Основные положения системы безопасности лекарственных средств РОМАНОВ Борис Константинович, д.м.н., доцент каф.фармакологии фарм.ф-та., главный специалист.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ Национальные и международные законодательные и нормативные акты. При подготовке презентации были использованы материалы.
Advertisements

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ в России. Докладчик: Романов Борис Константинович заместитель директора Центра, д.м.н., профессор ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава.
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ ПОБОЧНЫЕ РЕАКЦИИ В ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ Докладчик: Романов Борис Константинович заместитель директора Центра ФГБУ «НЦЭСМП» Минздрава РФ.
Опыт мониторирования побочных реакций производителями лекарственных средств Николай Алексеев, УП «Минскинтеркапс», зам. директора по научной работе
Конференция «Актуальные вопросы экспертизы и регистрации лекарственных средств» Октябрь 1, 2003, Москва ФГУ Научный центр экспертизы средств медицинского.
Волгоградский Государственный Медицинский Университет Кафедра медицины катастроф Научный руководитель: преподаватель кафедры Медицины катастроф Доника.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Изменения нормативно-правового регулирования в части регистрации медицинских изделий Суханова Мария.
Правовые основы проведения клинических исследований лекарственных препаратов в Российской Федерации М.Р.Сакаев Министерство здравоохранения и социального.
Мониторинг неблагоприятных проявлений после иммунизации в соответствии с современными нормативными требованиями ГП «Государственный экспертный центр МЗ.
ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ЗАТРАТ НА ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦКБ РАН Е.К.Самуйло, Н.Г. Гончаров, С.Б. Кальнова ЦЕНТРАЛЬНАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА РАН.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела нормативно-методической.
Лекция 5. Особенности сертификации фармацевтической продукции Понятие фармацевтический продукт Отличие ЛС от другой продукции Качество ЛС, его критерии.
Александр Быков, Сервье III Международный форум «Фармсодружество - бизнес в СНГ» «Здравоохранение: Государство, общество и бизнес» 27 – 28 марта 2008 г.,
ГУ- Медицинский радиологический научный центр РАМН Директор академик РАМН А.Ф. ЦЫБ ЦЕЛЕСОООБРАЗНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ КЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ профессор.
КАФЕДРА КЛИНИЧЕСКОЙ ФАРМАКОЛОГИИ БГМУ КЛИНИКО- ФАРМАКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ А.В.Хапалюк.
3. Продвижение концепции рационального использования лекарственных средств.
КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
НЕКОТОРЫЕ ЭТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КЛИНИЧЕСКОГО ИСПЫТАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В ПЕДИАТРИИ А.Д.Царегородцев.
А ккредитаци я. Национальное агентство по аккредитации (НААУ) ПЛАН ЛЕКЦИИ 1. Аккредитация, ее цель 2. Принципы аккредитации 3.НААУ 4. Состав НААУ 5. Функции.
ОСОБЕННОСТИ КЛИНИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИЙ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ В ПЕДИАТРИИ А.Д. Царегородцев.
Транксрипт:

Основные положения системы безопасности лекарственных средств РОМАНОВ Борис Константинович, д.м.н., доцент каф.фармакологии фарм.ф-та., главный специалист отдела организации доклинических и клинических исследований. Московская Медицинская Академия имени И.М.Сеченова При подготовке презентации были использованы материалы авторов с кафедр фармакологии и клинической фармакологии ММА (г.Москва), РГМУ (г.Москва), РУДН (г.Москва), материалы фармацевтических фирм, опубликованные в открытой печати, руководство по Фармаконадзору ВОЗ (перевод и издание - Украина, Киев), данные с сайта ВОЗ и др.

Контроль Безопасности ЛС это выявление, анализ и предупреждение любых проблем, связанных с ЛС (медицинских и иных) The importance of Pharmacovigilance, WHO, Медицинские проблемы ЛС - Нежелательные побочные реакции (НЯ ЛС в терапевтических и токсических дозах) - Неблагоприятные взаимодействия ЛС - «Off-label drug» и «Unlicensed drug» (назнач. ЛС не по инструкции, ЛС для взрослых – детям и др.) -Злоупотребления ЛС и смертность от ЛС - Некачественные ЛС и фальсификаты ЛС

Достижима и оправдана ли абсолютная безопасность эффективных ЛC ? Реальная цель системы КБ ЛС это снижение заболеваемости и смертности, вызываемых ЛС. - Рост цен на ЛС и неэтичная конкуренция - Отказ от разработки новых эффективных ЛС

Компетенция ответственности за безопасность ЛС: до XVII-XVIII века - врач XVIII - XIХ вв. - врач и провизор с XX в. - врач (ЛПУ), провизор (аптека), и производитель (поставщик) Регуляция и контроль: потребители и государство + «заинтересованные» лица первые законы об ответственности за ошибки в лечении заболеваний

Современная фармакотерапия: - высокоактивная («агрессивная», но много ОТС) - рыночная (доходность аптек, промоушн, закупки, др.) - обезличенная (официнальная, «перегрузка» MR) - комбинированная (поли -терапия, -прагмазия) сопровождается высоким риском НПР. Поэтому - закономерно растет интерес к вопросам безопасности.

