Ирина Курис, С-Пб д.п.н., проф. БПА и МУФО СИМВОЛИКА ТАНЦА ШИВЫ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Санкт-Петербург2011.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Ирина Курис, проф. МУФО Санкт - Петербург Защита от энергоинформационных воздействий в трансовом опыте.
Advertisements

Танец как трансперсональное творчество Санкт-Петербург 2008 Курис И.В. к.п.н. Проф. БПА.
Ирина Курис, к.п.н.,проф. БПА Санкт-Петербург Интеграция традиционных знаний в трансперсональных практиках на основе авторской оздоровительно-развивающей.
Образ женщины – матери сквозь века МБОУ Тогучинского района Новосибирской области Горновская СОШ Учитель МХК – Петрова Оксана Викторовна.
Индия - Национальный танец. Индия - большая страна, и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное.
Нумерология в судьбе человека. Числа мы встречаем повсюду. Наша жизнь вся насквозь пронизана числами, какую бы сферу мы не взяли. Но что они для нас значат.
Религиозная культура Древней Индии. Индуизм.. План: 1. Индуизм. Общая характеристика. Основные понятия. 2. Пантеон богов. 3. Храмовые ритуалы в индуизме.
ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА В РЕЛИГИЯХ МИРА. Вера является важнейшей частью мировоззрения человека. Она во многом определяет его поступки и действия, мысли и чувства.
Биография К. Юнга Основной вклад Структура личности Эго Индивидуальное бессознательное Комплексы Коллективное бессознательное Архетипы Типология личности.
Истомина А-11. Индуи́зм религия, возникшая на Индийском субконтиненте. Историческое название индуизма на санскрите сана́тана-дха́рма, что в переводе означает.
СТРЕТЧИНГ (stretch)- упражнения на растягивание полезны и необходимы всем, независимо от возраста и степени развития гибкости.
Выполняли : Курочкина Людмила, Буга Анастасия 2-2 группа
Презентация к уроку (4 класс) по теме: Икона
В жизни Древней Греции танец занимал важное место. Многие писатели античности посвятили ему многие страницы и целые трактаты, бесчисленны изображения.
Симметрия. Презентацию выполнила ученица 6 «А» класса Школы 12 Насибова Айтекин.
Авалокитешвара Авалокитешвара ("бог сострадания", "бог, который смотрит вниз", "бог взгляда"), в буддийской мифологии олицетворение сострадания, ботхисатва.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Образ человека в миропонимании древних греков
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Образы мира и человека в античности. ОБРАЗ МИРА определенная реакция человека на окружающий мир результат соприкосновения человека с миром.
Восприятие – это отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на органы чувств предметов и явлений в целом, а не отдельных их свойств,
Транксрипт:

Ирина Курис, С-Пб д.п.н., проф. БПА и МУФО СИМВОЛИКА ТАНЦА ШИВЫ ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Санкт-Петербург2011

«Символ – «Символ – есть идеологическая манифестация мистического ритма творения. есть идеологическая манифестация мистического ритма творения. Степень истинности, приписываемая символу, является выражением того почтения, какое человек способен уделить этому мистическому ритуалу». Степень истинности, приписываемая символу, является выражением того почтения, какое человек способен уделить этому мистическому ритуалу». А. Шнейдер Один из известных исследователей-этнографов

Танец – это тоже символ. Танец – это тоже символ. Для большинства людей танец – это, прежде всего, движение. (Но кто сказал, что в движении нет символики?) Для большинства людей танец – это, прежде всего, движение. (Но кто сказал, что в движении нет символики?) С этой точки зрения он представляет собой совокупность поз, жестов и телодвижений, выполняемых последовательно, в определенном ритме и темпе и подчиненных целостному образу композиционного рисунка. Здесь присутствуют С этой точки зрения он представляет собой совокупность поз, жестов и телодвижений, выполняемых последовательно, в определенном ритме и темпе и подчиненных целостному образу композиционного рисунка. Здесь присутствуют выстраивание формы выстраивание формы и объёма, взаимодействие и объёма, взаимодействие рисунка тела и его рисунка тела и его частей с рисунком - частей с рисунком - линией собственно линией собственно танца (поскольку он танца (поскольку он всегда ограничен всегда ограничен пространством) пространством)

Основные изображения танцующего Шивы Существует 8 классических положений Шива- мудры, в которых меняется положение рук и ног.

