Тема 5. Физиологические и психические функции человека в процессе труда курс лекций по учебной дисциплине «Основы безопасности труда» для студентов специальности.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 4 Система норм и нормативов труда. Вопросы : 1.Значение норм и нормативов в организации производства 2. Виды норм и нормативов.
Advertisements

ее длительность колеблется от нескольких минут (на уроке) – выражается в постепенном повышении работоспособности, настрое, адаптации к конкретным условиям.
Психология физической культуры. Выделяется три стадии проявления стресса: Тревога, Резистентность, Истощение. Начало стресса рассматривается как сигнал.
Курсовая работа по дисциплине «Основы управления персоналом» тема: «Совершенствование условий труда персонала» Выполнил:Миронов Ю.
Выполнил : Ученик 8 класса Мельников А. Учитель : Сулименова А. К год.
Эмоциональное выгорание в работе педагога. Что такое выгорание? Состояние физического, умственного и эмоционального истощения Механизм психической защиты:
Системный подход Дисциплина «Теория систем и системный анализ» Специальность « Прикладная информатика (в экономике)» Институт информатики, инноваций.
Санитарно-гигиенические условия труда к ним относятся: состояние технических средств и оборудования; освещенность рабочих мест; запыленность и проветриваемость.
С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ АТЫНДАҒЫ ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Д.АСФЕНДИЯРОВА КАФЕДРА ОБЩЕЙ ГИГИЕНЫ.
ОЦЕНКА БИЗНЕСА Кафедра: Экономики и менеджмента Преподаватель: Батурина Ольга Андреевна.
МЕНЕДЖМЕНТ. Взаимосвязь конфликта и стресса
Company LOGO ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. Николаева А.А.2 ТЕМЫ ЛЕКЦИИ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ 1 ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ.
Тема 2 Основные подходы к построению математических моделей систем Дисциплина «Имитационное моделирование экономических процессов» Специальность
Тема 7. Нормирование труда в управлении трудовыми ресурсами курс лекций по учебной дисциплине Управление трудовыми ресурсами для студентов специальности.
Что влияет на моё здоровье ? Исследовательская работа на тему « Психологические расстройства : тревога, стресс, депрессия » Лукаш Анны.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА «Психология экстремальных ситуаций».
Здоровьесберегающие технологии в начальной школе..
2. Безопасность и принципы технической защиты. 1.Исключение из производства неблагоприятных факторов и процессов 2.Нейтрализация опасностей в источниках.
« ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ » ПРЕЗЕНТАЦИЯ : « ФАКТОРЫ ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ » Выполнил : магистр. МС –
Эмоции, чувства, настроения Рассадина Ольга. Эмоция Эмоции (в переводе - волную, потрясаю) – это психологический процесс субъективного отражения наиболее.
Транксрипт:

Тема 5. Физиологические и психические функции человека в процессе труда курс лекций по учебной дисциплине «Основы безопасности труда» для студентов специальности «Управление персоналом» «Управление персоналом» кафедра управление персоналом и документоведения Институт права и управления ВГУЭС автор: ст. преподаватель Николаева Виктория Ивановна

План лекции 1. Основные определения и понятия: психические свойства, процессы, состояния, психология труда. 2. Психические процессы и состояния. Стресс. Классификация производственных стрессоров. 3. Группы неблагоприятных факторов, повышающих напряжение. 4. Различные виды эмоциональных реакций. Ошибки действий человека в состоянии паники. 5. Методы повышения безопасности. 6. Утомление, фазы работоспособности, режимы труда и отдыха

Классификация напряжения в соответствии с профессиональными психическими функциями: интеллектуальное, интеллектуальное, сенсорное, сенсорное, физическое, физическое, эмоциональное, эмоциональное, мотивационное напряжение; мотивационное напряжение; монотония, монотония, политония, политония, напряжение ожидания, напряжение ожидания, утомление утомление

Различные виды эмоциональных реакций: конфликт, конфликт, поведение срыва, поведение срыва, тревога, тревога, страх, страх, испуг, испуг, паника, паника, массовая паника. массовая паника.

