Номинация «5 ступенек к успеху на ЕГЭ » Русский язык Круглова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 10 города Костромы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
САМСОНОВА ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МБОУ ВСОШ ГОРОДА ВЯЗЬМЫ Готовимся к ЕГЭ.
Advertisements

Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
8.1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста 8.2 Средства связи предложений в тексте 8.3 Стили и функционально-смысловые.
Поскольку ваша задача - написать сочинение- рассуждение, то необходимо соблюдать требования к построению текста именно указанного типа речи. Напомню,
ЕГЭ по русскому языку. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте.
Выполнение задания части 3 (С). Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Обучение сочинению (С 2.1 или С 2.2). Выполняй все действия шаг за шагом! Помни! Необходимо правильно сделать выбор – С 2.1 или С 2.2 С 2.1 – сочинение-
ЕГЭ ( С ) Пишем СОЧИНЕНИЕ 2 УРОК. Задание С Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором (рассказчиком) текста (избегайте чрезмерного.
ШИЛКОВА М.А. РАБОТА С ТЕКСТОМ Часть С. Критерии оценивания ответа на задание С1 I. Содержание сочинения I. Содержание сочинения К 1. Формулировка проблем.
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Требования к сочинению Часть С merelenko-su.uCoz.ru.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Подготовка к ЕГЭ. Задание 25. (Сочинение. Максимум – 23 балла). Дорогу осилит идущий.
ЕГЭ по русскому языку: как писать сочинение Задание С.
Эссе как вид учебной деятельности Эссе (франц. Essai опыт, набросок) Эссе как вид учебной деятельности самостоятельное сочинение-размышление учащегося.
Критерии оценивания ответа на задание 25 I Содержание сочинения К 1 Формулировка проблемы исходного текста К 2 Комментарий к сформулированной проблеме.
Домашняя работа Упр Двенадцатое февраля. Классная работа. Предлог.
Последовательность действий 2. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о ком или о чем говорится в тексте. (К-1)
Транксрипт:

Номинация «5 ступенек к успеху на ЕГЭ » Русский язык Круглова Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 10 города Костромы

Культура речи Орфоэпия Синтаксические нормы Служебные части речи Функционально - смысловые типы речи Сочинение по прочитанному тексту А1А1 А4А5А4А5 А 10 В 2 А 29 С1С1

Ступенька первая Речь представляет… как бы судью в слушателе. Аристотель 5 ступенек

Орфоэпия – дословно « правильное звучание », « правильная речь ». Орфоэпическая норма – единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слов. Акцентологическая норма – рекомендуемый словарями и принятый обществом вариант правильной постановки ударения. Произношение гласных звуков в слове зависит от ударения. Отчётливо слышатся только гласные, на которые падает ударение. В безударном положении гласные звуки подвергаются различным изменениям. В устной речи безударные О и А; Е, Я и И совпадают. Произношение согласных зависит от их положения в слове или от соседства с другими согласными и гласными. ( См. раздел « Фонетика ») В заимствованных словах согласные перед Е произносятся в разных словах по - разному : и как мягкие, и как твёрдые. Основные правила произношения

Русские слова. Большинство давно и прочно вошедших в русский язык заимствований. МЯГКИЙ СОГЛАСНЫЙ Недавно заимствованные слова. Ряд иноязычных слов книжного и термино - логического характера. ТВЁРДЫЙ СОГЛАСНЫЙ ЗАПОМНИТЬ ! Академик [ д ] Музей [ з ] Шинель [ н ] Фанера [ н ] Термин [ т ] Сессия [ с ] Бассейн [ с ] Тест [ ТЭ ] Реквием [ РЭ ] Компьютер [ ТЭ ] Менеджер [ МЭ, НЭ ] Резюме [ МЭ ] Сервис [ СЭ ] Тезис [ ТЭ ] ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ !

ЧН [ ч н ] ( современный русский литературный язык ; слова книжного или терминологического характера ): алчный, античный, командировочный, тепличный … В зависимости от значения : серде [ ч н ] ое заболевание – друг серде [ шн ] ый ; копее [ ч н ] ая монета – копее [ шн ] ая душа. [ шн ] – запомнить ! Коне [ шн ] о, ску [ шн ] о, наро [ шн ] о, Яи [ шн ] ица, скворе [ шн ] ик, праче [ шн ] ая, оче [ шн ] ик, горчи [ шн ] ик, пустя [ шн ] ый. СШ и ЗШ - долгий твёрдый согласный [ ШШ ]: ( высший – вы [ шш ] ий ; низший – ни [ шш ] ий ). СЖ, ЗЖ, ЖЖ – долгий твёрдый согласный [ ЖЖ ] ( сжарить –[ жж ] арить, позже – по [ жж ] е, вожжи – во [ жж ] и ). Что –[ шт ] о, чтобы – [ шт ] обы, кое - что – кое - [ шт ] о ; но : не [ ч т ] о. ЩН ( как написано ): изящный, будущность, сообщник. Исключение : помо [ шн] ик – помощник.