. Однако Шива Самое Ната Известное Радж

. Шива Ната Радж переводится как Царь танца … вся поза как бы излучает энергию, которая в данный момент времени заключена именно в этой позиции, как в пружине, готовой в любой момент раскрыться. Покой и готовность к активному движению, соединение мужской и женской энергии … Эта поза отражает всю суть йоги – единение энергий их гармония, с одной стороны, и готовность к новому движению и новой транс- формации, с другой. Космос - театр Шивы, и танец его бесконечен. Язык его может быть очень условен. Он настолько тонко разработан, что любые его оттенки могут быть выражены жестами, движениями ног, положениями туловища, имеющими определенное значение …

Основные изображения Шивы и его женских и мужских ипостасей Шиваками - знаменитая супруга Шивы. Она же Шакти и Парвати. В древней Индии любой предмет красоты рассматривался как проявление божественного начала. Красота - это вечность. Красота и Истина - всемогущее прояв­ление Универсума на самых разных уровнях материи. Божественный танец -это проявление Шивы-Шакти.

Дурга - это одна из самых грозных богинь индийского пантеона – в переводе обозначает «труднодостижимая». Она рассматривается как одна из ипостасей Шива-Шакти. Её тело соткано из энергии света главных богов – Шивы и Вишну. Она страшна в своём гневе и милостива к тем, кто ей поклоняется. Дурга - в тантрийской традиции – богиня мудрости. Она выступает против невежества, лености и слабости духа. Обычно, Дургу изображают с руками, как женщину-воина. Она восседает на льве или тигре. Ардханаришара. Скульптура, изображающая 3-х-рукого Шиву. Правая задняя рука держит трезубец – символ его власти. Эта скульптурное изображение показывает Шиву как божественную Сущность. Одна его сторона, представленная в мужском облике, а другая – в женском - являет миру свою трансцендентность.

Основные изображения Шивы Бхикшатана – одно из многочисленных имен Шивы В этой скульптуре каждая рука сложена в хасту – фиксированное положение пальцев. Позиции передних правой и левой рук означают соответственно сосредоточение и созерцание. Левая задняя – силу и концентрацию. Задняя правая держит барабанчик, как символ ритма, являющегося первоосновой Вселенной. Шива Чатура Тандава. Еще одно известное изображение Шивы. Здесь более подробно можно рассмотреть его руки. В отличие от Натараджа - Учителя танца, Чатура покоится на гноме, символизирующем невежество, обеими ногами. В этой скульптуре он предстает великим Шивой Дакшнамурти - Учителем йоги. Разрушая, он создает новый мир.

Танец Шивы –глубоко сакрален. Эффект его удивителен, необычен, непред- сказуем. Он преобразует человека, раскры- вает перед ним новые горизонты. Он достав- ляет радость. Радость самого состояния, которое исцеляет душу и тело, радость движе- ния, радость творчества. Эффект его удивителен, необычен, непред- сказуем. Он преобразует человека, раскры- вает перед ним новые горизонты. Он достав- ляет радость. Радость самого состояния, которое исцеляет душу и тело, радость движе- ния, радость творчества. Это особый глубинный многоступенчатый личностный опыт, в котором именно танец как метафорический образ играет роль Начала Это особый глубинный многоступенчатый личностный опыт, в котором именно танец как метафорический образ играет роль Начала

Трансперсональный опыт танца Шивы можно рассматривать с нескольких позиций Трансперсональный опыт танца Шивы можно рассматривать с нескольких позиций 1) как сакральное действие, переходящее в спонтанное движение; 2) как процесс и как результат (это касается самого исполнителя); 3) как взаимодействие с пространством и, соответственно, его воздействие на людей: как исполнителей, так и возможных зрителей.

Таким образом, его можно рассматривать как одну из форм взаимодействия с энергией окружающего пространства, инструментом Таким образом, его можно рассматривать как одну из форм взаимодействия с энергией окружающего пространства, инструментом которого служат хасты и мудры. В индийском пантеоне им покрови- тельствовала богиня мудрости Сарасвати, супруга бога Брахмы, Творца Вселенной. Творца Вселенной.

Танец Шивы с полным правом можно отнести к трансперсональной психотелесной практике (ПТП) ПТП – это особый вид двигательной деятельности, в которой в равной степени представлены собственно двигательная собственно двигательная или телесная или телесная и психическая деятельность. и психическая деятельность.