Под условиями труда понимается внешняя среда, окружающая человека в процессе производства. Она оказывает существенное влияние на организм человека, его физиологические и психические функции во время трудовой деятельности, а следовательно, на его работоспособность и производительность труда понимается внешняя среда, окружающая человека в процессе производства. Она оказывает существенное влияние на организм человека, его физиологические и психические функции во время трудовой деятельности, а следовательно, на его работоспособность и производительность труда

Различные производственные факторы, воздействующие на здоровье и работоспособность человека в процессе труда, объединены в следующие группы: социально-экономические, включающие законодательную и нормативно-правовую базу, регламентирующую условия труда, предупредительный и повседневный надзор, систему льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях и т.д.; социально-экономические, включающие законодательную и нормативно-правовую базу, регламентирующую условия труда, предупредительный и повседневный надзор, систему льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях и т.д.; психофизиологические факторы, обусловленные конкретным содержанием трудовой деятельности, характером данного вида труда (физическая и нервно-психическая нагрузки, монотонность, темп и ритм труда); психофизиологические факторы, обусловленные конкретным содержанием трудовой деятельности, характером данного вида труда (физическая и нервно-психическая нагрузки, монотонность, темп и ритм труда); санитарно-гигиенические условия, определяющие внешнюю производственную среду (микроклимат, шум, состояние воздуха, освещение и пр.), а также санитарно-бытовое обслуживание на производстве; санитарно-гигиенические условия, определяющие внешнюю производственную среду (микроклимат, шум, состояние воздуха, освещение и пр.), а также санитарно-бытовое обслуживание на производстве; эстетические, способствующие формированию положительных эмоций у работника (архитектурно- конструкторско-художест-венное оформление интерьера, оборудования, оснастки, производственной одежды, озеленение и т.п.); эстетические, способствующие формированию положительных эмоций у работника (архитектурно- конструкторско-художест-венное оформление интерьера, оборудования, оснастки, производственной одежды, озеленение и т.п.); социально-психологические факторы, характеризующие взаимоотношения в трудовом коллективе и создающие у работника соответствующий психологический настрой. социально-психологические факторы, характеризующие взаимоотношения в трудовом коллективе и создающие у работника соответствующий психологический настрой.

Категория тяжести труда определяется на основе интегральной оценки условий труда с помощью баллов, отражающих степень воздействия производственной среды на организм человека. При этом каждый элемент по таблице критериев получает количественную оценку от 1 до 6 баллов. на основе интегральной оценки условий труда с помощью баллов, отражающих степень воздействия производственной среды на организм человека. При этом каждый элемент по таблице критериев получает количественную оценку от 1 до 6 баллов.

«Карта условий труда на рабочем месте» составляется на все типичные, сходные по условиям труда рабочие места. составляется на все типичные, сходные по условиям труда рабочие места. Она служит объективной основой для разработки: Она служит объективной основой для разработки: организационно-технических, организационно-технических, экономических, экономических, санитарно-гигиенических санитарно-гигиенических и других мероприятий по улучшению условий труда. и других мероприятий по улучшению условий труда.

ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития. это индивидуальные особенности психической деятельности конкретного человека, особенности его психического состояния, его межличностных и личностно-социальных отношений, которые позволяют описывать и прогнозировать его поведение, направление и динамику психического развития.

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - разновидность ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ, имеющих, как минимум, 2 отличительные особенности: - разновидность ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ, имеющих, как минимум, 2 отличительные особенности:ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ 1) неустойчивость во времени, кратковременность, 1) неустойчивость во времени, кратковременность, 2) глобальность - в момент возникновение психическое состояние глобально воздействует почти на все другие психические процессы и свойства. 2) глобальность - в момент возникновение психическое состояние глобально воздействует почти на все другие психические процессы и свойства.

Стресс это нарушение покоя, возникающее внутри нас как реакция на определенную ситуацию или деятельность, как внешнюю, так и внутреннюю. это нарушение покоя, возникающее внутри нас как реакция на определенную ситуацию или деятельность, как внешнюю, так и внутреннюю.