Сочетания ДС и ТС на стыке корня и суффикса – [ Ц ]: Городской – горо [ ц ] кой, Детский – де [ ц ] кий. Сочетания ЗЧ и СЧ произносятся как долгий [ Ш ]: счастье – [ ш ] астье, возчик – во [ ш ] ик. Сочетания ДЧ и ТЧ на стыке морфем – долгий [ Ч ]: лётчик – лё [ ч ] ик, молодчик – моло [ ч ] ик. Группа согласных на конце глаголов : -ТСЯ, - ТЬСЯ – [ ЦА ] -Бояться – боя [ ц ] а -Учится – учи [ ц ] а Изменение качества согласных Бог, бухгалтер - [h] Лёгкий, мягкий; легче, мягче - [ х ] Окончания имён прилагательных м. и ср. р. в род. п. ед. ч. и местоимений род. п.- синего, твоего, кого - [ в ]

В русском языке ударение нефиксированное - свободное ( может быть на разных слогах ), разноместное ( может падать на любой по счёту слог ) и подвижное ( может перемещаться с одного слога на другой в разных формах слова ). Постановку ударения в словах регулируют акцентологические нормы. Причины возникновения ошибок в ударении : Незнание происхождения слова. Плохое знание морфологии. Отсутствие в печатном тексте буквы Ё. ЗАПОМНИТЬ : Берёста, жёлчь, новорождённый, маркёр, планёр, издёвка, манёвры, блёкнуть, остриё, одноимённый … Афера, блеф, бытие, зев, леска, местоименный, опека, плеск, современный, пекло …

Русское ударение трудно поддаётся систематизации, а акцентологические нормы – самые подвижные и быстро меняющиеся в современном русском языке. Общего правила сохранения и передвижки ударения в русском языке нет : при овладении родным языком мы запоминаем ударение в каждом отдельном слове. За справками обращайтесь к ОРФОЭПИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ. Знание норм произношения наиболее частотных слов и использование основных правил постановки ударения в разных частях речи позволят избежать большинства ошибок.

1. Установление аналогии с однокоренным словом того же способа образования ДоговОр, приговОр – наговОр, разговОр, уговОр, отговОрка, поговОрка, скороговОрка. ВодопровОд – мусоропровОд, нефтепровОд, газопровОд, воздухопровОд, бензинопровОд ( провОдят ). КиломЕтр – килогрАмм, киловАтт, килокалОрии. 2. Установление происхождения слова ( сохраняется исконное ударение ) Во французских словах ударение падает на последний слог : ампЕр, жалюзИ, апострОф, квартАл, коклЮш, партЕр, партнЁр ; мизЕрный ( от misEre). В недавно заимствованных английских словах – ударение падает на первый слог : мАркетинг, мЕнеджмент.

3. Исконно русские слова : 1. Слова с неподвижным ударением на гласной основы ( во всех падежных формах ударение ставится на определённом слоге и не меняет своего места ) ДоговОр, квартАл, созЫв, срЕдства, балкОн, блЮдо, досУг, тОрт, шАрф, шофЁр, шрИфт, Ясли, гОспиталь, клАд, свАт и др. ТОрт – тОрта, тОртом, тОрты, тОртов и т. д.

2. Слова с неподвижным ударением на окончании (одно- и двусложные слова; ударение во всех падежах ставится на окончании, кроме нулевого И. и В. п.) Бинт, боб, рубль, язык, графА, жезл, зонт, каймА, кирпич, кит, клык, ломоть, плод, ревень, серп, статьЯ, фитиль, щавель, стол и др. ГрафА – графЫ, графОй ; щавЕль - щавелЯ

3. Слова, в которых место ударения в формах единственного и множественного числа различно, но фиксировано : ед. ч. – на основе, мн. ч. – на окончании Единственное число Округ – Округа, нОвость – нОвости, дОктор – дОктора Множественное число округА – округОв, новости – новостЕй, докторА - докторОв

1. Краткая форма. Краткие прилагательные и причастия обычно имеют те же ударения, что и полные : ПерегрУженный – перегрУжен – перегрУжена – перегрУжено. Ряд широко употребляемых кратких форм в мужском и среднем роде имеют такое же окончание, как и полная форма ( на основе ), а в женском роде ударение перемещается на окончание : БлИзкий – блИзок – близкА – блИзко – блИзки. Если ударение одинаково в краткой форме женского и среднего рода, то такое же ударение будет и во множественном числе : БогАтый – богАт – богАты – богАто – богАты. Если ударение в женском и среднем роде различно, то ударение в форме множественного числа совпадает с ударением в форме среднего рода : ГнЕвный – гнЕвен – гневнА – гнЕвно – гнЕвны.

