Государственное регулирование инфокоммуникаций в РФ и перспективы его развития 3 ноября 2009 г. Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Итоги взаимодействия бизнеса и власти при подготовке «третьего антимонопольного пакета» и направления дальнейшего совершенствования законодательства для.
Advertisements

Казань, 2009 ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Игорь Артемьев, Руководитель ФАС России Развитие конкуренции в странах БРИК (опыт ФАС России)
Нальчик Кодексы Российской Федерации: Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный Кодекс, Земельный Кодекс, Жилищный Кодекс. Федеральные.
Теория отраслевых рынков. Антимонопольное законодательство
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА Конкурентная политика Москва, 2006 г.
Тема 1. Понятие и источники предпринимательского права 1.Понятие, предмет предпринимательского права 2.Принципы предпринимательского права 3.Источники.
1 Cостояние практики правоприменения в сфере ИКТ Заседание Комиссии по телекоммуникациям и информационным технологиям Совета РСПП по конкурентоспособности.
11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
Современное состояние антимонопольного законодательства в Республике Беларусь и перспективы развития в условиях Единого экономического пространства Максим.
Защита конкуренции на рынке страховых услуг Федеральная антимонопольная служба Москва, 2009.
Изменения в антимонопольном законодательстве, актуальные для страхового рынка ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА.
Некоторые аспекты применения антимонопольного законодательства в России Начальник Правового управления ФАС России С.А. Пузыревский ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ.
Основные положения Таможенного кодекса таможенного союза Таможенная служба Республики Казахстан Брюссель, 25 января 2010 года.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
Четвертый антимонопольный пакет Москва, 2015 Федеральная антимонопольная служба.
Выполнила: ученица 11 класса «Б» Дворникова Евгения.
Правовое регулирование аккредитации в Российской Федерации.
Лекция 6. Нетарифное регулирование ВЭД в России. Основные понятия Нетарифное регулирование, лицензирование и квотирование, исключительное право на экспорт.
Заседанию Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности года Июнь 2012 Роль национальных объединений в системе.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Транксрипт:

Государственное регулирование инфокоммуникаций в РФ и перспективы его развития 3 ноября 2009 г. Вице-президент по корпоративным и правовым вопросам ОАО «Мобильные ТелеСистемы» Р. С. Ибрагимов

2 Правовой статус оператора связи в Российской Федерации Оператор связи Федеральный закон «О связи» Компания – оператор связи Налогоплательщик Налоговый кодекс Юридическое лицо и его контрагенты Гражданский кодекс Земельный кодекс Градостроительный кодекс Хозяйствующий субъект – владелец инфраструктуры Административное, уголовное законодательство, нормы СОРМ

3 Дуализм государственного регулирования инфокоммуникаций в Российской Федерации (на примере оператора связи) Законодательство в области связи: ФЗ «О связи», постановления Правительства, нормативные правовые акты Минкомсвязи, решения ГКРЧ и т. д. КОМПАНИЯ - ОПЕРАТОР СВЯЗИ Тех- нологи- ческий (техни- ческий) способ регули- рования Иное законодательство ( гражданское, антимонопольное, налоговое, финансовое, градостроительное, земельное, административное и т. п.) регулиро- вание Минкомсвязь, Роскомнадзор, Россвязь, Государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ), Росинформтехнологии Федеральная антимонопольная служба (ФАС), Минфин, ФНС, ФСФР, Центробанк, Минрегион, Минприроды, Ростехнадзор, Росрегистрация, ФСТ, ФСТЭК, ФТС, Росстат, Минпромторг, Роспотребнадзор, Минсельхоз, ФСБ, МВД, МЧС,Прокуратура, Минобороны, Минобрнауки Минкомсвязь России ( лицензирование, услуги связи – в части касающейся, защита прав пользователей услуг связи и т. д.) в том числе при оказа- нии услуг связи Обще- право- вой способ регу- лиро- вания

4 Методы, используемые при общеправовом способе государственного регулирования инфокоммуникаций Административно- правовые или прямые Частно-правовые, экономические или косвенные Государственная политика в области связи Лицензирование Сертификация, подтверждение соответствия Доступ к инфраструктуре - федеральной, региональной или муниципальной собственности, третьих лиц для нужд связи (через институты «существенного оператора», НДД) Распределение радиочастотного ресурса Распределение ресурса нумерации и адресации Использование возможностей операторов для госнужд: СОРМ, особые условия ЧС и ЧП, военное время Гарантирование доступа к услугам связи Защита персональных данных Общий надзор и контроль за выполнением требований федерального законодательства Антимонопольная политика, создание конкурентной среды Тарифная политика (для естественных монополий, универсальных услуг связи, операторов, занимающих существенное положение Соблюдение интересов потребителей Межоператорское взаимодействие (межсетевые отношения, доступ к иной инфраструктуре и другим ресурсам, роуминг …) Тарифная политика ( за исключением – см. выше) Иные договорные отношения с контрагентами в части оказания услуг, выполнения работ, поставки товаров, конента и т. д. Отношения с потребителями услуг связи и вещания Защита информации Методы государственного регулирования