Эти практики под другими названиями известны с древних времен. Все восточные виды единоборств, различные направления йоги: хатха-, кундалини-, тантра-йога в которых присутствует работа с телом, можно отнести к психотелесной практике. в которых присутствует работа с телом, можно отнести к психотелесной практике. Сюда же входят храмовые танцы, дина- мические медитации, внутренние прак- тики системы У-Шу, танцы суфиев, а также современные направления, в том числе, йога-данс или биоэнергопластика Сюда же входят храмовые танцы, дина- мические медитации, внутренние прак- тики системы У-Шу, танцы суфиев, а также современные направления, в том числе, йога-данс или биоэнергопластика

Работа с символами в психотелесных практиках имеет основополагающее значение. Они являются: Они являются: объектами концентрации внимания в ментальной практике объектами концентрации внимания в ментальной практике Графический символ является основой построения двигательных действий в психофизических упражнениях, том числе, Йога-Данс. Графический символ является основой построения двигательных действий в психофизических упражнениях, том числе, Йога-Данс. Cимвол как образ является отправной точкой танца, что особенно проявлено в танце Шивы Cимвол как образ является отправной точкой танца, что особенно проявлено в танце Шивы

Одним из символов этого состояния является знаменитый крест Шивы. Одним из символов этого состояния является знаменитый крест Шивы. Для различных культур характерны свои символы Танец Шивы – это тантрическая практика, это транс-персональный опыт, который априори предполагает и состояние расширенного сознания, и одновременно чувство устойчивости в пространстве – как проявленном, так и в непроявленном. Танец Шивы – это тантрическая практика, это транс-персональный опыт, который априори предполагает и состояние расширенного сознания, и одновременно чувство устойчивости в пространстве – как проявленном, так и в непроявленном.

В трансперсональных психотелесных практиках работа с символами – это: - выход на архетипы - на глубинное бессознательное - выход в информационные структуры… В танце Шивы вся философия Мироздания

Графические символы в ПТП «Прямой крест» символизирует силу и защиту; «Прямой крест» символизирует силу и защиту; «Андреевский крест» - гармонию между «Андреевский крест» - гармонию между мужским и женским началом и защиту, мужским и женским началом и защиту, исходящую из чувства гармонии. «Треугольник» – символ равновесия. исходящую из чувства гармонии. «Треугольник» – символ равновесия. Рисование этих символов в процессе выполнения даже самого простого движения оказывает эффект и на человека, и на окружающее пространство. Рисование этих символов в процессе выполнения даже самого простого движения оказывает эффект и на человека, и на окружающее пространство. Это особенно характерно для танца Шивы

Основные рисунки танца Шивы – это универсальные графические символы, широко известные во всех мировых культурах Анализ позволил выделить из громадного числа шесть главных, которые непосредственно связанны как с энергетическими центрами, так и с их психо-эмоциональным воздействием. Так, например, один из самых «рабочих» рисунков - «круг» - символизирует красоту и силу, исходящую из чувства единения. Ощущение силы исходит также из осознания силы Солнца, силы Земли и т.д.

Графические ( универсальные) символы используемые в Танце Шивы

Танец Шивы – тантрическая практика В этом танце происходит взаимодейс -твие энергий нескольких типов: энергия движения энергия движения энергия намерения энергия намерения энергия рисунка энергия рисунка и др. и др.

манипура аджна Символика энергетических центров

Символы энергетических центров Вишуддха МанипураМанипура Знак ОМ

Распределение чакр на ладони Каждому центру соответствуют определенные положения рук (хасты и мудры). Они же являются атрибутами Божеств, как множественностью проявления Абсолюта во Вселенной.

ХАСТЫ И МУДРЫ ТАНЦА ШИВЫ

Мандала (санскр.) – мистический круг, колесо) пред- ставляют собой соединение простых геометрических фигур Мандала (санскр.) – мистический круг, колесо) пред- ставляют собой соединение простых геометрических фигур В танце Шивы они являются одним из очень мощных инструментов взаимодействия с пространством. В танце Шивы они являются одним из очень мощных инструментов взаимодействия с пространством. Мандалы как метафорические символы

Символика тантрических поз Положения ног в мужском танце

Основные позиции туловища ног и рук

Базовые рисунки для движения рук в пространстве

Танец Шивы – танец в асанах

Практика йоги как основа тантрического танца

Базовые позы йоги для танца Шивы растягивания перевернутые позы

Космический танец Шивы

«Сила соприкосновения с тайной в том, что она «Сила соприкосновения с тайной в том, что она несет в себе моральное начало.» несет в себе моральное начало.» В.В. Налимов Символ – это тайныйзнак.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Курис Ирина Викторовна (С-Пб), Д.п.н., Профессор МУФО и БПА Зав.кафедрой МУФО Руководитель отделения трансперсональной психологии и педагогики БПА Президент Северо-Западного регионального отделения трансперсонального сообщества.