2. Сравнительная степень. Краткая форма женского рода – окончание ; сравн. степень – суффикс : длиннА – длиннЕе, виднА – виднЕе, полнА – полнЕе. Краткая форма женского рода – основа ; сравн. степень – основа : говорлИва – говорлИвее, красИва – красИвее.

1. Звонить, включить, подключить, видоизменить, одолжить. ВСЕ формы настоящего времени требуют постановки ударения на окончание ( звонИшь, включИм, видоизменИт, одолжАт ). 2. Бить, дуть, брить, жать, злить, класть, крыть, мыть, мять, пасть, рожать, шить и др. Во ВСЕХ формах прошедшего времени ударение унифицировано ( неподвижно ): знать – знАл, знАла, знАло, знАли. 3. Приставка ВЫ - в любой форме глагола всегда находится под ударением : гналА, прогналА – вЫгнала ; звалА, позвалА – вЫзвала.

4. Вить, врать, гнить, дать, драть, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, плыть, прясть, рвать, спать … и их производные ( около 280). Прошедшее время : женский род – окончание ; мужской и средний – основа ( брать – брАл, бралА, брАло, брАли ; взять – взЯл, взялА, взЯло, взЯли ; добыть – добЫл, добылА, добЫло, добЫли ). НачАть – нАчал, началА, нАчало, нАчали. ПринЯть – прИнял, принялА, прИняло, прИняли.

Около 5000 тысяч слов ( часть из них редко употребительные ). Ударение ставится то на одном, то на другом слоге. Оба варианта соответствуют норме и являются правильными. АпартамЕнты – апартАменты ; бАржа – баржА ; твОрог – творОг ; в Избу – в избУ ; кАмбала – камбалА ; мышлЕние – мЫшление ; одноврЕменно – одновремЕнно ; ржАветь – ржавЕть ; кЕта – кетА ; Унты – унтЫ и др. Различаются общеупотребительные и профессиональные слова. РАпорт, кОмпас – рапОрт, компАс ( в речи моряков ); агОния, эпилЕпсия – агонИя, эпилепсИя ( в речи медиков ) и т. п.

Августовский блАговест гЕрбовый дЕвичий знАмение Иконопись кУхонный плЕсневеть сЕстринский свЁкла слИвовый сОгнутый сОздал стАтуя тЕплиться чЕрпать и др. баловАть побелЁнный еретИк каталОг обеспЕчение облегчИть ободрИть ополОснутый приручЁнный углубИть украИнский и др. арАхис балОванный безУмолчный блокИроать дремОта закУпорить зубчАтый изОгнутый квартАл корЫсть ломОта оптОвый платО подрОстковый рефлЕксия толИка танцОвщица ходАтайствовать экспЕртный и др. усугубИть и др. аристокрАтия асимметрИя вероисповЕдание гравировАть премировАть

1. В каком слове перед Е произносится согласный [ м ] ? 1) смета 2) ментол 3) консоме 4) метроном 2. В каком слове произносится согласный [ г ] ? 1) овраг 2) как бы 3) гелий 4) для кого Демоверсия 2011: А 1 3. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук ? 1) красИвее 2) Агент 3) нАчав 4) тортЫ ОРФОЭПИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ !

Ступенька вторая Каждый человек должен так же писать хорошо, как и говорить хорошо. Речь, письменная или устная, характеризует его в большей мере, чем даже внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. Д.С.Лихачёв 5 ступенек

Благодаря, согласно, вопреки, наперекор, навстречу = Кому ? Чему ?= Дательный падеж Благодаря полевому биноклю … Укажите предложение с грамматической ошибкой ( с нарушением синтаксической нормы ). 1) Те, кто не изучил самого себя, никогда не достигнут глубокого понимания людей. 2) Благодаря полевого бинокля мне удалось рассмотреть розовых фламинго. 3) Однажды Анатоль Франс образно заметил, что словарь – это вселенная, уложенная в алфавитном порядке. 4) Показав старинную фотографию, Лева Федотов спросил, узнаю ли я этого человека. Синтаксические нормы – это нормы построения синтаксических конструкций – словосочетаний и предложений. При ненормативном их построении возникают синтаксические ошибки.

Действуй согласно приказа Оплачивайте за проезд Настаивать о своём Управляющий завода Уверенность в победу Гордиться за свою родину Уделяет внимание на детали Действуй согласно ( чему ?) приказу Платите ( за что ?) за проезд Оплачивайте ( что ? ) проезд Настаивать ( на чём ?) на своём Говорить ( о чём ?) о своём Управляющий ( чем ?) заводом Директор ( чего ?) завода Уверенность ( в чём ?) в победе Вера ( во что ?) в победу Гордиться ( чем ?) своей родиной Сражаться ( за что ?) за свою родину Уделяет внимание ( чему ?) деталям Обращает внимание ( на что ?) на детали

Укажите п редложение с г рамматической о шибкой. 1) Ш аляпин п ел з адушевную р усскую п есню. 2) В опреки п равил п унктуации, ж урналисты ч асто употребляют т ире в место д воеточия. 3) С оздаём п редприятие с овместно с з арубежными партнёрами. 4) Р азместите ч исла в т аблице. Укажите п редложение б ез г рамматических о шибок. 1) Располагайтесь с оответственно р анга. 2) Он в селил н адежду А ктёру. 3) Насилие н ад п ленными н едопустимо. 4) Он в озмущается н а т акие п орядки.

