IPCC Рабочая группа III МГЭИК Политика, инструменты и коллективные действия Деннис Тирпак и Суджата Гупта (Координирующие лидирующие авторы Главы 13) 11.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тематическая область и межотраслевые стратегии – изменение климата Семинар для членов ГЭФ в расширенном составе 11–13 октября 2011 года Ташкент, Узбекистан.
Advertisements

Июнь 2010 Численность населения мира Каждое десятилетие в среднем численность населения мира увеличивается на 16,9% При этом каждый родившийся человек.
Technical University of Denmark UNEP RISØ CENTRE Смягчение последствий изменения климата, устойчивое развитие и политические инструменты Кирстен Халснэс.
Корпоративные стратегии российских компаний на углеродном рынке ВШЭ, Москва, 27 января 2009 г. Федоров Юрий Николаевич Генеральный директор Международная.
«Развитие общественных институтов» Оптимизация государственных расходов в социальной сфере, "экономичность" и эффективность государства Совершенствование.
С ТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ КАК ОСНОВА АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ Апарату С.В. 924-Н.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Роль регуляторов в интеграции нерыночных экологических целей в энергетические рынки Финн Дэйлбаек, Заместитель директора, Датского Управления Энергетических.
Баллыев Батыр, начальник Управления охраны окружающей среды Министерства охраны природы Туркменистана Приоритеты и потребности в области изменения климата.
1 На пути к Копенгагену: международные переговоры о новом "пост-Киотском" соглашении и роль России в глобальном климатическом процессе Д. Гершинкова, Росгидромет.
Company LOGO Источники финансирования инновации Манатауов А.М.
Риски Парижского соглашения и варианты законодательного обеспечения регулирования выбросов ПГ в России О.Б. Плужников, сентябрь 2015.
БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ » БИЗНЕС - ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ В ОБЛАСТИ КСО ООО « ЗАВОД ЦВЕТНЫХ СПЛАВОВ »
Состояние транспортной системы в настоящее время нельзя считать оптимальным, а уровень ее развития достаточным: - подвижность населения России почти в.
СОСТОЯНИЕ И РЕФОРМА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Ольга Суворова, Министерство охраны окружающей среды РК.
Управление качеством. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ МС ИСО СЕРИИ И ИХ РОЛЬ В СОЗДАНИИ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Действия по климату : Директива по возобновляемой энергетике Европейская Комиссия.
Совершенствование экономического механизма распространения экологических инноваций Кириллов С.Н. д.э.н., профессор Волгоградский государственный университет.
Политика Польши в области энергоэффективности и ВИЭ.
Внедрение Системы Эколого- экономического Учета (СЭЭУ) Питер Харпер Председатель Комитет экспертов ООН по эколого-экономическому учету Семинар высокого.
Транксрипт:

IPCC Рабочая группа III МГЭИК Политика, инструменты и коллективные действия Деннис Тирпак и Суджата Гупта (Координирующие лидирующие авторы Главы 13) 11 марта 2008 г.

IPCC Цели этой главы Обзор литературы по: –Критериям оценки национальной политики и международных соглашений –Национальным политикам, инструментам и мерам по снижению эмиссии парниковых газов –Международным соглашениям, направленным на смягчение последствий изменения климата

IPCC Критерии оценки национальных политик и международных соглашений Экологическая эффективность –Необходимость реального достижения значительного снижения эмиссии парниковых газов Экономическая эффективность –Необходимость достижения экологических целей и целей по распределению обязательств с минимально возможными затратами Эффекты распространения –Необходимость соблюдения принципа справедливости (и конкурентоспособности), чтобы быть политически приемлемыми Административная осуществимость –Необходимость легкого администрирования с минимальными юридическими ограничениями

IPCC В распоряжении правительств имеются разнообразные варианты национальной политики и инструментов для создания стимулов к действию Применимость зависит от национальных условий У любого предлагаемого инструмента есть свои преимущества и недостатки Инструменты могут быть строгими/нестрогими, разработанными хорошо/плохо и поэтому для эффективной реализации нуждаются в мониторинге

IPCC Виды инструментов национальной политики Нормативно-правовые акты и стандарты Налоги и сборы Обращаемые на рынке разрешения Добровольные соглашения Финансовые стимулы Информационные инструменты НИОКР Неклиматическая политика

IPCC Нормативно-правовые акты и стандарты Наиболее распространенная форма инструментов экологической политики Преимущества –Гибкость; легко могут быть привязаны к национальным условиям –Гарантируют уверенность в уровнях эмиссии Недостатки –Снижение инновационных стимулов –Экономическая эффективность иногда под вопросом Пример –Установление обязательного уровня энергетической эффективности в городском строительстве в Китае (с 2006 г.)

