1 Модернизация системы повышения квалификации работников образования: региональный аспект Г.А. Шешерина Ректор Тамбовского областного ИПКРО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Направления деятельности стажировочной площадки Тамбовской области Клемешова И.В., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем ТОИПКРО.
Advertisements

Главный вопрос стратегии развития образования – достижение нового качества образования, создание новой модели школы 1.Новые образовательные стандарты.
Обновление системы повышения квалификации в Тамбовской области в условиях реализации РКПМО Тамбов, 2008.
Группа 6. «Модернизация системы повышения квалификации» Наталья Калашникова, проректор по научно-методической работе Алтайского краевого института повышения.
« Научно-методическое обеспечение введения ФГОС » Логвинова И.М.
Повышение квалификации учителей на основе выявления их профессиональных затруднений при реализации ФГОС Г.А. Шешерина, ректор Тамбовского областного ИПКРО.
Проектирование организационных механизмов реализации ФГОС ООО Координатор: Селюков Роман Викторович.
МОДЕЛИ И МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ.
«Распространение моделей образовательных систем, обеспечивающих доступное и качественное общее образование» ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский республиканский.
1 О кадровых ресурсах в системе общего образования области (состояние и перспективы развития) Начальник отдела кадрового обеспечения образования Ю.И. Горелова.
Формирование современной модели повышения квалификации педагогов Докладчик: Татьяна Павловна Боталова, ректор АОУ ДПО «Институт повышения квалификации.
Модульно-накопительная система повышения квалификации.
Разработка и апробация технологии обеспечения адресности повышения квалификации педагогических работников учреждений общего образования на основе взаимодействия.
1 Межмуниципальный информационно-методический центр – как средство развития системы методической работы в сфере образования Курганской области А.В. Шатных,
С.В.Горохов, 2012 Аналитический доклад. Участники семинара.
Мероприятия по повышению квалификации специалистов муниципальных органов управления образованием, педагогичсеких работников в рамках реализации комплексного.
ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ, ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО.
УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г р К О Н Ц Е П Ц И Я долгосрочного социально-экономического развития.
Модернизация системы повышения квалификации специалистов сферы образования как следствие реализации приоритетного национального проекта «Образование» Кеспиков.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Транксрипт:

1 Модернизация системы повышения квалификации работников образования: региональный аспект Г.А. Шешерина Ректор Тамбовского областного ИПКРО

2 Модернизация системы повышения квалификации «Ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации …» «Начать предметно заниматься повышением квалификации школьных учителей, формировать систему распространения лучших методик преподавания…» (из выступления премьер-министра РФ В.В. Путина) (из Послания Президента Федеральному собранию РФ)

3 Основные объемные показатели системы образования Тамбовской области Количество обучающихся ( 2009 год ) – 90,7 тыс. чел. Количество обучающихся ( 2009 год ) – 90,7 тыс. чел. Количество педагогических работников области – в том числе учителей – 10767, руководящих работников – 1594 Количество педагогических работников области – в том числе учителей – 10767, руководящих работников – 1594 Количество школ области – 564 в том числе: юридических лиц – 199 филиалов – 365 Дошкольные образовательные учреждения Учреждения дополнительного образования детей - 74 Интернатные учреждения – 30 Количество школ области – 564 в том числе: юридических лиц – 199 филиалов – 365 Дошкольные образовательные учреждения Учреждения дополнительного образования детей - 74 Интернатные учреждения – 30

4 Проблемы системы повышения квалификации работников образования Отсутствие мотивационных стимулов у руководителей образовательных учреждений в профессиональном росте каждого работника Несоответствие финансово-экономических отношений в системе ПК требованиям к эффективному использованию финансовых средств Заказ на ПК специалистов не носит прогностический характер, что обусловлено отсутствием анализа кадрового потенциала отрасли с позиции соответствия его поставленным перед отраслью задачам Отсутствие технологий комплексной оценки эффективности повышения квалификации во взаимосвязи с аттестацией педагогических работников, оплатой их труда, эффективностью деятельности образовательного учреждения Отсутствие в программах ПК требований к компетенциям, описанным как способы деятельности специалиста Недостаточно эффективное применение в системе повышения квалификации современных образовательных технологий

5 Стратегии модернизации системы повышения квалификации работников образования Стратегия Стратегия 1 Комплексный подход к определению образовательных потребностей педагогических работников в услугах системы повышения квалификации Стратегия 2 Институциональные изменения в системе повышения квалификации Стратегия 3 Модернизация финансово-экономического обеспечения системы повышения квалификации

6 Механизмы реализации Концептуальные и программные документы Мониторинг выявления потребностей работников образования в повышении квалификации и профессиональной переподготовке Региональная система аттестации педагогических и руководящих работников системы образования Стратегия 1 Комплексный подход к определению образовательных потребностей педагогических работников в услугах системы повышения квалификации Комплексный подход к определению образовательных потребностей педагогических работников в услугах системы повышения квалификации Аккредитация образовательных учреждений Оценка образовательных достижений обучающихся (ЕГЭ, мониторинги ит.п.)