Развитие систем контроля безопасности ЛС США: 1906 г. - Харли Вашингтон Вайли - Бюро Химии (с 1931 г. - FDA) г. – Департамент по изучению дискразий крови, вызываемых лекарствами г.- FDA утверждает и спонсирует программу по мониторингу НПР. СССР: 1936 г. – Резолюция Бюро Ученого мед.совета Наркомата ЗО РСФСР «О порядке испытания новых лекарственных средств и методик, которые могут представлять опасность для здоровья и жизни человека» г. – Отдел учета, систематизации и экспресс-информации о побочном действии лекарственных средств при МЗ (выявление, анализ, отчетность в МЗ) г. – Отдел утвержден как Всесоюзный орг-метод центр (ВЦПДЛ) – до 1991 г. ФРГ: 1958 г. – Комиссия по лекарствам Германского медицинского общества начала учитывать и оценивать сообщения о НПР от врачей и фармацевтов. Великобритания: 1963 г. – Комитет по безопасности лекарств при МЗ г. – «программа желтых карт» - спонтанных добровольных сообщений Франция: 1973 г. – 6 региональных центров Фармаконадзора (с 1984 года – 29 центров) г. – законодательная обязанность врачей и фармацевтов сообщать о НПР. Китайская Народная Республика: 1998 г. – создание SDA (State Drug Administration) - государственного органа контроля качества ЛС (аналог ЕМЕА в Евросоюзе и FDA в США).

Масштаб проблемы безопасности ЛС В США: 3,5-8,8 млн. пациентов ежегодно госпитализируется вследствие НПР, а тыс. больных ежегодно погибает. Во Франции: 1,3 млн. пациентов с НПР в год, из них 33% - серьезные и в 1,4% - летальные; около 10% госпитализированых – из-за НПР. В ФРГ: НПР – причина госпитализации у 5,8% больных. 4-е место среди причин заболеваемости !

Безопасность ЛП должна изучаться на всех этапах его «жизни» на рынке так как одно только официальное разрешение на его применение НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ГАРАНТИЕЙ ЕГО БЕЗОПАСНОСТИ ДКИ (вероятность предсказания переносимости человеком – 65-70%) КИ (выявляют риск НПР > 1%) Постмаркетинговые КИ (выявляют риск НПР >0,02%)

Применимость методов выявления НПР Частота НПР Метод > 10%10-1%1-0,1%0,1- 0,02% 0,02- 0,001 % < 0,001 % Метод спонтанных сообщений -+++ Спонтанные сообщения на уровне ВОЗ (72 страны) Интенсивное монитори- рование в стационаре Мониторинг выписываемых рецептов Наблюдение типа «случай-контроль» Метод учета медицинских записей о больном Клинические исследова- ния (фаза III-IV) метод не применяется или малоэффективен; + - метод может быть полезен; ++ - метод очень подходит Оптимальны для выявления НПР типа «А» (дозозависимых, составляющих 75% всех НПР) Для НПР типа «В» Для НПР типа «С» и «D»

Для чего нужен пострегистрационный контроль ? В связи с тем, что ДКИ и КИ не позволяют выявить весь спектр возможных НПР, очевидна необходимость продолжения исследований безопасности Пример: Аспирин – 39 лет применения для выявления гастродуоденотоксичности (1899 – 1938 гг.), и еще 20 лет на то, чтобы признать этот факт. С этой целью во многих странах стали создаваться национальные центры и службы по контролю безопасности лекарств. ФАРМАКОНАДЗОР

5 вариантов организации работы национальных центров контроля безопасности 1. Структурные подразделения государственных контрольно-разрешит. систем, регламентирующих обращение ЛС: США, Канада, Австралия, ФРГ, Франция, Китай (Департамент Безопасности ЛС), Япония, Российская Федерация (ЦККиСЛС; ФГУ «НЦ ЭСМП» + 5 филиалов). 2. Cтруктурные подразделения гос. системы, базирующиеся в университетах / больницах: Южно-Африканская Республика, Новая Зеландия, Хорватия, Индонезия и др.

3. Децентрализованные системы: Франция (региональные центры в провинциях), 4. Смешанные системы: Великобритания – единый НЦ КБЛ, входящий в структуру контрольно-разрешительной системы + 5 региональных университетских центров. Япония – единый НЦ КБЛ + назначенные МЗ «контролирующие больницы» (выявляют НПР) «контролирующих аптеках» (выявляют НПР на ОТС). 5. Комбинированные системы : В Канаде, Новой Зеландии и в штате Аризона США – центры КБЛ функционируют и как центры по токсикологии.

WEB-сайты Национальных Центров по контролю безопасности ЛС США (FDA) Европейское агентство по оценке лекарственных препаратов (ЕМЕА) Институт Германии Государственный по исследованию Фармакологический медицинской продукции Центр МЗ Украины (BfArM)

Международные программы ВОЗ 1962 г. (через 9 месяцев после выявления «талидомидовой эпидемии») – Международная программа по безопасности ЛС ВОЗ г. – Всемирная ассамблея здравоохранения приняла Резолюцию по созданию международной системы мониторинга лекарств (WHA 20.51) 1967 г. – Создан Сотрудничающий центр ВОЗ по международному мониторингу лекарств (в настоящее время в Программе воз участвуют 72 страны, еще 8 стран являются ее ассоциативными членами) – более 3 млн. сообщений о НПР в базе данных (рассылки сообщений – Alerts, электронные – Vigimed) г. – начало выпуска информационных писем ВОЗ (WHO Newsletters) г. – сайт Программы ВОЗ –

Рекомендации по совершенствованию системы контроля безопасности ЛП 1.Разработка процедуры – Административный Регламент исполнения гос.функций/предоставления гос.услуг в области контроля безопасности лекарств + нормативы. 2.Обеспечение финансирования, достаточного для функционирования Федерального и региональных центров контроля лекарственной безопасности. 3.Разработка, принятие и выполнение законодательных и регулирующих положений в области Фармаконадзора, закона о лекарствах и других нормативных актов в области безопасности лекарств. 4.Повышение уровня компетенции мед.и фарм.работников – введение в программы обучения студентов и на ФПДО