В каком предложении допущена грамматическая ошибка ? По завершению эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. По завершении эксперимента учёные опубликуют аналитический отчёт. По приезде из Петербурга Гоголь поселился в доме Аксаковых. Предлог ПО со значением времени ( после чего - либо ) Предложный падеж ! Окончание : Е (2 скл.), И ( сущ. на – ие ) Неправильно : - У,- Ю !

Протест Катерины, отстаивающий свои человеческие права, имел общественное звучание. Одним из самостоятельных видов искусства, существующих с конца века, является графика. Все, кто изучали биографию Пушкина, подчёркивали, что его поэтический талант необычайно расцветал в осеннюю пору. Кто отстаивает ? Протест ? или Катерина ? Катерины ( какой ?) отстаивающей Одним ( каким ?) существующим Все подчёркивали ( мн. ч.) Кто изучал ( ед. ч.)

1) Все, кто изучал труды Г. О. Винокура, знают о его исследованиях в области лингвопоэтики. 2) В одном из старинных домов, сохранившихся в центре Москвы, бывали великие русские поэты и писатели. 3) По окончании университета поэт уехал в Санкт - Петербург. 4) В стихотворении Блока « Скифы » прослеживаются традиции классической русской литературы.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения. Рассматривая фотоснимки в альбоме, 1) возникает ощущение, что ты побывал во всех этих местах. 2) чувствуешь себя путешественником. 3) привлекают прекрасные горные пейзажи. 4) всё кажется необычайно привлекательным. Употребление деепричастий Деепричастия употребляются, как правило, в двусоставных личных и односоставных определённо - личных предложениях, относятся к глаголу - сказуемому, обозначая добавочное действие. Нарушены грамматические ( синтаксические ) нормы современного литературного языка в таких случаях, когда глагол - сказуемое и деепричастие обозначают действия разных предметов или лиц.

добавочное действие Рассматривая фотоснимки в альбоме, Основное действие 1) возникает ощущение, что ты побывал во всех этих местах. 3) привлекают прекрасные горные пейзажи. 4) всё кажется необычайно привлекательным. 2) чувствуешь себя путешественником. Определённо - личное предложение ; ты ; ( вы, мы, я )

Как можно продолжить предложение ? Наблюдая за птицами, 1) орнитологу приходят в голову новые идеи. 2) орнитологов интересуют их повадки. 3) в орнитологии изменяется представление о пернатых. 4) орнитологи тщательно фиксируют результаты наблюдений. Кто наблюдает за птицами ? Кто фиксирует результаты ? Орнитологи. Составляя предложения, 1) мне было сделано замечание. 2) обдумывается его структура. 3) нужно учитывать как лексическое, так и грамматическое значение слов. 4) должен учитываться стиль речи. Нужно, надо, можно, необходимо, невозможно, нельзя ( вспомогательная часть + инфинитив – составное глагольное сказуемое в безличном предложении )

Деепричастия обычно не употребляются в безличных предложениях. В безличных предложениях возможно употребление деепричастий при неопределённой форме глагола. Не любя, невозможно понять жизни. ( М. Горький ) (= тому, кто не любит, невозможно и понять жизнь ; деепричастие и сказуемое обозначают действия одного и того же лица ). При построении предложений с деепричастиями нельзя допускать разнобоя в употреблении видов. Неправильно : Читая ( несов. в.) любую статью и отметив ( сов. в.) нужный материал, я всегда делаю выписки.

Прочитав пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей. Когда я прочитал пьесу, передо мной отчётливо возникли образы персонажей. Прочитав пьесу, я отчётливо представил образы персонажей. Услышав о разведке, Пете стало весело. ( Безличное предложение ) Когда Петя услышал о разведке, ему стало весело. Услышавший о разведке Петя повеселел. Услышав о разведке, Петя повеселел. Желая создать достоверный образ Петра I, писателем были тщательно изучены исторические документы. ( страдательный оборот ) Желая создать достоверный образ Петра I, писатель тщательно изучил исторические документы. Писатель, желавший создать достоверный образ Петра I, тщательно изучил исторические документы.