7 Концептуальные и программные документы

8 Региональная система аттестации педагогических и руководящих работников системы образования Аттестационная комиссия Результаты Портфолио (включающее самоанализ) Портфолио (включающее самоанализ) Управление образования и науки области Вариативные формы 3 этапа Вариативные формы 3 этапа Вариативные формы 2 этапа Вариативные формы 2 этапа Центр экспертизы образовательной деятельности Эксперты Аттестационные процедуры Педагоги Образовательные учреждения Образовательные учреждения Муниципальные органы управления образованием Муниципальные органы управления образованием ИПКРО

9 Основные аккредитационные показатели 1- охват обучающихся дополнительным образованием в ОУ (%) 2- штатные педагогические работники(%) 3- работники с высшим педагогическим образованием(%) 4- аттестованные педагогические работники(%) 5- количество компьютеров на 10 обучающихся (ед.) 6- учебно-лабораторная площадь на 1 обучающегося (м 2 ) 7- количество обучающихся на 1 педагога (чел.) 8- количество единиц учебной литературы в библиотеке на одного обучающегося г.Тамбов Рассказовский район Среднеобластные значения Аккредитация образовательных учреждений способы организации и управления процессом профессионального развития каждого педагогического работника и, как следствие, формировать заказ системе ПК Анализ образовательной программы ОУ позволяет фиксировать способы организации и управления процессом профессионального развития каждого педагогического работника и, как следствие, формировать заказ системе ПК

10 Оценка образовательных достижений обучающихся

11 Мониторинг выявления потребностей работников образования в повышении квалификации Аттестация педагогических кадров Программы профессионального роста Индивидуальные траектории профессионального развития Портфолио Оценка образовательных достижений обучающихся Аккредитация образовательных учреждений Основные образовательные программы Дополнительные образовательные программы Результаты аттестационных и оценочных процедур Программы дополнительного профессионального образования Образовательные программы Программы развития

12 Мониторинг выявления потребностей работников образования в повышении квалификации образования в повышении квалификации Руководители всех уровней Руководители всех уровней Учителя- предметники, специалисты Учителя- предметники, специалисты Профессиональные компетенции Профессиональные компетенции способность определения долгосрочных целей развития образовательных систем; готовность к управлению развитием образовательных систем способность определения долгосрочных целей развития образовательных систем; готовность к управлению развитием образовательных систем Целевые группы проектирование содержания образования; способность и готовность использовать современные образовательные, ИК-технологии в условиях введения нового ФГОС; умение организовывать учебное сотрудничество и др. проектирование содержания образования; способность и готовность использовать современные образовательные, ИК-технологии в условиях введения нового ФГОС; умение организовывать учебное сотрудничество и др. Инновационный менеджмент Новые экономические отношения в системе образования Управление персоналом Деловое администрирование Инновационный менеджмент Новые экономические отношения в системе образования Управление персоналом Деловое администрирование Темы курсов (модулей) Формирование ключевых компетенций выпускника школы на основе деятельностного подхода Требования государственного образовательного стандарта по соответствующему учебному предмету Современные образовательные технологии (включая информационно- коммуникационные и др.) Использование интегрированного подхода в преподавании школьных предметов Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей Формирование ключевых компетенций выпускника школы на основе деятельностного подхода Требования государственного образовательного стандарта по соответствующему учебному предмету Современные образовательные технологии (включая информационно- коммуникационные и др.) Использование интегрированного подхода в преподавании школьных предметов Психолого-педагогическая поддержка одаренных детей

13 Механизмы реализации Новое содержание повышения квалификации Новые организационные модели Новые формы организации учебного процесса и современные образовательные технологии Стратегия 2 Институциональные изменения в системе повышения квалификации Институциональные изменения в системе повышения квалификации

14 Федеральная политика Региональная политика и стратегия ее реализации Образовательные потребности работников образования Новые востребованные профессиональные компетентности педагогов Новые востребованные профессиональные компетентности педагогов Новое содержание повышения квалификации Способы деятельности, лежащие в основе специальных компетенций, обращаются в содержание программ подготовки каждой целевой группы Способы деятельности, лежащие в основе специальных компетенций, обращаются в содержание программ подготовки каждой целевой группы Механизмы обновления содержания Разработка и реализация новых образовательных программ, ориентированных на различные целевые группы Модульный принцип построения программ

15 Новые формы и технологии повышения квалификации Обсуждение проблемных ситуаций Проектная методика Отработка в действии конкретных навыков Проработка той или иной технологии заданной деятельности Участие в сетевых сообществах (региональный раздел портала «Сеть творческих учителей) Организация сетевых семинаров, конкурсов, форумов Деятельностно- рефлексивное обучение Интерактивные методы обучения Дистанционное обучение Работа в он-лайн режиме Кейс-технологии Сетевые технологии Обучение в команде Выбранная ориентация на конечный результат позволяет стимулировать у слушателей интерес к изучаемой проблеме, активизировать познавательную, исследовательскую деятельность, что способствует в свою очередь формированию востребованных компетенций.