КЛАССИФИКАЦИЯ СТРЕССОВ:. 1. Информационный стресс. При информационных перегрузках, когда человек не справляется с поставленной перед ним задачей и не успевает принимать решение в условиях жестких временных ограничений, возникает информационный стресс. Напряженность может усилиться, если принятие решения сопровождается высокой степенью ответственности, в случаях неопределенности, при недостатке необходимой информации, слишком частом или неожиданном изменении информационных параметров 2. Эмоциональный стресс человек переживает еще более остро, чем стресс информационный, поскольку он разрушает его глубинные установки и ценности то, во что он верил и для чего жил. Эмоциональный стресс возникает при реальной илипредполагаемой угрозе, переживаниях опасности, унижения, вины, гнева и обиды, в случаях противоречий или разрыва отношений со значимыми людьми, предательства друзей, потере близких. 3. Коммуникативный стресс связан с реальными проблемами в общении, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо, в незнании специальных приемов защиты от манипулирования.

Профессиональный стресс. Стресс, связанный с работой, отражается на человеке в целом. Стрессу в той или иной мере подвержены все работающие, независимо от должностного уровня и характера труда. Стресс, связанный с работой, отражается на человеке в целом. Стрессу в той или иной мере подвержены все работающие, независимо от должностного уровня и характера труда. Стрессоры скорее привносятся в работу, а не появляются в результате. Вид взаимодействия со стрессорами на работе также является личностной характеристикой (то есть разные люди по разному переживают стрессы). Стрессоры скорее привносятся в работу, а не появляются в результате. Вид взаимодействия со стрессорами на работе также является личностной характеристикой (то есть разные люди по разному переживают стрессы).

ПРИЗНАКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССА Физиологические признаки стресса Физиологические признаки стресса Признаки изменений в поведении Признаки изменений в поведении Психологические признаки стресса Психологические признаки стресса

Физиологические признаки стресса * головная боль; * тошнота; * изжога; * миалгия; * высокое давление; * сухость во рту, резь в глазах; * неуклюжесть движений и скованность мышц; * дрожь и озноб; * повышенная потливость; * прерывистое и неглубокое дыхание. * головная боль; * тошнота; * изжога; * миалгия; * высокое давление; * сухость во рту, резь в глазах; * неуклюжесть движений и скованность мышц; * дрожь и озноб; * повышенная потливость; * прерывистое и неглубокое дыхание.

Признаки изменений в поведении * Появление грубости в общении с родными и друзьями. Человек «срывает зло» на своих близких. * Замкнутость. Человек становится угрюмым, мрачным и молчаливым. * В состоянии повышенной возбудимости человек начинает много есть. * Или наоборот, у него пропадает аппетит. * Взаимосвязь стресса и злоупотребления спиртными напитками объясняется теми же причинами, что и склонность к перееданию. * Для некоторых характерен синдром «трудоголизма»: суматошная активность, напряженная работа отвлекает от стресса, направляя активность в другое русло, создает ощущение контроля над конкретной ситуацией. * Появление грубости в общении с родными и друзьями. Человек «срывает зло» на своих близких. * Замкнутость. Человек становится угрюмым, мрачным и молчаливым. * В состоянии повышенной возбудимости человек начинает много есть. * Или наоборот, у него пропадает аппетит. * Взаимосвязь стресса и злоупотребления спиртными напитками объясняется теми же причинами, что и склонность к перееданию. * Для некоторых характерен синдром «трудоголизма»: суматошная активность, напряженная работа отвлекает от стресса, направляя активность в другое русло, создает ощущение контроля над конкретной ситуацией.

