсоюзные фонды Исполнение статьи 49 Конституци Украины, Контроль финансовых потоков, оптимизация затрат на медицинскую помощь Исполнение статьи 49 Конституци Украины, Контроль финансовых потоков, оптимизация затрат на медицинскую помощь Контроль финансовых потоков

Участники ОМС Страховщики Согласно законодательства получили лицензию по ОМС, члены НМСБУ НМСБУ ( Национальное мед. страх. бюро України) - саморегулирующаяся организация страховищков Работобатели, ОДУ ОМС Застрахованные лица Все граждане Украины Госфинуслуг Осуществление контроля за соблюдением законодательства о страховании, в т.ч. ЗУ Об ОМС, утверждение в порядке, определенном законодательством, размера страховых платежей по ОМС координация деятельности страховщиков с ОМС, гарантийная функция, страховая (согласно ЗУ Об ОМС), управление средствами ГСФ (Гарантийного страхового фонда) МОЗ Страхователи Обеспечение соблюдения стандартов ВООЗ, бюджетного финансирования, аккредитация УОЗ, а также определение их перечня для ОМС; определение стоимости медицинских услуг, разработка стандартов лечения, лицензирование семейных докторов – субъектов предпринимательской деятельности УОЗ – учреждения охраны здоровья предоставление медицинских услуг предоставление первичной медицинской помощи ОДУ ОМС Прогноз размеров мед. помощи; плановые расчеты затрат на охрану здоровья в целом и коммунальных пр-тий; контроль за поступлениями и аккумуляцией страховых платежей ФЗБНМП; распределение между УОЗ средств ФЗБНМП; заключение договоров с УОЗ о предоставлении мед. помощи населению соотв. админ.единиц; контроль и аудит, в т.ч. качества предоставляемых медицинских услуг; сотрудничество с НМСБУ, ведение с НМСБУ базы данных по застрахованным лицам Семейный доктор

56 Перспективный план работы Исполнение в полном объеме Закона Украины Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) ! Активное сотрудничество с МТСБУ ! Усиление надзора за страховщиками, которые не исполняют свои обязательства

Спасибо за внимание! Государственная комиссия по регулированию рынков финансовых услуг Украины