16 Новые организационные модели 5 межрегио- нальных центров ДО Видео- конференц- залы Изменения в структуре ИПК Сетевое взаимодействие Кредитно- модульная система Мобильные структуры под решение актуальных задач (лаборатории и т.д.) Система зачетных единиц Опытно- экспериментальные и модельные площадки Опытно- экспериментальные и модельные площадки Центр дистанционного образования Центр дистанционного образования Школы –лаборатории инновационного развития Школы –лаборатории инновационного развития Стажерские площадки Тьюторское сопровождение Формирование индивидуальных образовательных траекторий Формирование индивидуальных образовательных траекторий Медиацентр – зал открытого доступа к Интернет Медиацентр – зал открытого доступа к Интернет АПКиППРО, учреждения ДПО других регионов АПКиППРО, учреждения ДПО других регионов Аналитико консалтинговая служба, превращает стратегии и задачи в требования к специальным компетенциям Аналитико консалтинговая служба, превращает стратегии и задачи в требования к специальным компетенциям

17 Новые организационные модели Экономическая эффективность введения новых структур Увеличение доли программного и проектного финансирования Расширение партнерства при реализации программ ПК и профессиональной переподготовки Привлечение дополнительных средств (хозрасчетная деятельность) Сетевой проект по экспертизе школьных учебников АПКиППРО Программа «Право ребёнка на семью» Фонд Управление образования и науки Дистанционное образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья Разработка региональной системы оценки качества начального профессиональ-- ного образования Фонд «Новая Евразия» Апробация комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Минобрнауки РФ, АПКиППРО ФГОУДПО АПКиППРО Учреждения высшего и среднего профессио- нального образования Региональные ИПК, ИРО и ИУУ Органы исполни- тельной власти Государствен- ные и обществен- ные организации и фонды Формирование сетевой школы управленческих кадров общего образования АПКиППРО С участием ТОИПКРО в систему образования региона привлечено за счет проектной деятельности (млн.руб) ,9209,2206,3205,5

18 Механизмы реализации Мониторинг оценки эффективности системы повышения квалификации Переход на новые организационно-правовые формы (автономное учреждение) Стратегия 3 Модернизация финансово- экономического обеспечения системы повышения квалификации Модернизация финансово- экономического обеспечения системы повышения квалификации

19 Переход на новые организационно-правовые формы (автономное учреждение) Расширение хозяйственной самостоятельности учреждений Расширение источников финансирования текущей деятельности, в т.ч. за счет использования средств образовательных учреждений Переход от управления затратами к управлению по результатам Переход к среднесрочному финансовому планированию и ответственному финансовому менеджменту Отраслевая система оплаты трудаУсиление общественно-государственного управления Увеличение доли программного и проектного финансирования Повышение качества предоставляемых системой ПК образовательных услуг

20 Мониторинг оценки эффективности системы повышения квалификации Мониторинг качества ПК – комплексная система наблюдений состояния и изменений, оценки и прогноза по отношению к качеству дополнительного профессионального образования (как результата, как процесса, как образовательной системы, ее внутренних и внешних связей) От мониторинговых исследований к системному мониторингу Создание системы менеджмента качества системы повышения квалификации Организация и проведение мониторинговых и социологических исследований Моделирование системы критериев и показателей 1.Критерии и показатели оценки результативности (внешних социальных эффектов) ПК 2.Критерии и показатели качества условий и процессов деятельности структур, осуществляющих ПК Результаты оценки качества ПК в мониторинге: Состояние Тенденции Проблемы перспективы Базы данных в отношении каждого слушателя в разрезе каждой программы в разрезе каждого юридического лица, предоставляющего услуги ПК в разрезе системы ПК в целом Оценка деятельности системы ПК должна определяться позитивными изменениями в системе образования региона

21 Ожидаемые эффекты Эффект 1 Решение задачи социально-экономического развития региона через повышение интеллектуального и инновационного потенциала кадров сферы образования на основе выявления и обеспечения перспективных потребностей системы общего образования Эффект 2 Демонополизация сферы повышения квалификации, расширение перечня организаций и учреждений, участвующих в процессе повышения квалификации педагогических работников. Работа на заказ на конкурсной основе с применением новых форм финансовых расчетов Эффект 3 Тесная связь процедур аттестации с повышением квалификации, позволяющая оценивать уровень сформированности компетенций учителя, в том числе полученных в системе повышения квалификации