5 Технологический способ регулирования в области связи – барьер развитию инфокоммуникационного рынка. Технологический способрегулирования не предполагает правовой определенности и системности регулирования общественных отношений, приводит к подмене правового регулирования административным усмотрением и контролем, тормозит их внедрение в практику передовых технологий Различия между способами регулирования: технологическим (техническим) в области инфокоммуникаций и общеправовым в иных отраслях права не позволяет им сопрягаться и преодолеть межотраслевое рассогласование Рассогласование между регулированием инфокоммуникаций и иных отраслей экономики препятствует развитию рынка инфокоммуникационных услуг и снижает конкурентоспособность отраслевого бизнеса : торможение мобильной коммерции обусловлено запретами банковского законодательства земельное и градостроительное законодательство усложняет процедуру оформления прав (легализации) в отношении объектов инфокоммуникационной инфраструктуры излишняя детализация технических требований и условий к деятельности в области построения сетей электросвязи, оказания услуг связи приводит необходимости принятия сложных и зачастую излишних технических решений, повышению ресурсных затрат Совеременный инфокоммуникационный рынок в РФ характерен следующим: ВЫВОДЫ: российский инфокоммуникационный рынок нуждается в либерализации регулирования, которая позволит широко внедрять инновации, создать единую базу персональных данных, исключив «инженерные» нормы, ускорит конвергенцию сетей и процедуры выдачи частотных разрешений. Это возможно путем смены способа регулирования с технологического на общеправовой

6 при совпадении предмета регулирования применяются различные критерии оценки положения хозяйствующего субъекта для применения мер регулирования Коллизионность регулирования, направленного на создание конкурентной среды на инфокоммуникационном рынке Федеральный закон «О защите конкуренции» (доминирующее положение) Федеральный закон «О связи» (существенное положение) Федеральный закон «О естественных монополиях» (регулируются отдельные виды деятельности) ФАС России, ФСТ РФ Роскомнадзор ФАС России Компания занимает доминирующее положение на рынке товаров и услуг, если занимает свыше 35% рынка (50% при коллективном доминировании) Оператор связи в отдельном регионе или на всей территории России имеет не менее 25 % фиксированных номеров или может осуществлять пропуск не менее чем 25 % трафика Естественной монополией в отрасли «Связь» признается только деятельность по оказанию услуг фиксированной телефонной связи

7 Оператор связи Изменение регуляторной среды деятельности оператора связи в России Новой редакцией закона «О защите конкуренции» расширяются полномочия ФАС по признанию хозяйствующих субъектов занимающими доминирующее положение на рынке определенного товара и вводится институт упрощения доступа к инфраструктуре естественных монополий Новые полномочия ФАС существенно меняют регуляторную среду деятельности оператора связи. Наряду с действующим законодательством в области связи, создавшим условия для развития мобильной телефонной связи, деятельность оператора связи будет активно регулироваться нормами антимонопольным законодательства ФЗ «О защите конкуренции» (ФАС) ФЗ «О связи » Приказы Минком- связи Постано- вления Правите- льства РФ Акты Роском- надзора, Россвязи Договоры операто- ра связи Правила недискриминационного доступа (НДД) на товарные рынки (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, устанавливаются Правительством РФ Согласно проекту Правил НДД к инфраструктуре связи (разработан ФАС), владельцем регулируемой инфраструктуры могут быть любые субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке инфраструктуры электросвязи. Тем самым подзаконными актами антимонопольного законодательства планируется регулировать (ограничить) отношения собственности на инфраструктуру связи. Однако ФЗ «О связи» не позволяет подзаконными актами регулировать эти вопросы, что вызывает законодательную коллизию. Целесообразно вопросы НДД в области связи урегулировать отраслевым законом

8 Систематизации и анализа нормативных правовых актов отраслевого и межотраслевого характера, в том числе устанавливающих и разграничивающих полномочия органов государственной власти в области инфокоммуникаций; Наделения отраслевого регулятора полноценным «правом голоса» при совершенствовании смежных отраслей законодательства, влияющих на развитие инфокоммуникаций Технологически нейтрального государственного регулирования в области инфокоммуникаций, сформированного по результатам системного анализа нормативной правовой базы с одновременной разработкой отраслевого кодифицированного нормативного правового акта (Инфокоммуникационного кодекса); Законодательного закрепления масштаба и границ государственного участия в регулировании экономической деятельности самостоятельных хозяйствующих субъектов инфокоммуникационного рынка с одновременным развитием институтов отраслевого самоуправления; Таким образом, государственное регулирование инфокоммуникаций в Российской Федерации основано на достаточно объемной, несогласованной нормативной правовой базе, частично сформированной с помощью норм технического (технологического) характера. Это детерминирует неразвитость и неупорядоченность правоотношений на инфокомрынке, пробельность и коллизионность регулирования, что может привести к конфликтам между интересами государства, участников рынка и потребителей, отсутствию четкого понимания путей и перспектив развития рынка и в конечно итоге к снижению конкуретоспособности инфокоммуникаций В целях преодоления сложившейся ситуации необходимо упорядочить систему государственных регуляторов инфокоммуникаций в РФ на основе:

9 Кодификация – деятельность по: сведению к единству нормативных правовых актов путем глубокой всесторонней переработки действующего законодательства исключению части устаревшего нормативного правового материала внесению новых существенных изменений либо создание нового, внутренне согласованного и структурированного кодифицированного нормативного правового акта со своим специфическим содержанием унификации терминологии правового регулирования посредством введения единого понятийного аппарата согласованию отраслевого законодательства со смежными отраслями права Кодификация отраслевого законодательства – путь совершенствования государственного регулирования 2/1 (Общие понятия)

10 Кодификация отраслевого законодательства – путь совершенствования государственного регулирования 2/2 (Цели) Юридико- технические цели Специальные цели Законодательное закрепление фактически существующих, но не оформленных новых общественных отношений в сфере инфокоммуникаций (Интернет, IP-телефония) Создание регулирования, максимально облегчающего использование инновационных технологий путем снижения административных барьеров и разработки прозрачных правил и процедур регулирования Достижение правовой ясности, современности и простоты регулирования Внедрение новых методов регулирования Упорядочение иерархической структуры отраслевого законодательства Преодоление несистемности и рассогласованности отраслевого и межотраслевого регулирования, устранение юридико-технических ошибок, создание единого глоассария Расширение и изменение предмета регулирования в сфере инфокоммуникаций

11 Основные институты будущего Инфокоммуникационного кодекса Инфокоммуникационная инфраструктура Сети связи, их взаимодействие Недискриминационный доступ к сетям связи и иной инфраструктуре Радиочастотный спектр Ресурс нумерации Оборот радиоэлектронных средств Услуги связи и связанные с ними услуги Отдельные услуги связи (универсальные услуги связи, роуминг и т. д.) Использование сети Интернет СОРМ (системы оперативно-розыскных мероприятий) Саморегулирование и институты саморегулирования

12 Саморегулирование в сфере инфокоммуникаций Поскольку в Российской Федерации в сфере инфокоммуникаций значительное число регуляторов, целесообразно введение саморегулирования на стыке различных отраслей права На наш взгляд, введение института саморегулирования усилит роль Минкомсвязи России в будущем регулировании инфокоммуникаций Помимо административно-правового регулирования необходимо вводить принципы саморегулирования по указанным направлениям: Правила присоединения сетей электросвязи и их взаимодействия Регистрация сети электросвязи Правила оказания услуг связи Перечень средств связи, подлежащих обязательной сертификации Третейское разрешение споров участников рынка

13 Передача СРО части гос. функций в области инфокома по регулированию в основном гражданских правоотношений СРО Пути снижения административных барьеров и перехода к саморегулированию Государственная политика в области связи Лицензирование Доступ к инфраструктуре - федеральной, региональной или муниципальной собственности Распределение радиочастотного ресурса Распределение ресурса нумерации и адресации Использование возможностей операторов для госнужд: СОРМ, особые условия ЧС и ЧП, военное время Гарантирование доступа к услугам связи Защита персональных данных Общий надзор и контроль за выполнением требований федерального законодательства Антимонопольная политика, создание конкурентной среды Межоператорское взаимодействие в целом Тарифная политика в целом Сертификация и стандартизация Отношения с потребителями услуг связи и вещания Интернет Защита информации Соблюдение интересов потребителей Третейский суд для разрешения споров между операторами связи Фокус государственных регуляторов на регулировании в основном административным правоотношений

14 Россия: лицензированию подлежат 17 видов деятельности в области связи Проблемы лицензирования в области связи на территории стран СНГ Украина: лицензируются услуги фиксированной, мобильной связи, а также техническое обслуживание и эксплуатация сетей связи; в отношении некоторых услуг связи предусмотрен уведомительный характер осуществления деятельности Республика Казахстан: лицензия на право осуществления деятельности по предоставлению услуг в области связи является генеральной Армения: лицензированию подлежит общественная сеть электронных коммуникаций (сложная лицензия), а также оказание голосовых услуг, услуг мобильной связи, услуг по передаче данных и Интернет доступности (простые лицензии) Республика Беларусь: лицензированию подлежит 15 видов деятельности в области связи Молдова: лицензированию подлежит использование радиоканалов или радиочастот, а также использование ресурсов нумерации Законодательство в области лицензирования услуг связи на территории стран СНГ требует унификации П р и л о ж е н и е