1. Закрыв книгу, у вас в памяти надолго останутся её герои. 2. Готовя роман к переизданию, автором был внесён в него ряд существенных изменений. 3. Описав общий вид усадьбы и рассказывая о встрече обоих приятелей, автор незаметно переходит к рассуждению о характере хозяина дома. 4. Устав после занятий, мне не читалось. 5. Его охватило беспокойство, получив письмо из деревни. Возможные варианты правильного построения предложений 1. Когда вы закроете книгу, у вас в памяти надолго останутся её герои. 2. Готовя роман к переизданию, автор внёс в него ряд существенных изменений. 3. Описав общий вид усадьбы и рассказав о встрече обоих приятелей, автор незаметно переходит к рассуждению о характере хозяина дома. 4. Мне не читалось, так как я устал после занятий. 5. Его охватило беспокойство после получения письма из деревни.

Ступенька третья 5 ступенек

Связывают слова в словосочетаниях и предложениях подчинительной связью Чехов неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своём основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. Говорит несмотря на обыденщину ( несмотря на что ?) Говорит в лейтмотиве ( в чём ?) Говорит о случайном, о частном, о Человеческом ( о чём ?) Человеческом с ( большой ) буквы ( с чего ?)

Непроиз - водные НАРЕЧИЙСУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХДЕЕПРИЧАСТИЙ В К С О У На ЗА ОТ ЧЕРЕЗ ПОД БЕЗ ДЛЯ … Вдоль Напротив Впереди Вблизи Вокруг Мимо Около Согласно Вследствие Наподобие В продолжение В течение В отношении В отличие от Ввиду Сверх В связи В силу Вместо Благодаря Спустя Несмотря на Невзирая на Исходя из Производные от

Подобно грохотанию дальнего грома за лесом раздавался глухой шум водопада. Бревно лежало поперёк ручья. Я бросился навстречу брату. Дорога шла мимо бывшей барской усадьбы. Благодаря массе новых впечатлений, день для Каштанки прошёл незаметно. Промедление смерти подобно. Мы исходили весь лес вдоль и поперёк. Хозяин, завидев нас, вышел навстречу. Грузовик, не сбавляя скорости, промчался мимо. Благодаря хозяев за гостеприимство, путники вышли со двора.

Писатель живёт ради них, своих читателей и зрителей. Что же думают они о столь желанном для каждого счастье ? Меж горцами пленник наблюдал их веру, нравы, воспитанье. Согласно указанию штаба армии отряд должен был перебраться на Двину. Вследствие какой - то задержки в пути, лошади отстали. Вместо девяти часов утра мы выехали в два и поэтому опоздали на встречу с представителями мэрии. РАДИ О, ДЛЯ МЕЖ ( ДУ ) СОГЛАСНО, НА ВСЛЕДСТВИЕ, В ВМЕСТО, В, НА, С

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ Связывают однородные члены предложения и простые предложения в составе сложносочинённых. Тёмная грозовая туча ушла уже далеко И унесла с собой грозу. Ночь уже ложилась на горы, И туман начинал бродить по ущельям. ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ Связывают простые предложения в составе сложноподчинённых, входят в состав сравнительных оборотов. ЧТОБЫ вода не залила огонь, пришлось подкладывать в костры больше дров. Дорога гладка, КАК водяная поверхность.

Чехов неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своём основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. Мне пришлось играть в пьесах Чехова одну роль по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении – новые глубины или тонкости … НО, А, ИЛИ

Очевидно было, что Савельич был передо мной прав. Видел Егорушка, как мало - помалу темнело небо и опускалась на землю мгла. Обоз тронулся с места, когда садилось солнце. Всё, что нынче держим мы в руках, мне с каждым днём становится дороже. Она знала, как будет несчастлив отец, ежели Андрей уедет, не помирившись с ним. Напишите, когда вы приедете. ЧТО, КАК, КОГДА

Образуют формы повелительного и условного наклонения глаголов ( пусть светит, давай подумаем, да здравствует ); формы степеней сравнения прилагательных и наречий ( более сильный, самый нужный ) Вносят в предложение различные смысловые оттенки : Отрицание ( не, ни ) Выделение, ограничение ( лишь, только, именно, почти ) Усиление ( ведь, и, ни, уж, даже, же, ж, всё ) Вопрос ( разве, неужели, ли ) Указание ( вот, вон ) Сомнение ( вряд ли, едва ли ) Восклицание ( что за, как )

Чехов неисчерпаем, потому что, несмотря на обыденщину, которую он будто бы всегда изображает, он говорит всегда, в своём основном духовном лейтмотиве, не о случайном, не о частном, а о Человеческом с большой буквы. Маленький Серёжа, как только просыпался, сейчас же лез к окну посмотреть, не прилетели ли скворцы. ЖЕ, НЕ

Казалось бы, вещи материальны, а они стали частью нашей духовной культуры, слились с нашим внутренним миром, который условно можно было бы назвать нашей « душой ». Ведь мы говорим « от всей души »… или « сделано с душой ». Вот так ! Всё, что сделано с душой, идёт от души, нужно нам для души, - это и есть « духовная культура ». БЫ, ВЕДЬ, ВОТ, И

Укажите правильную морфологическую характеристику слова ОДНАКО в предложении 2. 1) частица 2) местоимение 3) союз 4) наречие (1) Выделение в текстах ключевых фрагментов является основой для написания реферата. (2) Однако не все эти фрагменты должны войти в реферат.