Признаки изменений в поведении * «Хроническая усталость», (один из основных симптомов стресса у педагогов). * Наиболее быстрой реакцией на стресс является неосознанное курение. К тому моменту, когда человек поймет, что стресс наступил, количество выкуриваемых за день сигарет может удвоиться. * Больше всего докучают окружающим такие психосоматические сигналы, как постукивание пальцами рук по столу или ногами по полу, дрожание коленок и т.п. * «Сомнамбулическое отключение от реального мира». Уставший от эмоционального перенапряжения человек, «засыпает на ходу». * Человек становится ужасно рассеянным: слушает, но не слышит, смотрит, но не замечает. * Мимика тоже может оказаться сигналом надвигающегося стресса. Человек начинает кусать губы, морщить нос или часто сглатывать слюну. Спазм, похожий на тик растягивает губы в усмешке. * Воздействие стресса на сексуальное поведение. * Чрезмерная трата денег. * «Хроническая усталость», (один из основных симптомов стресса у педагогов). * Наиболее быстрой реакцией на стресс является неосознанное курение. К тому моменту, когда человек поймет, что стресс наступил, количество выкуриваемых за день сигарет может удвоиться. * Больше всего докучают окружающим такие психосоматические сигналы, как постукивание пальцами рук по столу или ногами по полу, дрожание коленок и т.п. * «Сомнамбулическое отключение от реального мира». Уставший от эмоционального перенапряжения человек, «засыпает на ходу». * Человек становится ужасно рассеянным: слушает, но не слышит, смотрит, но не замечает. * Мимика тоже может оказаться сигналом надвигающегося стресса. Человек начинает кусать губы, морщить нос или часто сглатывать слюну. Спазм, похожий на тик растягивает губы в усмешке. * Воздействие стресса на сексуальное поведение. * Чрезмерная трата денег.

Психологические признаки стресса «Появление этого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе. Он не должен быть слабым, не должен поддаваться давлению стресса. Иногда такая позиция не более чем игра на публику, а иногда убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию» «Появление этого сигнала отражает неадекватное требование человека к себе. Он не должен быть слабым, не должен поддаваться давлению стресса. Иногда такая позиция не более чем игра на публику, а иногда убеждение, которое приводит к заниженной самооценке и самобичеванию» Депрессия. Депрессия обычно проявляется появлением раздражительности. Депрессия. Депрессия обычно проявляется появлением раздражительности. В стрессовой ситуации человек чувствует, что теряет контроль над событиями, происходящими с ним. В стрессовой ситуации человек чувствует, что теряет контроль над событиями, происходящими с ним. Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать внимание. Человек становится неряшливым, рассеянным, принимает необдуманные решения. Дезорганизованность. Стресс поглощает внимание и сводит до минимума способность концентрировать внимание. Человек становится неряшливым, рассеянным, принимает необдуманные решения.

Психологические признаки стресса Высокомерно-пренебрежительное поведение. Высокомерно-пренебрежительное поведение. Человек становится деспотичным, любое несогласие воспринимается как попытка унизить его достоинство. Человек становится деспотичным, любое несогласие воспринимается как попытка унизить его достоинство. Несамостоятельность. В стрессовом состоянии человек может утратить способность к выполнению некоторых своих функций. Несамостоятельность. В стрессовом состоянии человек может утратить способность к выполнению некоторых своих функций. Потеря деловых качеств. Потеря деловых качеств. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное его исполнить. Стресс обычно означает потерю контроля, ограничение выбора. В таких условиях очень трудно принять решение, даже самое простое, а главное его исполнить.

Эмо́ция (от лат. emoveo потрясаю, волную) эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений. (от лат. emoveo потрясаю, волную) эмоциональный процесс средней продолжительности, отражающий субъективное оценочное отношение к существующим или возможным ситуациям. Эмоции отличают от аффектов, чувств и настроений.лат.эмоциональный процесс аффектовчувствнастроенийлат.эмоциональный процесс аффектовчувствнастроений

Па́ника (греч. panikos безотчётный ужас, букв. внушаемый богом лесов Паном) психическое состояние человека безотчётный, неудержимый страх, вызванный действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей, неконтролируемое стремление избежать опасной ситуации. (греч. panikos безотчётный ужас, букв. внушаемый богом лесов Паном) психическое состояние человека безотчётный, неудержимый страх, вызванный действительной или мнимой опасностью, охватывающий человека или многих людей, неконтролируемое стремление избежать опасной ситуации.греч.ужасвнушаемыйПаномчеловекастрах стремлениегреч.ужасвнушаемыйПаномчеловекастрах стремление