IPCC Налоги и сборы Налог на углерод --¥x/т углерода Преимущества –Обеспечивает четкий стимул к снижению выбросов парниковых газов –Эффективен с точки зрения экономической и экологической целесообразности Недостатки –Нет гарантий непревышения определенного уровня эмиссии –Может вызывать институциональные проблемы и проблемы с распределением обязательств (некоторые выигрывают больше, чем другие) –Политически трудно осуществить и поддерживать в ряде стран Примеры –Используется в Скандинавии –Налог на антропогенное воздействие в Великобритании

IPCC Обращаемые на рынке разрешения на выбросы Фирмы выпускают разрешения на выбросы (на аукцион или в свободном размещении); разрешения можно продавать и покупать Преимущества –Высокая вероятность снижения выбросов – объем определяет экологическую эффективность –Могут быть более политически привлекательными Недостатки –Неустойчивость цен (в т.ч. ценовые всплески) Пример –Система торговли выбросами в ЕС

IPCC Добровольные соглашения Добровольные соглашения между правительством и частными предприятиями (не то же самое, что добровольные действия) Преимущества –Могут быть менее затратными, чем прямое регулирование –Работоспособны в странах, имеющих историю сотрудничества правительства и промышленных предприятий (напр., Япония) Недостатки –Ограниченные свидетельства экологической эффективности добровольных соглашений Примеры –Добровольный план действий Keidanren (Япония) – по парниковым газам –Климатические лидеры (США) –Европейское автомобильное соглашение (по снижению среднего уровня выбросов ПГ от новых автомобилей) –Гринхаус Челлендж Плюс (Австралия) – снижение эмиссии ПГ

IPCC НИОКР Прямые инвестиции (правительственные гранты) или стимулы (налоговые кредиты) для НИОКР Преимущества –Могут стимулировать технологические прорывы и снижать затраты Недостатки –Выгоды могут десятилетиями оставаться нереализованными –Требуют принятия других мер для обеспечения внедрения –Могут варьировать в зависимости от финансовой устойчивости правительства и политических приоритетов Чем ниже целевые показатели стабилизации (550 м.д. эквивалента CO2 или ниже), тем выше потребность в НИОКР и инвестициях в новые технологии в течение ближайших нескольких десятилетий

IPCC Информационные инструменты Примеры: Правила информирования общественности, маркировка Преимущества –Могут способствовать информированному выбору –Могут способствовать изменению стереотипов поведения –Могут способствовать повышению эффективности других инструментов Недостатки –Трудно оценить экологическую эффективность Примеры –Маркировка энергоэффективности электробытовых приборов и автомобильного топлива –Инвентаризация выбросов опасных химических веществ в США – эффективна, но не относится к изменению климата

IPCC Финансовые стимулы Предоставление финансовых стимулов организациям или сообществам для применения энергосберегающих технологий Примеры –Льготные тарифы, программы скидок, производственные стимулы, программы закупки «зеленой» электроэнергии Преимущества –Могут стимулировать развитие и применение новых технологий Недостатки –Затраты обычно выше, чем у других инструментов

IPCC Неклиматическая политика Многие виды неклиматической политики имеют климатические эффекты –Политика землепользования –Политика борьбы с бедностью –Политика в сфере международной торговли –Политика в сфере народонаселения –Политика диверсификации источников энергии Важно знать о климатических эффектах такой политики

IPCC Некоторые виды политики, мер и инструментов, продемонстрировавшие экологическую эффективность в секторе транспорта в ряде стран СекторВиды политики, мер и инструментов, продемонстрировавшие экологическую эффективность Ключевые ограничения или возможности Транспорт Обязательное требование топливной экономичности, смешивание биотоплива и стандарты на выбросы CO 2 для автомобильного транспорта Неполный охват автомо- бильного парка может ограничить эффективность Налоги на покупку, регистрацию и использование автомобилей и применение моторного топлива, платные дороги и парковки Эффективность может падать при росте доходов Влияние на потребность в перемещении через законодательство в сфере землепользования и через планирование инфраструктуры Особенно подходит для стран, создающих свои транспортные системы Инвестиции в привлекательный общественный транспорт и немоторизованные виды транспорта В табл. 2 Резюме для лиц, принимающих решения, определен более широкий круг видов политики, мер и инструментов

IPCC В настоящее время существует множество корпоративных, частных, местных и неправительственных инициатив по снижению выбросов ПГ и достижению других целей Эти действия позволяют ограничить выбросы парниковых газов, моделировать инновационную политику и стимулировать внедрение новых технологий Сами по себе они обычно имеют ограниченное влияние на национальную и региональную эмиссию

IPCC Политика, основанная на реальной или скрытой цене углерода, может предоставлять стимулы для производителей и потребителей к инвестированию в продукцию, технологии и процессы, связанные с низкими уровнями выбросов ПГ Подобная политика может включать экономические инструменты, федеральное финансирование и законодательное регулирование Цена на углерод между $/т CO2 к 2030 г. и $/т CO2 к 2050 г. соответствует стабилизации на уровне 550 м.д. эквивалента CO2 к 2100 г. В исследованиях, учитывающих эффект снижения расходов по мере роста применения новых технологий, получены более низкие значения цены: 5-65 $/т CO2 к 2030 г. и $/т CO2 к 2050 г. Реальная или скрытая цена углерода в $/т CO2 могла бы снизить уровень выбросов ПГ при производстве электроэнергии и сделать привлекательными многие возможности снижения эмиссии ПГ в секторах конечного потребления