Ступенька четвёртая 5 ступенек

1. статически описать фрагмент действительности ; 2. динамически описать фрагмент действительности в течение некоторого времени с возможным перемещением в пространстве ; 3. описать причинно - следственные связи фактов окружающего мира. ОПИСАНИЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ РАССУЖДЕНИЕ ТИП РЕЧИ – это фрагмент текста, объединённый речевым замыслом, связанным с выбором ориентации на задачу :

Направлено на вещный, предметный мир, на человека. Художественный текст : МИКРОМИР самого человека : его внешность, физическое и эмоциональное состояние. МАКРОМИР, окружающий человека : природа, место и местность, пространство, предметы и вещи, его заполняющие. ЦЕЛЬ ОПИСАНИЯ – дать представление о наиболее существенных сторонах описываемого объекта. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОПИСАНИЯ : статичность, использование глаголов настоящего времени несовершенного вида, глаголов бытия и состояния. РАЗНОВИДНОСТИ ОПИСАНИЯ : предметное описание, описание персонажа, описание положения дел, теоретическое описание.

ОПИСАТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК СЛОВ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ СТРОЙ Надвигается август, спускается вечер, спиной к нам, лицом к закату, стоит чёрный лес, смотрит, как высоко над головой в апельсиновых морях догорают жидкие алые острова. Вышла первая звезда. Подбирается ночная сырость. ( Т. Толстая ) Первым дачным утром сырая веранда плавает в подводном зелёном полумраке. Дверь на крыльцо распахнута, из сада тянет холодком, и уже приготовлены гулкие пустые вёдра. ( Т. Толстая ) Описание, как правило, статично, самым существенным является пространственный аспект. Описание подчёркивает качественный аспект явления или предмета : цвет, движение, звук, запах.

Выражает сообщение о развивающихся действиях или состояниях ; располагает для реализации этой функции специфическими языковыми средствами. Дверь в комнату была приоткрыта, звук шёл из коридора, далёкий слабый звук жалобного плача. Она слушала несколько минут, пока не убедилась окончательно. Мери решила непременно выяснилась, откуда доносится плач. Она выбралась из кровати. Рядом с кроватью стояла свеча. Мери взяла её и тихонько вышла из комнаты. Коридор казался слишком длинным и тёмным … В темноте Мери почти на ощупь шла вперёд, прислушиваясь к громкому биению своего сердца. Далёкий слабый плач звал и притягивал её. Иногда он на мгновение прекращался, потом начинался снова. Мери прошла по коридору, потом налево, две ступеньки вверх и опять направо. Вот эта дверь. Мери подошла к двери, распахнула её и вошла. ( Ф. Бернет )

Речевая форма, элементы которой организованы на основе разного рода логических отношений : обусловленности, противопоставления, сопоставления и т. п. Рассуждения характеризуются отходом от сюжета, они замедляют развитие текстовых событий. Рассуждения автора в тексте обычно используются применительно к самым разным ситуациям, в то же время они носят вневременной, глобальный, обобщающий характер. В рассуждениях воплощаются идеи автора, его особое видение мира.

Говорят про Россию, что она не принадлежит ни к Европе, ни к Азии, что это особый мир. Пусть будет так. Но надо ещё доказать, что человечество, помимо двух своих сторон, определяемых словами – запад и восток, обладает ещё третьей стороной. Есть люди, которые умом создают себе сердце, другие – сердцем создают себе ум ; последние успевают больше первых, потому что в чувстве гораздо больше разума, чем в разуме чувств. ( П. Чаадаев )

В рассуждении говорится о причинах и следствиях событий и явлений. Рассуждение – это наше суждение о мире, это то, что мы думаем о нём. РАССУЖДЕНИЕ - ДОКАЗАТЕЛЬСТВО Утверждается какое - либо положение и приводятся доказательства его истинности. ЧЁТКАЯ СТРУКТУРА : ТЕЗИС ( что именно утверждается ?) - ОБОСНОВАНИЕ ( аргументы, примеры - почему это так, а не иначе ?) – ВЫВОД ( что из этого следует ?) Три вида рассуждения : рассуждение - доказательство, рассуждение - объяснение, рассуждение - размышление.

