Выполнил: ст-т гр. С-85, Черепов Антон
Рейтинг телевизионного канала напрямую зависит, среди прочего, и от правильного музыкального оформления. Музыкальные акценты делают эфир намного логичнее и понятнее зрительской аудитории, обозначая отдельные разделы и кульминационные точки. Выбор оформительской музыки и ее функциональное использование должны быть всегда логически обоснованы.
Музыка в телевизионной звуковой партитуре может быть представлена двумя основными слоями внутрикадровым и закадровым. Внутрикадровая музыка это музыка, источник которой находится или подразумевается в кадре (звучащий оркестр, поющий вокалист, включенное музыкальное радио и т. п.). Внутрикадровая музыка неразрывно связана с видеорядом.
Закадровая музыка музыка, введенная в передачу извне. Собственно, это и есть оформительская музыка. Она не мотивирована действием в кадре, то есть условна. Зато закадровая музыка всегда так или иначе соотнесена, в первую очередь, с кадром, а также со словами и шумами по содержанию и форме.
1. Концентрированный тематизм Предельно лаконичная тема может звучать максимум одну минуту. Эти строгие временные рамки продиктованы условиями экрана и хронометража. Концентрированность проявляется и в том, что тема должна состоять из довольно замкнутых в своем строении фраз-мотивов-интонаций, легко поддающихся вычленению и вариантному трансформированию.
2. Дискретность Это ее монтажная способность. Форма и фактура музыки должны быть рассчитаны так, чтобы было n-ное количество мест для возможности монтажных склеек. В этом случае уместно пользоваться петлями (loop). По длине петли такт, два и более, они легко соединяются между собой.
3. Мозаичность Мозаичность это точно выверенная мозаика жанров и стилей, проходящих друг за другом вслед за быстро меняющимися кадрами. Переход одной музыки в другую (через паузу или без нее) может осуществляться как сопоставление (полное различие музыки), а может происходить через общий параметр (темп, ритм и т. п.).
По способу соотношения с кадром оформительская музыка делится на: - иллюстративную - контрапунктическую
Иллюстративная музыка комментирует событие в кадре, она тесно связана с движущимся изображением и следует за ним. Содержательная сторона иллюстративной музыки предопределена сюжетом, а также структурой видеоряда. Скрепление изображения и музыки здесь осуществляется в не совсем обычной последовательности: сначала делается музыка, потом под нее монтируется изображение. Это обратный процесс монтажа.
Контрапунктическая музыка не совпадает с кадром либо по форме, либо по содержанию, либо по тому и другому параметру одновременно. Такая художественная асинхронность достигается преднамеренным сдвигом во времени изображения или звука в ту или иную сторону (асинхронность смещения) или частичным, а иногда и полным несовпадением музыки и кадра по содержанию (асинхронность контраста).
По способу создания оформительская музыка бывает оригинальной, то есть специально написанной композитором для данного телепроизведения, и компилятивной, то есть подобранной из фонотеки.
Можно разделить функции оформительской музыки на: - Локальные, действующие в конкретном эпизоде - Гиперфункции, действующие на протяжении всего экранного произведения
К локальным функциям, например, можно отнести функции поддержки движения, функции поддержки эмоциональности, функции обозначения времени и пространства
К гиперфункциям функции поддержки развития драматургии, функции создания неповторимого стиля и жанра, структурирующие функции.
Наиболее «древней» функцией является поддержка движения в кадре, так называемая «телевизионная балетность». Музыка здесь подражает зримому движению (изменению предмета, движению предмета в пространстве). Но так как первая метрически упорядочена, а движение в кадре нет, то соединение происходит не совсем синхронно, а по принципу аналогии их структур.
Эмоциональное наполнение сюжета также очень популярная функция оформительской музыки. Вступая в связь с кадром и речью, музыка может создавать общую психологическую атмосферу события. Это музыка настроения. Она настраивает зрителя на определенное душевное состояние, «умножает» эмоцию
Музыка способна обозначать пространство и время, а также перемещение в пространстве и времени. Это третья группа локальных функций оформительской музыки. Обозначение пространства (места действия) может осуществляться как минимум в двух направлениях: - обозначение культурной среды национальной или социальной; - обозначение пространственности (открытого поля или замкнутого пространства).