IPCC Поддержка правительства путем выделения финансирования, предоставления налоговых кредитов, принятия стандартов и создания рынка необходима для развития и внедрения технологий и инноваций Чем ниже уровни стабилизации (550 м.д. эквивалента CO2 или ниже), тем больше потребность в НИОКР и инвестициях в новые технологии в течение ближайших нескольких десятилетий Поддержка правительствами НИОКР в энергетике в течение последних двадцати лет в реальном выражении не увеличивалась, а даже снижалась... даже после подписания РКИК. Сейчас она составляет половину от уровня 1980 г.! Положительные эффекты от НИОКР для общества больше, чем для частного сектора, поэтому правительственная поддержка оправдана.

IPCC

Глобальные инвестиции в устойчивую энергетику по видам и регионам

IPCC Нормативно-правовые акты и финансовые стимулы в ряде стран активно способствуют росту инвестиций в возобновляемые источники энергии Стандарты по возобновляемым источникам энергии Стандарты эффективности новых установок Требования по закупкам «зеленой» энергии Обязательства по приему «зеленой» энергии в сети Требования балансового учета Требование раскрытия информации об источниках энергии Лицензирование подрядчиков Сертификация оборудования Правила допуска/руководства/зонирование/ стандарты/разрешения на строительство солнечных установок Льготные тарифы Скидки Программы предоставления грантов Программы предоставления займов Облигации Стимулирование производства Программы госзакупок Вложения в акции, в т.ч. венчурный капитал Программы страхования Нормативно-правовые актыФинансовые стимулы

IPCC Международные соглашения и договоренности в сфере изменения климата Значительными достижениями РКИК и Киотского Протокола стали создание глобального ответа на проблему изменения климата, стимулирование национальных политик, создание международного рынка углерода и новых институциональных механизмов По прогнозам, влияние Киотского Протокола на глобальную эмиссию будет ограниченным По оценкам, экономическое влияние на страны Приложения Б будет меньше, чем в Третьем Оценочном Докладе

IPCC Будущие международные соглашения могли бы включать множество разнообразных элементов Например: целевые значения снижения эмиссии, программы НИОКР, принятие совместной политики, реализация действий, ориентированных на развитие, и расширение финансовых инструментов Их можно интегрировать, но количественное сравнение усилий, предпринимаемых различными странами, будет сложным и ресурсоемким процессом

IPCC Будущие международные соглашения –Более активное сотрудничество по снижению выбросов будет способствовать сокращению глобальных затрат на достижение определенного уровня стабилизации или повышению экологической эффективности –Совершенствование и расширение рыночных механизмов (таких как торговля квотами, Совместное Осуществление и Механизм Чистого Развития) могло бы способствовать снижению глобальных затрат на смягчение последствий изменения климата

IPCC Будущие международные соглашения Действия, предпринимаемые различными странами, могут отличаться в зависимости от того, кто в них участвует, когда они осуществляются, и какие конкретно шаги делаются Действия могут быть обязывающими / необязывающими, преследовать фиксированные или динамичные цели; участие в них может быть статичным или изменяться во времени

IPCC Заключение Правительственная поддержка путем выделения финансирования, предоставления налоговых кредитов, принятия стандартов и создания рынка необходима для развития и внедрения технологий и инноваций Правительствам принадлежит важнейшая роль в создании соответствующих условий (институциональных, политических, юридических и нормативно-правовых) для обеспечения эффективности процесса передачи технологий Сокращение выбросов всех газов по всем секторам требует пакета специфических политик, привязанных к конкретным национальным условиям Все инструменты могут быть хорошо/плохо проработанными, строгими/нестрогими, политически привлекательными/непривлекательными. Чтобы быть эффективными, все они нуждаются в мониторинге и внедрении

IPCC Заключение Киотский Протокол в настоящее время ограничен скромными пределами эмиссии. Было бы более эффективно, если бы за первым периодом обязательств последовали меры, нацеленные на достижение более существенных сокращений выбросов и применение политических инструментов, охватывающих более значительную долю глобальной эмиссии Новая литература по потенциальной структуре и сущности будущих международных соглашений показывает, что, поскольку изменение климата является глобальной проблемой, любой подход, не нацеленный на более существенную долю глобальной эмиссии, будет связан с большими глобальными затратами или будет менее экологически эффективным Соглашения скорее всего будут эффективными, если они включают цели, конкретные действия, график, критерии участия, институциональные договоренности, а также процедуры отчетности и положения о выполнении требований

IPCC Дальнейшая информация: см. Рабочая группа III МГЭИК Глава 13 или