РАССУЖДЕНИЕ - ОБЪЯСНЕНИЕ Содержит толкование какого - либо понятия, чаще всего научного, или объяснение какого - либо явления природы, общественного события. Общий вопрос к тексту : ЧТО ЭТО ТАКОЕ ? Синоним – слово, отличающееся от другого по звучанию и написанию, но близкое по значению. ( дефиниция – научное обозначение понятия, в котором раскрывается родовая принадлежность понятия и указываются его основные видовые признаки ) Синонимы различаются оттенками значения ( например, сырой – мокрый : сырой – пропитанный влагой насквозь, мокрый – влажный по поверхности ) или стилистической окраской ( дать – нейтральное, вручить – книжное, сунуть – разговорное ). В речи синонимы используются для разных целей : чтобы тоньше разграничить оттенки смысла, чтобы избежать нежелательного повтора слов. Синонимы – это богатство языка …

РАССУЖДЕНИЕ - ОБЪЯСНЕНИЕ ОПИСАНИЕ ЧТО ЭТО ТАКОЕ ? ЦЕЛЬ – раскрыть содержание отвлечённого понятия, помочь понять его суть. КАКОЙ ПРЕДМЕТ ? ЦЕЛЬ – воссоздать зримый образ конкретного предмета.

КАК БЫТЬ ? ЧТО ДЕЛАТЬ ? Продумывая ответы, каждый из нас как бы беседует сам с собой, перебирает варианты, что - то принимает, что - то отвергает. Подобные высказывания и составляют содержание текста типа рассуждение - размышление. Используется вопросно - ответная форма изложения, цепи вопросительных предложений, альтернативные вопросы с союзом или, вводные слова со значением следствия ( значит, поэтому, таким образом ), противительные союзы и частицы ( а, но, однако, тем не менее, едва ли и т. д.) (1) Во времена моего детства и юности, полстолетия назад, никому ( по крайней мере, из тех, кого я знал ) не приходило в голову заботиться о Земле. (2) О Земле ? (3) Заботиться ? (4) О природе ? (5) Да полно ! (6) Природу надо осваивать ! (7) Покорять !.. …(53) Что же это такое комплекс неполноценности ? (54) Вечный тормоз или вечный двигатель ? (55) Проклятие или благодать ? (56) Я думаю, это зависит от нас.

Ступенька пятая Часть С Творческое задание повышенного уровня сложности 5 ступенек

C1 Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста ( избегайте чрезмерного цитирования ). Сформулируйте позицию автора ( рассказчика ). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, читательский или жизненный опыт ( учитываются первые два аргумента ). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст ( не по данному тексту ), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Критерий 1. Формулировка проблем исходного текста. Критерий 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. Критерий 3. Отражение позиции автора исходного текста. Критерий 4. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Критерий 5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Критерий 6. Точность и выразительность речи.

Введение Основная часть 1. Формулировка проблемы исходного текста. 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. 3. Отражение позиции автора исходного текста. 4. Изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме. Заключение. Критерий 5. Основные Признаки текста : Информативность. Тематическое единство. Связность. Цельность. Завершённость. Последовательность изложения. Что нужно знать и о чём нужно помнить ? 1. Чётко представлять себе предмет речи – о чём писать в сочинении. Предмет речи ( тема сочинения ) – обсуждение проблемы, поднятой автором текста. Необходимо сформулировать проблему текста в той или иной форме.

Проблема исходного текста может быть сформулирована : 1) в виде предложения - тезиса, нуждающегося в доказательстве. Одинокая старость – проблема, к сожалению, актуальная в наше время. 2) в форме предложения констатирующего характера. К. Паустовский поднимает проблему одинокой старости. 3) с помощью цитаты. Проблема, которую поднимает автор, связана с основной мыслью текста и выражена в предложении : « Не дай вам Бог … дожить до такой одинокой старости !»

Проблема исходного текста может быть сформулирована : 4) с использованием стилистических фигур : Именительного темы : Одинокая старость. Градации : Молодость, зрелость, старость. В каждом возрасте свои вопросы, проблемы, сомнения. Парного соединения однородных членов : Отцы и дети, молодость и старость – вечные темы классической литературы, вечные проблемы общественной жизни. Антитезы : Отцы и дети – проблема исходного текста. Умолчания : Старость … Вопроса и ответа на него : Какая из социальных проблем наиболее актуальна в наши дни ? Пожалуй, социальная защита пожилых одиноких людей. Риторического вопроса : Как жить старому одинокому человеку ? На что надеяться ? Откуда ждать помощи ? Эти проблемы волнуют многих.

2. Комментировать сформулированную проблему с опорой на анализ исходного текста, не сбиваясь на простой пересказ. Не цитировать большой фрагмент текста и не включать в сочинение большое количество цитат. Следует помнить : Нельзя комментировать несформулированную проблему – только ту, которая обозначена в сочинении. 3. Нужно понять точку зрения автора текста, его позицию и отразить в собственном сочинении, подбирая соответствующие примеры из текста.