Работа, труд - основа здоровой жизни человека. Существует превратная точка зрения о вредном воздействии работы на организм человека, якобы вызывающей его износ, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд (как физический, так и умственный) не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на весь организм человека. - основа здоровой жизни человека. Существует превратная точка зрения о вредном воздействии работы на организм человека, якобы вызывающей его износ, чрезмерный расход сил и ресурсов, преждевременное старение. Труд (как физический, так и умственный) не только не вреден, но, напротив, систематический, посильный, и хорошо организованный трудовой процесс чрезвычайно благотворно влияет на весь организм человека.

Один из основных вопросов установления рационального режима труда и отдыха - это выявление принципов его разработки. Таких принципов три: Таких принципов три: удовлетворение потребности производства; удовлетворение потребности производства; обеспечение наибольшей работоспособности человека; обеспечение наибольшей работоспособности человека; сочетание общественных и личных интересов. сочетание общественных и личных интересов.

Первый принцип заключается в том, что при выборе оптимального режима труда и отдыха требуется определить такие параметры, которые обеспечивают наибольшую эффективность производства, нормальное течение технологического процесса, выполнение заданных объемов производства. Первый принцип заключается в том, что при выборе оптимального режима труда и отдыха требуется определить такие параметры, которые обеспечивают наибольшую эффективность производства, нормальное течение технологического процесса, выполнение заданных объемов производства. Второй принцип гласит - нельзя строить режимы труда и отдыха без учета работоспособности человека и объективной потребности организма в отдыхе в отдельные периоды его трудовой деятельности. В целях учета физиологических возможностей человека следует разрабатывать такой порядок чередования времени труда и отдыха, который обеспечивал бы наибольшую работоспособность и производительность труда. Второй принцип гласит - нельзя строить режимы труда и отдыха без учета работоспособности человека и объективной потребности организма в отдыхе в отдельные периоды его трудовой деятельности. В целях учета физиологических возможностей человека следует разрабатывать такой порядок чередования времени труда и отдыха, который обеспечивал бы наибольшую работоспособность и производительность труда. Третий принцип предполагает, что режим труда и отдыха должен быть ориентирован на учет и обеспечение (в определенной степени) удовлетворения личных интересов трудящихся и отдельных категорий работников (женщин, молодежи, учащихся и т.д.). Третий принцип предполагает, что режим труда и отдыха должен быть ориентирован на учет и обеспечение (в определенной степени) удовлетворения личных интересов трудящихся и отдельных категорий работников (женщин, молодежи, учащихся и т.д.).

Работоспособность человека в течение рабочей смены характеризуется фазным развитием. Основными фазами являются: фаза врабатывания или фаза нарастающей работоспособности - в течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной; фаза врабатывания или фаза нарастающей работоспособности - в течение этого периода происходит перестройка физиологических функций от предшествующего вида деятельности человека к производственной; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часа; в зависимости от характера труда и индивидуальных особенностей эта фаза длится от нескольких минут до 1,5 часа;

фаза устойчивой высокой работоспособности - для нее характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов; - для нее характерно, что в организме человека устанавливается относительная стабильность или даже некоторое снижение напряженности физиологических функций. Это состояние сочетается с высокими трудовыми показателями (увеличение выработки, уменьшение брака, снижение затрат рабочего времени на выполнение операций, сокращение простоев оборудования, ошибочных действий). В зависимости от степени тяжести труда фаза устойчивой работоспособности может удерживаться в течение 2-2,5 и более часов;

фаза утомления и связанного с этим падения работоспособности длится от нескольких минут до 1-1,5 часа и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей его трудовой деятельности. и связанного с этим падения работоспособности длится от нескольких минут до 1-1,5 часа и характеризуется ухудшением функционального состояния организма и технико-экономических показателей его трудовой деятельности.

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.