4. Этически корректно сформулировать собственное мнение по анализируемой проблеме, согласившись или не согласившись с позицией автора. Околонаучные размышления С. Довлатова о том, что « особо кровожадные злодеи формируются из неудавшихся лирических поэтов », кажутся мне просто нелепыми … При этом основной силой, способной « усмирить » комплекс, является одобрение окружающих, а не отсутствие таланта, которое ставит во главу угла автор очерка, слабо разбирающийся в психологии человека. Этическая ошибка связана с проявлениями речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение ; словесное выражение негативных эмоций, чувств или намерений в неприемлемой в данной речевой ситуации форме : оскорбление, угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов, вульгаризмов, жаргонизмов, арго.

« Структура доказательства – тезис и аргументы, а также логическая связь между ними. Аргументированное построение, как правило, завершается вариативным повтором тезиса – выводом, т. е. уже известным читателю суждением, новый момент которого заключается в том, что доказана его истинность ». ( Стилистический энциклопедический словарь русского языка ) Аргументы должны быть краткими, точными, вескими.

Какую мысль мы доказываем ? ( Суть проблемы ) К какому кругу проблем она относится ? ( социальным, нравственным, эстетическим, научным, общественно - политическим и т. д.) Почему она актуальна в наши дни ? Что случится, если не принимать меры для её решения ? Какие пагубные последствия она может иметь ? - и т. д. Аргументируя собственную позицию, привести не менее двух аргументов, опираясь на жизненный или читательский опыт, и выстроить их в логической последовательности. Строгое расположение доказательств обеспечивает последовательность изложения.

Глаголов 1 лица мн. ч. ( докажем, найдём, подтвердим, приведём, определим и др.) Союзов ( так как, так что, потому, поэтому, если, чтобы и др.) Вводных слов ( например, следовательно, таким образом, итак и др.) Синтаксических конструкций ( это подтверждается тем …; это объясняется тем …; это обусловлено тем …; причина состоит в следующем …; отсюда вытекает …; из этого следует, что …; из этого вытекает, что …; это позволяет предположить, что … и др.)

5. Введение и заключение сочинения должны быть связаны между собой. Не следует начинать сочинение со слов : « Перед нами текст …» « Темой данного текста является …» В заключении необходимо сделать вывод ; при этом он должен быть связан с темой сочинения, основной мыслью, названием ( если оно есть ) и началом сочинения. Наличие вывода обеспечивает соблюдение такого признака текста, как завершённость.

Сформулировать проблему исходного текста и определить её место среди актуальных проблем современности. Очертить круг проблем современного общества и определить место анализируемой проблемы среди них. Сообщить сведения об авторе текста ( если он известен ученику ) и определить место проблемы в его творчестве. Привести изречения известных писателей, деятелей искусства, просвещения, политики, имеющее отношение к проблеме текста. Начать с лирического отступления и подвести к проблеме текста. Подобрать соответствующие примеры из классической литературы или из личного опыта и связать их с обсуждаемой проблемой. Поделиться размышлениями, вызванными прочитанным текстом.

… Правильный ответ в зависимости от сложности каждого задания оценивается одним или несколькими баллами. Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов. Желаем успеха ! 5 ступенек

Владимирская Г. Н., Райский С. И. Тренажёр для подготовки к экзамену. Русский язык. 10 – 11 классы. – М.: Издательский дом « Новый учебник », 204. – 144 с. Егораева Г. Т. Практикум по русскому языку : подготовка к выполнению части 3 ( С ). – М.: Издательство « Экзамен », – 94 с. ЕГЭ Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов / Авт.- сост. И. П. Цыбулько, В. И. Капинос, Л. И. Пучкова, А. Ю. Бисеров, Ю. Н. Гостева, В. В. Львов и др. - М.: Эксмо, – 384 с. Розенталь Д. Э. Управление в русском языке : Словарь - справочник. – М.: Издательство АСТ, – 304 с. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Айрис - Пресс, – 832 с. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И. Б. Голуб. - М.: Айрис - Пресс, – 368 с. Русский язык и культура речи. Учебник / А. И. Дунаева, В. А. Ефремова, Е. В. Сергеева, В. Д. Черняк. Под ред. В. Д. Черняк. – Спб.: САГА ; М.: ФОРУМ, – 368 с. Русский язык. Справочные материалы. Учебное пособие для учащихся / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова. Под ред. Н. М. Шанского. – М.: Просвещение, – 288 с. Сивакова Ю. Н. Русский язык. Пособие для подготовки к Единому государственному экзамену. – Спб.: САГА ; ИД « Невский проспект », – 176 с. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. Л. Воронцова, Н. А. Еськова. Под ред. Р. И. Аванесова. – М.: Русский язык, – 704 с. Фотографии из личного архива. Фотографии учащихся размещены с разрешения их родителей Картинки из коллекции - ClipArt 5 ступенек